Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 20 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей О.Ю. Еремеевой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Серба",
апелляционное производство N 05АП-5264/2014
на решение от 19.02.2014
судьи Ю.С. Турсуновой
по делу N А51-28182/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Серба" (ИНН 2536144093, ОГРН 1042502958871, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.04.2004)
к администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002), Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третье лицо: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
о признании незаконным отказа,
при участии:
- от ООО "Серба": представитель Чернова Н.В. по доверенности от 01.10.2013, сроком на один год, паспорт;
- от Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока: представитель Агапова О.А. по доверенности от 17.12.2013 N 27/1-1-4176, сроком до 31.12.2014, удостоверение N 4341;
- от администрации г. Владивостока: представитель Агапова О.А. по доверенности от 23.12.2013 N 1-3/4601, сроком по 31.12.2014, удостоверение N 4341;
- от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Серба" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Владивостока (далее - "ответчик", "Администрация") в обеспечении выбора земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, расположенного по адресу г. Владивосток, в районе проспект Красного Знамени, д. 114 для строительства "Административно-торгового центра", изложенного в письме от 19.08.2013 N 18898/20У и об обязании Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока осуществить выбор земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории или кадастровой карте соответствующей территории, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ориентира - жилой дом по адресу: г. Владивосток проспект Красного Знамени д. 114, для объекта "Административно-торговый центр", изложенный в письме от 19.08.2013 N 18898/20У (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением от 25.09.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора был привлечен Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 19.02.2014 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 19.02.2014. Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Не оспаривая тот факт, что испрашиваемый земельный участок налагается на земельный участок с кадастровым номером 28:010021:85, Общество указывает, что последний был предоставлен в аренду самому ООО "Серба". Вместе с тем права на земельный участок не зарегистрированы, договор аренды не заключен, следовательно, по мнению общества, ранее осуществленная постановка на кадастровый учет носит временный характер, и земельный участок свободен от прав третьих лиц. Кроме того, заявитель не согласен с выводами суда первой инстанции о том, что у сформированного земельного участка иное назначение нежели испрашивается заявителем. Также общество считает необоснованной ссылку арбитражного суда на решение Думы г. Владивостока от 19.12.2013 N 217, так как на момент принятия обжалуемого решения указанной нормы права не существовало.
Извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного заседания третье лицо - Департамент явку своих представителей в суд не обеспечил. Жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
В представленном в материалы дела письменном отзыве и в судебном заседании представитель Администрации и УГА на доводы апелляционной жалобы возразила. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
23.05.2013 общество с ограниченной ответственностью "Серба" обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта "Административно-торговый центр" на земельном участке ориентировочной площадью 700 кв. м, (впоследствии, размер земельного участка заявителем был уточнен - 428 кв. м), расположенном в районе ориентира: жилой дом по адресу: г. Владивосток, пр-кт Красного Знамени, д. 114 (вх.20-20512 от 05.06.2013).
06.08.2013 обращение общества было направлено в адрес администрации г. Владивостока с приложением необходимых документов о выборе земельного участка и об утверждении схемы его расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для последующего проведения государственного учета и изготовления кадастрового паспорта вышеуказанного земельного участка.
Письмом N 18898/20У от 19.08.2013 администрация отказала обществу в выборе и утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на том основании, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах участка поставленного на государственный кадастровый учет N 25:28:010021:85, а также находится в территориальной производственно-коммерческой зоне.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался тем, что оспариваемый отказ соответствует закону и не нарушает законные права и интересы Общества.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств:
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального ПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу положений статьи 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствия ненормативного правового акта закону и иному нормативному правовому акту и нарушения указанным ненормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Выдача акта о выборе земельного участка для строительства, а также утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, отнесено к компетенции Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока согласно пункту 4.18 Положения об управлении градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, утвержденного решением Дума г. Владивостока от 03.04.2009 N 259.
Постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608 утвержден Регламент предоставления администрацией города Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории".
