Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председатель Омского областного суда В.А. Ярковой, рассмотрев надзорную жалобу В.Н. на постановление мирового судьи судебного участка N 90 ЦАО г. Омска от 30.09.2013 года и на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 14.11.2013 года, вынесенные в отношении В.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КОАП РФ,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 90 ЦАО г. Омска от 30.09.2013 года, оставленным без изменения решением Куйбышевского районного суда г. Омска от 14.11.2013 года, В.Н. был подвергнут штрафу в размере __ рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КОАП РФ.
Как следует из постановления, В.Н. не исполнил в установленный срок до 28.08.2013 года законное предписание главного государственного инспектора по использованию и охране земель от N -_ от 28.02.2013 года, а именно:
- не устранил нарушения земельного законодательства, выразившихся в использовании земельного участка, расположенного вдоль южной границы СНТ "Э" в ЦАО г. Омска, площадью 18 кв. м, и принадлежащего на праве собственности на основании свидетельства 55 АА __ от ЧЧММГГ, под капитальный гараж, в нарушение порядка, предусмотренного ст. 42 Земельного кодекса РФ по целевому использованию земельных участков, находящихся в собственности.
В своей надзорной жалобе В.Н. просит решение суда отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Ссылается на то, что размещение хозпостроек и подсобных помещений на земельных участках, выделенных под садоводство огородничество, не является нецелевым использованием земель. Утверждает, что подсобное помещение, а именно гараж, никогда им не использовался для автомобиля.
Изучив материалы дела N 5-/2013, проверив доводы надзорной жалобы, полагаю, что имеются основания для отмены судебных решений, в связи с наличием следующих обстоятельств.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
При рассмотрении административного материала по ч. 1 ст. 19.5 КОАП РФ в отношении В.Н. указанные требования закона не были судом в полной мере соблюдены, поскольку не все имеющие значение обстоятельства по делу были истребованы, проверены и оценены.
Административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства, предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КОАП РФ.
Из материалов дела, следует, что согласно распоряжению (приказу) начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Омской области от ЧЧММГГ г. N __ в отношении В.Н., проведена внеплановая выездная проверка, согласно которой установлено, что земельный участок, вид разрешенного использования которого - под садоводство, с кадастровым номером __, площадью 425 кв. м, местоположение которого:, СНТ "Э", участок N 4, аллея Ц, участок _, собственником 10/25 доли которого является В.Н., используется под размещение капитального гаража в нарушение порядка использования земельных участков, находящихся в собственности предусмотренного ст. 42 ЗК РФ (л.л.д. 8 - 9).
По результатам проведения внеплановой выездной проверки В.Н. ЧЧММГГ выдано предписание об устранении нарушения земельного законодательства в срок до ЧЧММГГ (л.д. 10).
Предписание В.Н. получено ЧЧММГГ (л.д. 10).
ЧЧММГГ в отношении В.Н. проведена контрольная проверка исполнения предписания и установлено, что мероприятия, указанные в предписании по изменению вида разрешенного использования земельного участка в установленный срок не проводились, земельный участок, вид разрешенного использования которого, а именно, под садоводство, используется В.Н. под размещение капитального гаража.
По факту невыполнения предписания от ЧЧММГГ по делу N __ государственного органа, осуществляющего государственный земельный надзор, в отношении В.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 2).
Между тем, предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно быть законным, конкретным и исполнимым. Между тем, этим требованиям предписание не отвечает.
Как усматривается из показаний В.Н., участок земли вдоль центральной аллеи, на котором были построены гаражи, другие хозпостройки, не вошел в план межевания и не был оформлен, на что было указано в предписании Управления Росреестра по Омской области в феврале 2012, поэтому он в соответствии с решением общего собрания членом Товарищества оформил эту полосу земли в свою собственность с последующим дарением членам садоводческого Товарищества соответствующей доли.
Суд не истребовал предписание Управления Росреестра по Омской области от февраля 2012 года, а также решение общего собрания Товарищества, которым было решено возложить обязанность на В.Н. оформить земельный участок, занятый гаражами, в свою собственность с последующим дарением долей в пользу других членов Товарищества.
Кроме того, из межевого плана земельных участков и их частей (л.д. 4) видно, что все 8 гаражей, включая гараж В.Н., расположены в границах центральной аллеи СНТ "Э", соответственно, этот земельный участок аллеи относился к собственности Товарищества.
