Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Сухановой Н.Н., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений (далее - Министерство) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.02.2014 по делу N А47-4965/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "Мега-Транс" (далее - общество "Мега-Транс") - Сергеев В.А. (доверенность от 08.08.2014);
- общества с ограниченной ответственностью "Тепличный комбинат "Дружба" (далее - общество "Тепличный комбинат "Дружба") - Бекмухамедова Р.Р. (доверенность от 16.09.2013).
Общество "Мега-Транс" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительными решения экспертной комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых Оренбургской области, выраженного в форме заключения государственной экспертизы запасов песчано-гравийной смеси Суходольского месторождения в пределах города Оренбурга от 19.04.2013 N 73 (далее - заключение от 19.04.2013 N 73) и распоряжения от 24.04.2013 N 929-р, вынесенного Министерством.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены общество "Тепличный комбинат "Дружба" и Департамент градостроительства и земельных отношений города Оренбурга (далее - Департамент).
Решением суда первой инстанции от 17.02.2014 (судья Цыпкина Е.Г.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 (судьи Малышев М.Б., Арямов А.А., Баканов В.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
При этом заявитель кассационной жалобы полагает, что указанное в обжалуемых судебных актах толкование понятия "участок недр местного значения" является неверным и нарушает единообразие в применении арбитражными судами норм Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), а выводы судов об отсутствии у Министерства полномочий на проведение государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых не правомерны.
Кроме того, Министерство не согласно с выводами судов о том, что действующее законодательство не допускает возможность включения в перечень участков недр местного значения, тех участков недр, которые уже предоставлены в пользование (полностью или частично) и лицензии на право пользования которыми уже выданы федеральным органом государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования или его территориальным органом.
В связи с этим Министерство полагает, что решение экспертной комиссии, выраженное в заключении от 19.04.2013 N 73 обоснованно, распоряжение Министерства от 24.04.2013 N 929-р законно.
Таким образом, по мнению заявителя кассационной жалобы, принятие решения об утверждении заключения государственной экспертизы запасов песчано-гравийной смеси (далее - ПГС) Суходольского месторождения не создают препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности в сфере недропользования.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Судами установлено, что Управлением по недропользованию по Оренбургской области (далее - Управление) 28.12.2011 обществу "Мега-Транс" была выдана лицензия на право пользование недрами серии ОРБ N 02566 вид ТР, с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение, разведка и добыча ПГС на Кушкульском участке, расположенном в районе оз. Суходол, в 1,2 км западнее п. Кушкуль г. Оренбурга Оренбургской области, - сроком действия до 31.12.2036.
Приложением к названной лицензии являются Условия пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи ПГС на Кушкульском участке в Оренбургской области.
Обществом "Мега-Транс" 30.07.2012 получено дополнение N 1 к лицензии ОРБ N 02566 ТР на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи ПГС на Кушкульском участке в Оренбургской области, которым в числе прочего, были внесены изменения в абз. 1 подп. 2.1 п. 2 "Границы участка недр" приложения N 1, изложенный в следующей редакции: "В административном отношении Кушкульский участок расположен на левобережной пойме реки Сакмара, в районе озера Суходол, в 1,2 км западнее пос. Кушкуль города Оренбург" (с учетом приказа Управления от 19.06.2012 N 131/1-пр).
На основании договора аренды земельного участка N 13/д-110юр, заключенного 25.03.2013 между обществом "Мега-Транс" и Департаментом, недропользователю был передан во временное пользование сроком до 01.03.2038 земельный участок площадью 236636 кв. м, с присвоенным кадастровым номером 56:44:0101003:7, и видом разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи, размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов, для геологического изучения, разведки и добычи ПГС (местоположение - Оренбургская область, город Оренбург, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала 56:44:0101003; категория земель - земли населенных пунктов.
