Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.03.2015 N 08АП-429/2015 ПО ДЕЛУ N А46-9895/2014

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2015 г. N 08АП-429/2015

Дело N А46-9895/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-429/2015) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 02.12.2014 по делу N А46-9895/2014 (судья Н.А. Голобородько)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Марлен"
к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003)
об обжаловании действий, бездействия органа местного самоуправления и обязании устранить допущенные нарушения
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: Титова Елена Александровна (паспорт, по доверенности N 1 от 09.01.2014 сроком действия три года);
- от заинтересованного лица: Унжакова Ирина Сергеевна (удостоверение, по доверенности N исх. ДИО/18786 от 17.11.2014 сроком действия один год).

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Марлен" (далее - заявитель, общество, ООО "Марлен") обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, изложенного в письме N исх. ДИО 6652 от 29.04.2014 за подписью первого заместителя директора Департамента В.В. Поморгайло; признании незаконным бездействия Департамента, выразившегося в незаключении договора об установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:1493; обязании Департамента заключить с ООО "Марлен" договор об установлении частного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:1493 для размещения объекта дорожного сервиса (коммерческой стоянки транспортных средств), предполагаемый размер земельного участка 1440 кв. м, находящийся по адресу: город Омск, улица 4-я Солнечная, дом 55 А; признании незаконным бездействия Департамента, выразившегося в незаключении договора аренды земельного участка площадью 578 кв. м, на основании заявки ООО "Марлен" от 25.11.2013; обязании Департамента заключить с Обществом договор аренды земельного участка площадью 578 кв. м, местоположение: город Омск, Кировский административный округ, улица 4-я Солнечная, 55А, сроком на три года для размещения некоммерческой парковки.
Решением Арбитражного суда Омской области от 02.12.2014 по делу N А46-9895/2014 требования ООО "Марлен" удовлетворены в полном объеме.
Этим же решением суд взыскал с Департамента в пользу Общества расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 руб. 00 коп., а также вернул заявителю из федерального бюджета 8000 руб. 00 коп. государственной пошлины, излишне уплаченной при обращении с заявлением в арбитражный суд по платежному поручению N 89 от 28.07.2014.
Судебный акт мотивирован нарушением Департаментом требований Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, ссылаясь при этом на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент указывает, что частью 3 статьи 34 ЗК РФ предусмотрено, что в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Департаментом принято решение о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка, в связи с предоставлением заявителю смежного земельного участка для некоммерческой парковки, необходимой для эксплуатации объекта капитального строительства.
Податель апелляционной жалобы считает, что решение вопроса о предоставлении земельного участка под размещение некоммерческой парковки необходимо решать с учетом существующей застройки и с учетом объективной необходимости.
Так, принимая во внимание то, что заявителю уже предоставлен участок для обслуживания здания, находящегося в его собственности, принятие положительного решения при рассмотрении заявки на предоставление земельного участка для стоянки, обеспечивающей нужды того же здания, Департамент считает нецелесообразным и необоснованным.
Оспаривая доводы подателя жалобы, ООО "Марлен" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Департамента поддержала требования, изложенные в апелляционной жалобе, просила решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Общества отклонила доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, выслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
ООО "Марлен" на праве собственности принадлежит автомойка, назначение: производственное. Площадь: общая 1323,9 кв. м, номера на поэтажном плане: подвал: 1-4; 1 этаж: 1-18; 2 этаж: 1, 2% 3 этаж: 1-19, мансарда: 1-4. Этаж: подвал, 1, 2, 3, мансарда. Литер: А (1П). Местоположение: город Омск, улица 4-я Солнечная, дом 55А.
25.11.2013 ООО "Марлен" обратилось в Департамент с заявкой о предоставлении в аренду на три года земельного участка площадью 578 кв. м для размещения некоммерческой парковки по адресу: город Омск, улица 4-я Солнечная, 55А.
Согласно выписке из протокола N 004/14 от 04.02.2014 заседания городской комиссии по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, комиссией было принято решение о возможности предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка в соответствии со статьей 6 Решения Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 "О процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством".
28.05.2014 ООО "Марлен" направило в Департамент заявление о заключении договора аренды вышеуказанного земельного участка с приложением межевого плана и кадастрового паспорта земельного участка.
Кроме того, 19.01.2014 ООО "Марлен" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 1440 кв. м на праве частного сервитута, расположенного вдоль ул. Коттеджная со стороны земельного участка с кадастровым номером 55:26:130101:3088.
28.02.2014 ООО "Марлен" уточнило ранее поданное заявление и просило Департамент выдать разрешение на использование части земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1493, расположенного вдоль ул. Коттеджная, с соседним земельным участком с кадастровым номером 55:36:130101:3088, находящимся в собственности ООО "Марлен", на праве частного сервитута.
