Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 03 февраля 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Версаль" - Чугунков И.С., доверенность от 10.09.2013 г. N 1;
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился;
- от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Версаль"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 октября 2013 года по делу N А55-14005/2013 (судья Холодкова Ю.Е.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Версаль", (ОГРН 1036300335906), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконными действий и обязании,
установил:
ООО "Версаль" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившихся в отказе ООО "Версаль" в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, у дома N 92, площадью 100,00 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0411004:2118, испрашиваемого под временный торговый павильон "Продукты" и обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.10.2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, ООО "Версаль" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что его право на оформление договора аренды в отношении земельного участка площадью 100 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, у дома N 92, подтверждается наличием Распоряжений заместителя Главы городского округа - главы администрации Куйбышевского района городского округа Самара от 08.06.2007 года N 244 "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, у дома N 92" и от 06.02.2008 г. N 49 "О внесении изменения в распоряжение заместителя Главы городского округа - главы администрации Куйбышевского района городского округа Самара от 08.06.2007 года N 244 "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, у дома N 92" для использования под временный торговый павильон "Продукты".
Податель жалобы ссылается на то, что пунктом 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Поэтому, по мнению подателя жалобы, принимая во внимание, что вид разрешенного использования спорного земельного участка - под временный торговый павильон "Продукты" - был утвержден распоряжениями от 08.06.2007 года N 244 и от 06.02.2008 года N 49 с прилагаемым к ним проектом границ земельного участка, то есть в период действия Правил, а также отсутствия угрозы жизни и здоровья людей, окружающей среды, объектам культурного наследия, то в силу вышеназванных норм закона такой земельный участок может использоваться для тех же целей без приведения в соответствие с данными правилами.
В судебном заседании представитель ООО "Версаль" доводы апелляционной жалобы поддержал.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ООО "Версаль", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
18.02.2013 Общество обратилось в Министерство с заявлением о представлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:01:0411004:2118, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская у дома N 92 под установку временного павильона "Продукты". (л.д. - 45).
Министерство письмом от 30.04.2013 года N 12-2/0064/13 отказало заявителю в предоставлении земельного участка, ссылаясь на то, что согласно информации Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара N САМВ-38825 испрашиваемая цель использования указанного земельного участка не соответствует градостроительному регламенту.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанных действий Министерства имущественных отношений Самарской области по отказу в предоставлении земельного участка в аренду незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно пунктам 1, 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 ЗК РФ.
В силу п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Правительством Самарской области принято Постановление от 21.06.2006 г. N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - Порядок).
Согласно п. 2.1 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В соответствии с п. 2.3 Министерство не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В данном случае земельный участок площадью 100 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, у дома N 92, с разрешенным использованием: под временный торговый павильон "Продукты" 10.01.2013 года поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 63:01:041 1004:2118.
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара письмом от 02.04.2013 г. N САМВ-38825 указал Министерству, в том числе, что вид использования объекта не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в зоне среднеэтажной жилой застройки 3-6 этажей (Ж-3) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61.
- Согласно абзацу 6 п. 3.1 Порядка положения пунктов 2.7, 2.9 - 2.13 настоящего Порядка не применяются в случае если на испрашиваемом заявителем земельном участке располагаются строения, сооружения, не подлежащие постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства (далее - временные объекты), имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка для размещения временного объекта, принятый до 01.07.2006, или акт принятия в эксплуатацию временного объекта, выданный уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект. Правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством;
- Судом правильно учтено, что испрашиваемый земельный участок занят временным объектом, возведенным ООО "Версаль". Ранее Обществу данный участок ни на каком праве не предоставлялся, поскольку эти распоряжения изданы после 01.07.2006 года, кроме того, фактическое предоставление земельного участка этими актами произведено не было.
В силу ч. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, в том числе населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) также предусматривает, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 37 ГрК РФ).
Частью 1 ст. 37 ГрК РФ предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Согласно информации Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в соответствии с Картой градостроительного зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61, испрашиваемый земельный участок находится в зоне среднеэтажной жилой застройки 3-6 этажей (Ж-3).
