Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 02.06.2014 ПО ДЕЛУ N 33-5106/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июня 2014 г. по делу N 33-5106/2014


Судья: Бурханова Ю.О.
А-63

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Зинченко И.Н.,
судей: Пашковского Д.И., Ерофеева А.И.,
с участием прокурора Назаркина В.П.,
при секретаре Назарове Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пашковского Д.И.,
материалы гражданского дела по заявлению прокурора г. Норильска о признании противоречащим закону пункта 3 Порядка распоряжения земельными участками из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, утвержденного Постановлением Администрации города Норильска N 239 от 20 мая 2011 года,
по апелляционному представлению помощника прокурора г. Норильска,
на решение Норильский городской суд в районе Кайеркан г. Норильска Красноярского края от 27 февраля 2014 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заслушав докладчика, Судебная коллегия
установила:

Прокурор г. Норильска обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону п. 3 Порядка распоряжения земельными участками из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, утвержденного Постановлением Администрации г. Норильска N 239 от 20.05.2011.
Требования мотивированы тем, что оспариваемый пункт Порядка противоречит требованиям статей 30 - 31 Земельного кодекса РФ, так как, Порядком установлена дополнительная не предусмотренная указанными статьями ЗК РФ процедура, которую необходимо пройти заявителям для предоставления земельного участка, а именно - получение разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства, что, по мнению прокурора, обременительно для последних и является коррупциогенным фактором.
Просил признать пункт 3 Порядка распоряжения земельными участками из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, утвержденного Постановлением Администрации г. Норильска N 239 от 20.05.2011, противоречащим статьям 30 - 31 ЗК РФ с момента вступления решения суда в законную силу.
Судом постановлено приведенное выше решение.
С указанным решением не согласилась помощник прокурора г. Норильска - Образцова А.В., обжаловав его. В апелляционном представлении просит об отмене решения как незаконного и необоснованного вынесенного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, решение суда, заслушав прокурора Назаркина В.П., обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия находит решение суда незаконным, подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В силу п. "в" и "к" ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и Земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Порядок и особенности предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе и жилищного строительства регулируется положениями статей 30 - 31 ЗК РФ.
Статья 30 ЗК РФ предусматривает два способа предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности: с предварительным согласованием места размещения объекта и без него.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ (п. 5 ст. 30 ЗК РФ).
Согласно п. 7 ст. 30 ЗК РФ, решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 ЗК РФ, о предоставлении земельного участка для строительства является основанием заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Порядок выбора земельных участков для строительства предусмотрен положениями ст. 31 ЗК РФ.
Так, согласно п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления (п. 2 ст. 31 ЗК РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации г. Норильска от 20.05.2011 N 239 утвержден "Порядок распоряжения земельными участками из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства". Пунктом 3 Порядка определено, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в следующем порядке:
- предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства;
- выбор земельного участка для строительства;
- предоставление земельного участка для строительства.
Установленный порядок является отличным от порядка определенного п. 5 ст. 30 ЗК РФ, при этом установлена дополнительная процедура - получение разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства, что по мнению прокурора является незаконным в связи с чем он обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд исходил из того, что анализ норм земельного и градостроительного законодательства позволяет сделать вывод о том, что устанавливая требования к обеспечению выбора земельного участка с учетом условий использования соответствующей территории, нормы Земельного кодекса РФ предполагают, что выбор земельного участка для строительства осуществляется, в том числе, с учетом информации о разрешенном использовании земельных участков, поскольку разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать в предоставлении заинтересованному лицу конкретного земельного участка, и установление таких условий связано с правовыми основаниями по дальнейшему выбору земельного участка, в связи с чем оспариваемый заявителем п. 3 Порядка, устанавливающий для заинтересованных в предоставлении земельного участка лиц необходимость до выбора земельного участка предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства, не противоречит требованиям статей 30 - 31 Земельного кодекса РФ.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласиться не может.
На основании ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 1 ЗК РФ к принципам Земельного законодательства относятся: использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли); разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами; дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы; сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм Гражданского законодательства и норм Земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.
Согласно п. 1 ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (п. 4 ст. 2 ЗК РФ).
Таким образом, органы местного самоуправления вправе принимать нормативные акты в области земельных правоотношений только на основании Земельного кодекса РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Они не вправе выходить за пределы данной нормы, поскольку Земельное законодательство в ведении муниципалитета не находится.
Как правильно указано прокурором в заявлении и не оспаривается сторонами, оспариваемый п. 3 Порядка распоряжения земельными участками из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, утвержденного Постановлением Администрации г. Норильска N 239 от 20.05.2011 не соответствует положениям статей 30 - 31 Земельного кодекса РФ, которые не предусматривают получение заявителем разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства при предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, то есть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, что в силу требований ч. 2 ст. 253 ГПК РФ является основанием для признания его недействующим.
Учитывая изложенное, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Отменив решение суда, Судебная коллегия принимает по делу новое решение об удовлетворении требований прокурора о признании недействующим пункта 3 Порядка распоряжения земельными участками из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, утвержденного Постановлением Администрации г. Норильска N 239 от 20.05.2011.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия
определила:

Решение Норильского городского суда в районе Кайеркан г. Норильска Красноярского края от 27 февраля 2014 года - отменить.
Заявление прокурора города Норильска удовлетворить.
Признать недействующим пункт 3 Порядка распоряжения земельными участками из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, утвержденного Постановлением Администрации г. Норильска N 239 от 20 мая 2011 года с момента вынесения настоящего решения.
Опубликовать резолютивную часть апелляционного определения в газете "Заполярная правда".
Председательствующий судья
И.Н.ЗИНЧЕНКО

Судьи
Д.И.ПАШКОВСКИЙ
А.И.ЕРОФЕЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)