Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Балинской И.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.
при участии в заседании:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Амут Сноу Лэйк": Бондаренко М.Г., представитель по доверенности от 20.06.2014 б/н;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае: Колчанов А.В., представитель по доверенности от 12.11.2014 N 15юр/129/10958.1-08;
- от Министерства природных ресурсов Хабаровского края: Зельник Ю.В., представитель по доверенности от 13.11.2014 N 9.3.28-25326;
- от Федерального агентства по управлению государственным имуществом: представитель не явился;
- от Правительства Хабаровского края: Пак Ю.В., представитель по доверенности от 27.12.2013 N 9.3.28-26701
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Амут Сноу Лэйк"
на решение от 26.08.2014
по делу N А73-8115/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Манником С.Д.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Амут Сноу Лэйк"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае
о признании незаконным отказа от 30.04.2014 N 4279.1-08 о разделе земельного участка; обязании произвести раздел земельного участка с кадастровым номером 27:14:0000000:49
третьи лица: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом; Правительство Хабаровского края; Министерство природных ресурсов Хабаровского края
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Амут Сноу Лэйк" (далее - ООО "Амут Сноу Лэйк", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, в порядке статьи 49 АПК РФ в соответствии с которыми просило:
1) признать незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае (далее - ТУ Росимущества) от 30.04.2014 N 4279.1-08 о разделе земельного участка с кадастровым номером 27:14:0000000:49, расположенного по адресу: Хабаровский край, Солнечный район, Солнечное лесничество.
2) обязать ТУ Росимущества произвести раздел земельного (лесного) участка с кадастровым номером 27:14:0000000:49, находящегося в федеральной собственности, расположенного: Хабаровский край, Солнечный район, Солнечное лесничество, участковые лесничества: Харпинское, кварталы 1-574; Солнечное 1-е, кварталы 1-21, 23-142; Солнечное-2, кварталы 1-83; Хурмулинское, кварталы 1-43, 45-157, выделив из него земельный участок площадью 114661 кв. м, расположенного в лесах Солнечного лесничества в кварталах N 1 (части выделов 2, 3, 12), N 6 (части выделов: 7, 8, 9, 10, 15, 16, 18), N 7 (части выделов: 8, 9, 14) Солнечного-2 участкового лесничества.
Определением суда от 28.07.2014 на основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), Правительство Хабаровского края (далее - Правительство края).
Решением суда первой инстанции от 26.08.2014 в удовлетворении требований, заявленных ООО "Амут Сноу Лэйк", отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, ООО "Амут Сноу Лэйк" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда, в связи с неправильным применением норм материального права, регулирующих спорные отношения, незаконностью и необоснованностью судебного акта и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Амут Сноу Лэйк" поддержал в полном объеме доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ТУ Росимущества в заседании суда апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Правительства Хабаровского края поддержал доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда отменить, удовлетворив апелляционную жалобу общества.
Представитель Министерства природных ресурсов Хабаровского края в заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда отменить, удовлетворив апелляционную жалобу общества.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимало участия в заседании суда апелляционной инстанции, отзыва на жалобу не представило.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что 17.11.2003 между Правительством края (арендодатель) и ООО "Амут Сноу Лэйк" (арендатор) заключен аренды лесного участка 22,5 га в отдельных выделах кварталов NN 1, 7 в пределах лесного участка Солнечного лесничества.
Судом также установлено, что в дальнейшем был сформирован и постановлен 21.10.2004 на кадастровый учет многоконтурный земельный участок с кадастровым номером 27:14:0000000:49 Солнечного лесничества с включением в него площадей следующих лесничеств: Харпинское, кварталы 1-574; Солнечное 1-е, кварталы 1-21, 23-142; Солнечное 2-е, кварталы 1-83; Хурмулинское, кварталы 1-43, 45-157; общей площадью 5272322819 +/- 69088 кв. м (л.д. 36-45)
Из кадастрового паспорта (листы 4, 5) усматривается, что земельный участок поделен на 5 учетных частей (NN 49/1-49/5) с отдельными площадями, на которые установлены (зарегистрированы) обременения. Так, на участки с учетными NN 49/1-49/4 зарегистрировано обременение в виде аренды земли за ООО "Альфа-Форест".
