Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.08.2015 N 11АП-9176/2015 ПО ДЕЛУ N А65-28370/2014

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2015 г. по делу N А65-28370/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 августа 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Бажана П.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой А.С.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Сетевая компания" - извещен, не явился,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ (Росреестр) - извещен, не явился,
от Министерства лесного хозяйства РТ - извещен, не явился,
от Территориального управления Росимущества в Республики Татарстан РТ - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 августа 2015 года, в помещении суда, апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.06.2015 года по делу N А65-28370/2014 (судья Хамитов З.Н.),
по заявлению открытого акционерного общества "Сетевая компания", РТ, г. Казань,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ, (Росреестр) г. Казань,
с участием третьих лиц без самостоятельных требований:
Министерства лесного хозяйства РТ, г. Казань,
Территориального управления Росимущества в Республики Татарстан РТ, г. Казань,
о признании незаконным отказа Управления Росреестра по РТ от 07.10.2014 г. N 52/012/2014-509,

установил:

открытое акционерное общество "Сетевая компания", г. Казань (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по РТ, г. Казань (далее - ответчик), с участием третьих лиц без самостоятельных требований - Министерства лесного хозяйства РТ, г. Казань, Территориального управления Росимущества в Республики Татарстан РТ, г. Казань, о признании незаконным отказа Управления Росреестра по РТ от 07.10.2014 г. N 52/012/2014-509 в проведении государственной регистрации права аренды лесных участков по договору от 08.08.2014 г. N 663, заключенного между ОАО "Сетевая компания" и Министерством лесного хозяйства РТ, об обязании Управления Росреестра по РТ произвести регистрацию права аренды лесных участков, расположенных в Республике Татарстан, Сармановский муниципальный район, квартал 31 выделы 34, 52, 53 Джалильского участкового лесничества Азнакаевского лесничества, номер учетной записи в государственном лесном реестре 28793-2014-08, по договору от 08.08.2014 г. N 663, заключенного между ОАО "Сетевая компания" и Министерством лесного хозяйства РТ, отнести расходы по уплате государственной пошлины на открытое акционерное общество "Сетевая компания", г. Казань, (л.д. 3-7).
Решением суда первой инстанции от 09.06.2015 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме (л.д. 178-184).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в полном объеме, в удовлетворении заявленных требований ОАО "Сетевая компания" отказать в полном объеме.
Заявитель считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве от 03.08.2015 г. N 119-16/190.
Считает, что идентификация лесных участков происходит по лесным кварталам и лесотаксационным выделам, их границам и площади. При предоставлении в аренду части лесных участков до 01.01.2015 года их разделение и их формирование как новых объектов недвижимости не требовалось, кадастровый учет не производился, условные номера не присваивались.
Между тем, спорный лесной участок общей площадью 0,034 га является частью других лесных участков, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации и которым присвоены условные номера в ЕГРП, что подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельствами о государственной регистрации права. Следовательно, право собственности Российской Федерации на предоставляемый по Договору аренды лесной участок сохраняется.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
Ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (исх. от 03.08.2015 г. N 119-16/191).
Министерство лесного хозяйства РТ считает требования апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве от 31.07.2015 г. N 06-4225.
Территориальное управление Росимущества в Республики Татарстан РТ отзыв на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции 22.08.2014 г. заявитель обратился к ответчику с заявлением о государственной регистрации договора аренды на земельный участок, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Сармановский муниципальный район, Джалильского участкового лесничества, Азнакаевского лесничества, квартал 31 выдел 34; 52; 53.
Сообщением от 07.10.2014 г. N 52/012/2014-509 ответчик на основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказал заявителю в государственной регистрации договора аренды на земельный участок.
Отказ мотивирован тем, что правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество".
Ответчик также указал, что в соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество" государственная регистрация ограничения (обременения) объекта недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.
Согласно абзацу 1 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", право собственности на лесные участки должно быть зарегистрировано до распоряжения ими. Отсутствие государственной регистрации права на земельный участок означает невозможность распоряжаться ими.
Согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним права на лесные участки, расположенные по адресу: Республика Татарстан, Сармановский муниципальный район, Джалильского участкового лесничества, Азнакаевского лесничества, квартал 31 выделы 34, 52, 53, номер учетной записи в государственном лесном реестре 28793-2014-08, не зарегистрированы.
Заявитель обжаловал указанное сообщение от 07.10.2014 г. об отказе в государственной регистрации прав в Арбитражный суд Республики Татарстан.
09.06.2015 года Арбитражный суд Республики Татарстан принял обжалуемое решение.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права.
Порядок проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусмотрен Федеральным законом от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно статье 18 Федерального закона N 122-ФЗ документы, представленные для регистрации, должны быть надлежащим образом оформлены, а также должны отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; дополнительные документы могут быть истребованы регистрирующим органом, если правоустанавливающие и другие приложенные документы содержат неясности, несоответствие или другие недостатки, которые могут быть устранены представлением дополнительных документов.
В соответствии со статьей 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
Государственная регистрация договоров аренды лесных участков, договоров безвозмездного срочного пользования лесными участками в составе земель лесного фонда, приведенных в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, осуществляется без представления кадастровых планов или кадастровых паспортов лесных участков (при условии, если государственный кадастровый учет таких лесных участков не осуществлялся).
