Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Толкушенкова Е.Ю.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Судневой В.Н.,
судей Овчинниковой Н.А., Кустовой И.Ю.,
при секретаре С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 15 декабря 2014 г. дело по апелляционной жалобе К.Д. на решение Индустриального районного суда г. Перми от 04 сентября 2014 г., которым постановлено:
В удовлетворении требований К.Д. к Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации города Перми, изложенного в письме от 30.05.2014 года N И-21-01-09-9461 в предоставлении земельного участка; возложении обязанности принять акт о предоставлении К.Д. в аренду земельного участка с кадастровым N <...>, площадью 1050 кв. м, расположенного по адресу: <...>, для размещения автостоянки; возложении обязанности заключить с К.Д. договор аренды сроком на 4 года 11 месяцев земельного участка с кадастровым N <...>, площадью 1050 кв. м, расположенного по адресу: <...>, для размещения автостоянки - отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., объяснения представителя К.Д. - К.А., судебная коллегия
установила:
К.Д. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - ДЗО) в предоставлении земельного участка, возложении обязанности вынести решение о предоставлении земельного участка. В обоснование заявления указал, что в 2013 г. он обратился в ДЗО с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 4 года 11 месяцев земельного участка ориентировочной площадью 1050 кв. м, расположенного по адресу: <...>, для размещения автостоянки. Письмом от 04.06.2013 г. N И-21-01-09-10064 он был извещен о принятии положительного решения о предоставлении земельного участка и уведомлен о том, что после предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка ДЗО г. Перми будет издано распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду для указанных целей и заключен договор аренды. 07.04.2014 г. заявитель вновь обратился в ДЗО с заявлением о вынесении распоряжения о предоставлении земельного участка с приложением кадастрового паспорта земельного участка. Письмом ДЗО от 30.05.2014 г. N И-21-01-09-9461 ему отказано в вынесении решения о предоставлении земельного участка. Данный отказ он считает незаконным, противоречащим ст. 34 ЗК РФ.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе К.Д., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а именно - ст. 34 ЗК РФ, а также положений Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260. Указывает, что указанный Порядок в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений сторон, не содержал условий о реализации земельного участка на торгах в случае его предоставления по инициативе заявителя.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Из материалов дела следует, что К.Д. в 2013 году обратился в ДЗО с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 4 года 11 месяцев земельного участка ориентировочной площадью 1050 кв. м, расположенного по адресу: <...>, для размещения автостоянки.
04.06.2013 г. ДЗО принято решение о возможности предоставления земельного участка в аренду на 4 года 11 месяцев после включения автостоянки в Схему размещения автостоянок открытого типа на территории города Перми. Также указано, что после получения департаментом кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка будет издано распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду (для указанных целей) и заключен договор аренды.
07.04.2013 г. К.Д. вновь обратился в ДЗО с заявлением о вынесении распоряжения о предоставлении земельного участка с приложением кадастрового паспорта земельного участка.
18.04.2014 г. ДЗО было опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Письмом ДЗО от 30.05.2014 г. N И-21-01-09-9461 К.Д. разъяснено, что в связи с поступлением заявления от другого лица о предоставлении этого же земельного участка предоставление данного земельного участка будет осуществлено посредством проведения торгов.
Отказывая К.Д. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался п. 2.12.1 Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 (далее - Порядок), в редакции, действующей на момент второго обращения заявителя в ДЗО г. Перми. С учетом требования приведенного пункта Порядка суд пришел к выводу, что в ситуации, когда после публикации информации о приеме заявлений о предоставлении земельного участка поступило заявление от другого лица о предоставлении этого же земельного участка, его предоставление возможно только на торгах.
Отклоняя довод заявителя о том, что его первоначальное обращение за предоставлением земельного участка имело место в 2013 г., когда вышеприведенный пункт Порядка еще не действовал, суд сослался на отсутствие у заявителя в тот период кадастрового паспорта на земельный участок, наличие которого, в силу п. 5 ст. 34 ЗК РФ, необходимо для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду. Суд счел, что письмо ДЗО г. Перми от 04.06.2013 г. решением о предоставлении земельного участка в аренду не является, а носит информационный характер.