Регламент определяет сроки и последовательность действий (административные процедуры) при предоставлении услуги, порядок взаимодействия УГА г. Владивостока с другими органами власти, между структурными подразделениями УГА г. Владивостока, а также с физическими и юридическими лицами (заявителями).
В соответствии с пунктом 2.3 Регламента результатом предоставления услуги является выдача акта о выборе земельного участка для строительства с приложением утвержденной схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Общество в порядке статьи 31 Земельного кодекса РФ обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 700 кв. м, расположенного в районе в районе ориентира жилой дом по адресу: Приморский край, г. Владивосток, проспект Красного знамени, 114, в аренду на 5 лет.
Департамент в порядке пункта 2 статьи 31 ЗК РФ обратился в орган местного самоуправления за обеспечением выбора земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Коллегией установлено, что выбор земельного участка по заявлению Общества не производился. Соответствующий проект схемы расположения земельного участка с конкретным местоположением и границами, а также каталог координат вершин углов поворота границ был представлен самим Обществом, и возможность выбора земельного участка оценивалась исходя из указанных в данном проекте параметров.
Отказывая в выборе земельного участка, администрация города Владивостока указала на то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах участка поставленного на государственный кадастровый учет N 25:28:010021:85, а также находится в территориальной производственно-коммерческой зоне. Кроме того, по тексту оспариваемого отказа администрация ссылается на то обстоятельство, что представленная Обществом схема не соответствует требованиям распоряжения Главы г. Владивостока от 24.06.2009 N 633-р "Об утверждении формы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории", а именно: в легенде не указаны: вид разрешенного использования и цель предоставления земельного участка.
Как следует из обзорной схемы взаимного расположения земельных участков в районе проспекта Красного Знамени, 114 в г. Владивостоке (л.д. 77) спорный земельный участок действительно налагается на земельный участок с кадастровым номером 25:28:010021:85. Указанный факт Обществом не оспаривается.
Более того, как следует из материалов дела, земельный участок площадью 440 кв. м с кадастровым номером 25:28:010021:85 на основании распоряжения N 2941 от 29.12.2010 (л.д. 9) был предоставлен ООО "Серба" в аренду сроком на 3 года для целей не связанных со строительством (техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств). Распоряжением от 24.02.2011 N 474 в указанное распоряжение внесены изменения относительно сроков предоставления земельного участка в аренду и в пунктах 1, 2 распоряжения слова "на три года" заменены словами "на пять лет".
Таким образом, фактически заявитель просит сформировать земельный участок в порядке ст. 31 ЗК РФ под строительство объекта капитального гаража за счет ранее сформированного земельного участка с разрешенным использованием - техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.
Оценивая обоснованность оспариваемого отказа в части наложения спорного земельного участка на земельный участок с кадастровым номером 25:28:010021:85, коллегия исходит из того, что по смыслу пункта 2 статьи 31 ЗК РФ наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке, поставленном на кадастровый учет, препятствует его выбору для строительства объекта общества.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Перераспределение сформированных земельных участков за счет земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указанная норма не предусматривает.
В силу пункта 2 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ пересечение границ одного земельного участка с другим является основанием для приостановления осуществления кадастрового учета, в связи с чем формирование земельного участка с наложением на ранее сформированный земельный участок невозможно.
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
По смыслу данной нормы из земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет с определенным разрешенным использованием, может быть образован земельный участок только с тем же разрешенным использованием.
В этой связи за счет площади земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:85 могут быть образованы земельные участки только с разрешенным использованием "техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств".
Поскольку заявителем земельный участок испрашивается для иных целей, а именно для строительства административно-торгового центра, его образование за счет земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:85 противоречит требованиям статьи 11.2 ЗК РФ.
Соответственно, процедура образования земельного участка для строительства, избранная Обществом путем проведения выбора и утверждения схемы расположения земельного участка за счет уже существующего земельного участка, противоречит статье 11.2 ЗК РФ.