Использование земельных участков под киоски, лоточную торговлю, временные павильоны розничной торговли и обслуживания населения соответствует разрешенным видам использования, сопутствующим основным видам использования земельных участков в указанной зоне, и не соответствует основным видам использования земельных участков, разрешенным в данной территориальной зоне.
В соответствии с п. 3 ч. ст. 37 ГрК РФ вспомогательные виды разрешенного использования допускаются только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.
Аналогичные положения содержатся в п. 9 ст. 3 Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61, согласно которому виды разрешенного использования, сопутствующие основным видам использования недвижимости, по отношению к последним являются вспомогательными; при отсутствии на земельном участке основного вида использования, сопутствующий вид использования не считается разрешенным, если иное специально не оговаривается настоящими Правилами.
Доказательств использования земельного участка в соответствии с основными видами разрешенного использования заявителем не представлено.
Таким образом, исходя из того, что предполагаемая цель использования испрашиваемого земельного участка (установка временного торгового павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией) не соответствует основным видам разрешенного использования для указанной территориальной зоны и относится к сопутствующим основным видам разрешенного использования, суд сделал правильный вывод о том, что Министерство правомерно, на основании п. 2.4 Порядка и в соответствии с положениями ст. 37 ГрК РФ, отказало заявителю в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Кроме того, в материалы дела представлены решения Куйбышевского районного суда от 13 марта 2013 года (л.д. - 73-93), в соответствии с которыми суд обязал ООО "Версаль" демонтировать временные объекты по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, около дома N 92, указывая на отсутствие документов по их установке.
С учетом изложенного у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Аналогичная судебная практика изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.02.2013 г. по делу N А55-9581/2012, постановлении Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 02.09.2013 года по делу N А555692/2013.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Обществом с ограниченной ответственностью "Версаль" в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 октября 2013 года по делу N А55-14005/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.02.2014 N 11АП-21523/2013 ПО ДЕЛУ N А55-14005/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2014 г. по делу N А55-14005/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 03 февраля 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Версаль" - Чугунков И.С., доверенность от 10.09.2013 г. N 1;
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился;
- от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Версаль"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 октября 2013 года по делу N А55-14005/2013 (судья Холодкова Ю.Е.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Версаль", (ОГРН 1036300335906), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконными действий и обязании,
установил:
ООО "Версаль" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившихся в отказе ООО "Версаль" в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, у дома N 92, площадью 100,00 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0411004:2118, испрашиваемого под временный торговый павильон "Продукты" и обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.10.2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, ООО "Версаль" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что его право на оформление договора аренды в отношении земельного участка площадью 100 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, у дома N 92, подтверждается наличием Распоряжений заместителя Главы городского округа - главы администрации Куйбышевского района городского округа Самара от 08.06.2007 года N 244 "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, у дома N 92" и от 06.02.2008 г. N 49 "О внесении изменения в распоряжение заместителя Главы городского округа - главы администрации Куйбышевского района городского округа Самара от 08.06.2007 года N 244 "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, у дома N 92" для использования под временный торговый павильон "Продукты".
Податель жалобы ссылается на то, что пунктом 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Поэтому, по мнению подателя жалобы, принимая во внимание, что вид разрешенного использования спорного земельного участка - под временный торговый павильон "Продукты" - был утвержден распоряжениями от 08.06.2007 года N 244 и от 06.02.2008 года N 49 с прилагаемым к ним проектом границ земельного участка, то есть в период действия Правил, а также отсутствия угрозы жизни и здоровья людей, окружающей среды, объектам культурного наследия, то в силу вышеназванных норм закона такой земельный участок может использоваться для тех же целей без приведения в соответствие с данными правилами.
В судебном заседании представитель ООО "Версаль" доводы апелляционной жалобы поддержал.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ООО "Версаль", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
18.02.2013 Общество обратилось в Министерство с заявлением о представлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:01:0411004:2118, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская у дома N 92 под установку временного павильона "Продукты". (л.д. - 45).
