Судебные решения, арбитраж
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 17 марта 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Строительно-Монтажное Управление N 15" - Рамазанов С.Р., доверенность от 01.08.2013 г., Балмасов П.К., доверенность от 01.08.2013 г.;
- от Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - извещен, не явился;
- от Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома муниципального образования г. Казани" - извещен, не явился;
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома муниципального образования г. Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 января 2014 года по делу N А65-23501/2013 (судья Хасанов А.Р.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Строительно-Монтажное Управление N 15", (ОГРН 1021603275209, ИНН 1658044658), г. Казань,
к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, г. Казань,
Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома муниципального образования г. Казани", (ОГРН 1051622218559, ИНН 1655065554), г. Казань,
третье лицо:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным бездействия Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, выразившегося в ненаправлении ООО "СМУ-15" договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:230103:16 площадью 8430 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Тэцевская, д. 1, об обязании МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" и Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем направления ООО "СМУ-15" (для его заключения по цене 2,5% от 34 621 167 рублей (кадастровой стоимости)) договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:230103:16 площадью 8430 кв. м,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Строительно-Монтажное Управление N 15", г. Казань (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома муниципального образования г. Казани", (ОГРН 1051622218559, ИНН 1655065554) о признании незаконным бездействия Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, выразившегося в ненаправлении ООО "СМУ-15" договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:230103:16 площадью 8430 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Тэцевская, д. 1, об обязании МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" и Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем направления ООО "СМУ-15" (для его заключения по цене 2,5% от 34 621 167 рублей (кадастровой стоимости)) договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:230103:16 площадью 8430 кв. м.
Представитель заявителя представил ходатайство об уточнении предмета заявленных требований в части п. 2, согласно которому просил обязать МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" и Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем направления ООО "СМУ-15" для его заключения по цене 2,5% от 40 048 485 рублей 30 коп. (кадастровой стоимости) договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:230103:16 площадью 8430 кв. м.
Заявление об изменении предмета заявленных требований судом принято.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.01.2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани и Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома муниципального образования г. Казани" подали апелляционную жалобу, в которой просят решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, принять новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В апелляционной жалобе указывает, что на момент подачи заявления о подготовке акта цены постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.01.2008 N 18 "Об установлении цены земельных участков, отчуждаемых собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" утратило силу (с 01.07.2012), а новое постановление не было принято.
Податель жалобы ссылается на то, что на текущий момент акт установления цены Истцом получен, оплата стоимости земельного участка в Комитет не поступала, в связи с этим проект договора направлен не был.
Податель жалобы также указывает, что Комитетом было заявлено о пропуске заявителем 3 месячного срока на обжалование действий/бездействий органа местного самоуправления, поскольку акт установления цены датирован 2012 годом, 2012 годом так же датировано Постановление ИК МО г. Казани.
В судебное заседание представители Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома муниципального образования г. Казани" не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Представители Общества с ограниченной ответственностью "Строительно-Монтажное Управление N 15" считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей Общества с ограниченной ответственностью "Строительно-Монтажное Управление N 15", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Заявитель является собственником объекта недвижимого имущества - Хозрасчетный участок малой механизации, состоящий из здания ОГМ площадью 569,2 кв. м, здания гаража площадью 336,8 кв. м, здания кузницы площадью 44,1 кв. м, здания контейнерного типа площадью 25,1 кв. м, здания контейнерного типа площадью 56,6 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Тэцевская, д. 1., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 18.06.2003 серии 16 АА 268277.
Постановлением Исполнительного комитета г. Казани N 3890 земельный участок с кадастровым номером 16:50:230103:16 площадью 8430 кв. м был предоставлен заявителю в собственность за плату.
01 ноября 2012 г. составлен Акт установления цены продажи земельного участка N 1838, в котором цена продажи испрашиваемого участка составила 8 446 267,35 рублей.
Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненаправлении ООО "СМУ-15" договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:230103:16 площадью 8430 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Тэцевская, д. 1, об обязании МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" и Исполнительный комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем направления ООО "СМУ-15" (для его заключения по цене 2,5% от 40 048 485 рублей (кадастровой стоимости) договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:230103:16 площадью 8430 кв. м.
При принятии решения об удовлетворении указанных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Дополнением от 16.01.2014 к отзыву по делу ответчик заявил о пропуске трехмесячного срока на обжалование бездействия органа местного самоуправления.
ООО "СМУ N 15" заявлено ходатайство, в котором заявитель просил восстановить указанный срок, поскольку пропуск произошел именно по вине ответчика, который игнорируя законные требования заявителя и императивные нормы статьи 36 Земельного кодекса РФ, уклонялся от направления договора Заявителю.
Кроме того указал, что единственный учредитель ООО "СМУ N 15" в период оформления прав на земельный участок преждевременно скончался 22.10.2012. Процедура наследования и переоформления долей в обществе заняла более года.
В соответствии с пунктом 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно положениям Федерального закона от 30.03.98 "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод" обязательными для Российской Федерации являются как юрисдикция Европейского суда по правам человека, так и решения этого суда. В протоколах, дополняющих Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, закреплены также права юридических лиц, подлежащие защите. Конвенцией запрещен отказ в правосудии и закреплено положение, согласно которому заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде - органе государственной системы правосудия.
С учетом этого, а также того, что причина пропуска срока является уважительной, суд правомерно посчитал возможным в данном случае восстановить срок для обращения в арбитражный суд.
С учетом этого неосновательным является довод подателя жалобы о том, что факт пропуска обществом срока на обращение в суд судом не учтен.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Решением представительного органа Муниципального образования г. Казани N 11-5 от 24.12.2005 утверждено Положение о Комитете земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, предметом и целью деятельности которого является выполнение управленческих функций от имени исполнительно-распорядительного органа муниципального образования города Казани - Исполнительного комитета г. Казани в сфере реализации вопросов местного значения, а именно, по владению, пользованию и распоряжению имуществом и имущественными правами, находящимися в муниципальной собственности города Казани (пункт 2.1. Положения).
Комитет является органом Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, обладает статусом юридического лица (пункт 1.2. Положения).
Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнений условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" в Федеральный закон N 137-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней со дня официального опубликования названного Федерального закона. Пунктом 2.2. изменений, внесенных в статью 36 ЗК РФ, собственникам зданий, строений, сооружений предоставлено право приобретения в собственность находящихся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации. Изменения опубликованы в "Российской газете" от 31.07.2007 г. N 164 и вступили в силу с 01.11.2007.
В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом; исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 09 июня 2012 г. N 3890 "О предоставлении ООО "СМУ N 15" земельного участка по ул. Тэцевская, 1" участок с кадастровым номером 16:50:230103:16 площадью 8430 кв. м, занимаемый зданиями и сооружениями малой механизации по ул. Тэцевская, 1 предоставлен Заявителю в собственность за плату (пункт 1.1 постановления).
Согласно пункту 1.2 постановления от 09 июня 2012 г. N 3890 Комитету поручено в месячный срок с даты принятия постановления подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его в ООО "СМУ N 15".
Доказательств направления Комитетом проекта договора купли-продажи в адрес заявителя суду не представлено.
Согласно акту установления цены продажи земельного участка от 01.11.2012 N 1838 цена продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:230103:16 площадью 8430 кв. м составила 8 446 267,35 рублей с учетом 17- кратного коэффициента величины земельного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в местности с численностью менее 3 миллионов человек.
При приобретении в собственность земельного участка по цене, установленной в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", достаточным основанием возникновения у собственника недвижимого имущества права на льготу служит факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или на вторичном рынке.
Указанная правовая позиция суда изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08 по делу N А82-251/2008-14.