Следовательно, основания для отказа в выборе земельного участка по заявлению общества по основанию наложения на земельный участок с кадастровым номером 25:28:010021:85 у администрации г. Владивостока имелись.
По смыслу статей 10, 11 ЗК РФ исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе осуществлять управление и распоряжение земельными участками в пределах своей компетенции, в том числе предоставлять в аренду земельные участки, свободные от прав третьих лиц.
На основании вышеизложенного подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о том, что права на земельный участок с кадастровым номером 25:28:010021:85 не зарегистрированы, договор аренды не заключен, следовательно, по мнению общества, ранее осуществленная постановка на кадастровый учет носит временный характер, и земельный участок свободен от прав третьих лиц.
Следовательно, отказ администрации в указанной части является обоснованным.
Кроме того, судом первой инстанции правомерно принято во внимание то, что испрашиваемый обществом земельный участок, площадью 428 кв. м, полностью расположен в границах 100 метровой зоны автомобильных дорог гостевого маршрута, что подтверждается представленной ответчиком в материалы дела обзорной схемой земельного участка и зоны гостевого маршрута в районе проспекта Красного Знамени, 114.
В соответствии со статьей 14.2 решения Думы города Владивостока от 19.12.2013 N 217 "О внесении изменений в приложение к решению Думы города Владивостока от 07.04.2010 N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа", минимальная площадь земельного участка на территории города Владивостока при первичном его формировании для целей, связанных со строительством, попадающего полностью или частично в границы гостевого маршрута, расположение которого установлено постановлением главы города Владивостока от 09.07.2009 N 777 "О развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе", устанавливается в размере не менее 2000 кв. м вне зависимости от территориальной зоны, в которой располагается формируемый земельный участок, за исключением случаев формирования дополнительных земельных участков с целью реконструкции объектов недвижимого имущества.
Требование к минимальной площади земельного участка не применяется при образовании земельных участков путем раздела, объединения, перераспределения или выдела земельных участков.
Поскольку минимальная площадь земельного участка на территории города Владивостока при первичном его формировании для целей, связанных со строительством, не удовлетворяет установленной решением Думы города Владивостока от 19.12.2013 N 217, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что возможность обеспечения выбора испрашиваемого земельного участка отсутствует.
Оценивая наличие у администрации возможности сформировать земельный участок для строительства объекта заявителя с иными параметрами, коллегия исходит из того, что заявитель просил предоставить ему определенный земельный участок с указанием его размера и точного местоположения (определено адресно и на схеме).
Следовательно, возможность предложить заявителю иные варианты размещения объекта "Административно-торговый центр", помимо варианта, отображенного в проекте схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, у Администрации отсутствовала.
Такой вывод полностью согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 N 727/13 по делу N А12-3669/2012.
Выбор земельного участка по смыслу статьи 31 ЗК РФ возможен при отсутствии к тому препятствий, которые могут быть выражены в объективной невозможности представления испрашиваемого земельного участка.
При этом, арбитражным судом обоснованно отклонена ссылка Администрации о том, что испрашиваемый земельный участок, в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, расположен в территориальной производственно-коммерческой зоне.
Согласно сведениям информационный системы обеспечения градостроительной деятельности N 5286 от 29.10.2012 испрашиваемый Обществом земельный участок расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3), которая определена для застройки жилыми домами высотой свыше 5-ти этажей, а также объектами социального и культурно-бытового обслуживания населения, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимыми для функционирования зоны.