На участок с учетным номером N 49/5 площадью 114661 кв. м в кадастре числятся зарегистрированные обременения в виде аренды земли за множественностью лиц, в том числе: ООО "Амут Сноу Лэйк", ООО "Вымпел - Восток Трейдинг", ОАО "Флора", АОА "Амурский МДК", ООО "Экстрим-Сервис", ЗАО "Харпин", ОАО "Комсомольский КЛПХ", ОАО "Дальневосточная компания электросвязи", ООО "Кевлар", ОАО "Харпи", ООО "Инвест-Лес", ООО "Комсомольск-лес".
Договором аренды земельного участка от 31.12.2008 N 0036/2008 (л.д. 46-69) и в порядке переоформления договора на аренду участка лесного фонда от 17.11.2003 ООО "Амут Сноу Лэйк" передан в аренду лесной участок площадью 22,5 га в пределах Солнечного лесничества для осуществления рекреационной деятельности (в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности). Согласно пункту 21 договора срок его действия установлен с момента государственной регистрации до 30.01.2014.
Из материалов дела усматривается, что в период аренды общество возвело на части арендуемого лесного участка площадью 114661 кв. м собственные туристические, культурно-оздоровительные объекты (туристическая база, специализирующаяся на отдыхе (беговые лыжи, горные лыжи, сноуборд). В летний период на базе туристического комплекса действует загородный оздоровительный лагерь для детей; лагерь внесен в реестр загородных оздоровительных лагерей Хабаровского края.
ООО "Амут Сноу Лэйк", учитывая истечение срока действия договора, для продолжения аренды части лесного участка, а также условия предоставления лесных участков только на основе аукциона, общество заказало землеустроительной организации ООО "ГЕО" межевание площади арендуемого земельного участка.
Как установлено судом, после получения оформленного межевого плана (л.д. 70-90) ООО "Амут Сноу Лэйк" обратилось в ТУ Росимущества с заявлением от 17.04.2014 исх. N 79 (л.д. 32), предложив осуществить раздел лесного участка с кадастровым номером 27:14:0000000:49 площадью 114661 кв. м. Солнечного лесничества в кварталах N 1 (части выделов 2, 3, 12), N 6 (части выделов 7, 8, 9, 10, 15, 16, 18), N 7 (части выделов 8, 9, 14). Заявление обосновано необходимостью проведения аукциона на право аренды земельного участка, на котором фактически расположена база отдыха общества.
Письмом от 30.04.2014 N 4279.1-08 ТУ Росимущество сообщило обществу, что в соответствии с позицией Минэкономразвития России, поручением Росимущества, а также исходя из положений ЗК и ЛК РФ, комплект документов возвращается заявителю для направления в соответствующий исполнительный орган государственной власти Хабаровского края.
Не согласившись с решением о возврате материалов и расценив его как необоснованные действия государственного органа, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением в порядке статьи 198 АПК РФ.
Отказывая в удовлетворении требований, заявленных ООО "Амут Сноу Лэйк", суд первой инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьями 200 и 201 АПК РФ предусмотрено, что ненормативный акт, решение, действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны арбитражным судом незаконными при доказанности одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса, в том числе и для осуществления рекреационной деятельности.
Согласно части 2 этой же статьи объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Частью 3 статьи 72 ЛК РФ установлено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет, за исключением случаев, предусмотренных статьями 36, 43 - 46, пунктом 3 части 3 статьи 74 настоящего Кодекса. Указанный договор заключается в случаях, предусмотренных статьей 36 настоящего Кодекса, на срок от двадцати до сорока девяти лет, в случаях, предусмотренных статьями 43, 45, пунктом 3 части 3 статьи 74 настоящего Кодекса, на срок до сорока девяти лет, в случаях, предусмотренных статьями 44, 46 настоящего Кодекса, на срок от одного года до сорока девяти лет.
При этом частью 5 статьи 72 ЛК РФ также установлено, что арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.
