Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.03.2015 N 04АП-783/2015 ПО ДЕЛУ N А19-14618/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2015 г. по делу N А19-14618/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Никифорюк Е.О., судей: Желтоухова Е.В., Ткаченко Э.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Виноградова Виталия Александровича на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 декабря 2014 года по делу N А19-14618/2014 по иску индивидуального предпринимателя Виноградова Виталия Александровича к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, третьи лица - Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска, Правительство Иркутской области, (суд первой инстанции - М.Н. Габескирия)
при участии в судебном заседании:
- от истца: не явился, извещен;
- от ответчика: не явился, извещен;
- от третьих лиц:
- от Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска: не явился, извещен;
- от Правительства Иркутской области: не явился, извещен;

- установил:

Индивидуальный предприниматель Виноградов Виталий Александрович (ОГРНИП 311380412500010, ИНН 380400171708, место нахождения: г. Братск, далее - предприниматель, заявитель, истец) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340; 107078, г. Москва, пер. Орликов, 10, стр. 1, далее - кадастровая палата) о признании неправильным отнесения земельного участка с кадастровым номером 38:34:011701:78, общей площадью 3497 +/- 21 кв. м, расположенного по адресу: г. Братск, ж.р.Центральный, 170м западнее здания N 1/2 по ул. Крупской, к 5 группе вида разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания"; обязании федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Иркутской устранить допущенные нарушения, путем приведения сведений об отнесении указанного земельного участка в соответствии с 3 группой вида разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска (ОГРН 1023800841382, ИНН 3803201800, 665708, г. Братск, пр. Ленина, 37, далее - комитет), Правительство Иркутской области (ОГРН 1073808005534, ИНН 3808163259, 664027, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 1а, далее - правительство).
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано. В обосновании суд первой инстанции указал, что земельный участок используется истцом под платную автостоянку, в целях предпринимательской деятельности, поэтому суд считает обоснованным применение при расчете арендной платы удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:34:011701:78, исходя из 5 вида разрешенного использования.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 29.12.2014 по делу N А19-14618/2014 отменить полностью и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Указывает, что земельный участок с кадастровым номером 38:34:011701:78 используется для размещения автостоянки, а объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания отсутствуют. Полагает, что наличия обстоятельств, позволяющих отнести спорный земельный участок к 5 виду разрешенного использования, не доказано. Земельные участки, предназначенные для размещения каких-либо автостоянок, в составе 5 группы вида разрешенного использования Типового перечня отсутствуют.
Документы, свидетельствующие о несоответствии фактического использования земельного участка его разрешенному использованию по 3 виду, ни ответчиком, ни Правительством Иркутской области, не представлены. Принимая во внимание фактические обстоятельства землепользования и функциональное использование объекта под автостоянку, считает, что решение арбитражного суда Иркутской области не является законным и обоснованным.
На апелляционную жалобу поступило возражение комитета, в котором оно просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На апелляционную жалобу поступил отзыв кадастровой палаты, в котором она соглашается с выводами суда первой инстанции, считает, что действовала в пределах предоставленных законом полномочий, и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании 12 марта 2015 года был объявлен перерыв до 13 марта 2015 года.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 12.02.2015, 1303.2015.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом, комитет и предприниматель просили о рассмотрении жалобы в их отсутствие.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановлением администрации муниципального образования города Братска от 24.05.12 N 980 (т. 1 л.д. 12) Виноградову Виталию Александровичу сроком на три года предоставлен земельный участок категории земель населенных пунктов площадью 0,3497 га по адресу: Иркутская область, город Братск, жилой район Центральный, в 170 м западнее здания N 1/2 по улице Крупской, для размещения платной автостоянки, временно расположенной на земельном участке.
На основании пункта 1.1 заключенного Комитетом по управлению муниципальным имуществом и развитию потребительского рынка администрации города Братска (арендодателем) - истцом по делу, с Виноградовым Виталием Александровичем (арендатором) - ответчиком по делу договора аренды земельного участка от 29.05.12 N 160-12 (т. 1 л.д. 13-15), арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду, на основании постановления администрации муниципального образования г. Братска от 24.05.12 N 980, земельный участок, из земель населенных пунктов, общей площадью 0,3497 га, с кадастровым номером 38:34:011701:78, расположенный по адресу: Иркутская область, город Братск, Жилой район Центральный, в 170 м западнее здания N 1/2 по улице Крупской, для размещения платной автостоянки, временно расположенной на земельном участке.
Границы земельного участка указаны в кадастровом паспорте земельного участка, являющимся неотъемлемой частью договора (приложение N 1) и не могут быть самостоятельно изменены арендатором.
Согласно пункту 1.2 договора, срок аренды участка устанавливается 25.05.12 по 24.05.15.