Таким образом, говорить о том, что земля центральной аллеи использовалась для сельскохозяйственного использования - под огородничество, у суда оснований не было. Если удалить гаражи, то можно лишь расширить (восстановить) центральную аллею, но не использовать эту землю под огородничество.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что если имелось предписание Управления Росреестра по Омской области от февраля 2012 года, то оно касалось лишь вопроса о закреплении земельных участков под гаражами за конкретными членами Товарищества в целях регистрации этих этих участков и построек на них за конкретными лицами, поскольку граждане были лишены возможности зарегистрировать и оформить в собственность свои гаражи, расположенные на земельном участке, принадлежащем СНТ "Э".
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно статье 26 ЗК РФ права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с подпунктом "в" пункта 9 Постановления Правительства РФ от 15.11.2006 г. N 689 "О государственном земельном контроле" государственные инспекторы по использованию и охране земель имеют право давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса РФ, оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Между тем, как указано в пункте 7 статьи 27 ЗК РФ пункт 6 настоящей статьи не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
В статье 7 Земельного кодекса РФ указан состав земель в Российской Федерации:
1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ, земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 5.1 СП 42.13330.2011 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89" жилые зоны необходимо предусматривать в целях создания для населения удобной, здоровой и безопасной среды проживания. Объекты и виды деятельности, несовместимые с требованиями настоящих норм, не допускается размещать в жилых зонах.
Далее в этой норме закреплено, что в жилых зонах размещаются жилые дома разных типов (многоквартирные многоэтажные, средней и малой этажности; блокированные; усадебные с приквартирными и приусадебными участками); отдельно стоящие, встроенные или пристроенные объекты социального и культурно-бытового обслуживания населения с учетом требований раздела 10 настоящих норм; гаражи и автостоянки для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам; культовые объекты.
В Примечании указано, что к жилым зонам относятся также территории садово-дачной застройки, расположенной в пределах границ (черты) поселений. Развитие социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в отношении этих зон необходимо предусматривать в объемах, обеспечивающих на перспективу возможность постоянного проживания.
Пунктом 11.22 СП 42.13330.2011 регламентирован размер земельных участков гаражей и стоянок легковых автомобилей в зависимости от их этажности.
Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных нормативных актов, было установлено, что земля, на которой расположено СНТ "Энергетик-5" относится к землям населенных пунктов, а не к землям сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года N 201, пунктом 17 Таблицы 1 о видах разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в территориальных зонах города Омска регламентировано, что гаражи боксового типа на прилегающих к индивидуальному жилому дому участке, на садовом (дачном) участке являются объектами хранения индивидуального автотранспорта.
По смыслу вышеуказанных нормативно-правовых актов различаются гаражи-стоянки манежного типа с открытыми местами хранения автомобилей, расположенными в едином зальном помещении, боксовые с устройством изолированных мест хранения, комбинированные и ячейковые.
Из фототаблицы не возможно сделать вывод к какому типу гаражей, относятся гаражи расположенные на земельном участке, принадлежащем на праве собственности В.Н. и другим гражданам на праве общей долевой собственности (боксового или ячейкового типа).
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Данное разрешение необходимо получать в органах местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Для получения разрешения на строительство необходимо подать заявление и приложить следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Выдача разрешения на строительство не требуется, в частности, в случае (пункт 17 статья 51 ГК РФ) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.
В статье 19 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" закреплены права и обязанности члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
1. Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право:
4) осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений - на садовом земельном участке; жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружении - на дачном земельном участке; некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружении - на огородном земельном участке;
5) распоряжаться своим земельным участком и иным имуществом в случаях, если они на основании закона не изъяты из оборота или не ограничены в обороте;
6) при отчуждении садового, огородного или дачного земельного участка одновременно отчуждать приобретателю долю имущества общего пользования в составе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества в размере целевых взносов; имущественный пай в размере паевого взноса, за исключением той части, которая включена в неделимый фонд садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива; здания, строения, сооружения, плодовые культуры;
10) осуществлять иные не запрещенные законодательством действия.
2. Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан:
1) нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение законодательства;
2) нести субсидиарную ответственность по обязательствам садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов такого кооператива;
3) использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
4) не нарушать права членов такого объединения;
5) соблюдать агротехнические требования, установленные режимы, ограничения, обременения и сервитуты;
6) своевременно уплачивать членские и иные взносы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения, налоги и платежи;
7) в течение трех лет освоить земельный участок, если иной срок не установлен земельным законодательством;
8) соблюдать градостроительные, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные требования (нормы, правила и нормативы);
9) участвовать в мероприятиях, проводимых таким объединением;
10) участвовать в общих собраниях членов такого объединения;
11) выполнять решения общего собрания членов такого объединения или собрания уполномоченных и решения правления такого объединения;
Таким образом, по материалам дела было установлено что гаражи, в том числе В.Н., построены были на центральной аллее, то есть на земле общего пользования СНТ "Э", которая не использовалась под огородничество.
