Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 18.02.2014 ПО ДЕЛУ N А65-8366/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2014 г. по делу N А65-8366/2013


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Коноплевой М.В., Ананьева Р.В.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.07.2013 (судья Юшков А.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013 (председательствующий судья Карпов В.В., судьи Липкинд Е.Я., Радушева О.Н.)
по делу N А65-8366/2013
по исковому заявлению муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (ОГРН 1061655000582, ИНН 1655065674) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (ОГРН 1021603478533, ИНН 1659036709) о признании сведений о земельном участке с кадастровым номером 16:50:100307:113 в части стоимости земельного участка кадастровой ошибкой и обязании исправить кадастровую ошибку, третьи лица: муниципальное унитарное предприятие города Казани "Водоканал" (ОГРН 1021602830370, ИНН 1653006666), Кабинет Министров Республики Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан,

установил:

муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Комитет, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата, ответчик) о признании сведений о земельном участке кадастровый номер 16:50:100307:113 в части кадастровой стоимости земельного участка, определенной в размере 287 483 руб. кадастровой ошибкой, как не соответствующей 9-му виду разрешенного использования земель, и обязании ответчика исправить данную кадастровую ошибку путем внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 16:50:100307:113, указав ее в размере 656 543 руб. 30 коп., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости для вида разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Определением суда от 29.04.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное унитарное предприятие города Казани "Водоканал" (далее - МУП Водоканал"), Кабинет Министров Республики Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани (далее - Исполком), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по Республике Татарстан).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.07.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013, исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Комитет просит решение и постановление отменить, исковые требования удовлетворить. Заявитель жалобы считает, что у кадастровой палаты не имелось правовых оснований для проведения кадастрового учета изменений объекта недвижимости и отнесения спорного земельного участка к "линейным объектам и инженерной инфраструктуре" с присвоением ему 13-го номера вида разрешенного использования.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, земельный участок кадастровый номер 16:50:100307:113 площадью 70 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Гагарина, установлено относительно ориентира возле дома N 95а, является собственностью муниципального образования "Город Казань Республики Татарстан". Земельный участок относится к землям населенных пунктов, с разрешенным использованием - под водопроводную насосную станцию. Земельный участок предоставлен в аренду МУП "Водоканал" (л.д. 35).
Распоряжение данным земельным участком на основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" осуществляется органом местного самоуправления.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" определена кадастровая стоимость земельного участка. В соответствии с утвержденными указанным постановлением средними взвешенными по площади значениями удельных показателей кадастровой стоимости земель города Казани удельный показатель кадастровой стоимости земель кадастрового квартала 16 50 100 307 в размере 4106 руб. 90 коп. соответствует 13-му виду разрешенного использования (строка 1123).
Согласно пункту 1.2.13 Методических указаний по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 39 от 15.02.2007, 13-му виду разрешенного использования соответствуют земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов.
Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани и Комитет земельных и имущественных отношений г. Казани в досудебном порядке обращались в Управление Росреестра по РТ и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ" с просьбой внести изменения в экономические характеристики земельных участков, предоставленных МУП "Водоканал", в части установления кадастровой стоимости этих участков в размерах, соответствующих 9-му виду разрешенного использования земель. Однако в этом заявителям было отказано по мотиву, что технические ошибки в сведениях об экономических характеристиках земельных участков в государственном кадастре недвижимости не обнаружены, кадастровая стоимость определена верно.
Истец, обращаясь в суд с настоящими требованиями, считает, что имеет место кадастровая ошибка. Кадастровая стоимость земельного участка кадастровый номер 16:50:100307:113 подлежит определению с применением удельного показателя кадастровой стоимости земель кадастрового квартала 16 50 100 307 в размере 9379 руб. 19 коп. соответствующего 9-му виду разрешенного использования. По мнению истца, поскольку МУП "Водоканал" оказывает услуги организациям и физическим лицам по водоснабжению и водоотведению, относится к предприятиям коммунального хозяйства, при присвоении земельному участку номера вида разрешенного использования следовало соотнести указанный в правоустанавливающих документах вид разрешенного использования этого участка, а также учесть функциональное назначение расположенных на участке объектов недвижимости.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета, в случае обнаружения данным органом такой ошибки, в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения. Решение об исправлении технической ошибки в государственном кадастре недвижимости может быть обжаловано в судебном порядке (пункт 2 статьи 28 названного Закона).
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 4, 9 - 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 с 01.01.2011 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Республики Татарстан.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания).
Методические указания позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе следующих видов разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок; земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2 Методических указаний).
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29.05.2012 N 13016/11 изложил правовую позицию, согласно которой к линейным объектам различными законодательными актами отнесены дороги, линии связи и электропередачи, трубопроводы и подобные им объекты. При этом под инженерной инфраструктурой населенных пунктов понимается совокупность соединяющих различных пользователей сетей, проводящих связь, воду, газ, электроэнергию, а также технических устройств, обслуживающих эти сети.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ", водопроводная сеть - система трубопроводов и сооружений на них предназначенных для водоснабжения. Водопроводно-насосная станция - это неотъемлемая часть системы водоснабжения города Казани, состоящая из трубопроводов и сооружений на них.
Судами установлено и сторонами данное обстоятельство не оспаривается, что на спорном земельном участке располагаются объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, а именно: канализационная насосная станция, предназначенных для водоснабжения потребителей МУП "Водоканал".
При изложенных обстоятельствах суды двух инстанций пришли к выводу о том, что сведения в государственном кадастре недвижимости внесены в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования спорного земельного участка, поэтому правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Кроме того, Управление Росреестра по РТ не вправе самостоятельно изменять вид разрешенного использования земельного участка, однако соответствующих решений органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка, на дату утверждения кадастровой стоимости участка, не принято.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судебной коллегией, поскольку не опровергают выводы судов, изложенных в судебных актах, а выражают лишь несогласие с ними и, по существу, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение и постановление без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.07.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013 по делу N А65-8366/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА

Судьи
М.В.КОНОПЛЕВА
Р.В.АНАНЬЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)