Вместе с тем, оценив оспариваемый отказ в соответствии со статьей 71 АПК РФ в совокупности с иными доказательствами по делу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у администрации г. Владивостока в рассматриваемом случае отсутствовали основания для обеспечения выбора испрашиваемого земельного участка исходя из следующего.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В удовлетворении заявленных требований отказано законно и обоснованно.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 19.02.2014 по делу N А51-28182/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
С.В.ГУЦАЛЮК
Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
А.В.ГОНЧАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.05.2014 N 05АП-5264/2014 ПО ДЕЛУ N А51-28182/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2014 г. N 05АП-5264/2014
Дело N А51-28182/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 20 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей О.Ю. Еремеевой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Серба",
апелляционное производство N 05АП-5264/2014
на решение от 19.02.2014
судьи Ю.С. Турсуновой
по делу N А51-28182/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Серба" (ИНН 2536144093, ОГРН 1042502958871, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.04.2004)
к администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002), Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третье лицо: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
о признании незаконным отказа,
при участии:
- от ООО "Серба": представитель Чернова Н.В. по доверенности от 01.10.2013, сроком на один год, паспорт;
- от Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока: представитель Агапова О.А. по доверенности от 17.12.2013 N 27/1-1-4176, сроком до 31.12.2014, удостоверение N 4341;
- от администрации г. Владивостока: представитель Агапова О.А. по доверенности от 23.12.2013 N 1-3/4601, сроком по 31.12.2014, удостоверение N 4341;
- от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Серба" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Владивостока (далее - "ответчик", "Администрация") в обеспечении выбора земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, расположенного по адресу г. Владивосток, в районе проспект Красного Знамени, д. 114 для строительства "Административно-торгового центра", изложенного в письме от 19.08.2013 N 18898/20У и об обязании Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока осуществить выбор земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории или кадастровой карте соответствующей территории, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ориентира - жилой дом по адресу: г. Владивосток проспект Красного Знамени д. 114, для объекта "Административно-торговый центр", изложенный в письме от 19.08.2013 N 18898/20У (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением от 25.09.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора был привлечен Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 19.02.2014 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 19.02.2014. Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Не оспаривая тот факт, что испрашиваемый земельный участок налагается на земельный участок с кадастровым номером 28:010021:85, Общество указывает, что последний был предоставлен в аренду самому ООО "Серба". Вместе с тем права на земельный участок не зарегистрированы, договор аренды не заключен, следовательно, по мнению общества, ранее осуществленная постановка на кадастровый учет носит временный характер, и земельный участок свободен от прав третьих лиц. Кроме того, заявитель не согласен с выводами суда первой инстанции о том, что у сформированного земельного участка иное назначение нежели испрашивается заявителем. Также общество считает необоснованной ссылку арбитражного суда на решение Думы г. Владивостока от 19.12.2013 N 217, так как на момент принятия обжалуемого решения указанной нормы права не существовало.
Извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного заседания третье лицо - Департамент явку своих представителей в суд не обеспечил. Жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
В представленном в материалы дела письменном отзыве и в судебном заседании представитель Администрации и УГА на доводы апелляционной жалобы возразила. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
23.05.2013 общество с ограниченной ответственностью "Серба" обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта "Административно-торговый центр" на земельном участке ориентировочной площадью 700 кв. м, (впоследствии, размер земельного участка заявителем был уточнен - 428 кв. м), расположенном в районе ориентира: жилой дом по адресу: г. Владивосток, пр-кт Красного Знамени, д. 114 (вх.20-20512 от 05.06.2013).
06.08.2013 обращение общества было направлено в адрес администрации г. Владивостока с приложением необходимых документов о выборе земельного участка и об утверждении схемы его расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для последующего проведения государственного учета и изготовления кадастрового паспорта вышеуказанного земельного участка.
Письмом N 18898/20У от 19.08.2013 администрация отказала обществу в выборе и утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на том основании, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах участка поставленного на государственный кадастровый учет N 25:28:010021:85, а также находится в территориальной производственно-коммерческой зоне.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался тем, что оспариваемый отказ соответствует закону и не нарушает законные права и интересы Общества.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств:
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального ПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу положений статьи 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствия ненормативного правового акта закону и иному нормативному правовому акту и нарушения указанным ненормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Выдача акта о выборе земельного участка для строительства, а также утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, отнесено к компетенции Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока согласно пункту 4.18 Положения об управлении градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, утвержденного решением Дума г. Владивостока от 03.04.2009 N 259.
Постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608 утвержден Регламент предоставления администрацией города Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории".
Регламент определяет сроки и последовательность действий (административные процедуры) при предоставлении услуги, порядок взаимодействия УГА г. Владивостока с другими органами власти, между структурными подразделениями УГА г. Владивостока, а также с физическими и юридическими лицами (заявителями).
В соответствии с пунктом 2.3 Регламента результатом предоставления услуги является выдача акта о выборе земельного участка для строительства с приложением утвержденной схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Общество в порядке статьи 31 Земельного кодекса РФ обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 700 кв. м, расположенного в районе в районе ориентира жилой дом по адресу: Приморский край, г. Владивосток, проспект Красного знамени, 114, в аренду на 5 лет.
Департамент в порядке пункта 2 статьи 31 ЗК РФ обратился в орган местного самоуправления за обеспечением выбора земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Коллегией установлено, что выбор земельного участка по заявлению Общества не производился. Соответствующий проект схемы расположения земельного участка с конкретным местоположением и границами, а также каталог координат вершин углов поворота границ был представлен самим Обществом, и возможность выбора земельного участка оценивалась исходя из указанных в данном проекте параметров.
Отказывая в выборе земельного участка, администрация города Владивостока указала на то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах участка поставленного на государственный кадастровый учет N 25:28:010021:85, а также находится в территориальной производственно-коммерческой зоне. Кроме того, по тексту оспариваемого отказа администрация ссылается на то обстоятельство, что представленная Обществом схема не соответствует требованиям распоряжения Главы г. Владивостока от 24.06.2009 N 633-р "Об утверждении формы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории", а именно: в легенде не указаны: вид разрешенного использования и цель предоставления земельного участка.
Как следует из обзорной схемы взаимного расположения земельных участков в районе проспекта Красного Знамени, 114 в г. Владивостоке (л.д. 77) спорный земельный участок действительно налагается на земельный участок с кадастровым номером 25:28:010021:85. Указанный факт Обществом не оспаривается.
Более того, как следует из материалов дела, земельный участок площадью 440 кв. м с кадастровым номером 25:28:010021:85 на основании распоряжения N 2941 от 29.12.2010 (л.д. 9) был предоставлен ООО "Серба" в аренду сроком на 3 года для целей не связанных со строительством (техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств). Распоряжением от 24.02.2011 N 474 в указанное распоряжение внесены изменения относительно сроков предоставления земельного участка в аренду и в пунктах 1, 2 распоряжения слова "на три года" заменены словами "на пять лет".
Таким образом, фактически заявитель просит сформировать земельный участок в порядке ст. 31 ЗК РФ под строительство объекта капитального гаража за счет ранее сформированного земельного участка с разрешенным использованием - техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.
Оценивая обоснованность оспариваемого отказа в части наложения спорного земельного участка на земельный участок с кадастровым номером 25:28:010021:85, коллегия исходит из того, что по смыслу пункта 2 статьи 31 ЗК РФ наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке, поставленном на кадастровый учет, препятствует его выбору для строительства объекта общества.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Перераспределение сформированных земельных участков за счет земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указанная норма не предусматривает.
В силу пункта 2 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ пересечение границ одного земельного участка с другим является основанием для приостановления осуществления кадастрового учета, в связи с чем формирование земельного участка с наложением на ранее сформированный земельный участок невозможно.
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
По смыслу данной нормы из земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет с определенным разрешенным использованием, может быть образован земельный участок только с тем же разрешенным использованием.
В этой связи за счет площади земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:85 могут быть образованы земельные участки только с разрешенным использованием "техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств".
Поскольку заявителем земельный участок испрашивается для иных целей, а именно для строительства административно-торгового центра, его образование за счет земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:85 противоречит требованиям статьи 11.2 ЗК РФ.
Соответственно, процедура образования земельного участка для строительства, избранная Обществом путем проведения выбора и утверждения схемы расположения земельного участка за счет уже существующего земельного участка, противоречит статье 11.2 ЗК РФ.