Суд не выяснил, были ли эти гаражи построены с разрешения общего собрания членов товарищества, взималась ли плата с владельцев гаражей за пользование земельным участком СНТ "Э".
В статье 8 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусмотрено, что граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
В п. 4 ст. 14 Закона закреплено, что земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.
В последующем этот земельный участок центральной аллеи был оформлен на праве общей долевой собственности 15 человек, включая В.Н., как указано в надзорной жалобе по требованию Управления Росреестра по Омской области.
Между тем, согласно статье 244 ГК РФ:
1. Имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
2. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
В соответствии с ч. 1 ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Соответственно, без согласия остальных собственников земельного участка В.Н. не имел возможности распорядиться земельным участком, занятым под его гаражом, не причиняя материального ущерба другим сособственникам земельного участка, поскольку стены его гаража, одновременно являются стенами других рядом расположенных гаражей.
При указанных обстоятельствах предписание является не конкретизированным в части порядка и способа его исполнения, и соответственно, не исполнимым со стороны В.Н., который является лишь одним из сособственников земельного участка.
Предписание N __ от ЧЧММГГ не основано на действующем как гражданском законодательстве о долевой собственности, так и земельном законодательстве, поскольку использование садового участка для строительства, в том числе гаража, не является нарушением целевого использования земель.
При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка N 90 ЦАО г. Омска от 30.09.2013 года и решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 14.11.2013 года не могут быть признаны законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 30.13, п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КОАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 90 ЦАО г. Омска от 30.09.2013 года и решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 14.11.2013 года, вынесенные в отношении В.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КОАП РФ - отменить, прекратив производство по делу, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Копию постановления направить для сведения В.Н., Управлению Росреестра по Омской области.
Председатель
Омского областного суда
В.А.ЯРКОВОЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ПО ДЕЛУ N 4/2013
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу N 4/2013
Председатель Омского областного суда В.А. Ярковой, рассмотрев надзорную жалобу В.Н. на постановление мирового судьи судебного участка N 90 ЦАО г. Омска от 30.09.2013 года и на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 14.11.2013 года, вынесенные в отношении В.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КОАП РФ,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 90 ЦАО г. Омска от 30.09.2013 года, оставленным без изменения решением Куйбышевского районного суда г. Омска от 14.11.2013 года, В.Н. был подвергнут штрафу в размере __ рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КОАП РФ.
Как следует из постановления, В.Н. не исполнил в установленный срок до 28.08.2013 года законное предписание главного государственного инспектора по использованию и охране земель от N -_ от 28.02.2013 года, а именно:
- не устранил нарушения земельного законодательства, выразившихся в использовании земельного участка, расположенного вдоль южной границы СНТ "Э" в ЦАО г. Омска, площадью 18 кв. м, и принадлежащего на праве собственности на основании свидетельства 55 АА __ от ЧЧММГГ, под капитальный гараж, в нарушение порядка, предусмотренного ст. 42 Земельного кодекса РФ по целевому использованию земельных участков, находящихся в собственности.
В своей надзорной жалобе В.Н. просит решение суда отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Ссылается на то, что размещение хозпостроек и подсобных помещений на земельных участках, выделенных под садоводство огородничество, не является нецелевым использованием земель. Утверждает, что подсобное помещение, а именно гараж, никогда им не использовался для автомобиля.
Изучив материалы дела N 5-/2013, проверив доводы надзорной жалобы, полагаю, что имеются основания для отмены судебных решений, в связи с наличием следующих обстоятельств.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
При рассмотрении административного материала по ч. 1 ст. 19.5 КОАП РФ в отношении В.Н. указанные требования закона не были судом в полной мере соблюдены, поскольку не все имеющие значение обстоятельства по делу были истребованы, проверены и оценены.
Административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства, предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КОАП РФ.