В соответствии с пунктом 1.3 договора вступает в силу с даты его государственной регистрации и прекращает свое действие по истечении срока, указанного в пункте 1.2 договора.
В соответствии с пунктом 1.4 договора, условия договора применяются к отношениям сторон, возникшим с 25.05.2012.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2, 2.3 договора, арендная плата за пользование земельным участком составляет 35028 руб. 01 коп. в квартал, вносится арендатором ежеквартально, равными частями от размера годовой арендной платы не позднее 10 числа второго месяца каждого квартал, арендная плата исчисляется с 25.05.2012 г.
Согласно пункту 2.4 договора, арендная плата перечисляется путем перечисления на расчетный счет арендодателя.
В соответствии с пунктом 2.6 договора, размер арендной платы за использование земельного участка ежегодно изменяется в одностороннем порядке по требованию арендодателя на уровень инфляции (максимальное значение уровня инфляции), установленный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, по состоянию на 1 января очередного года, начиная с года, следующего за годом, в котором принято решение о предоставлении земельного участка в аренду.
Согласно пункту 2.7 договора, размер арендной платы за использование земельного участка может изменяться в одностороннем порядке по требованию арендодателя в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка. Размер арендной платы подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости.
Согласно приложению N 1 к договору аренды земельного участка N 160-12 от 29.05.2012, размер арендной платы составляет сумму 140112,03 руб. в год, сумму 35028,01 руб. в квартал, исходя из площади земельного участка 3497 кв. м, базовой ставки арендной платы -1,5%, кадастровой стоимости 1 кв. м кадастрового квартала по видам функционального использования земель - 2671,09 руб. (т. 1 л.д. 16).
В адресованном Виноградову В.А. письме от 23.01.14 N Ис-1051/11/14 (т. 1 л.д. 19) Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Братска сообщает об изменении с 01.01.14 размера арендной платы, ссылаясь на утверждение Постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.13 N 517-пп новых удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков на территории города Братска, в соответствии с чем, размер арендной платы по договору аренды от 29.05.12 N 160-12 с 01.01.14 составляет сумму 93886,06 руб. в год.
Согласно приложенному к названному письму расчету арендной платы, при определении размера арендной платы за арендованный истцом земельный участок применялась кадастровая стоимость названного земельного участка в размере 1789,84 руб. за 1 кв. м в год (т. 1 л.д. 20).
Согласно кадастровой справка о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:34:011701:78, кадастровая стоимость названного земельного участка по состоянию на 01.01.14 составляет сумму 6259070,48 руб. на основании Постановления Правительства Иркутской области от 15.11.13 N 517-пп (т. 1 л.д. 21).
В письме от 15.07.14 N Ис-13182/11/14 (т. 1 л.д. 22) Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Братска уведомило Виноградова В.А. о том, что Постановлением Правительства Иркутской области от 05.05.14 N 239-пп утверждены новые удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков на территории города Братска, в связи с чем, размер арендной платы по договору аренды от 29.05.12 N 160-12 с 01.01.14 составляет сумму 143397,81 руб. в год (т. 1 л.д. 23).
Согласно приложенному к названному письму расчету арендной платы, при определении размера арендной платы за арендованный истцом земельный участок применялась кадастровая стоимость названного земельного участка в размере 2733,73 руб. за 1 кв. м в год.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на неправомерное отнесение арендованного им земельного участка к 5 группе вида разрешенного использования, что повлекло для истца негативные последствия в виде уплаты увеличенной арендной платы.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприниматель обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Земельный участок с кадастровым номером 38:34:011701:78 находится в черте города Братска Иркутской области и относится к категории земель населенных пунктов.
Согласно п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
На основании п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.10 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно п. 1 которых, Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно п. п. 2, 3, 4 Правил, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (п. 11 Правил).
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, которые позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе видов разрешенного использования.
Согласно Методическим указаниям, кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется в разрезе 17 видов разрешенного использования.
При этом в соответствии с п. 1.2.3. Методических указаний земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок, отнесены к 3 группе.
Действовавшим на момент заключения договора аренды земельного участка N 160-12 от 29.05.12 Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 утверждены Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, пунктом 2.2. которых предусмотрен механизм определения номера разрешенного использования земельного участка, согласно которому определение номера вида разрешенного использования земельных участков производилось в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования (таблица N 1 приложения N 2).