Судебная коллегия не может согласится с указанными выводами суда и считает, что доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания исходя из следующего.
Статья 34 ЗК РФ регулирует порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Пунктом 1 данной нормы предусмотрено, что органы местного самоуправления для обеспечения процедур предоставления таких земельных участков обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на распоряжение земельными участками специальный орган; обеспечить подготовку информации о предоставляемых земельных участках и заблаговременную ее публикацию.
На основании п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Согласно п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
На основании п. 5 ст. 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Из приведенных норм закона следует, что ст. 34 ЗК РФ предусмотрен заявительный порядок предоставления земельных участков заинтересованным в этом лицам, проведение торгов при этом не предусматривается, поскольку земельный участок предоставляется лицу, произведшему кадастровые работы и кадастровый учет испрашиваемого участка, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В связи с тем, что К.Д., обращаясь в ДЗО г. Перми в 2013 г., просил о предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, его заявление рассматривалась в порядке ст. 34 ЗК РФ, по правилам которой он произвел формирование земельного участка, поставил его на государственный кадастровый учет и представил в ДЗО г. Перми кадастровый паспорт, земельный участок подлежал предоставлению ему также в порядке ст. 34 ЗК РФ, положения которой не предусматривают ни опубликования сообщения о предоставляемых земельных участках с целью приема заявлений об их предоставлении, ни проведения торгов.
Следовательно, после получения от заявителя кадастрового паспорта земельного участка у должностных лиц органа местного самоуправления отсутствовали правовые основания для принятия решения о предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка в аренду посредством проведения торгов.
При изложенных обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Индустриального районного суда г. Перми от 04 сентября 2014 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать решение Департамента земельных отношений администрации города Перми от 30.05.2014 года N И-21-01-09-9461 незаконным.
Возложить на Департамент земельных отношений администрации города Перми обязанность повторно рассмотреть заявление К.Д. от 07 апреля 2014 г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 15.12.2014 ПО ДЕЛУ N 33-10864
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 декабря 2014 г. по делу N 33-10864
Судья Толкушенкова Е.Ю.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Судневой В.Н.,
судей Овчинниковой Н.А., Кустовой И.Ю.,
при секретаре С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 15 декабря 2014 г. дело по апелляционной жалобе К.Д. на решение Индустриального районного суда г. Перми от 04 сентября 2014 г., которым постановлено:
В удовлетворении требований К.Д. к Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации города Перми, изложенного в письме от 30.05.2014 года N И-21-01-09-9461 в предоставлении земельного участка; возложении обязанности принять акт о предоставлении К.Д. в аренду земельного участка с кадастровым N <...>, площадью 1050 кв. м, расположенного по адресу: <...>, для размещения автостоянки; возложении обязанности заключить с К.Д. договор аренды сроком на 4 года 11 месяцев земельного участка с кадастровым N <...>, площадью 1050 кв. м, расположенного по адресу: <...>, для размещения автостоянки - отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., объяснения представителя К.Д. - К.А., судебная коллегия
установила:
К.Д. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - ДЗО) в предоставлении земельного участка, возложении обязанности вынести решение о предоставлении земельного участка. В обоснование заявления указал, что в 2013 г. он обратился в ДЗО с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 4 года 11 месяцев земельного участка ориентировочной площадью 1050 кв. м, расположенного по адресу: <...>, для размещения автостоянки. Письмом от 04.06.2013 г. N И-21-01-09-10064 он был извещен о принятии положительного решения о предоставлении земельного участка и уведомлен о том, что после предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка ДЗО г. Перми будет издано распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду для указанных целей и заключен договор аренды. 07.04.2014 г. заявитель вновь обратился в ДЗО с заявлением о вынесении распоряжения о предоставлении земельного участка с приложением кадастрового паспорта земельного участка. Письмом ДЗО от 30.05.2014 г. N И-21-01-09-9461 ему отказано в вынесении решения о предоставлении земельного участка. Данный отказ он считает незаконным, противоречащим ст. 34 ЗК РФ.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе К.Д., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а именно - ст. 34 ЗК РФ, а также положений Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260. Указывает, что указанный Порядок в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений сторон, не содержал условий о реализации земельного участка на торгах в случае его предоставления по инициативе заявителя.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Из материалов дела следует, что К.Д. в 2013 году обратился в ДЗО с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 4 года 11 месяцев земельного участка ориентировочной площадью 1050 кв. м, расположенного по адресу: <...>, для размещения автостоянки.