Министерство письмом от 30.04.2013 года N 12-2/0064/13 отказало заявителю в предоставлении земельного участка, ссылаясь на то, что согласно информации Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара N САМВ-38825 испрашиваемая цель использования указанного земельного участка не соответствует градостроительному регламенту.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанных действий Министерства имущественных отношений Самарской области по отказу в предоставлении земельного участка в аренду незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно пунктам 1, 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 ЗК РФ.
В силу п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Правительством Самарской области принято Постановление от 21.06.2006 г. N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - Порядок).
Согласно п. 2.1 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В соответствии с п. 2.3 Министерство не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В данном случае земельный участок площадью 100 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, у дома N 92, с разрешенным использованием: под временный торговый павильон "Продукты" 10.01.2013 года поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 63:01:041 1004:2118.
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара письмом от 02.04.2013 г. N САМВ-38825 указал Министерству, в том числе, что вид использования объекта не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в зоне среднеэтажной жилой застройки 3-6 этажей (Ж-3) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61.
- Согласно абзацу 6 п. 3.1 Порядка положения пунктов 2.7, 2.9 - 2.13 настоящего Порядка не применяются в случае если на испрашиваемом заявителем земельном участке располагаются строения, сооружения, не подлежащие постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства (далее - временные объекты), имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка для размещения временного объекта, принятый до 01.07.2006, или акт принятия в эксплуатацию временного объекта, выданный уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект. Правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством;
- Судом правильно учтено, что испрашиваемый земельный участок занят временным объектом, возведенным ООО "Версаль". Ранее Обществу данный участок ни на каком праве не предоставлялся, поскольку эти распоряжения изданы после 01.07.2006 года, кроме того, фактическое предоставление земельного участка этими актами произведено не было.
В силу ч. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, в том числе населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) также предусматривает, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 37 ГрК РФ).
Частью 1 ст. 37 ГрК РФ предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Согласно информации Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в соответствии с Картой градостроительного зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61, испрашиваемый земельный участок находится в зоне среднеэтажной жилой застройки 3-6 этажей (Ж-3).
Использование земельных участков под киоски, лоточную торговлю, временные павильоны розничной торговли и обслуживания населения соответствует разрешенным видам использования, сопутствующим основным видам использования земельных участков в указанной зоне, и не соответствует основным видам использования земельных участков, разрешенным в данной территориальной зоне.
В соответствии с п. 3 ч. ст. 37 ГрК РФ вспомогательные виды разрешенного использования допускаются только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.
Аналогичные положения содержатся в п. 9 ст. 3 Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61, согласно которому виды разрешенного использования, сопутствующие основным видам использования недвижимости, по отношению к последним являются вспомогательными; при отсутствии на земельном участке основного вида использования, сопутствующий вид использования не считается разрешенным, если иное специально не оговаривается настоящими Правилами.
Доказательств использования земельного участка в соответствии с основными видами разрешенного использования заявителем не представлено.
Таким образом, исходя из того, что предполагаемая цель использования испрашиваемого земельного участка (установка временного торгового павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией) не соответствует основным видам разрешенного использования для указанной территориальной зоны и относится к сопутствующим основным видам разрешенного использования, суд сделал правильный вывод о том, что Министерство правомерно, на основании п. 2.4 Порядка и в соответствии с положениями ст. 37 ГрК РФ, отказало заявителю в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Кроме того, в материалы дела представлены решения Куйбышевского районного суда от 13 марта 2013 года (л.д. - 73-93), в соответствии с которыми суд обязал ООО "Версаль" демонтировать временные объекты по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, около дома N 92, указывая на отсутствие документов по их установке.
С учетом изложенного у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Аналогичная судебная практика изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.02.2013 г. по делу N А55-9581/2012, постановлении Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 02.09.2013 года по делу N А555692/2013.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Обществом с ограниченной ответственностью "Версаль" в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 октября 2013 года по делу N А55-14005/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)