Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.08.2014 ПО ДЕЛУ N А45-22665/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2014 г. по делу N А45-22665/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего М.Х. Музыкантовой
судей: А.Л. Полосина, О.А. Скачковой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карташовой Н.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Рубцов А.О. по доверенности от 28.06.2013 г., паспорт,
от заинтересованного лица: Штылев А.Ю. по доверенности от 14.02.2014 г., удостоверение,
от третьего лица: Ларионова С.В. по доверенности от 12.03.2014 г., паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Бердска Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 27 мая 2014 года по делу N А45-22665/2013 (судья И.В. Попова)
по заявлению Индивидуального предпринимателя Киселевой Алины Алексеевны (ОГРНИП 305544513800013, ИНН 544530738311, г. Бердск)
к Администрации города Бердска Новосибирской области (633010, Новосибирская область, г. Бердск, ул. М. Горького, 9)
о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным,

установил:

Индивидуальный предприниматель Киселева Алина Алексеевна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненном в порядке статьи 49 АПК РФ, к Администрации города Бердска Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании отказа в предоставлении земельного участка с разрешенным использованием для строительства объекта социально-бытового назначения по адресу: Новосибирская область город Бердск, в районе дома 134 по ул. Красная Сибирь, площадью 1193, 0 кв. м с кадастровым номером 54:32:010045:1342; обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем заключения договора аренды указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен МУП "Комбинат бытовых услуг".
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 27 мая 2014 года признан незаконным отказ Администрации в предоставлении ИП Киселевой А.А. в аренду земельного участка с разрешенным использованием для строительства объекта социально-бытового назначения по адресу: Новосибирская область, г. Бердск, в районе дома 134 по ул. Красная Сибирь, площадью 1193,0 кв. м с кадастровым номером 54:32:010045:1342, изложенный в письме от 20.11.2013 N 2887/01-01-18.
Суд обязал Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем заключения договора аренды вышеуказанного земельного участка и взыскал с Администрации в пользу индивидуального судебные расходы по уплате госпошлины в размере 200 рублей 00 копеек.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции полностью, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ИП Киселевой А.А.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Администрация ссылается на нарушение судом норм материального права (неправильное истолкование закона), несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Подробно доводы Администрации изложены в апелляционной жалобе.
Предприниматель представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение арбитражного суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Подробно доводы предпринимателя изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
МУП "Комбинат бытовых услуг" также представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение Арбитражного суда Новосибирской области отменить и принять новый судебный акт, в котором истцу в удовлетворении заявленных требований отказать.
Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
В свою очередь, представитель предпринимателя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель третьего поддержала доводы отзыва на апелляционную жалобу по основаниям, в нем изложенным, просила удовлетворить апелляционную жалобу Администрации, решение суд отменить.
Представленные заявителем с отзывом на апелляционную жалобу документы не могут быть приобщены к материалам дела, в связи с тем, что указанные документы имеются в материалах дела.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ в полном объеме, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14 мая 2012 предприниматель обратилась в Администрацию с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства по адресу: Новосибирская область, г. Бердск, в районе улицы Красная Сибирь.
Письмом от 21.06.2012 Администрация направило предпринимателю акт о выборе земельного участка с указанием необходимости согласования с указанными в нем предприятиями и подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
04.07.2012 в газете "Бердские новости" N 27 Администрация проинформировала население о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства объекта социально-бытового назначения с местоположением: Новосибирская область, г. Бердск, в район ул. Красная Сибирь, 134.
Постановлением Администрации города Бердска от 06.09.2012 N 4262 предпринимателю согласовано место размещения объекта социально-бытового назначения по варианту N 2 с местоположением Новосибирская область, г. Бердск, в район ул. Красная Сибирь, 134., и утвержден акт выбора земельного участка.
Как следует из указанного постановления, предпринимателю предписано выполнить работы по установке границ земельного участка, его постановке на государственный кадастровый учет; после постановки земельного участка на государственный кадастровый учет обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка; указанное постановление является основанием для предоставления земельного участка для строительства и действует в течение трех лет после его издания (л. д. 21).
Постановлением от 19.03.2013 N 1128 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" Администрация утвердила схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 54:32:010045, площадью 1193,0 кв. м с местоположением: Новосибирская область, г. Бердск, в районе дома 134 по ул. Красная Сибирь; разрешенное использование вышеуказанного земельного участка - для строительства объекта социально-бытового назначения; установила ограничение (сервитут) площадью 717,0 кв. м для эксплуатации коммуникаций на пользование земельным участком.
При постановке указанного земельного участка на государственный кадастровый учет установлено, что граница образуемого земельного участка пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 54:32:010045:52, в связи с чем предпринимателем 03.04.2013 получен исправленный вариант схемы от кадастрового инженера, и направлено заявление в Администрацию для отмены постановления от 19.03.2013 N 1128, и издании нового.
12.04.2013 Администрацией принято постановление за N 1529 "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером 54:32:010045:52 с местоположением Новосибирская область, г. Бердск, в районе пересечения ул. Красная Сибирь и Лунная", которым постановление от 19.03.2013 г. N 1128 отменено.
