Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-18255/2014

Требование: О понуждении обеспечить работы по формированию земельного участка.

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Гражданка обратилась в Администрацию муниципального района с заявлением о предоставлении ей в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 октября 2014 г. по делу N 33-18255/2014


Судья: Сергеева Л.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Чиченевой Н.А., Бакулина А.А.,
при секретаре П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 06 октября 2014 года апелляционную жалобу Е. на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 20 мая 2014 года по делу по иску Е. к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о понуждении обеспечить работы по формированию земельного участка,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения Е., представителя Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области - Я.,

установила:

Е. обратилась в суд с иском к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о понуждении обеспечить работы по формированию земельного участка.
В обоснование заявленных требований Е. указала, что 30.08.2012 она обратилась в Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка, примерной площадью 700 кв. м, местоположение - около д. <данные изъяты>, для индивидуального жилищного строительства. Письмом от 16.10.2012 Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области ответила, что предоставление земельного участка считает нецелесообразным, поскольку в соответствии с требованиями ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам. Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 17.01.2013 отказ Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 16.10.2012 N 3603-гр в предоставлении Е. в аренду земельного участка, примерной площадью 700 кв. м, по адресу: <данные изъяты> для индивидуального жилищного строительства признан незаконным; на Администрацию возложена обязанность принять решение по заявлению Е. от 30.08.2012.
27.01.2014 Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области отказала Е. в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, мотивировав свой отказ нахождением участка в границах охранной зоны объекта всемирного наследия "Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде"; невозможностью формирования участка, поскольку это противоречит требованиям закона к образуемым и измененным земельным участкам (п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ). Также Администрация сообщила, что согласно техническим условиям от 09.04.2013 N 443, выданным ГУП "Мособлгаз", прохождение запроектированных коммуникаций между д. <данные изъяты> и д. <данные изъяты> по <данные изъяты> является единственно возможным вариантом; кроме того, испрашиваемый земельный участок относится к объекту недвижимости, расположенному по адресу: <данные изъяты>, и находящемуся в муниципальной собственности.
04.02.2014 Администрацией Сергиево-Посадского района Московской области принято решение об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка, примерной площадью 700 кв. м, местоположение - около д. <данные изъяты> по ул. <данные изъяты>.
Истица полагает, что при рассмотрении ее заявления о предоставлении земельного участка в аренду Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области нарушила порядок, установленный п. 4 ст. 30, п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ.
Исходя из изложенного, уточнив требования, Е. просила обязать ответчика обеспечить проведение работ по формированию земельного участка на территории кадастрового квартала <...>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, примерной площадью 700 кв. м, по определению вида разрешенного использования, технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение, после чего принять ненормативный правовой акт о предоставлении земельного участка в аренду по ее (Е.) заявлению в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании Е. поддержала уточненные требования в полном объеме (л.д. 78).
Представитель Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области - Я. иск не признал.
Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 20 мая 2014 года в удовлетворении заявленных Е. требований отказано.
В апелляционной жалобе Е. просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Из материалов дела усматривается, что 30.08.2012 Е. обратилась в Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении ей в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка, примерной площадью 700 кв. м, местоположение - около д. <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> (л.д. 10), в чем ей было отказано. Отказы оформлены письмами от 16.10.2012, 01.07.2013, 27.01.2014 (л.д. 12 - 14, 59, 63).
Письмом от 04.02.2014 N 314 Е. отказано в согласовании схемы расположения земельного участка (л.д. 76).
Отказы в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, в согласовании схемы его расположения мотивированы нахождением участка в границах охранной зоны объекта всемирного наследия "Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде"; невозможностью формирования участка, поскольку это противоречит требованиям закона к образуемым и измененным земельным участкам (п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ). Кроме того, согласно техническим условиям от 09.04.2013 N 443, выданным ГУП "Мособлгаз", прохождение запроектированных коммуникаций между д. <данные изъяты> и д. <данные изъяты> по <данные изъяты> является единственно возможным вариантом; испрашиваемый земельный участок относится к объекту недвижимости, расположенному по адресу: <данные изъяты>, и находящемуся в муниципальной собственности.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что право государственной собственности на испрашиваемый земельный участок не разграничено, в связи с чем, согласно ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение такими земельными участками осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 11 ст. 30 ЗК РФ в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства предварительное согласование места размещения объекта не проводится.
Пунктом 4 ст. 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение работ по формированию земельного участка, в том числе определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В соответствии с п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Указанные нормы необходимо рассматривать в совокупности с требованиями п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ, предусматривающего, что предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Пунктом 4 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ установлено, что строительство осуществляется на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки.
В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:
1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;
2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;
3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;
4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;
6) принятие решений о развитии застроенных территорий.
Проанализировав приведенные правовые нормы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства в соответствии с п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ является правом органа местного самоуправления, самостоятельно принимающего решения по распоряжению конкретными земельными участками, находящимся в муниципальной собственности или в его ведении. При этом право Е. инициировать процедуру предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства должно согласовываться с правом органа местного самоуправления, осуществляющего полномочия собственника, на свободное волеизъявление по предоставлению земельного участка.
Исходя из вышеизложенного, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных Е. требований.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не усматривает оснований для отмены постановленного по делу решения.
Доводы апелляционной жалобы Е. не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 20 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Е. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)