Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 25 октября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября 2010 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Н.В. Алферовой
судей: Г.А. Симоновой, З.Д. Бац
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Е.В. Жариковой
при участии:
- от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: представитель Сулейманова А.Е., доверенность 29/03-18-13095 от 15.12.2009 сроком до 31.12.2010, удостоверение N 4627 от 31.12.2010;
- от ООО "Центр-Уссури": представитель Агарцева О.В., доверенность от 09.07.2010 сроком на три года, паспорт;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
апелляционное производство N 05АП-5912/2010
на решение от 25.08.2010 судьи А.А. Фокиной
по делу N А51-10846/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Центр-Уссури"
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, оформленного письмом от 02.06.2010 N 29/06-20-8146.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Центр - Уссури" (далее по тексту - "заявитель", "Общество", "ООО "Центр - Уссури") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее по тексту - "Департамент") в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в районе ул. Светланская, д. 31 в г. Владивостоке, для целей, не связанных со строительством (для благоустройства территории), оформленного письмом от 02.06.2010 N 29/06-20-8146, и об обязании восстановить нарушенные права и интересы путем обязания принять решение о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 49 лет и заключить договор аренды земельного участка.
Решением суда от 25.08.2010 г. заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что возможность предоставления испрашиваемого Обществом земельного участка для целей благоустройства не противоречит Правилам благоустройства и санитарного содержания территорий г. Владивостока. Поскольку Общество является собственником расположенного рядом со спорным земельным участком объекта недвижимости, то он правомерно воспользовался правом, предоставленным нормами статьи 34 ЗК РФ, обратившись к ответчику с заявлением о предоставлении земли для целей не связанных со строительством. На этом основании, суд посчитал оспариваемый отказ Департамента незаконным.
Департамент, не согласившись с решением суда, подал апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы ссылается на Правила благоустройства и санитарного содержания территории г. Владивостока, в соответствии с которыми благоустройство как комплекс работ и мероприятий носит срочный характер и не является целевым назначением использования земельного участка. Анализируя содержание пунктов 3.1, 3.3, 3.4 указанных Правил ответчик указывает на то, что эксплуатация территории, прилегающей к земельному участку, на котором расположено здание, строение, сооружение, и ее благоустройство не требует предоставления этой территории в порядке, предусмотренном земельным законодательством. Работы по благоустройство и санитарное содержание этих территорий должны осуществляться собственниками, владельцами объектов недвижимости в силу прямого возложения на них соответствующих обязанностей нормативно-правовыми актами. Кроме того, Общество обратилось в суд в защиту своих прав в сфере предпринимательской деятельности, в то время как деятельность по благоустройству таковой не является. Согласно предоставленному кадастровому плану, весь испрашиваемый Обществом земельного участка находится в охранной зоне инженерных сетей и охранной зоне памятников истории и культуры.
Представитель Департамента в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ООО "Центр - Уссури" с жалобой не согласился, считает решение суда законным и обоснованным, представлен письменный отзыв.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, апелляционный суд считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, 27.03.2007 учреждением юстиции зарегистрировано прав собственности Общества на земельный участок с кадастровым номером 25:28:010003:11 площадью 1512 кв. м для реконструкции и дальнейшей эксплуатации здания кинотеатра "Уссури", расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Светланская, д. 31.
В связи с вводом в эксплуатацию здания кинотеатра "Уссури", Управлением ФРС по ПК 17.09.2008 зарегистрировано право собственности Общества на указанное здание и выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 25-АБ N 039452.
Общества обратилось 27.11.2009 (и повторно 20.05.2010) с заявлением N 355/04 от 23.10.2009, вх. N 29-20181 (повторное - N 187/04 от 19.05.2010, вх. N 29-12316) в Департамент о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 15 кв. м, расположенного в районе ул. Светланской, д. 31 в г. Владивостоке, для целей, не связанных с строительством - для благоустройства территории. К заявлению были приложены Распоряжение УМИГА N 1267 от 17.04.2009 и кадастровый паспорт земельного участка.
Письмом от 02.06.2010 N 29/06-20-8146 Департамент отказал Обществу в предоставлении земельного участка на том основании, что в силу муниципального правового акта Думы г. Владивостока от 05.03.2008 N 16-МПА закрепление территорий в целях санитарного содержания городских территорий не означает необходимость предоставления соответствующих земельных участков в аренду (с внесением арендной платы) для благоустройства. Кроме того, по тексту своего письма департамент указал, что благоустройство проводится в соответствии с проектом, носит срочный характер и не является целевым назначением использования земельного участка.
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка в аренду противоречит земельному законодательству и нарушает права Общества в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва и материалы дела, коллегия пришла к следующему.