Из материалов дела, следует, что согласно распоряжению (приказу) начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Омской области от ЧЧММГГ г. N __ в отношении В.Н., проведена внеплановая выездная проверка, согласно которой установлено, что земельный участок, вид разрешенного использования которого - под садоводство, с кадастровым номером __, площадью 425 кв. м, местоположение которого:, СНТ "Э", участок N 4, аллея Ц, участок _, собственником 10/25 доли которого является В.Н., используется под размещение капитального гаража в нарушение порядка использования земельных участков, находящихся в собственности предусмотренного ст. 42 ЗК РФ (л.л.д. 8 - 9).
По результатам проведения внеплановой выездной проверки В.Н. ЧЧММГГ выдано предписание об устранении нарушения земельного законодательства в срок до ЧЧММГГ (л.д. 10).
Предписание В.Н. получено ЧЧММГГ (л.д. 10).
ЧЧММГГ в отношении В.Н. проведена контрольная проверка исполнения предписания и установлено, что мероприятия, указанные в предписании по изменению вида разрешенного использования земельного участка в установленный срок не проводились, земельный участок, вид разрешенного использования которого, а именно, под садоводство, используется В.Н. под размещение капитального гаража.
По факту невыполнения предписания от ЧЧММГГ по делу N __ государственного органа, осуществляющего государственный земельный надзор, в отношении В.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 2).
Между тем, предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно быть законным, конкретным и исполнимым. Между тем, этим требованиям предписание не отвечает.
Как усматривается из показаний В.Н., участок земли вдоль центральной аллеи, на котором были построены гаражи, другие хозпостройки, не вошел в план межевания и не был оформлен, на что было указано в предписании Управления Росреестра по Омской области в феврале 2012, поэтому он в соответствии с решением общего собрания членом Товарищества оформил эту полосу земли в свою собственность с последующим дарением членам садоводческого Товарищества соответствующей доли.
Суд не истребовал предписание Управления Росреестра по Омской области от февраля 2012 года, а также решение общего собрания Товарищества, которым было решено возложить обязанность на В.Н. оформить земельный участок, занятый гаражами, в свою собственность с последующим дарением долей в пользу других членов Товарищества.
Кроме того, из межевого плана земельных участков и их частей (л.д. 4) видно, что все 8 гаражей, включая гараж В.Н., расположены в границах центральной аллеи СНТ "Э", соответственно, этот земельный участок аллеи относился к собственности Товарищества.
Таким образом, говорить о том, что земля центральной аллеи использовалась для сельскохозяйственного использования - под огородничество, у суда оснований не было. Если удалить гаражи, то можно лишь расширить (восстановить) центральную аллею, но не использовать эту землю под огородничество.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что если имелось предписание Управления Росреестра по Омской области от февраля 2012 года, то оно касалось лишь вопроса о закреплении земельных участков под гаражами за конкретными членами Товарищества в целях регистрации этих этих участков и построек на них за конкретными лицами, поскольку граждане были лишены возможности зарегистрировать и оформить в собственность свои гаражи, расположенные на земельном участке, принадлежащем СНТ "Э".
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно статье 26 ЗК РФ права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с подпунктом "в" пункта 9 Постановления Правительства РФ от 15.11.2006 г. N 689 "О государственном земельном контроле" государственные инспекторы по использованию и охране земель имеют право давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса РФ, оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Между тем, как указано в пункте 7 статьи 27 ЗК РФ пункт 6 настоящей статьи не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
В статье 7 Земельного кодекса РФ указан состав земель в Российской Федерации:
1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ, земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 5.1 СП 42.13330.2011 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89" жилые зоны необходимо предусматривать в целях создания для населения удобной, здоровой и безопасной среды проживания. Объекты и виды деятельности, несовместимые с требованиями настоящих норм, не допускается размещать в жилых зонах.
Далее в этой норме закреплено, что в жилых зонах размещаются жилые дома разных типов (многоквартирные многоэтажные, средней и малой этажности; блокированные; усадебные с приквартирными и приусадебными участками); отдельно стоящие, встроенные или пристроенные объекты социального и культурно-бытового обслуживания населения с учетом требований раздела 10 настоящих норм; гаражи и автостоянки для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам; культовые объекты.
В Примечании указано, что к жилым зонам относятся также территории садово-дачной застройки, расположенной в пределах границ (черты) поселений. Развитие социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в отношении этих зон необходимо предусматривать в объемах, обеспечивающих на перспективу возможность постоянного проживания.
Пунктом 11.22 СП 42.13330.2011 регламентирован размер земельных участков гаражей и стоянок легковых автомобилей в зависимости от их этажности.
Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных нормативных актов, было установлено, что земля, на которой расположено СНТ "Энергетик-5" относится к землям населенных пунктов, а не к землям сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года N 201, пунктом 17 Таблицы 1 о видах разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в территориальных зонах города Омска регламентировано, что гаражи боксового типа на прилегающих к индивидуальному жилому дому участке, на садовом (дачном) участке являются объектами хранения индивидуального автотранспорта.
По смыслу вышеуказанных нормативно-правовых актов различаются гаражи-стоянки манежного типа с открытыми местами хранения автомобилей, расположенными в едином зальном помещении, боксовые с устройством изолированных мест хранения, комбинированные и ячейковые.
Из фототаблицы не возможно сделать вывод к какому типу гаражей, относятся гаражи расположенные на земельном участке, принадлежащем на праве собственности В.Н. и другим гражданам на праве общей долевой собственности (боксового или ячейкового типа).
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Данное разрешение необходимо получать в органах местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Для получения разрешения на строительство необходимо подать заявление и приложить следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Выдача разрешения на строительство не требуется, в частности, в случае (пункт 17 статья 51 ГК РФ) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.
В статье 19 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" закреплены права и обязанности члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
1. Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право:
4) осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений - на садовом земельном участке; жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружении - на дачном земельном участке; некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружении - на огородном земельном участке;
5) распоряжаться своим земельным участком и иным имуществом в случаях, если они на основании закона не изъяты из оборота или не ограничены в обороте;
6) при отчуждении садового, огородного или дачного земельного участка одновременно отчуждать приобретателю долю имущества общего пользования в составе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества в размере целевых взносов; имущественный пай в размере паевого взноса, за исключением той части, которая включена в неделимый фонд садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива; здания, строения, сооружения, плодовые культуры;
10) осуществлять иные не запрещенные законодательством действия.
2. Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан:
1) нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение законодательства;
2) нести субсидиарную ответственность по обязательствам садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов такого кооператива;
3) использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
4) не нарушать права членов такого объединения;
5) соблюдать агротехнические требования, установленные режимы, ограничения, обременения и сервитуты;
6) своевременно уплачивать членские и иные взносы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения, налоги и платежи;
7) в течение трех лет освоить земельный участок, если иной срок не установлен земельным законодательством;
8) соблюдать градостроительные, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные требования (нормы, правила и нормативы);
9) участвовать в мероприятиях, проводимых таким объединением;
10) участвовать в общих собраниях членов такого объединения;
11) выполнять решения общего собрания членов такого объединения или собрания уполномоченных и решения правления такого объединения;
Таким образом, по материалам дела было установлено что гаражи, в том числе В.Н., построены были на центральной аллее, то есть на земле общего пользования СНТ "Э", которая не использовалась под огородничество.
Суд не выяснил, были ли эти гаражи построены с разрешения общего собрания членов товарищества, взималась ли плата с владельцев гаражей за пользование земельным участком СНТ "Э".
В статье 8 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусмотрено, что граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
В п. 4 ст. 14 Закона закреплено, что земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.
В последующем этот земельный участок центральной аллеи был оформлен на праве общей долевой собственности 15 человек, включая В.Н., как указано в надзорной жалобе по требованию Управления Росреестра по Омской области.
Между тем, согласно статье 244 ГК РФ:
1. Имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
2. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
В соответствии с ч. 1 ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Соответственно, без согласия остальных собственников земельного участка В.Н. не имел возможности распорядиться земельным участком, занятым под его гаражом, не причиняя материального ущерба другим сособственникам земельного участка, поскольку стены его гаража, одновременно являются стенами других рядом расположенных гаражей.
При указанных обстоятельствах предписание является не конкретизированным в части порядка и способа его исполнения, и соответственно, не исполнимым со стороны В.Н., который является лишь одним из сособственников земельного участка.
Предписание N __ от ЧЧММГГ не основано на действующем как гражданском законодательстве о долевой собственности, так и земельном законодательстве, поскольку использование садового участка для строительства, в том числе гаража, не является нарушением целевого использования земель.
При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка N 90 ЦАО г. Омска от 30.09.2013 года и решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 14.11.2013 года не могут быть признаны законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 30.13, п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КОАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 90 ЦАО г. Омска от 30.09.2013 года и решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 14.11.2013 года, вынесенные в отношении В.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КОАП РФ - отменить, прекратив производство по делу, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Копию постановления направить для сведения В.Н., Управлению Росреестра по Омской области.
Председатель
Омского областного суда
В.А.ЯРКОВОЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)