03 октября 2012 года прекратило действие постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 января 2008 г. N 18 "Об установлении цены земельных участков, отчуждаемых собственникам, расположенных на них зданий, строений, сооружений" в связи с принятием постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 03 октября 2012 г. N 827 "О продаже земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или государственная собственность на которые не разграничена, отчуждаемых собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений". В соответствии с указанным постановлением собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, равной двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка, в случаях, если: в период со дня вступления в силу Федерального закона N 137-ФЗ до 1 июля 2012 года в отношении указанных земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды; указанные земельные участки образованы из земельных участков, в отношении которых осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды со дня вступления в силу Федерального закона N 137-ФЗ до 1 июля 2012 года.
Судом первой инстанции правильно указано на то, что поскольку земельный участок с кадастровым номером 16:50:230103:16 площадью 8430 кв. м, расположенный по адресу: г. Казань, ул. Тэцевская,1, является ранее выбывшим из государственной собственности имуществом в результате приватизации Открытого акционерного общества "Пятый трест" (на основании Плана приватизации, утвержденного Постановлением N 97 Госкомитета Республики Татарстан по управлению государственным имуществом от 01 октября 1993, договора купли-продажи пакета акций N 486 от 30 ноября 1994 и свидетельства о праве собственности, зарегистрированного Государственным комитетом РТ по управлению государственным имуществом за N 637 от 6 октября 1995), а также, учитывая, что с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность Общество обратилось 27 октября 2011 (до 01 июля 2012 г.), заявитель имеет право на приобретение земельного участка, на котором расположены здания и сооружения малой механизации, принадлежащие ему на праве собственности, по цене 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка.
Судом также правильно отмечено в решении, что довод ответчика о необходимости определения цены продажи земельного участка на момент заключения договора купли-продажи, противоречит положениям статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктам 5, 6, 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, из содержания которых следует, что правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления.
Нарушение ответчиком срока принятия решения в месячный срок с момента подачи заявления Обществом, в последующем нарушение срока составления, направления Комитетом договора купли-продажи земельного участка привело к изменениям в законодательстве размера стоимости испрашиваемого земельного участка и лишение Общества на льготную покупку испрашиваемого земельного участка, заявление на которое подано в рамках срока, предусмотренного Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012.
С учетом этого доводы заявителя, что выкупная цена испрашиваемого земельного участка должна составлять 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, судом правомерно признаны обоснованными.
Судом также верно указано на то, что довод ответчика о том, что при расчете цены продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:230103:16 площадью 8430 кв. м его кадастровая стоимость составляет 81 449 058 рублей, не соответствует сведениям государственного кадастрового учета. Согласно представленному отзыву третьего лица, с 13.01.2014 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:230103:16 площадью 8430 кв. м составляет 40 048 485,30 рублей.
С учетом изложенного и в соответствии с положениями ст. 201 АПК РФ судом сделан правильный вывод о том, что уточненные заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы подателя жалобы противоречат сложившейся судебной практике, в частности, Постановлению ФАС Поволжского округа по делу N А55-15915Л2 от 27.02.2013, где указано, что в силу положений статьи 4 ГК РФ, статьи 36 Земельного кодекса РФ при определении цены земельного участка необходимо руководствоваться законами и иными правовыми актами, действовавшими на дату подачи заявления, бездействие по не рассмотрению которого является незаконным.
Доводы подателя жалобы о необходимости определения цены продажи земельного участка исхода из его кадастровой стоимости, рассчитанной по 9 виду разрешенного использования не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно представленному отзыву третьего лица, с 13.01.2014 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:230103:16 площадью 8430 кв. м составляет 40 048 485,30 рублей.