Как установлено судом первой инстанции, ООО "Амут Сноу Лэйк" по договору от 31.12.2008 N 0036/2008 является арендатором лесного участка площадью 22,5 га в пределах Солнечного лесничества общей площадью 534578 га в целях осуществления рекреационной деятельности (в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности). Судом также установлено, что на отдельном лесном участке общей площадью 114661 кв. м (в отдельных кварталах и выделах Солнечного лесничества) обществом уже возведена и расположена туристическая база в виде отдельных объектов и общество продолжает использовать этот земельный участок.
Следовательно, общество заинтересовано в индивидуализации этого лесного участка в целях продолжения его аренды и заключения нового договора на основании конкурса.
С учетом этого, общество при помощи землеустроительной организации провело межевание этого земельного участка и обратилось в ТУ Росимущества с соответствующим заявлением о разделе земельного участка с кадастровым номером 27:14:0000000:49 путем выделения из него отдельного и необходимого обществу участка площадью 114661 кв. м.
В то же врем, суд первой инстанции, исследовав спорные обстоятельства на основе имеющихся в деле материалов, пришел к обоснованному выводу об ошибочности таких действий ООО "Амут Сноу Лэйк" и отсутствии какой-либо необходимости в обращении к представителю федерального собственника о разделе лесного земельного участка.
Из кадастрового паспорта земельного участка (л.д. 36-45) усматривается, что многоконтурный земельный участок с кадастровым номером 27:14:0000000:49 общей площадью 5272322819 +/- 69088 кв. м из земель лесного фонда для размещения объектов лесного фонда и находящийся в собственности Российской Федерации сформирован и постановлен на кадастровый учет недвижимости еще 21.10.2004, то есть задолго до заключения договора аренды лесного участка от 31.12.2008 N 0036/2008.
Из этого же кадастрового паспорта (листы 4-10) также видно, что в его составе сформированы и отдельные части земельного участка с отдельными учетными номерами, в их определенно установленной площади, схемами натурного расположения и наличия зарегистрированных обременений по каждой части, в том числе: N 49/1 (10079477 кв. м), N 49/2 (119764303 кв. м), N 49/3 (70610540 кв. м), N 49/4 (34289913 кв. м), N 49/5 (114661 кв. м). Следовательно, как правомерно признал суд, каждые указанные отдельные части общего земельного лесного участка также прошли кадастровый учет.
Проанализировав сведения из кадастрового паспорта, суд пришел к правильному выводу, что в кадастровом учете недвижимости зарегистрированы и числятся как общие сведения о многоконтурном земельном участке с кадастровым номером 27:14:0000000:49, так и о его отдельных частях, также прошедших кадастровый учет, учтенных и числящихся с 21.10.2004 в кадастровом реестре недвижимости.
Как установлено судом, ООО "Амут Сноу Лэйк" имеет интерес только к лесному участку площадью 114661 кв. м, то есть к отдельной части земельного участка за N 49/5, уже отдельно учтенной в общей площади земельного участка с кадастровым номером 27:14:0000000:49, и на котором расположены рекреационные объекты туристической базы этого общества. Именно поэтому общество считает обязательным выделить эту необходимую ему часть участка из земельного участка с кадастровым номером 27:14:0000000:49, полагая, что его не выделение, по мнению ООО "Амут Сноу Лэйк", препятствует заключению договора аренды лесного участка.
Между тем, судом сделан правомерный вывод, что инициатором спора необоснованно не учтено, что для реализации права на аренду части земельного участка действующим законодательством по существу не требуется раздел земельного участка с кадастровым номером 27:14:0000000:49.
В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления Пленума от 25.01.2013 N 13; далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 73) разъяснено, что возможна сдача в аренду части земельного участка без необходимости формирования (выделения) самостоятельного участка и регистрации на него права собственности, поскольку действующее законодательство не содержит требования о разделе земельного участка (в том числе лесного участка, право на который зарегистрировано за Российской Федерацией) для предоставления в аренду его части.