Указанным постановлением утверждена новая схема расположения земельного участка: ЗУ1 на кадастровом плане территории, образуемого в результате перераспределения площадью 1193,0 кв. м согласно приложения; утверждено местоположение земельного участка: ЗУ1, образуемого в результате перераспределения площадью 1193, 0 кв. м - Новосибирская область, г. Бердск в районе дома 134 по ул. Красная Сибирь; утверждено разрешенное использование земельного участка - для строительства объекта социально-бытового назначения, и установлен сервитут площадью 717, 0 кв. м для эксплуатации коммуникаций на пользование земельным участком.
26.04.2013 земельный участок поставлен на кадастровый учет, получен кадастровый паспорт, и вновь образованному земельному участку был присвоен кадастровый номер 54:32:010045:1342 (предыдущий номер 54:32:010045:52), что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.
08.11.2013 предприниматель обратилась в Администрацию с заявлением (вх N 6049) о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 54:32:010045:1342, площадью 1193,0 кв. м, по адресу: НСО., г. Бердск, в районе дома 134 по ул. Красная Сибирь.
Письмом от 20.11.2013 N 2887/01-01-18 Администрацией отказано в предоставлении земельного участка в аренду, в связи с тем, что выявлены разночтения в площади ограничений, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 26.04.2013 и в утвержденном акте выбора по варианту N 2, и наличием на земельном участке городских лесов города Бердска.
Полагая, что данный отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает препятствия для ее осуществления, предприниматель обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных предпринимателем требований, принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия действий закону возлагается на орган, должностное лицо, совершившие их; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемыми действиями прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за их оспариванием.
В свою очередь, обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия).
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен Земельным кодексом Российской Федерации.
Из положений статей 28 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) следует, земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьей 11 названного Кодекса.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, предпринимателем осуществлены необходимые действия по установлению границ спорного земельного участка и постановке его на кадастровый учет, а именно: 26.04.2013 спорный земельный участок с кадастровым номером 55:32:010045:1342, площадью 1193+/-12 кв. м поставлен на государственный кадастровый учет, установлен сервитут в размере 717 кв. м, что соответствует содержанию постановления Администрации N 1529 от 12.04.2013.
При таких обстоятельствах довод Администрации о расхождении в площади подлежит отклонению за необоснованностью.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи (в том числе земли населенных пунктов), используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии со статьей 85 ЗК РФ и статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к жилым, общественно-деловым, рекреационным, производственным зонам, зонам инженерных и транспортных инфраструктур, сельскохозяйственного использования, особо охраняемых территорий, специального назначения; военных объектов, а также к иным территориальным зонам.
В пункте 1 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
В силу пункта 2 статьи 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
Согласно ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты.
В соответствии с частью 1 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 37 ГрК РФ).
В рассматриваемом случае, земельный участок с кадастровым номером 54:32:010045:1342 относится к категории земель - земли населенных пунктов и имеет разрешенное использование "для строительства объекта социально-бытового назначения".
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, согласно письма от 12.03.2014 N 0244-19/19-04/14, спорный земельный участок относится к территориальной зоне Ж-4 (зона средне-этажной жилой застройки 5 - 10 этажей), в которой возможно осуществление строительства.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что предоставление спорного земельного участка для строительства объекта социально-бытового назначения не противоречит виду разрешенного использования этого земельного участка.
Обратного Администрацией не доказано, так же как и не представлены в материалы дела доказательства того, что на земельном участке в предполагаемом строительстве объекта социально-бытового назначения имеются зоны рекреационного назначения.
Более того, суд первой инстанции верно указал, что наличие на земельном участке зеленых насаждений не является препятствием для предоставления земельного участка в аренду, поскольку строительство должно осуществляться с соблюдением норм и правил по проектированию, в том числе с решением вопросов по зеленым насаждениям в установленном порядке.
Доводу Администрации о необходимости выноса тепловых сетей, в связи с чем строительство невозможно, дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции.
При этом, отклоняя указанный довод, суд первой инстанции исходил из того, что рассматриваемом случае требуется подключение к сетям, на что получены предварительные технические условия, выданные МУП "Комбинат бытовых услуг".
С учетом указанных правовых норм, установленных по делу фактических обстоятельств, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что указанные в письме обстоятельства о невозможности предоставления земельного участка бесспорно не доказаны Администрацией в связи с чем не могут являться законным основанием для отказа обществу в предоставлении земельного участка.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. При этом в резолютивной части решения должно содержаться, в том числе указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Учитывая, что оспариваемый отказ, выраженный в письме от 20.11.2013 N 2887/01-01-18, не соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации, нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, апелляционный суд считает доводы апелляционной жалобы необоснованными, а решение суда - не подлежащим отмене.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ при признании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, незаконными в резолютивной части судебного акта должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в том числе путем совершения определенных действий, принятия решения.
Суд первой инстанции, в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов предпринимателя возложил на Администрацию обязанность по устранению нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем заключения договора аренды вышеуказанного земельного участка.
Таким образом, установив совокупность обстоятельств, предусмотренных нормами статей 198, 200 и 201 АПК РФ, суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27 мая 2014 г. по делу N А45-22665/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
М.Х.МУЗЫКАНТОВА

Судьи
А.Л.ПОЛОСИН
О.А.СКАЧКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)