Позиция суда первой инстанции соответствует правоприменительной практике по аналогичным делам, отраженной в: Постановлении ФАС Поволжского округа от 25 октября 2011 г. по делу N А06-453/2011; Постановлении ФАС Поволжского округа по делу N А65-4217/2012 от 31.01.2013; Постановлении ФАС Поволжского округа по делу N. А55-15915/12 от 27.02.2013.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Исполнительным комитетом муниципального образования г. Казани и Муниципальным казенным учреждением "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома муниципального образования г. Казани" в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 января 2014 года по делу N А65-23501/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.03.2014 N 11АП-2377/2014 ПО ДЕЛУ N А65-23501/2013
Разделы:Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2014 г. по делу N А65-23501/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 17 марта 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Строительно-Монтажное Управление N 15" - Рамазанов С.Р., доверенность от 01.08.2013 г., Балмасов П.К., доверенность от 01.08.2013 г.;
- от Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - извещен, не явился;
- от Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома муниципального образования г. Казани" - извещен, не явился;
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома муниципального образования г. Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 января 2014 года по делу N А65-23501/2013 (судья Хасанов А.Р.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Строительно-Монтажное Управление N 15", (ОГРН 1021603275209, ИНН 1658044658), г. Казань,
к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, г. Казань,
Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома муниципального образования г. Казани", (ОГРН 1051622218559, ИНН 1655065554), г. Казань,
третье лицо:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным бездействия Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, выразившегося в ненаправлении ООО "СМУ-15" договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:230103:16 площадью 8430 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Тэцевская, д. 1, об обязании МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" и Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем направления ООО "СМУ-15" (для его заключения по цене 2,5% от 34 621 167 рублей (кадастровой стоимости)) договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:230103:16 площадью 8430 кв. м,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Строительно-Монтажное Управление N 15", г. Казань (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома муниципального образования г. Казани", (ОГРН 1051622218559, ИНН 1655065554) о признании незаконным бездействия Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, выразившегося в ненаправлении ООО "СМУ-15" договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:230103:16 площадью 8430 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Тэцевская, д. 1, об обязании МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" и Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем направления ООО "СМУ-15" (для его заключения по цене 2,5% от 34 621 167 рублей (кадастровой стоимости)) договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:230103:16 площадью 8430 кв. м.
Представитель заявителя представил ходатайство об уточнении предмета заявленных требований в части п. 2, согласно которому просил обязать МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" и Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем направления ООО "СМУ-15" для его заключения по цене 2,5% от 40 048 485 рублей 30 коп. (кадастровой стоимости) договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:230103:16 площадью 8430 кв. м.
Заявление об изменении предмета заявленных требований судом принято.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.01.2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани и Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома муниципального образования г. Казани" подали апелляционную жалобу, в которой просят решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, принять новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В апелляционной жалобе указывает, что на момент подачи заявления о подготовке акта цены постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.01.2008 N 18 "Об установлении цены земельных участков, отчуждаемых собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" утратило силу (с 01.07.2012), а новое постановление не было принято.
Податель жалобы ссылается на то, что на текущий момент акт установления цены Истцом получен, оплата стоимости земельного участка в Комитет не поступала, в связи с этим проект договора направлен не был.
Податель жалобы также указывает, что Комитетом было заявлено о пропуске заявителем 3 месячного срока на обжалование действий/бездействий органа местного самоуправления, поскольку акт установления цены датирован 2012 годом, 2012 годом так же датировано Постановление ИК МО г. Казани.
В судебное заседание представители Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома муниципального образования г. Казани" не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Представители Общества с ограниченной ответственностью "Строительно-Монтажное Управление N 15" считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей Общества с ограниченной ответственностью "Строительно-Монтажное Управление N 15", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Заявитель является собственником объекта недвижимого имущества - Хозрасчетный участок малой механизации, состоящий из здания ОГМ площадью 569,2 кв. м, здания гаража площадью 336,8 кв. м, здания кузницы площадью 44,1 кв. м, здания контейнерного типа площадью 25,1 кв. м, здания контейнерного типа площадью 56,6 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Тэцевская, д. 1., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 18.06.2003 серии 16 АА 268277.
Постановлением Исполнительного комитета г. Казани N 3890 земельный участок с кадастровым номером 16:50:230103:16 площадью 8430 кв. м был предоставлен заявителю в собственность за плату.
01 ноября 2012 г. составлен Акт установления цены продажи земельного участка N 1838, в котором цена продажи испрашиваемого участка составила 8 446 267,35 рублей.
Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненаправлении ООО "СМУ-15" договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:230103:16 площадью 8430 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Тэцевская, д. 1, об обязании МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" и Исполнительный комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем направления ООО "СМУ-15" (для его заключения по цене 2,5% от 40 048 485 рублей (кадастровой стоимости) договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:230103:16 площадью 8430 кв. м.
При принятии решения об удовлетворении указанных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Дополнением от 16.01.2014 к отзыву по делу ответчик заявил о пропуске трехмесячного срока на обжалование бездействия органа местного самоуправления.
ООО "СМУ N 15" заявлено ходатайство, в котором заявитель просил восстановить указанный срок, поскольку пропуск произошел именно по вине ответчика, который игнорируя законные требования заявителя и императивные нормы статьи 36 Земельного кодекса РФ, уклонялся от направления договора Заявителю.
Кроме того указал, что единственный учредитель ООО "СМУ N 15" в период оформления прав на земельный участок преждевременно скончался 22.10.2012. Процедура наследования и переоформления долей в обществе заняла более года.
В соответствии с пунктом 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно положениям Федерального закона от 30.03.98 "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод" обязательными для Российской Федерации являются как юрисдикция Европейского суда по правам человека, так и решения этого суда. В протоколах, дополняющих Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, закреплены также права юридических лиц, подлежащие защите. Конвенцией запрещен отказ в правосудии и закреплено положение, согласно которому заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде - органе государственной системы правосудия.
С учетом этого, а также того, что причина пропуска срока является уважительной, суд правомерно посчитал возможным в данном случае восстановить срок для обращения в арбитражный суд.
С учетом этого неосновательным является довод подателя жалобы о том, что факт пропуска обществом срока на обращение в суд судом не учтен.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Решением представительного органа Муниципального образования г. Казани N 11-5 от 24.12.2005 утверждено Положение о Комитете земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, предметом и целью деятельности которого является выполнение управленческих функций от имени исполнительно-распорядительного органа муниципального образования города Казани - Исполнительного комитета г. Казани в сфере реализации вопросов местного значения, а именно, по владению, пользованию и распоряжению имуществом и имущественными правами, находящимися в муниципальной собственности города Казани (пункт 2.1. Положения).
Комитет является органом Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, обладает статусом юридического лица (пункт 1.2. Положения).
Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнений условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" в Федеральный закон N 137-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней со дня официального опубликования названного Федерального закона. Пунктом 2.2. изменений, внесенных в статью 36 ЗК РФ, собственникам зданий, строений, сооружений предоставлено право приобретения в собственность находящихся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации. Изменения опубликованы в "Российской газете" от 31.07.2007 г. N 164 и вступили в силу с 01.11.2007.
В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом; исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 09 июня 2012 г. N 3890 "О предоставлении ООО "СМУ N 15" земельного участка по ул. Тэцевская, 1" участок с кадастровым номером 16:50:230103:16 площадью 8430 кв. м, занимаемый зданиями и сооружениями малой механизации по ул. Тэцевская, 1 предоставлен Заявителю в собственность за плату (пункт 1.1 постановления).
Согласно пункту 1.2 постановления от 09 июня 2012 г. N 3890 Комитету поручено в месячный срок с даты принятия постановления подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его в ООО "СМУ N 15".
Доказательств направления Комитетом проекта договора купли-продажи в адрес заявителя суду не представлено.
Согласно акту установления цены продажи земельного участка от 01.11.2012 N 1838 цена продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:230103:16 площадью 8430 кв. м составила 8 446 267,35 рублей с учетом 17- кратного коэффициента величины земельного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в местности с численностью менее 3 миллионов человек.
При приобретении в собственность земельного участка по цене, установленной в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", достаточным основанием возникновения у собственника недвижимого имущества права на льготу служит факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или на вторичном рынке.
Указанная правовая позиция суда изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08 по делу N А82-251/2008-14.