Суд первой инстанций удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что Общество обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка под благоустройство в соответствии с требованиями статьи 34 ЗК РФ, а у Департамента отсутствовали основания для отказа в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Между тем такой вывод основан на неправильном толковании норм материального права.
Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В силу пункта 4 названной статьи Кодекса, уполномоченные органы рассматривают поступившее заявление с учетом зонирования территории.
Департамент письмом от 02.06.2010 N 29/06-20-8146 отказал Обществу в предоставлении права аренды земельного участка в связи с тем, что в силу муниципального правового акта Думы г. Владивостока от 05.03.2008 N 16-МПА закрепление территорий в целях санитарного содержания городских территорий не означает необходимость предоставления соответствующих земельных участков в аренду (с внесением арендной платы) для благоустройства. Кроме того, благоустройство проводится в соответствии с проектом, носит срочный характер и не является целевым назначением использования земельного участка.
Однако суд первой инстанции признал указанный отказ незаконным, не дав надлежащей оценки доводу Департамента о невозможности предоставления земельного участка для его эксплуатации в целях благоустройства без определения разрешенного использования земель.
Муниципальным правовым актом Думы г. Владивостока N 16-МПА от 05.03.2008 утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории г. Владивостока, которые в силу пункта 1.2 являются нормативным актом, устанавливающим единый порядок благоустройства, обеспечения чистоты и порядка, санитарного содержания, охраны зеленых насаждений на территории города Владивостока, и обязательны для всех предприятий, объединений, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также граждан, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства.
В целях обеспечения санитарного содержания городских территорий осуществляется их закрепление за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями органом, уполномоченным главой администрации города Владивостока, в соответствии с размерами территории, указанными в приложении (пункт 3.1 Правил).
Таким образом, согласно названным Правилам, благоустройство не является видом разрешенного использования земельных участков.
Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.
Так, статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации, определяя основные принципы земельного законодательства, предусматривает, что земли делятся по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. Этот принцип развивается в статье 7 Кодекса, уточняющей, что использование земли производится в соответствии с установленным для них целевым назначением с учетом принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земель.
Таким образом, Департаменту для рассмотрения по существу заявления Общества о предоставлении в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством, необходимо располагать сведениями, каким образом Общество будет использовать истребуемый земельный участок.
Однако это невозможно установить из указанной Обществом цели (благоустройство), поскольку согласно пункту 2.1 Правил благоустройства и санитарного содержания территории г. Владивостока", утвержденных Думой г. Владивостока от 05.03.2008 N 16-МПА, под благоустройством понимается деятельность, направленная на обеспечение безопасности, удобства и художественной выразительности городской среды, осуществляемая с использованием средств пластической организации рельефа, покрытия поверхности земли, декоративного озеленения и обводнения, малых архитектурных форм, наружного освещения, визуальной информации и рекламы.
Мероприятия по благоустройству включают в себя также обеспечение чистоты и порядка на территории муниципального образования.
Между тем суд, не исследовав существенные для дела обстоятельства, признал незаконным отказ Департамента от 02.06.2010, оформленный письмом N 29/06-20-8146 в предоставлении ООО "Центр - Уссури" права аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством (под благоустройство).
С учетом установленных по делу обстоятельств, возможность применения к спорным правоотношениям положений статьи 34 Земельного кодекса РФ, регулирующей процедуру предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам для целей не связанных со строительством, отсутствует.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции признает правомерным вывод суда первой инстанции относительно того, что довод Департамента о вхождении испрашиваемого участка в границы гостевого маршрута, документально не подтвержден. Кроме того, на испрашиваемом земельном участке не предполагается строительство каких-либо временных объектов, в связи, с чем обоснованно указал, что Постановление главы г. Владивостока от 09.07.2009 N 777 (в редакции от 26.10.2009) "О развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" к спорному случаю не относится. Доводы апелляционной жалобы, в указанной части, коллегией отклоняются.
С учетом, установленных выше обстоятельств, оспариваемый судебный акт в соответствии с пунктом 4 части 1, частью 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку оспариваемый отказ Департамента соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 25 августа 2010 г. по делу N А51-10846/2010 отменить.