По результатам рассмотрения отчета экспертной комиссией Министерства 19.04.2013 вынесено заключение государственной экспертизы запасов ПГС Суходольского месторождения в пределах г. Оренбурга, в котором в числе прочего, сделан вывод о том, что залежи ПГС N 2 расположены в пределах оросительной системы закрытого типа, принадлежащей обществу "Тепличный комбинат "Дружба", в связи с чем, в соответствии с Федеральным законом от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (далее - Федеральный закон N 4-ФЗ), а также с п. 7 Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, утвержденной приказом Минприроды России от 11.12.2006 N 278, данные залежи относятся к забалансовым (потенциально экономическим), то есть, к запасам, отвечающим требованиям, предъявляемым к балансовым запасам, но использование которых на момент оценки невозможно в связи с расположением в пределах водоохранных зон, населенных пунктов, сооружений, сельскохозяйственных объектов, заповедников, памятников природы, истории и культуры.
Министерством 24.04.2013 вынесено распоряжение N 929-р "Об утверждении заключения государственной экспертизы запасов песчано-гравийной смеси Суходольского месторождения", которым предписано учесть территориальным балансом общераспространенных полезных ископаемых Оренбургской области балансовые запасы залежей ПГС N 1 в объеме 238 тыс. куб. м и балансовые запасы залежей ПГС N 2 в объеме 1 281 тыс. куб. м, как забалансовые, в соответствии с лицензией ОРБ N 02566 ТР, выданной обществу "Мега-Транс".
Полагая, что решение экспертной комиссии выраженное в форме заключения от 19.04.2013 N 73 и распоряжение Министерства от 24.04.2013 N 929-р незаконны, общество "Мега-Транс" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав выводы о том, что проведение экспертизы, вынесение экспертного заключения и оспариваемого распоряжения, осуществлено Министерством с превышением полномочий, а также о неотносимости к забалансовым запасов ПГС N 2, удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно п. 10 ст. 3 Закона о недрах к полномочиям федеральных органов государственной власти органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования отнесено распоряжение совместно с субъектами Российской Федерации государственным фондом недр, за исключением участков, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 ст. 4 Закона о недрах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставление права пользования участками недр местного значения
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования является Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра), которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, которым на территории Оренбургской области является Оренбургнедра (п. 1, 4 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293, Положение об Управлении по недропользованию по Оренбургской области, утвержденное приказом Роснедра от 19.09.2007 N 1287).
Пунктом 1 Положения о Министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, утвержденного указом губернатора Оренбургской области от 14.03.2011 N 120-ук, Министерство является органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим управление участками недр местного значения.
На основании ст. 16 Закона о недрах оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, относительно участков недр местного значения - уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Таким образом, как верно указано судами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются распорядителями недр (то есть органами, уполномоченными на оформление, государственную регистрацию и выдачу лицензий на пользование участками недр) только в отношении участков недр местного значения.
В силу ст. 2.3 Закона о недрах к участкам недр местного значения относятся:
1) участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые;
2) участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении указанных в пункте 1 части первой статьи 2.3 Закона о недрах участков недр местного значения осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании указанных перечней устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
Исходя из содержания п. 6.2 ст. 3, п. 7.1 ст. 4 Закона о недрах органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования осуществляют подготовку и утверждение перечней участков недр местного значения, а федеральный орган государственной власти органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования принимает решение о согласовании этих перечней, или об отказе в их согласовании.
В связи с этим обязательным условием отнесения участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, к числу участков недр местного значения, является включение их в соответствующий перечень, согласованный с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Соблюдение данного условия не требуется лишь в отношении участков недр, используемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Статьей 29 Закона о недрах в числе прочего установлено, что проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и (в части участков недр местного значения) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Положения о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 69 определено, что организация проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется Федеральным агентством по недропользованию и (в части участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Судами установлено, что совместным распоряжением Минприроды России и администрации Оренбургской области от 13.05.2005 N 33-р/202-р утвержден Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Оренбургской области, в который в числе прочего, включены песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные, валунно-глыбовые породы.
Проанализировав материалы дела, суды с учетом положений ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили что Министерством не представлено доказательств отнесения участков недр, содержащих запасы ПГС и предоставленных обществу "Мега-Транс" в соответствии с лицензией, к числу участков недр местного значения, согласованных с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Кроме того, судами учтено, что поскольку обществу "Мега-Транс" лицензия ОРБ N 02566 ТР выдана территориальным органом Роснедр - Управлением, правовые основания для включения в перечень участков недр местного значения тех участков, которые уже предоставлены в пользование недропользователю на основании соответствующей лицензии, отсутствовали.