Таким образом, суд, приняв во внимание, что земельный участок с кадастровым номером 27:14:0000000:49 уже сформирован и поставлен на кадастровый учет еще 21.10.2004; при его формировании также отдельно были сформированы и учтены в реестре недвижимости отдельные части земельного участка N 49/1 - N 49/5, в том числе и отдельный участок N 49/5 площадью 114661 кв. м, а также учитывая разъяснения высшей судебной надзорной инстанции, изложенные в постановлении Пленума ВАС РФ N 73, пришел к правильному выводу о том, что для предоставления в аренду части земельного участка площадью 114661 кв. м отсутствует какая-либо необходимость в разделе земельного участка с кадастровым номером 27:14:0000000:49.
Рассмотрев уточненные требования общества, суд также пришел к правильному выводу о том, что требования ООО "Амут Сноу Лэйк" к ТУ Росимущества, кроме того, являются неосновательными по следующим основаниям.
В частности, ООО "Амут Сноу Лэйк" полагает, что ТУ Росимущество, как уполномоченный представитель собственника, обязано и вправе принять решение о разделе земельного участка.
Между тем, обществом не учтено следующее.
Действительно, главой 1.1 ЗК РФ предусмотрены возможные условия образования земельных участков, в том числе путем раздела земельного участка.
В то же время, положениями статей 11.2 - 11.4 ЗК РФ на собственников земельных участков не возложена безусловная обязанность осуществлять раздел принадлежащих им земельных участков.
Оспаривая решение ТУ Росимущества о возврате комплекта документов о разделе земельного участка с кадастровым номером 27:14:0000000:49 для направления в соответствующий исполнительный орган государственной власти Хабаровского края, обществом, прежде всего, неправильно учтены полномочия ТУ Росимущества.
ТУ Росимущества в Хабаровском крае как территориальный орган Росимущества осуществляет полномочия, предусмотренные приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374 (в редакции приказов от 18.09.2013, от 17.01.2014) "Об утверждении типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом" (зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2008 за N 12804), (далее - Положение о ТУ Росимущества).
Согласно подпункту 4.2.25 пункта 4.2 Положения о ТУ Росимущества, по поручению Федерального агентства территориальный орган осуществляет полномочия по принятию в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектар.
Как установлено судом, заместителем руководителя Росимущества в адрес всех территориальных органов 23.10.2013 направлено письмо N ПП-10/49554 "О полномочиях по разделу лесных участков из состава земель лесного фонда" (л.д. 135-136).
Указанным письмом Росимущество направило в адрес территориальных органов письмо Минэкономразвития от 11.10.2013 N 21800-ПК/23н для руководства в работе, и указало своим подведомственным органам на необходимость обеспечить работу по переадресации обращений по образованию лесных участков, находящихся на рассмотрении в территориальных органах, в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом из письма от 11.10.2013 N 21800-ПК/23н, а также иных писем от 11.10.2013 N 21709-ПК/23н, от 29.11.2013 N 26439-ПК/Д23н следует, что Минэкономразвития России считает, что полномочиями по принятию решений об образовании земельных участков из состава земель лесного фонда обладают уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Росимущество входит в состав Минэкономразвития России и поэтому обязано подчиняться его указаниям. В свою очередь, ТУ Росимущества в Хабаровском крае, возвращая комплект документов ООО "Амут Сноу Лэйк", также исполняло прямое поручение Росимущества от 23.10.2013 N ПП-10/49554.
Таким образом, как правильно определил суд первой инстанции, оспариваемое обществом письмо ТУ Росимущества от 30.04.2014 N 4279.1-08 соответствует подпункту 4.2.25 пункта 4.2 Положения о ТУ Росимущества и, следовательно, как обоснованно признал суд, не может быть признано незаконным.
Апелляционная инстанция находит, что суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, правомерно определил, что оспариваемый отказ от 30.04.2014 N 4279.1-08 о разделе земельного участка и обязании произвести раздел земельного участка с кадастровым номером 27:14:0000000:49, является законным и не нарушает права и законные интересы ООО "Амут Сноу Лэйк" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, отказав в обществу в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.08.2014 по делу N А73-8115/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Т.Д.ПЕСКОВА
Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.А.ШВЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.12.2014 N 06АП-5698/2014 ПО ДЕЛУ N А73-8115/2014
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2014 г. N 06АП-5698/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Балинской И.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.
