Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.07.2015 N 10АП-6117/2015 ПО ДЕЛУ N А41-12021/15

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июля 2015 г. по делу N А41-12021/15


Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Айрапетян Н.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Раменского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 06 мая 2015 года, принятое судьей Федуловой Л.В., по делу N А41-12021/15 по заявлению ООО "Кузнецовский железобетонный завод" к Администрации Раменского муниципального района Московской области, Комитету по управлению имуществом Раменского муниципального района, Министерству имущественных отношений Московской области о признании незаконным отказа, третье лицо - Министерство строительного комплекса Московской области,
при участии в заседании:
- от заявителя - Бехтева Н.В. по доверенности от 10.04.2015;
- от третьего лица - Акопян Р.Р. по доверенности N 77 от 04.12.2014;
- от заинтересованных лиц - не явились, извещены,

установил:

ООО "Кузнецовский железобетонный завод" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Раменского муниципального района Московской области, Комитету по управлению имуществом Раменского муниципального района, Министерству имущественных отношений Московской области с требованиями:
- - о признании незаконным решения Комитета по управлению имуществом Раменского муниципального района, действовавшего по поручению Администрации Раменского муниципального района от 12.02.2015 N 733 об отказе в предварительном согласовании ООО "Кузнецовский железобетонный завод" места размещения промышленных, коммунальных, складских предприятий V класса опасности и утверждения акта о выборе земельного участка площадью 1 416 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Кузнецовское, д. Кузнецово;
- - об обязании Администрацию Раменского муниципального района Московской области согласовать ООО "Кузнецовский железобетонный завод" место размещения промышленных, коммунальных, складских предприятий V класса опасности и утвердить акта о выборе земельного участка площадью 1 416 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Кузнецовское, д. Кузнецово.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Министерство строительного комплекса Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 мая 2015 года по делу N А41-12021/15 требования ООО "Кузнецовский железобетонный завод" удовлетворены, за исключением требований, заявленных к Министерству имущественных отношений Московской области.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Администрации Раменского муниципального района Московской области, в которой администрация просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Представитель Министерства строительного комплекса Московской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ООО "Кузнецовский железобетонный завод" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей заинтересованных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела, в 2013 году ООО "Кузнецовский железобетонный завод" обратилось в Администрацию Раменского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Кузнецовское, д. Кузнецово, в порядке статей 30, 31 ЗК РФ с предварительным согласованием места размещения объекта.
Согласно имеющейся в материалах дела копии акта о выборе земельного участка ООО "Кузнецовский железобетонный завод" в сентябре 2013 года комиссией установлено, что земельный участок площадью 1 416 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Кузнецовское, д. Кузнецово, пригоден под промышленные, коммунальные, складские предприятия V класса опасности.
Информация о возможности предоставления указанного земельного участка в аренду в соответствии со статьей 31 ЗК РФ размещена в газете Раменского муниципального района в ноябре 2013 года (от 08.11.2013 N 85).
Постановлением Администрации Раменского муниципального района Московской области от 23.12.2013 N 1268 на кадастровом плане территории утверждена схема расположения земельного участка общей площадью 1 416 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Кузнецовское, д. Кузнецово, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенный вид использования: "под промышленные, коммунальные, складские предприятия V класса опасности".
ООО "Кузнецовский железобетонный завод" обратилось в администрацию с заявлением о предварительном согласовании места размещения промышленных, коммунальных, складских предприятий V класса опасности и утверждения акта о выборе земельного участка площадью 1 416 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Кузнецовское, д. Кузнецово.
Письмом от 12.02.2015 N 733 Комитетом по управлению имуществом по поручению администрации заявителю был дан ответ о том, что проект постановления "О предварительном согласовании места размещения промышленных, коммунальных, складских предприятий V класса опасности, утверждения акта о выборе земельного участка ООО "Кузнецовский железобетонный завод" на территории сельского поселения Кузнецовское Раменского муниципального района Московской области" направлен на рассмотрение в Министерство имущественных отношений Московской области. По итогам заседания Градостроительного совета Московской области 04.03.2014 принято решение о признании вышеуказанного постановления нецелесообразным к принятию, так как предоставление земельного участка под коммерческое использование путем предварительного согласования места размещения объекта нерационально. Администрации рекомендовано осуществить распоряжение данным земельным участком посредством проведения процедуры торгов по продаже прав на заключение договора аренды земельного участка.