На основании статьи 7, части 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесным участком является земельный участок, местоположение, границы и площадь которого определяются соответственно по лесным кварталам и лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Исходя из правил названных статей, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
В порядке статьи 93 ЛК РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно части 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 83 ЛК РФ субъектам Российской Федерации переданы полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.
В соответствии со статьей 83 ЛК РФ, пунктом 9 части 3 статьи 3 Закона РТ от 22.05.2008 г. N 22-ЗРТ "Об использовании лесов в Республике Татарстан", Положением о Министерстве лесного хозяйства Республики Татарстан, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.02.2007 года N 38 предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов относится к полномочиям Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан.
Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан является органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственное управление в сфере использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов на территории РТ.
Между заявителем и Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан 08.08.2014 г. был заключен договор аренды лесного участка N 663 в целях использования лесов для эксплуатации линейных объектов (линий электропередачи).
Указанный Договор был заключен на основании распоряжения Министерства лесного хозяйства РТ от 08.04.2014 г. N 96-р.
В соответствии с указанным договором Арендодатель обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное пользование находящиеся в государственной собственности лесные участки, расположенные в Республике Татарстан, Сармановский муниципальный район: квартал 31 выделы 34, 52, 53 Джалильского участкового лесничества Азнакаевского лесничества; номер учетной записи в государственном лесном реестре: 28793-2014-08.
Схема расположения лесных участков и их характеристика приводятся в приложения N 1 и N 2 к договору. Границы лесных участков определены на плане лесного участка.
Срок договора аренды составляет 49 лет (пункт 19 договора).
Заявитель обратился в Азнакаевский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан с заявлением о проведении государственной регистрации указанной сделки.
Уведомлением Азнакаевского отдела Управления Росреестра по РТ от 08.09.2014 г. N 52/012/2014-509 государственная регистрация была приостановлена.
Сообщением ответчика от 07.10.2014 г. N 52/012/2014-509 в государственной регистрации права по договору аренды от 08.08.2014 г. N 663 было отказано.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции установил, что пункты 1 и 2 раздела 1 Договора аренды лесного участка от 08.08.2014 г. N 663 содержат необходимые данные, позволяющие определенно установить лесной участок, подлежащий передаче в аренду.
В силу статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) до 01.01.2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет (п. 2 ст. 4.1 Вводного закона).
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 ЛК РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 ЛК РФ (п. 3 ст. 4.1 Вводного закона).
Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 5 ст. 4.1 Вводного закона).
Согласно пункту 12 Порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 13.04.2012 г. N 139 по результатам государственного учета выдается план лесного участка.
Поскольку спорный лесной участок образован из участка лесного фонда, в отношении которого не проводился государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями законодательства, суд обоснованно указал на то, что в данном случае постановка спорного участка на кадастровый учет не требуется.
В соответствии со статьей 4.4 Закона N 201 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201) если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом N 122.
Исходя из статей 7, 69, 93 ЛК РФ, статей 4.3, 4.4 Закона N 201 следует, что предоставление лесного участка как части земельного участка в вещное владение, либо по договору не требует разделения земельного участка, на котором находятся лесные участки, и не требует формирования этих лесных участков как новых объектов недвижимости.
Таким образом, план лесного участка свидетельствует о проведенном государственном учете передаваемого в аренду лесного участка.
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.04.2015 г., за лесным участком, имеющим месторасположение: Республика Татарстан, Сармановский муниципальный район, ГБУ "Джалильское лесничества", "Азнакаевское лесничество" квартал 30, 31, 32 зарегистрировано право собственности Российской Федерации, 29.12.2008 г. N 16-16-05/010/2008-435.
Судом установлено, что заявителем для проведения государственной регистрации права аренды были представлены все документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ для регистрации права.
Документы содержат описание местоположения предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков.
Земельный участок включен в лесной реестр; имеется план лесного участка, карты-схемы расположения и границы лесного участка.
Вместе с тем в соответствии с данными государственного лесного реестра лесной участок, расположенный в Республике Татарстан, Сармановский муниципальный район, квартал 31 выделы 34, 52, 53 Джалильского участкового лесничества Азнакаевского лесничества, номер учетной записи в государственном лесном реестре 28793-2014-08, находится в собственности Российской Федерации.
Спорный лесной участок является частью лесных участков, имеющих месторасположение: Республика Татарстан, Сармановский муниципальный район, квартал 31 выделы 34, 52, 53 Джалильского участкового лесничества Азнакаевского лесничества, следовательно, право собственности Российской Федерации на него сохраняется.
При этом в силу действующего законодательство право постоянного (бессрочного) пользования должно быть зарегистрировано на испрашиваемый земельный участок за лицом, которому этот земельный участок предоставлен.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что у ответчика отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности на земельные участки, по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба ответчика не содержит.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе ответчика, являются ошибочными и во внимание судом апелляционной инстанции не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.06.2015 года по делу N А65-28370/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ

Судьи
П.В.БАЖАН
В.Е.КУВШИНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)