Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕЛГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.01.2014 ПО ДЕЛУ N 33-534/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 января 2014 г. по делу N 33-534/2014


Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Наумовой И.В.
судей Безуха А.Н., Самыгиной С.Л.
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш. о признании действия государственного регистратора Прохоровского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области по приостановлению государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства незаконными,
по апелляционной жалобе заинтересованного лица Прохоровского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области
на решение Прохоровского районного суда Белгородской области от 29 ноября 2013 года
заслушав доклад судьи Безуха А.Н., объяснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области К., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

установила:

ДД.ММ.ГГГГ государственный регистратор Прохоровского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области приостановил государственную регистрацию права собственности на объект незавершенного строительства за Ш. по тому основанию, что в договоре аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года, на котором расположен данный объект недвижимости, не указан кадастровый номер земельного участка, в связи с чем по мнению регистратора, договор является незаключенным, и нарушен порядок предоставления земельного участка.
Дело инициировано заявлением Ш., который просил признать незаконными действия государственного регистратора Прохоровского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области по приостановлению государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, ссылаясь на то, что после заключения договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ ему было выдано разрешение на строительство жилого дома. Он за свой счет, произвел процедуру постановки земельного участка на кадастровый учет, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Прохоровского района и Ш. было заключено дополнительное соглашение к договору аренды с указанием кадастрового номера земельного участка. Также просил обязать Прохоровский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области осуществить государственную регистрацию права собственности за ним на объект незавершенного строительства.
Решением суда требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области просит решение отменить и принять новое об отказе в удовлетворении требований. В обоснование приводят доводы о нарушении судом норм материального права, несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Выслушав представителя, проверив материалы дела по доводам жалобы, судебная коллегия признает их не убедительными.
Удовлетворяя требования, суд исходил из тех обстоятельств, что у регистратора отсутствовали правовые основания для регистрации права собственности на объект незавершенного строительства и нарушении прав заявителя данным отказом.
Данный вывод соответствует нормам материального права, фактическим обстоятельствам дела, с которым не может не согласиться судебная коллегия.
Согласно ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В силу положений ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация права государственным регистратором приостанавливается при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам.
Государственная регистрация прав на земельный участок приостанавливается также в случае, если в государственном кадастре недвижимости в отношении такого земельного участка отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением, если такой земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, исходя из смысла названной нормы отсутствие в государственном кадастре сведений о координатах характерных точек, границ земельного участка предоставленного для индивидуально-жилищного строительства не может служить основанием для приостановления государственной регистрации.
Порядок и особенности предоставления земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства закреплены в ст. 30.1 Земельного кодекса РФ.
Согласно ч. 3 названной нормы предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". В случае если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В суде апелляционной инстанции представитель Управления Федеральной государственной регистрации кадастра и картографии не оспаривала то обстоятельство, что договор аренды заключался без проведения аукциона, с размещением объявления в СМИ. Доказательств об ином, как это предусмотрено статьей 249 ГПК РФ, не представлено.
Таким образом, судебная коллегия, считает соблюденной процедуру по первоначальному предоставлению земельного участка в аренду Ш.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления главы Прохоровского района N "О предоставлении в аренду Ш. земельного участка для строительства жилого дома по <адрес> составлен договор аренды N между муниципальным образованием "Прохоровский район" и Ш., согласно которому Арендодатель передал, а Арендатор принял в аренду земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: Белгородская область, <адрес> для строительства жилого дома. Арендная плата исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ и вносится ежеквартально. Договор заключен на срок менее года (л.д. 10 - 12).
Приложением к договору N от ДД.ММ.ГГГГ является акт приема передачи указанного земельного участка, подписанный сторонами по договору (л.д. 13).
ДД.ММ.ГГГГ отделом архитектуры и градостроительства администрации Прохоровского района Ш. выдано разрешение на строительство жилого дома в <адрес> (л.д. 17 - 18).
Из материалов дела усматривается, что на указанном земельном участке заявителем возведен объект незавершенного строительства, площадью застройки <данные изъяты> кв. м, назначение - жилое, степень готовности <данные изъяты> процента.
В силу положений п. 3 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ содержит сведения, позволяющие определенно установить земельный участок, передаваемый в аренду: месторасположение, размер, категорию земель, предназначение для строительства индивидуально жилого дома. Стороны не отрицали фактическое исполнение договора, принятие в аренду земельного участка, его использование по назначению и исполнение обязательства по внесению арендной платы.
Ссылка в уведомлении о приостановлении государственной регистрации и апелляционной жалобе на пункт 3 ст. 1 пункт 7 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не убедительна. Как усматривается из материалов дела, спорный договор заключен ДД.ММ.ГГГГ, то есть до принятия названного Закона, в связи с чем его положения не могут быть применимы к возникшим правоотношениям.
Кроме того, как усматривается из материалов дела, дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ года, п. 1.1 договора изложен в следующей редакции: Арендодатель передал, а Арендатор принял в аренду земельный участок из земель населенных пунктов площадью <данные изъяты> кв. метров, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес> для строительства жилого дома. Договор продлен на срок <данные изъяты> месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. Изменены условия по внесению арендной платы.
Согласно кадастровому паспорту спорный земельный участок имеет кадастровый номер <данные изъяты>. Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19, 20).
Таким образом, на момент рассмотрения спора недостатки, на которые имеется ссылка в отказе, фактически устранены, при этом площадь земельного участка, а также юридический адрес не изменились. При таких обстоятельствах, отсутствие кадастрового номера у земельного участка на момент заключения первоначального договора не влечет признание его незаключенным.
Оснований для проведения аукциона, на что ссылается апеллянт при заключении дополнительного соглашения к договору аренды, не имелось, поскольку на земельном участке за счет средств заявителя возведен объект незавершенного строительства.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым указать, что бездействие муниципальных органов не может быть поставлено в зависимость относительно прав граждан. Исходя из фактических обстоятельств на тот период времени земельные участки предоставлялись гражданам без проведения торгов, поскольку Решение Муниципального совета Прохоровского района Белгородской обл. N 260 "Об определении уполномоченного органа по организации и проведению конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров купли-продажи, иных договоров, предусматривающих переход права владения и (или) пользования земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности муниципального района "Прохоровский район", и порядка взаимодействия уполномоченного органа и муниципальных заказчиков" (вместе с "Положением об организации и проведении торгов по продаже в собственность земельных участков и по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности") принято только 01.07.2011 года.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы, на которые ссылается заявитель, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Прохоровского районного суда Белгородской области от 29 ноября 2013 года по делу по заявлению Ш. о признании действия государственного регистратора Прохоровского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области по приостановлению государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства незаконными - оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)