03 октября 2012 года прекратило действие постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 января 2008 г. N 18 "Об установлении цены земельных участков, отчуждаемых собственникам, расположенных на них зданий, строений, сооружений" в связи с принятием постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 03 октября 2012 г. N 827 "О продаже земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или государственная собственность на которые не разграничена, отчуждаемых собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений". В соответствии с указанным постановлением собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, равной двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка, в случаях, если: в период со дня вступления в силу Федерального закона N 137-ФЗ до 1 июля 2012 года в отношении указанных земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды; указанные земельные участки образованы из земельных участков, в отношении которых осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды со дня вступления в силу Федерального закона N 137-ФЗ до 1 июля 2012 года.
Судом первой инстанции правильно указано на то, что поскольку земельный участок с кадастровым номером 16:50:230103:16 площадью 8430 кв. м, расположенный по адресу: г. Казань, ул. Тэцевская,1, является ранее выбывшим из государственной собственности имуществом в результате приватизации Открытого акционерного общества "Пятый трест" (на основании Плана приватизации, утвержденного Постановлением N 97 Госкомитета Республики Татарстан по управлению государственным имуществом от 01 октября 1993, договора купли-продажи пакета акций N 486 от 30 ноября 1994 и свидетельства о праве собственности, зарегистрированного Государственным комитетом РТ по управлению государственным имуществом за N 637 от 6 октября 1995), а также, учитывая, что с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность Общество обратилось 27 октября 2011 (до 01 июля 2012 г.), заявитель имеет право на приобретение земельного участка, на котором расположены здания и сооружения малой механизации, принадлежащие ему на праве собственности, по цене 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка.
Судом также правильно отмечено в решении, что довод ответчика о необходимости определения цены продажи земельного участка на момент заключения договора купли-продажи, противоречит положениям статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктам 5, 6, 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, из содержания которых следует, что правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления.
Нарушение ответчиком срока принятия решения в месячный срок с момента подачи заявления Обществом, в последующем нарушение срока составления, направления Комитетом договора купли-продажи земельного участка привело к изменениям в законодательстве размера стоимости испрашиваемого земельного участка и лишение Общества на льготную покупку испрашиваемого земельного участка, заявление на которое подано в рамках срока, предусмотренного Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012.
С учетом этого доводы заявителя, что выкупная цена испрашиваемого земельного участка должна составлять 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, судом правомерно признаны обоснованными.
Судом также верно указано на то, что довод ответчика о том, что при расчете цены продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:230103:16 площадью 8430 кв. м его кадастровая стоимость составляет 81 449 058 рублей, не соответствует сведениям государственного кадастрового учета. Согласно представленному отзыву третьего лица, с 13.01.2014 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:230103:16 площадью 8430 кв. м составляет 40 048 485,30 рублей.
С учетом изложенного и в соответствии с положениями ст. 201 АПК РФ судом сделан правильный вывод о том, что уточненные заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы подателя жалобы противоречат сложившейся судебной практике, в частности, Постановлению ФАС Поволжского округа по делу N А55-15915Л2 от 27.02.2013, где указано, что в силу положений статьи 4 ГК РФ, статьи 36 Земельного кодекса РФ при определении цены земельного участка необходимо руководствоваться законами и иными правовыми актами, действовавшими на дату подачи заявления, бездействие по не рассмотрению которого является незаконным.
Доводы подателя жалобы о необходимости определения цены продажи земельного участка исхода из его кадастровой стоимости, рассчитанной по 9 виду разрешенного использования не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно представленному отзыву третьего лица, с 13.01.2014 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:230103:16 площадью 8430 кв. м составляет 40 048 485,30 рублей.
Позиция суда первой инстанции соответствует правоприменительной практике по аналогичным делам, отраженной в: Постановлении ФАС Поволжского округа от 25 октября 2011 г. по делу N А06-453/2011; Постановлении ФАС Поволжского округа по делу N А65-4217/2012 от 31.01.2013; Постановлении ФАС Поволжского округа по делу N. А55-15915/12 от 27.02.2013.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Исполнительным комитетом муниципального образования г. Казани и Муниципальным казенным учреждением "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома муниципального образования г. Казани" в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 января 2014 года по делу N А65-23501/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)