Судами также установлено, что общество "Тепличный комбинат "Дружба" является собственником оросительной системы, что подтверждается свидетельством о регистрации права от 18.03.2013 серии 56 АБ N 881822, кадастровым паспортом здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 10.07.2013 N 56/13-239769 на названную оросительную систему закрытого типа, договором купли-продажи недвижимости от 15.07.2004, выпиской из технического паспорта N 53:401/2005:672/ на объект капитального строительства, актом инвентаризации оросительных систем и сооружений общества "Тепличный комбинат "Дружба" от 18.10.2007, из содержания которых следует, что, приобретенная обществом "Тепличный комбинат "Дружба" оросительная система, представляет собой, оросительную систему закрытого типа (подземный стальной трубопровод протяженностью 14630 погонных метров), расположенную по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Мирнинская, д. 33.
Земельный участок, в границах которого расположены залежи ПГС N 2, не относится, ни к землям сельскохозяйственного назначения, ни к землям, предназначенным для осуществления производства сельскохозяйственной продукции.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к правомерным выводам о том, что проведение экспертизы, вынесение экспертного заключения и оспариваемого распоряжения, осуществлено Министерством с превышением полномочий, выводы о необходимости отнесения к забалансовым запасам участка ПГС N 2 являются необоснованными.
Соответствующее распоряжение Министерства не позволяет Обществу воспользоваться полученной им лицензией и осуществлять предпринимательскую деятельность по геологическому изучению, разведке и добыче ПГС на арендованном с этой целью земельном участке.
Таким образом, судами правомерно удовлетворены заявленные обществом "Мега-Транс" требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся по существу к переоценке доказательств, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем на основании ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Иное толкование Министерством положений законодательства, а также иная оценка доказательств не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.02.2014 по делу N А47-4965/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.ПОРОТНИКОВА
Судьи
Н.Н.СУХАНОВА
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 18.08.2014 N Ф09-5233/14 ПО ДЕЛУ N А47-4965/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2014 г. N Ф09-5233/14
Дело N А47-4965/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Сухановой Н.Н., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений (далее - Министерство) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.02.2014 по делу N А47-4965/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "Мега-Транс" (далее - общество "Мега-Транс") - Сергеев В.А. (доверенность от 08.08.2014);
- общества с ограниченной ответственностью "Тепличный комбинат "Дружба" (далее - общество "Тепличный комбинат "Дружба") - Бекмухамедова Р.Р. (доверенность от 16.09.2013).
Общество "Мега-Транс" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительными решения экспертной комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых Оренбургской области, выраженного в форме заключения государственной экспертизы запасов песчано-гравийной смеси Суходольского месторождения в пределах города Оренбурга от 19.04.2013 N 73 (далее - заключение от 19.04.2013 N 73) и распоряжения от 24.04.2013 N 929-р, вынесенного Министерством.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены общество "Тепличный комбинат "Дружба" и Департамент градостроительства и земельных отношений города Оренбурга (далее - Департамент).
Решением суда первой инстанции от 17.02.2014 (судья Цыпкина Е.Г.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 (судьи Малышев М.Б., Арямов А.А., Баканов В.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
При этом заявитель кассационной жалобы полагает, что указанное в обжалуемых судебных актах толкование понятия "участок недр местного значения" является неверным и нарушает единообразие в применении арбитражными судами норм Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), а выводы судов об отсутствии у Министерства полномочий на проведение государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых не правомерны.
Кроме того, Министерство не согласно с выводами судов о том, что действующее законодательство не допускает возможность включения в перечень участков недр местного значения, тех участков недр, которые уже предоставлены в пользование (полностью или частично) и лицензии на право пользования которыми уже выданы федеральным органом государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования или его территориальным органом.
В связи с этим Министерство полагает, что решение экспертной комиссии, выраженное в заключении от 19.04.2013 N 73 обоснованно, распоряжение Министерства от 24.04.2013 N 929-р законно.