Согласно Типовому перечню видов разрешенного использования, к 3 группе видов разрешенного использования отнесены земельные участки гаражей (индивидуальных и кооперативных) для хранения индивидуального автотранспорта; земельные участки, предназначенные для хранения автотранспортных средств для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
К 5 группе видов разрешенного использования отнесены земельные участки для размещения объектов оптовой и розничной торговли, земельные участки ресторанов, кафе, баров, земельные участки столовых при предприятиях и учреждениях и предприятий поставки продукции общественного пития, земельные участки рынков, земельные участки ремонтных мастерских и мастерских технического обслуживания, земельные участки химчисток, прачечных, земельные участки для размещения объектов технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, земельные участки фотоателье, фотолабораторий, земельные участки бань, земельные участки парикмахерских, земельные участки предприятий по прокату, земельные участки объектов по оказания обрядовых услуг (свадеб и юбилеев), земельные участки игровых залов, игровых автоматов, игорных домов (казино), тотализаторов, организации лотерей (включая продажу лотерейных балетов).
Представленный перечень не имеет отдельно указанной строки вида разрешенного использования - платная автостоянка.
Вместе с тем, согласно письму Минэкономразвития России от 25.02.10 N Д06-517, в целях предотвращения неправильного отнесения земельных участков при определении их кадастровой стоимости к группам видов разрешенного использования, запрос дополнительных сведений о земельных участках Земельными кадастровыми палатами у органов местного самоуправления представляется целесообразным.
Как правильно указывает суд первой инстанции, в адресованном ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Иркутской области письме от 09.09.10 N 11-06/Ис-13948/11/10 (т. 1 л.д. 58) Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Братска сообщает, что фактическое использование земельных участков с кадастровыми номерами 38:34:012001:31 и 38:34:011701:78 осуществляется в коммерческих целях - для осуществления предпринимательской деятельности, в связи с чем, при определении кадастровой стоимости данных земельных участков необходимо применить 5 группу видов разрешенного использования.
В представленном в материалы дела письме от 18.11.10 N 22-41700 (т. 1 л.д. 64-65) от 18.03.2011 N 15-275/11 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области указывает на то, что к земельным участкам, в том числе, с кадастровым номером 38:34:011701:78 применяется 5 группа видов разрешенного использования.
Согласно приложению N 2 к Постановлению Правительства Иркутской области от 27.11.08 N 101-пп, стоимость 1 кв. м земельных участков в кадастровом квартале 38:34:011701, отнесенных к 5 виду разрешенного использования, составляет сумму 2603,55 руб. в год.
Вступившим в законную силу 03.12.13 Постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.13 N 517-пп утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области, согласно приложению N 1 к которому земельный участок с кадастровым номером 38:34:011701:78 отнесен к 3 группе разрешенного использования, удельный показатель кадастровой стоимости составил 1789,84 руб., в связи с чем, кадастровая стоимость указанного земельного участка составила сумму 6259070,48 руб.
Постановлением Правительства Иркутской области от 05.05.14 N 239-пп внесены изменения в Постановление Правительства Иркутской области от 15.11.13 N 517-пп, в соответствии с которыми, спорный земельный участок отнесен к пятой группе видов разрешенного использования (приложение N 1 к Постановлению), удельный показатель кадастровой стоимости составил сумму 2733,73 руб. за 1 кв. м в год, в связи с чем, кадастровая стоимость земельного участка составила сумму 9559853,81 руб.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что земельный участок используется истцом под платную автостоянку, в целях предпринимательской деятельности, суд первой инстанции правильно посчитал обоснованным применение при расчете арендной платы удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:34:011701:78, исходя из 5 вида разрешенного использования.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона "О государственном кадастре недвижимости", государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе.
Согласно ч. 5 ст. 4 названного Закона, сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
На основании ч. 10 ст. 4 Закона "О государственном кадастре недвижимости", ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона "О государственном кадастре недвижимости", органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений: об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:34:011701:78, исходя из пятого вида разрешенного использования, определена с учетом положений утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, на основании постановлений Правительства Иркутской области от 15.11.13 N 517-пп и от 05.05.14 N 239-пп.
Как правильно указывает суд первой инстанции, истец результаты кадастровой оценки земельного участка или утвердивший указанные результаты правовой акт не оспорил.
Доводы апелляционной жалобы о том, что земельный участок с кадастровым номером 38:34:011701:78 используется для размещения автостоянки, а объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания отсутствуют, поэтому наличия обстоятельств, позволяющих отнести спорный земельный участок к 5 виду разрешенного использования, не имеется, а земельные участки, предназначенные для размещения каких-либо автостоянок, в составе 5 группы вида разрешенного использования Типового перечня отсутствуют, отклоняются апелляционным судом, поскольку по смыслу положений Типового перечня к 3 группе видов разрешенного использования относились земельные участки, предназначенные для использования не в предпринимательских целях, а 5 группа видов разрешенного использования имела в наименовании, в том числе земельные участки бытового обслуживания. Платная автостоянка является разновидностью бытового обслуживания - предоставление услуг по хранению автотранспортных средств.
Таким образом, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены, как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 декабря 2014 года по делу N А19-14618/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.О.НИКИФОРЮК

Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Э.В.ТКАЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)