В удовлетворении требований о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в предоставлении в аренду Обществу с ограниченной ответственностью "Центр - Уссури" земельного участка с кадастровым номером 25:28:010003:52 площадью 15 кв. м, расположенного в городе Владивостоке в районе ул. Светланская, д. 31, для целей, не связанных со строительством, выраженного в письме от 02.06.2010 N 29/06-20-8146, отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.В.АЛФЕРОВА
Судьи
Г.А.СИМОНОВА
З.Д.БАЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.10.2010 N 05АП-5912/2010 ПО ДЕЛУ N А51-10846/2010
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2010 г. N 05АП-5912/2010
Дело N А51-10846/2010
Резолютивная часть постановления оглашена 25 октября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября 2010 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Н.В. Алферовой
судей: Г.А. Симоновой, З.Д. Бац
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Е.В. Жариковой
при участии:
- от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: представитель Сулейманова А.Е., доверенность 29/03-18-13095 от 15.12.2009 сроком до 31.12.2010, удостоверение N 4627 от 31.12.2010;
- от ООО "Центр-Уссури": представитель Агарцева О.В., доверенность от 09.07.2010 сроком на три года, паспорт;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
апелляционное производство N 05АП-5912/2010
на решение от 25.08.2010 судьи А.А. Фокиной
по делу N А51-10846/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Центр-Уссури"
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, оформленного письмом от 02.06.2010 N 29/06-20-8146.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Центр - Уссури" (далее по тексту - "заявитель", "Общество", "ООО "Центр - Уссури") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее по тексту - "Департамент") в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в районе ул. Светланская, д. 31 в г. Владивостоке, для целей, не связанных со строительством (для благоустройства территории), оформленного письмом от 02.06.2010 N 29/06-20-8146, и об обязании восстановить нарушенные права и интересы путем обязания принять решение о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 49 лет и заключить договор аренды земельного участка.
Решением суда от 25.08.2010 г. заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что возможность предоставления испрашиваемого Обществом земельного участка для целей благоустройства не противоречит Правилам благоустройства и санитарного содержания территорий г. Владивостока. Поскольку Общество является собственником расположенного рядом со спорным земельным участком объекта недвижимости, то он правомерно воспользовался правом, предоставленным нормами статьи 34 ЗК РФ, обратившись к ответчику с заявлением о предоставлении земли для целей не связанных со строительством. На этом основании, суд посчитал оспариваемый отказ Департамента незаконным.
Департамент, не согласившись с решением суда, подал апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы ссылается на Правила благоустройства и санитарного содержания территории г. Владивостока, в соответствии с которыми благоустройство как комплекс работ и мероприятий носит срочный характер и не является целевым назначением использования земельного участка. Анализируя содержание пунктов 3.1, 3.3, 3.4 указанных Правил ответчик указывает на то, что эксплуатация территории, прилегающей к земельному участку, на котором расположено здание, строение, сооружение, и ее благоустройство не требует предоставления этой территории в порядке, предусмотренном земельным законодательством. Работы по благоустройство и санитарное содержание этих территорий должны осуществляться собственниками, владельцами объектов недвижимости в силу прямого возложения на них соответствующих обязанностей нормативно-правовыми актами. Кроме того, Общество обратилось в суд в защиту своих прав в сфере предпринимательской деятельности, в то время как деятельность по благоустройству таковой не является. Согласно предоставленному кадастровому плану, весь испрашиваемый Обществом земельного участка находится в охранной зоне инженерных сетей и охранной зоне памятников истории и культуры.
Представитель Департамента в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ООО "Центр - Уссури" с жалобой не согласился, считает решение суда законным и обоснованным, представлен письменный отзыв.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, апелляционный суд считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, 27.03.2007 учреждением юстиции зарегистрировано прав собственности Общества на земельный участок с кадастровым номером 25:28:010003:11 площадью 1512 кв. м для реконструкции и дальнейшей эксплуатации здания кинотеатра "Уссури", расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Светланская, д. 31.
В связи с вводом в эксплуатацию здания кинотеатра "Уссури", Управлением ФРС по ПК 17.09.2008 зарегистрировано право собственности Общества на указанное здание и выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 25-АБ N 039452.
Общества обратилось 27.11.2009 (и повторно 20.05.2010) с заявлением N 355/04 от 23.10.2009, вх. N 29-20181 (повторное - N 187/04 от 19.05.2010, вх. N 29-12316) в Департамент о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 15 кв. м, расположенного в районе ул. Светланской, д. 31 в г. Владивостоке, для целей, не связанных с строительством - для благоустройства территории. К заявлению были приложены Распоряжение УМИГА N 1267 от 17.04.2009 и кадастровый паспорт земельного участка.
Письмом от 02.06.2010 N 29/06-20-8146 Департамент отказал Обществу в предоставлении земельного участка на том основании, что в силу муниципального правового акта Думы г. Владивостока от 05.03.2008 N 16-МПА закрепление территорий в целях санитарного содержания городских территорий не означает необходимость предоставления соответствующих земельных участков в аренду (с внесением арендной платы) для благоустройства. Кроме того, по тексту своего письма департамент указал, что благоустройство проводится в соответствии с проектом, носит срочный характер и не является целевым назначением использования земельного участка.