при участии в заседании:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Амут Сноу Лэйк": Бондаренко М.Г., представитель по доверенности от 20.06.2014 б/н;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае: Колчанов А.В., представитель по доверенности от 12.11.2014 N 15юр/129/10958.1-08;
- от Министерства природных ресурсов Хабаровского края: Зельник Ю.В., представитель по доверенности от 13.11.2014 N 9.3.28-25326;
- от Федерального агентства по управлению государственным имуществом: представитель не явился;
- от Правительства Хабаровского края: Пак Ю.В., представитель по доверенности от 27.12.2013 N 9.3.28-26701
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Амут Сноу Лэйк"
на решение от 26.08.2014
по делу N А73-8115/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Манником С.Д.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Амут Сноу Лэйк"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае
о признании незаконным отказа от 30.04.2014 N 4279.1-08 о разделе земельного участка; обязании произвести раздел земельного участка с кадастровым номером 27:14:0000000:49
третьи лица: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом; Правительство Хабаровского края; Министерство природных ресурсов Хабаровского края
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Амут Сноу Лэйк" (далее - ООО "Амут Сноу Лэйк", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, в порядке статьи 49 АПК РФ в соответствии с которыми просило:
1) признать незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае (далее - ТУ Росимущества) от 30.04.2014 N 4279.1-08 о разделе земельного участка с кадастровым номером 27:14:0000000:49, расположенного по адресу: Хабаровский край, Солнечный район, Солнечное лесничество.
2) обязать ТУ Росимущества произвести раздел земельного (лесного) участка с кадастровым номером 27:14:0000000:49, находящегося в федеральной собственности, расположенного: Хабаровский край, Солнечный район, Солнечное лесничество, участковые лесничества: Харпинское, кварталы 1-574; Солнечное 1-е, кварталы 1-21, 23-142; Солнечное-2, кварталы 1-83; Хурмулинское, кварталы 1-43, 45-157, выделив из него земельный участок площадью 114661 кв. м, расположенного в лесах Солнечного лесничества в кварталах N 1 (части выделов 2, 3, 12), N 6 (части выделов: 7, 8, 9, 10, 15, 16, 18), N 7 (части выделов: 8, 9, 14) Солнечного-2 участкового лесничества.
Определением суда от 28.07.2014 на основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), Правительство Хабаровского края (далее - Правительство края).
Решением суда первой инстанции от 26.08.2014 в удовлетворении требований, заявленных ООО "Амут Сноу Лэйк", отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, ООО "Амут Сноу Лэйк" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда, в связи с неправильным применением норм материального права, регулирующих спорные отношения, незаконностью и необоснованностью судебного акта и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Амут Сноу Лэйк" поддержал в полном объеме доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ТУ Росимущества в заседании суда апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Правительства Хабаровского края поддержал доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда отменить, удовлетворив апелляционную жалобу общества.
Представитель Министерства природных ресурсов Хабаровского края в заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда отменить, удовлетворив апелляционную жалобу общества.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимало участия в заседании суда апелляционной инстанции, отзыва на жалобу не представило.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что 17.11.2003 между Правительством края (арендодатель) и ООО "Амут Сноу Лэйк" (арендатор) заключен аренды лесного участка 22,5 га в отдельных выделах кварталов NN 1, 7 в пределах лесного участка Солнечного лесничества.
Судом также установлено, что в дальнейшем был сформирован и постановлен 21.10.2004 на кадастровый учет многоконтурный земельный участок с кадастровым номером 27:14:0000000:49 Солнечного лесничества с включением в него площадей следующих лесничеств: Харпинское, кварталы 1-574; Солнечное 1-е, кварталы 1-21, 23-142; Солнечное 2-е, кварталы 1-83; Хурмулинское, кварталы 1-43, 45-157; общей площадью 5272322819 +/- 69088 кв. м (л.д. 36-45)
Из кадастрового паспорта (листы 4, 5) усматривается, что земельный участок поделен на 5 учетных частей (NN 49/1-49/5) с отдельными площадями, на которые установлены (зарегистрированы) обременения. Так, на участки с учетными NN 49/1-49/4 зарегистрировано обременение в виде аренды земли за ООО "Альфа-Форест".