Считая, что отказ нарушает права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции до 01.03.2015) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов (часть 1 статьи 30 ЗК РФ).
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений (часть 3 статьи 30 ЗК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Таким образом, процедура предоставления земельного участка в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта включает в себя три последовательных этапа, первым из которых является выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (часть 1 статьи 31 ЗК РФ).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления (часть 2 статьи 31 ЗК РФ).
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (часть 3 статьи 31 ЗК РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (часть 5 статьи 31 ЗК РФ).
В силу положений статей 29, 31 ЗК РФ Комитет по управлению имуществом Раменского муниципального района Московской области, как орган, наделенный полномочиями по распоряжению земельными участками, должен был обеспечить все этапы процедуры выбора земельного участка.
Вместе с тем, органами местного самоуправления принято решение об отказе в предварительном согласовании места размещения промышленных, коммунальных, складских предприятий V класса опасности и утверждении акта о выборе земельного участка.
Как усматривается из материалов дела, заявителем представлены в Администрацию Раменского муниципального района Московской области все необходимые документы, предусмотренные законом. Доказательств обратного не представлено.
Указание в отказе на решение Градостроительного совета Московской области, согласно которому предоставление земельного участка под коммерческое использование является нецелесообразным и нерациональным, является необоснованным.
Рекомендательный характер указанного решения не может в нарушение действующего законодательства являться основанием для отказа в предварительном согласовании места размещения промышленных, коммунальных, складских предприятий V класса опасности и утверждении акта о выборе земельного участка.
Довод о применении положений постановления Правительства Московской области от 08.08.2013 N 599/33 "О заключении соглашений об информационном взаимодействии между Правительством Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области в сфере градостроительной, инвестиционной деятельности, земельно-имущественных отношений", согласно которому орган местного самоуправления направляет в Министерство имущественных отношений Московской области проекты решений о предварительном согласовании места размещения объекта (за исключением линейных объектов), утверждающих акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта, не может быть принят во внимание, поскольку указанное соглашение направлено на информационное взаимодействие сторон в сфере градостроительной, инвестиционной деятельности, земельно-имущественных отношений.
Согласно пункту 2.2 указанного постановления орган местного самоуправления направляет в уполномоченный орган по реализации соглашения проект решения с соответствующими документами для рассмотрения в целях получения рекомендаций на их соответствие законодательству.
Пунктом 2.3 предусмотрено, что градостроительный совет рассматривает проект решения и принимает одно из следующих решений: о соответствии проекта решения органа местного самоуправления требованиям законодательства и действующим документам территориального планирования; о несоответствии проекта решения органа местного самоуправления требованиям законодательства и действующим документам территориального планирования с указанием недостатков; о нецелесообразности принятия рассматриваемого проекта решения с обоснованием.
Вместе с тем, рекомендательный характер принятого на заседании Градостроительного совета Московской области решения, а также нецелесообразность и нерациональность предоставления спорного земельного участка заявителю не могут являться основаниями для отказа в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Таким образом, оспариваемое решение об отказе в предварительном согласовании места размещения промышленных, коммунальных, складских предприятий V класса опасности и утверждении акта о выборе земельного участка не соответствует действующему законодательству, при этом нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку орган местного самоуправления фактически, без надлежащего правового обоснования, лишает предпринимателя возможности осуществлять соответствующую деятельность.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения суда должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требований заявителя полностью или в части.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований, заявленных Администрации Раменского муниципального района Московской области и Комитету по управлению имуществом Раменского муниципального района.
В удовлетворении требований к Министерству имущественных отношений Московской области судом первой инстанции правомерно отказано, поскольку они заявлены к ненадлежащему заинтересованному лицу.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 06.08.2015 по делу N А41-12021/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.Н.КОРОТКОВА

Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Н.Н.КАТЬКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)