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка в аренду противоречит земельному законодательству и нарушает права Общества в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва и материалы дела, коллегия пришла к следующему.
Суд первой инстанций удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что Общество обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка под благоустройство в соответствии с требованиями статьи 34 ЗК РФ, а у Департамента отсутствовали основания для отказа в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Между тем такой вывод основан на неправильном толковании норм материального права.
Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В силу пункта 4 названной статьи Кодекса, уполномоченные органы рассматривают поступившее заявление с учетом зонирования территории.
Департамент письмом от 02.06.2010 N 29/06-20-8146 отказал Обществу в предоставлении права аренды земельного участка в связи с тем, что в силу муниципального правового акта Думы г. Владивостока от 05.03.2008 N 16-МПА закрепление территорий в целях санитарного содержания городских территорий не означает необходимость предоставления соответствующих земельных участков в аренду (с внесением арендной платы) для благоустройства. Кроме того, благоустройство проводится в соответствии с проектом, носит срочный характер и не является целевым назначением использования земельного участка.
Однако суд первой инстанции признал указанный отказ незаконным, не дав надлежащей оценки доводу Департамента о невозможности предоставления земельного участка для его эксплуатации в целях благоустройства без определения разрешенного использования земель.
Муниципальным правовым актом Думы г. Владивостока N 16-МПА от 05.03.2008 утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории г. Владивостока, которые в силу пункта 1.2 являются нормативным актом, устанавливающим единый порядок благоустройства, обеспечения чистоты и порядка, санитарного содержания, охраны зеленых насаждений на территории города Владивостока, и обязательны для всех предприятий, объединений, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также граждан, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства.
В целях обеспечения санитарного содержания городских территорий осуществляется их закрепление за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями органом, уполномоченным главой администрации города Владивостока, в соответствии с размерами территории, указанными в приложении (пункт 3.1 Правил).
Таким образом, согласно названным Правилам, благоустройство не является видом разрешенного использования земельных участков.
Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.
Так, статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации, определяя основные принципы земельного законодательства, предусматривает, что земли делятся по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. Этот принцип развивается в статье 7 Кодекса, уточняющей, что использование земли производится в соответствии с установленным для них целевым назначением с учетом принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земель.
Таким образом, Департаменту для рассмотрения по существу заявления Общества о предоставлении в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством, необходимо располагать сведениями, каким образом Общество будет использовать истребуемый земельный участок.
Однако это невозможно установить из указанной Обществом цели (благоустройство), поскольку согласно пункту 2.1 Правил благоустройства и санитарного содержания территории г. Владивостока", утвержденных Думой г. Владивостока от 05.03.2008 N 16-МПА, под благоустройством понимается деятельность, направленная на обеспечение безопасности, удобства и художественной выразительности городской среды, осуществляемая с использованием средств пластической организации рельефа, покрытия поверхности земли, декоративного озеленения и обводнения, малых архитектурных форм, наружного освещения, визуальной информации и рекламы.
Мероприятия по благоустройству включают в себя также обеспечение чистоты и порядка на территории муниципального образования.
Между тем суд, не исследовав существенные для дела обстоятельства, признал незаконным отказ Департамента от 02.06.2010, оформленный письмом N 29/06-20-8146 в предоставлении ООО "Центр - Уссури" права аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством (под благоустройство).
С учетом установленных по делу обстоятельств, возможность применения к спорным правоотношениям положений статьи 34 Земельного кодекса РФ, регулирующей процедуру предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам для целей не связанных со строительством, отсутствует.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции признает правомерным вывод суда первой инстанции относительно того, что довод Департамента о вхождении испрашиваемого участка в границы гостевого маршрута, документально не подтвержден. Кроме того, на испрашиваемом земельном участке не предполагается строительство каких-либо временных объектов, в связи, с чем обоснованно указал, что Постановление главы г. Владивостока от 09.07.2009 N 777 (в редакции от 26.10.2009) "О развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" к спорному случаю не относится. Доводы апелляционной жалобы, в указанной части, коллегией отклоняются.
С учетом, установленных выше обстоятельств, оспариваемый судебный акт в соответствии с пунктом 4 части 1, частью 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку оспариваемый отказ Департамента соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 25 августа 2010 г. по делу N А51-10846/2010 отменить.
В удовлетворении требований о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в предоставлении в аренду Обществу с ограниченной ответственностью "Центр - Уссури" земельного участка с кадастровым номером 25:28:010003:52 площадью 15 кв. м, расположенного в городе Владивостоке в районе ул. Светланская, д. 31, для целей, не связанных со строительством, выраженного в письме от 02.06.2010 N 29/06-20-8146, отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.В.АЛФЕРОВА
Судьи
Г.А.СИМОНОВА
З.Д.БАЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)