На участок с учетным номером N 49/5 площадью 114661 кв. м в кадастре числятся зарегистрированные обременения в виде аренды земли за множественностью лиц, в том числе: ООО "Амут Сноу Лэйк", ООО "Вымпел - Восток Трейдинг", ОАО "Флора", АОА "Амурский МДК", ООО "Экстрим-Сервис", ЗАО "Харпин", ОАО "Комсомольский КЛПХ", ОАО "Дальневосточная компания электросвязи", ООО "Кевлар", ОАО "Харпи", ООО "Инвест-Лес", ООО "Комсомольск-лес".
Договором аренды земельного участка от 31.12.2008 N 0036/2008 (л.д. 46-69) и в порядке переоформления договора на аренду участка лесного фонда от 17.11.2003 ООО "Амут Сноу Лэйк" передан в аренду лесной участок площадью 22,5 га в пределах Солнечного лесничества для осуществления рекреационной деятельности (в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности). Согласно пункту 21 договора срок его действия установлен с момента государственной регистрации до 30.01.2014.
Из материалов дела усматривается, что в период аренды общество возвело на части арендуемого лесного участка площадью 114661 кв. м собственные туристические, культурно-оздоровительные объекты (туристическая база, специализирующаяся на отдыхе (беговые лыжи, горные лыжи, сноуборд). В летний период на базе туристического комплекса действует загородный оздоровительный лагерь для детей; лагерь внесен в реестр загородных оздоровительных лагерей Хабаровского края.
ООО "Амут Сноу Лэйк", учитывая истечение срока действия договора, для продолжения аренды части лесного участка, а также условия предоставления лесных участков только на основе аукциона, общество заказало землеустроительной организации ООО "ГЕО" межевание площади арендуемого земельного участка.
Как установлено судом, после получения оформленного межевого плана (л.д. 70-90) ООО "Амут Сноу Лэйк" обратилось в ТУ Росимущества с заявлением от 17.04.2014 исх. N 79 (л.д. 32), предложив осуществить раздел лесного участка с кадастровым номером 27:14:0000000:49 площадью 114661 кв. м. Солнечного лесничества в кварталах N 1 (части выделов 2, 3, 12), N 6 (части выделов 7, 8, 9, 10, 15, 16, 18), N 7 (части выделов 8, 9, 14). Заявление обосновано необходимостью проведения аукциона на право аренды земельного участка, на котором фактически расположена база отдыха общества.
Письмом от 30.04.2014 N 4279.1-08 ТУ Росимущество сообщило обществу, что в соответствии с позицией Минэкономразвития России, поручением Росимущества, а также исходя из положений ЗК и ЛК РФ, комплект документов возвращается заявителю для направления в соответствующий исполнительный орган государственной власти Хабаровского края.
Не согласившись с решением о возврате материалов и расценив его как необоснованные действия государственного органа, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением в порядке статьи 198 АПК РФ.
Отказывая в удовлетворении требований, заявленных ООО "Амут Сноу Лэйк", суд первой инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьями 200 и 201 АПК РФ предусмотрено, что ненормативный акт, решение, действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны арбитражным судом незаконными при доказанности одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса, в том числе и для осуществления рекреационной деятельности.
Согласно части 2 этой же статьи объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Частью 3 статьи 72 ЛК РФ установлено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет, за исключением случаев, предусмотренных статьями 36, 43 - 46, пунктом 3 части 3 статьи 74 настоящего Кодекса. Указанный договор заключается в случаях, предусмотренных статьей 36 настоящего Кодекса, на срок от двадцати до сорока девяти лет, в случаях, предусмотренных статьями 43, 45, пунктом 3 части 3 статьи 74 настоящего Кодекса, на срок до сорока девяти лет, в случаях, предусмотренных статьями 44, 46 настоящего Кодекса, на срок от одного года до сорока девяти лет.
При этом частью 5 статьи 72 ЛК РФ также установлено, что арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.