Таким образом, по мнению заявителя кассационной жалобы, принятие решения об утверждении заключения государственной экспертизы запасов песчано-гравийной смеси (далее - ПГС) Суходольского месторождения не создают препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности в сфере недропользования.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Судами установлено, что Управлением по недропользованию по Оренбургской области (далее - Управление) 28.12.2011 обществу "Мега-Транс" была выдана лицензия на право пользование недрами серии ОРБ N 02566 вид ТР, с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение, разведка и добыча ПГС на Кушкульском участке, расположенном в районе оз. Суходол, в 1,2 км западнее п. Кушкуль г. Оренбурга Оренбургской области, - сроком действия до 31.12.2036.
Приложением к названной лицензии являются Условия пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи ПГС на Кушкульском участке в Оренбургской области.
Обществом "Мега-Транс" 30.07.2012 получено дополнение N 1 к лицензии ОРБ N 02566 ТР на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи ПГС на Кушкульском участке в Оренбургской области, которым в числе прочего, были внесены изменения в абз. 1 подп. 2.1 п. 2 "Границы участка недр" приложения N 1, изложенный в следующей редакции: "В административном отношении Кушкульский участок расположен на левобережной пойме реки Сакмара, в районе озера Суходол, в 1,2 км западнее пос. Кушкуль города Оренбург" (с учетом приказа Управления от 19.06.2012 N 131/1-пр).
На основании договора аренды земельного участка N 13/д-110юр, заключенного 25.03.2013 между обществом "Мега-Транс" и Департаментом, недропользователю был передан во временное пользование сроком до 01.03.2038 земельный участок площадью 236636 кв. м, с присвоенным кадастровым номером 56:44:0101003:7, и видом разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи, размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов, для геологического изучения, разведки и добычи ПГС (местоположение - Оренбургская область, город Оренбург, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала 56:44:0101003; категория земель - земли населенных пунктов.
По результатам рассмотрения отчета экспертной комиссией Министерства 19.04.2013 вынесено заключение государственной экспертизы запасов ПГС Суходольского месторождения в пределах г. Оренбурга, в котором в числе прочего, сделан вывод о том, что залежи ПГС N 2 расположены в пределах оросительной системы закрытого типа, принадлежащей обществу "Тепличный комбинат "Дружба", в связи с чем, в соответствии с Федеральным законом от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (далее - Федеральный закон N 4-ФЗ), а также с п. 7 Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, утвержденной приказом Минприроды России от 11.12.2006 N 278, данные залежи относятся к забалансовым (потенциально экономическим), то есть, к запасам, отвечающим требованиям, предъявляемым к балансовым запасам, но использование которых на момент оценки невозможно в связи с расположением в пределах водоохранных зон, населенных пунктов, сооружений, сельскохозяйственных объектов, заповедников, памятников природы, истории и культуры.
Министерством 24.04.2013 вынесено распоряжение N 929-р "Об утверждении заключения государственной экспертизы запасов песчано-гравийной смеси Суходольского месторождения", которым предписано учесть территориальным балансом общераспространенных полезных ископаемых Оренбургской области балансовые запасы залежей ПГС N 1 в объеме 238 тыс. куб. м и балансовые запасы залежей ПГС N 2 в объеме 1 281 тыс. куб. м, как забалансовые, в соответствии с лицензией ОРБ N 02566 ТР, выданной обществу "Мега-Транс".
Полагая, что решение экспертной комиссии выраженное в форме заключения от 19.04.2013 N 73 и распоряжение Министерства от 24.04.2013 N 929-р незаконны, общество "Мега-Транс" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав выводы о том, что проведение экспертизы, вынесение экспертного заключения и оспариваемого распоряжения, осуществлено Министерством с превышением полномочий, а также о неотносимости к забалансовым запасов ПГС N 2, удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно п. 10 ст. 3 Закона о недрах к полномочиям федеральных органов государственной власти органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования отнесено распоряжение совместно с субъектами Российской Федерации государственным фондом недр, за исключением участков, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 ст. 4 Закона о недрах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставление права пользования участками недр местного значения
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования является Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра), которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, которым на территории Оренбургской области является Оренбургнедра (п. 1, 4 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293, Положение об Управлении по недропользованию по Оренбургской области, утвержденное приказом Роснедра от 19.09.2007 N 1287).