04.06.2013 г. ДЗО принято решение о возможности предоставления земельного участка в аренду на 4 года 11 месяцев после включения автостоянки в Схему размещения автостоянок открытого типа на территории города Перми. Также указано, что после получения департаментом кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка будет издано распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду (для указанных целей) и заключен договор аренды.
07.04.2013 г. К.Д. вновь обратился в ДЗО с заявлением о вынесении распоряжения о предоставлении земельного участка с приложением кадастрового паспорта земельного участка.
18.04.2014 г. ДЗО было опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Письмом ДЗО от 30.05.2014 г. N И-21-01-09-9461 К.Д. разъяснено, что в связи с поступлением заявления от другого лица о предоставлении этого же земельного участка предоставление данного земельного участка будет осуществлено посредством проведения торгов.
Отказывая К.Д. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался п. 2.12.1 Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 (далее - Порядок), в редакции, действующей на момент второго обращения заявителя в ДЗО г. Перми. С учетом требования приведенного пункта Порядка суд пришел к выводу, что в ситуации, когда после публикации информации о приеме заявлений о предоставлении земельного участка поступило заявление от другого лица о предоставлении этого же земельного участка, его предоставление возможно только на торгах.
Отклоняя довод заявителя о том, что его первоначальное обращение за предоставлением земельного участка имело место в 2013 г., когда вышеприведенный пункт Порядка еще не действовал, суд сослался на отсутствие у заявителя в тот период кадастрового паспорта на земельный участок, наличие которого, в силу п. 5 ст. 34 ЗК РФ, необходимо для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду. Суд счел, что письмо ДЗО г. Перми от 04.06.2013 г. решением о предоставлении земельного участка в аренду не является, а носит информационный характер.
Судебная коллегия не может согласится с указанными выводами суда и считает, что доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания исходя из следующего.
Статья 34 ЗК РФ регулирует порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Пунктом 1 данной нормы предусмотрено, что органы местного самоуправления для обеспечения процедур предоставления таких земельных участков обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на распоряжение земельными участками специальный орган; обеспечить подготовку информации о предоставляемых земельных участках и заблаговременную ее публикацию.
На основании п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Согласно п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
На основании п. 5 ст. 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Из приведенных норм закона следует, что ст. 34 ЗК РФ предусмотрен заявительный порядок предоставления земельных участков заинтересованным в этом лицам, проведение торгов при этом не предусматривается, поскольку земельный участок предоставляется лицу, произведшему кадастровые работы и кадастровый учет испрашиваемого участка, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В связи с тем, что К.Д., обращаясь в ДЗО г. Перми в 2013 г., просил о предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, его заявление рассматривалась в порядке ст. 34 ЗК РФ, по правилам которой он произвел формирование земельного участка, поставил его на государственный кадастровый учет и представил в ДЗО г. Перми кадастровый паспорт, земельный участок подлежал предоставлению ему также в порядке ст. 34 ЗК РФ, положения которой не предусматривают ни опубликования сообщения о предоставляемых земельных участках с целью приема заявлений об их предоставлении, ни проведения торгов.
Следовательно, после получения от заявителя кадастрового паспорта земельного участка у должностных лиц органа местного самоуправления отсутствовали правовые основания для принятия решения о предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка в аренду посредством проведения торгов.
При изложенных обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Индустриального районного суда г. Перми от 04 сентября 2014 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать решение Департамента земельных отношений администрации города Перми от 30.05.2014 года N И-21-01-09-9461 незаконным.
Возложить на Департамент земельных отношений администрации города Перми обязанность повторно рассмотреть заявление К.Д. от 07 апреля 2014 г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)