Как установлено судом первой инстанции, ООО "Амут Сноу Лэйк" по договору от 31.12.2008 N 0036/2008 является арендатором лесного участка площадью 22,5 га в пределах Солнечного лесничества общей площадью 534578 га в целях осуществления рекреационной деятельности (в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности). Судом также установлено, что на отдельном лесном участке общей площадью 114661 кв. м (в отдельных кварталах и выделах Солнечного лесничества) обществом уже возведена и расположена туристическая база в виде отдельных объектов и общество продолжает использовать этот земельный участок.
Следовательно, общество заинтересовано в индивидуализации этого лесного участка в целях продолжения его аренды и заключения нового договора на основании конкурса.
С учетом этого, общество при помощи землеустроительной организации провело межевание этого земельного участка и обратилось в ТУ Росимущества с соответствующим заявлением о разделе земельного участка с кадастровым номером 27:14:0000000:49 путем выделения из него отдельного и необходимого обществу участка площадью 114661 кв. м.
В то же врем, суд первой инстанции, исследовав спорные обстоятельства на основе имеющихся в деле материалов, пришел к обоснованному выводу об ошибочности таких действий ООО "Амут Сноу Лэйк" и отсутствии какой-либо необходимости в обращении к представителю федерального собственника о разделе лесного земельного участка.
Из кадастрового паспорта земельного участка (л.д. 36-45) усматривается, что многоконтурный земельный участок с кадастровым номером 27:14:0000000:49 общей площадью 5272322819 +/- 69088 кв. м из земель лесного фонда для размещения объектов лесного фонда и находящийся в собственности Российской Федерации сформирован и постановлен на кадастровый учет недвижимости еще 21.10.2004, то есть задолго до заключения договора аренды лесного участка от 31.12.2008 N 0036/2008.
Из этого же кадастрового паспорта (листы 4-10) также видно, что в его составе сформированы и отдельные части земельного участка с отдельными учетными номерами, в их определенно установленной площади, схемами натурного расположения и наличия зарегистрированных обременений по каждой части, в том числе: N 49/1 (10079477 кв. м), N 49/2 (119764303 кв. м), N 49/3 (70610540 кв. м), N 49/4 (34289913 кв. м), N 49/5 (114661 кв. м). Следовательно, как правомерно признал суд, каждые указанные отдельные части общего земельного лесного участка также прошли кадастровый учет.
Проанализировав сведения из кадастрового паспорта, суд пришел к правильному выводу, что в кадастровом учете недвижимости зарегистрированы и числятся как общие сведения о многоконтурном земельном участке с кадастровым номером 27:14:0000000:49, так и о его отдельных частях, также прошедших кадастровый учет, учтенных и числящихся с 21.10.2004 в кадастровом реестре недвижимости.
Как установлено судом, ООО "Амут Сноу Лэйк" имеет интерес только к лесному участку площадью 114661 кв. м, то есть к отдельной части земельного участка за N 49/5, уже отдельно учтенной в общей площади земельного участка с кадастровым номером 27:14:0000000:49, и на котором расположены рекреационные объекты туристической базы этого общества. Именно поэтому общество считает обязательным выделить эту необходимую ему часть участка из земельного участка с кадастровым номером 27:14:0000000:49, полагая, что его не выделение, по мнению ООО "Амут Сноу Лэйк", препятствует заключению договора аренды лесного участка.
Между тем, судом сделан правомерный вывод, что инициатором спора необоснованно не учтено, что для реализации права на аренду части земельного участка действующим законодательством по существу не требуется раздел земельного участка с кадастровым номером 27:14:0000000:49.
В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления Пленума от 25.01.2013 N 13; далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 73) разъяснено, что возможна сдача в аренду части земельного участка без необходимости формирования (выделения) самостоятельного участка и регистрации на него права собственности, поскольку действующее законодательство не содержит требования о разделе земельного участка (в том числе лесного участка, право на который зарегистрировано за Российской Федерацией) для предоставления в аренду его части.