Пунктом 1 Положения о Министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, утвержденного указом губернатора Оренбургской области от 14.03.2011 N 120-ук, Министерство является органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим управление участками недр местного значения.
На основании ст. 16 Закона о недрах оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, относительно участков недр местного значения - уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Таким образом, как верно указано судами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются распорядителями недр (то есть органами, уполномоченными на оформление, государственную регистрацию и выдачу лицензий на пользование участками недр) только в отношении участков недр местного значения.
В силу ст. 2.3 Закона о недрах к участкам недр местного значения относятся:
1) участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые;
2) участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении указанных в пункте 1 части первой статьи 2.3 Закона о недрах участков недр местного значения осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании указанных перечней устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
Исходя из содержания п. 6.2 ст. 3, п. 7.1 ст. 4 Закона о недрах органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования осуществляют подготовку и утверждение перечней участков недр местного значения, а федеральный орган государственной власти органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования принимает решение о согласовании этих перечней, или об отказе в их согласовании.
В связи с этим обязательным условием отнесения участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, к числу участков недр местного значения, является включение их в соответствующий перечень, согласованный с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Соблюдение данного условия не требуется лишь в отношении участков недр, используемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Статьей 29 Закона о недрах в числе прочего установлено, что проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и (в части участков недр местного значения) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Положения о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 69 определено, что организация проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется Федеральным агентством по недропользованию и (в части участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Судами установлено, что совместным распоряжением Минприроды России и администрации Оренбургской области от 13.05.2005 N 33-р/202-р утвержден Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Оренбургской области, в который в числе прочего, включены песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные, валунно-глыбовые породы.
Проанализировав материалы дела, суды с учетом положений ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили что Министерством не представлено доказательств отнесения участков недр, содержащих запасы ПГС и предоставленных обществу "Мега-Транс" в соответствии с лицензией, к числу участков недр местного значения, согласованных с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Кроме того, судами учтено, что поскольку обществу "Мега-Транс" лицензия ОРБ N 02566 ТР выдана территориальным органом Роснедр - Управлением, правовые основания для включения в перечень участков недр местного значения тех участков, которые уже предоставлены в пользование недропользователю на основании соответствующей лицензии, отсутствовали.
Судами также установлено, что общество "Тепличный комбинат "Дружба" является собственником оросительной системы, что подтверждается свидетельством о регистрации права от 18.03.2013 серии 56 АБ N 881822, кадастровым паспортом здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 10.07.2013 N 56/13-239769 на названную оросительную систему закрытого типа, договором купли-продажи недвижимости от 15.07.2004, выпиской из технического паспорта N 53:401/2005:672/ на объект капитального строительства, актом инвентаризации оросительных систем и сооружений общества "Тепличный комбинат "Дружба" от 18.10.2007, из содержания которых следует, что, приобретенная обществом "Тепличный комбинат "Дружба" оросительная система, представляет собой, оросительную систему закрытого типа (подземный стальной трубопровод протяженностью 14630 погонных метров), расположенную по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Мирнинская, д. 33.
Земельный участок, в границах которого расположены залежи ПГС N 2, не относится, ни к землям сельскохозяйственного назначения, ни к землям, предназначенным для осуществления производства сельскохозяйственной продукции.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к правомерным выводам о том, что проведение экспертизы, вынесение экспертного заключения и оспариваемого распоряжения, осуществлено Министерством с превышением полномочий, выводы о необходимости отнесения к забалансовым запасам участка ПГС N 2 являются необоснованными.
Соответствующее распоряжение Министерства не позволяет Обществу воспользоваться полученной им лицензией и осуществлять предпринимательскую деятельность по геологическому изучению, разведке и добыче ПГС на арендованном с этой целью земельном участке.
Таким образом, судами правомерно удовлетворены заявленные обществом "Мега-Транс" требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся по существу к переоценке доказательств, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем на основании ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Иное толкование Министерством положений законодательства, а также иная оценка доказательств не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.02.2014 по делу N А47-4965/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.ПОРОТНИКОВА
Судьи
Н.Н.СУХАНОВА
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)