Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 24.04.2014 ПО ДЕЛУ N 33-5720/2014

Требование: О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: Решением суда за заявителем было признано право собственности на объект, не завершенный строительством. Заявитель обратился в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка. Ответ на данное заявление заявителю направлен не был.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 апреля 2014 г. по делу N 33-5720/2014


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Козловой Н.В.,
судей Сафина Ф.Ф.,
Якуповой Н.Н.,
при секретаре Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан К.Р.Р. на решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от <дата>, которым постановлено:
исковые требования Я.А.Г. к администрации городского округа г. Салават, Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по г. Салавату о признании незаконным бездействий, возложении обязанностей - удовлетворить.
Признать бездействие администрации городского округа г. Салавата, выразившееся в непринятии решения о проведении аукциона по продаже права аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый <N>, площадью <данные изъяты> кв. м, - незаконным.
Обязать администрацию городского округа г. Салавата принять решение о проведении аукциона по продаже права аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый <N>, площадью <данные изъяты> кв. м.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., Судебная коллегия

установила:

Я.А.Г. обратился в суд с исковым заявлением к администрации городского округа г. Салават, Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по г. Салавату о признании незаконными бездействия, выразившегося в непринятии решения о проведении аукциона по продаже права аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый <N>, площадью <данные изъяты> кв. м, возложении обязанности принятия решения о проведении аукциона по продаже права аренды земельных участков.
В обоснование своих требований указал, что <дата> обратился в администрацию городского округа г. Салават с заявлением о предоставлении в аренду указанного земельного участка. На вышеуказанном земельном участке находится объект незавершенного строительства, который принадлежит истцу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Заявление от <дата> подано истцом в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 года N 475 и на основании п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ, ст. 552 Гражданского кодекса РФ. Ответ от ответчика истцу до настоящего времени не поступил. Земельный участок в аренду не предоставлен. Таким образом, были нарушены права истца.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан К.Р.Р. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указав, что Я.А.Г. Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по г. Салават дан ответ от <дата>, согласно которому, Я.А.Г. испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен в соответствии со ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации. Полагает, что данный ответ не может нарушать права и законные интересы Я.А.Г. В целях подготовки документации для проведения торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, расположенных в <адрес> в отдел строительства, транспорта и связи Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан были направлены выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также уведомления об отсутствии в нем сведений на объекты незавершенного строительства, расположенные в <адрес>.
Лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, что в силу ст. 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
В силу п. п. 9, 10 ст. 30 ЗК РФ решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд. В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства, суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что администрация городского округа г. Салават нарушила приведенные выше положения ст. ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением Салаватского городского суда Республики Башкортостан от <дата> за Я.А.Г. признано право собственности на объект незавершенного строительства, общей площадью застройки <данные изъяты> кв. м, расположенный на земельном участке <N> с кадастровым <N>, по адресу: <адрес>. Данное решение, в установленные законом сроки, оспорено не было. Я.А.Г. право собственности на незаконченный строительством объект оформлено и зарегистрировано, в установленном законе порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <N> от <дата>.
<дата> представитель Я.А.Г. по доверенности Н.Е.М. обратилась в администрацию городского округа г. Салават с заявлением о предоставлении Я.А.Г. земельного участка <N>, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый <N>, в аренду для строительства, в связи с оформлением права собственности на объект незавершенного строительства расположенного на данном участке, приложив к заявлению кадастровую выписку о данных земельных участках, свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, уведомление, выписку из ЕГРП, копию паспорта.
Согласно приказу Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 года N 475, установлен перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок. К заявлению от <дата> приложены документы, необходимые для приобретения прав на земельный участок, что администрацией городского округа г. Салават не оспаривается.
,
Согласно письму КУМС РБ по г. Салавату от <дата> на заявление Я.А.Г. дан ответ о том, что испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен в соответствии со ст. 38 ЗК РФ.
Как следует из представленной в материалы дела кадастровой выписки от <дата> земельного участка кадастровый <N>, земельный участок по адресу: <адрес>, относится к категории земель населенных пунктов, поставлен на кадастровый учет, выделен в натуре и его границы определены, площадь участка составляет <данные изъяты> кв. м, разрешено использование участка для строительства жилого комплекса, сведения о правообладателях либо резервации отсутствуют. Обременение - аренда ФСЖ ООО СПКП "Жилпромстрой" и ООО СПКП "Жилпромстрой".
Согласно уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений за <N> от <дата>, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан сообщает, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах на земельный участок, кадастровым <N>, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м, отсутствует.
Учитывая, что истец обратился к администрации городского округа г. Салават с заявлением на заключение договора аренды в соответствии с действующим законодательством, а ответчиками не представлено доказательств, что в соответствии с п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ принято решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды, суд пришел к правильному выводу о наличии бездействия со стороны ответчика. Данные о наличии оснований для отказа в проведении аукциона, суду не представлены. Я.А.Г., в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельные участки, не имеет возможности закончить строительство объекта (коттеджа), что является нарушением его прав.
В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Ответчиками доказательств законности оспариваемых действий (бездействия) не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцу Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по г. Салават дан ответ от <дата>, который не нарушает прав заявителя, принимаются все необходимые меры для положительного решения, не убедительны и не могут явиться основанием для отмены решения. Земельным кодексом РФ установлены ограниченные сроки для принятия решения о проведении аукциона, т.е. в течение двух недель, и принятие решения за пределами установленного срока влечет нарушение права заявителя на своевременное рассмотрение и разрешение его обращения.
Другие доводы жалобы не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, Судебная коллегия

определила:

решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от <дата> оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан К.Р.Р. - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.В.КОЗЛОВА

Судьи
Ф.Ф.САФИН
Н.Н.ЯКУПОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)