Следовательно, основания для отказа в выборе земельного участка по заявлению общества по основанию наложения на земельный участок с кадастровым номером 25:28:010021:85 у администрации г. Владивостока имелись.
По смыслу статей 10, 11 ЗК РФ исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе осуществлять управление и распоряжение земельными участками в пределах своей компетенции, в том числе предоставлять в аренду земельные участки, свободные от прав третьих лиц.
На основании вышеизложенного подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о том, что права на земельный участок с кадастровым номером 25:28:010021:85 не зарегистрированы, договор аренды не заключен, следовательно, по мнению общества, ранее осуществленная постановка на кадастровый учет носит временный характер, и земельный участок свободен от прав третьих лиц.
Следовательно, отказ администрации в указанной части является обоснованным.
Кроме того, судом первой инстанции правомерно принято во внимание то, что испрашиваемый обществом земельный участок, площадью 428 кв. м, полностью расположен в границах 100 метровой зоны автомобильных дорог гостевого маршрута, что подтверждается представленной ответчиком в материалы дела обзорной схемой земельного участка и зоны гостевого маршрута в районе проспекта Красного Знамени, 114.
В соответствии со статьей 14.2 решения Думы города Владивостока от 19.12.2013 N 217 "О внесении изменений в приложение к решению Думы города Владивостока от 07.04.2010 N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа", минимальная площадь земельного участка на территории города Владивостока при первичном его формировании для целей, связанных со строительством, попадающего полностью или частично в границы гостевого маршрута, расположение которого установлено постановлением главы города Владивостока от 09.07.2009 N 777 "О развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе", устанавливается в размере не менее 2000 кв. м вне зависимости от территориальной зоны, в которой располагается формируемый земельный участок, за исключением случаев формирования дополнительных земельных участков с целью реконструкции объектов недвижимого имущества.
Требование к минимальной площади земельного участка не применяется при образовании земельных участков путем раздела, объединения, перераспределения или выдела земельных участков.
Поскольку минимальная площадь земельного участка на территории города Владивостока при первичном его формировании для целей, связанных со строительством, не удовлетворяет установленной решением Думы города Владивостока от 19.12.2013 N 217, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что возможность обеспечения выбора испрашиваемого земельного участка отсутствует.
Оценивая наличие у администрации возможности сформировать земельный участок для строительства объекта заявителя с иными параметрами, коллегия исходит из того, что заявитель просил предоставить ему определенный земельный участок с указанием его размера и точного местоположения (определено адресно и на схеме).
Следовательно, возможность предложить заявителю иные варианты размещения объекта "Административно-торговый центр", помимо варианта, отображенного в проекте схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, у Администрации отсутствовала.
Такой вывод полностью согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 N 727/13 по делу N А12-3669/2012.
Выбор земельного участка по смыслу статьи 31 ЗК РФ возможен при отсутствии к тому препятствий, которые могут быть выражены в объективной невозможности представления испрашиваемого земельного участка.
При этом, арбитражным судом обоснованно отклонена ссылка Администрации о том, что испрашиваемый земельный участок, в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, расположен в территориальной производственно-коммерческой зоне.
Согласно сведениям информационный системы обеспечения градостроительной деятельности N 5286 от 29.10.2012 испрашиваемый Обществом земельный участок расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3), которая определена для застройки жилыми домами высотой свыше 5-ти этажей, а также объектами социального и культурно-бытового обслуживания населения, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимыми для функционирования зоны.
Вместе с тем, оценив оспариваемый отказ в соответствии со статьей 71 АПК РФ в совокупности с иными доказательствами по делу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у администрации г. Владивостока в рассматриваемом случае отсутствовали основания для обеспечения выбора испрашиваемого земельного участка исходя из следующего.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В удовлетворении заявленных требований отказано законно и обоснованно.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 19.02.2014 по делу N А51-28182/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
С.В.ГУЦАЛЮК
Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
А.В.ГОНЧАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)