Таким образом, суд, приняв во внимание, что земельный участок с кадастровым номером 27:14:0000000:49 уже сформирован и поставлен на кадастровый учет еще 21.10.2004; при его формировании также отдельно были сформированы и учтены в реестре недвижимости отдельные части земельного участка N 49/1 - N 49/5, в том числе и отдельный участок N 49/5 площадью 114661 кв. м, а также учитывая разъяснения высшей судебной надзорной инстанции, изложенные в постановлении Пленума ВАС РФ N 73, пришел к правильному выводу о том, что для предоставления в аренду части земельного участка площадью 114661 кв. м отсутствует какая-либо необходимость в разделе земельного участка с кадастровым номером 27:14:0000000:49.
Рассмотрев уточненные требования общества, суд также пришел к правильному выводу о том, что требования ООО "Амут Сноу Лэйк" к ТУ Росимущества, кроме того, являются неосновательными по следующим основаниям.
В частности, ООО "Амут Сноу Лэйк" полагает, что ТУ Росимущество, как уполномоченный представитель собственника, обязано и вправе принять решение о разделе земельного участка.
Между тем, обществом не учтено следующее.
Действительно, главой 1.1 ЗК РФ предусмотрены возможные условия образования земельных участков, в том числе путем раздела земельного участка.
В то же время, положениями статей 11.2 - 11.4 ЗК РФ на собственников земельных участков не возложена безусловная обязанность осуществлять раздел принадлежащих им земельных участков.
Оспаривая решение ТУ Росимущества о возврате комплекта документов о разделе земельного участка с кадастровым номером 27:14:0000000:49 для направления в соответствующий исполнительный орган государственной власти Хабаровского края, обществом, прежде всего, неправильно учтены полномочия ТУ Росимущества.
ТУ Росимущества в Хабаровском крае как территориальный орган Росимущества осуществляет полномочия, предусмотренные приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374 (в редакции приказов от 18.09.2013, от 17.01.2014) "Об утверждении типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом" (зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2008 за N 12804), (далее - Положение о ТУ Росимущества).
Согласно подпункту 4.2.25 пункта 4.2 Положения о ТУ Росимущества, по поручению Федерального агентства территориальный орган осуществляет полномочия по принятию в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектар.
Как установлено судом, заместителем руководителя Росимущества в адрес всех территориальных органов 23.10.2013 направлено письмо N ПП-10/49554 "О полномочиях по разделу лесных участков из состава земель лесного фонда" (л.д. 135-136).
Указанным письмом Росимущество направило в адрес территориальных органов письмо Минэкономразвития от 11.10.2013 N 21800-ПК/23н для руководства в работе, и указало своим подведомственным органам на необходимость обеспечить работу по переадресации обращений по образованию лесных участков, находящихся на рассмотрении в территориальных органах, в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом из письма от 11.10.2013 N 21800-ПК/23н, а также иных писем от 11.10.2013 N 21709-ПК/23н, от 29.11.2013 N 26439-ПК/Д23н следует, что Минэкономразвития России считает, что полномочиями по принятию решений об образовании земельных участков из состава земель лесного фонда обладают уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Росимущество входит в состав Минэкономразвития России и поэтому обязано подчиняться его указаниям. В свою очередь, ТУ Росимущества в Хабаровском крае, возвращая комплект документов ООО "Амут Сноу Лэйк", также исполняло прямое поручение Росимущества от 23.10.2013 N ПП-10/49554.
Таким образом, как правильно определил суд первой инстанции, оспариваемое обществом письмо ТУ Росимущества от 30.04.2014 N 4279.1-08 соответствует подпункту 4.2.25 пункта 4.2 Положения о ТУ Росимущества и, следовательно, как обоснованно признал суд, не может быть признано незаконным.
Апелляционная инстанция находит, что суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, правомерно определил, что оспариваемый отказ от 30.04.2014 N 4279.1-08 о разделе земельного участка и обязании произвести раздел земельного участка с кадастровым номером 27:14:0000000:49, является законным и не нарушает права и законные интересы ООО "Амут Сноу Лэйк" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, отказав в обществу в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.08.2014 по делу N А73-8115/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Т.Д.ПЕСКОВА
Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.А.ШВЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)