Письмом от 04.04.2014 N исх. ДИО/4962 Департамент проинформировал заявителя о том, что городской комиссией по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, 01.04.2014 было рассмотрено обращение ООО "Марлен" о возможности предоставления земельного участка, расположенного по адресу: город Омск, улица 4-я Солнечная, 55А, для размещения дорожного сервиса (некоммерческие стоянки транспортных средств) и принято решение о возможности предоставления земельного участка на праве частного сервитута на 3 года.
После публикации сведений о данном земельном участке в газете "Третья столица" ООО "Марлен" направило в Департамент заявление о предоставлении соответствующего земельного участка на праве частного сервитута.
29.04.2014 Департамент в письме N исх. Дио/6652 от 29.04.2014 уведомил ООО "Марлен" о том, что городской комиссией по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, 22.04.2014 было рассмотрено обращение ООО "Марлен" о возможности предоставления земельного участка, расположенного по адресу: город Омск, улица 4-я Солнечная, 55А, для размещения дорожного сервиса (некоммерческая парковка) и принято решение о невозможности предоставления данного земельного участка в связи с тем, что 04.02.2014 комиссией было принято решение о возможности предоставления земельного участка, являющегося смежным с земельным участком, находящимся в собственности ООО Марлен" для размещения некоммерческой парковки, необходимой для эксплуатации объекта капитального строительства на данном участке.
Поскольку до настоящего времени земельный участок площадью 578 кв. м в аренду не предоставлен и право частного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:1493 не установлено, ООО "Марлен" обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
02.12.2014 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано Департаментом в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством установлен статьей 34 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном заявлении, в силу пункта 3 названной статьи, должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4 статьи 34 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
В силу пункта 6 статьи 34 ЗК РФ договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Как было выше сказано, подтверждается материалами дела и не оспаривается Департаментом, 04.02.2014 на заседании городской комиссии по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, было принято решение о возможности предоставления ООО "Марлен" в аренду земельного участка площадью 578 кв. м по адресу: город Омск, улица 4-я Солнечная, 55а, для размещения некоммерческой гостевой парковки в соответствии со статьей 6 Решения Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 "О процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством".
Соответствующий земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет, после чего ООО "Марлен" обратилось в Департамент с заявлением от 28.05.2014 о заключении договора аренды на основании пунктов 5, 6 статьи 34 ЗК РФ.
Однако, как следует из материалов дела, решение о передаче в аренду земельного участка по заявлению ООО "Марлен" от 28.05.2014 не принято, договор аренды не заключен.
На основании вышеизложенных норм права, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя о признании незаконным бездействия Департамента, выразившегося в незаключении договора аренды земельного участка площадью 578 кв. м, и об обязании Департамента устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем понуждения к заключению договора аренды вышеназванного земельного участка.
Кроме того, ООО "Марлен" также обращалось в Департамент с заявлением об установлении права частного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:1493.
Согласно пункту 1 статьи 23 ЗК РФ частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
Как было выше сказано, основанием для отказа в установлении частного сервитута, согласно письму Департамента имущественных отношений Администрации города Омска N исх. Дио/6652 от 29.04.2014, явился тот факт, что 04.02.2014 городской комиссией по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, было принято решение о возможности предоставления земельного участка, являющегося смежным с земельным участком, находящимся в собственности ООО Марлен" для размещения некоммерческой парковки, необходимой для эксплуатации объекта капитального строительства на данном участке.
Однако, при изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает позицию суда первой инстанции о том, что само по себе то, что Департамент пообещал Обществу дать земельный участок площадью 578 кв. м для размещения некоммерческой парковки не может являться законным основанием для отказа в установлении частного сервитута.
Кроме того, как было указано выше, до настоящего времени земельный участок, о котором решение было принято 04.02.2014, в аренду ООО "Марлен" не представлен.
При таких обстоятельствах требования заявителя о признании незаконным отказа Департамента в предоставлении земельного участка, изложенного в письме от 29.04.2014, а также бездействие, выразившееся в незаключении договора об установлении сервитута, также судом первой инстанции обоснованно удовлетворены.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Департамента в соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, подлежащая уплате указанным лицом, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 02.12.2014 по делу N А46-9895/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР

Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)