Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.11.2014 ПО ДЕЛУ N 33-11256/2014

Требование: О признании незаконным отказа органа государственной власти.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявителю отказано в предоставлении в собственность бесплатно под садоводство земельного участка в связи с тем, что в границах испрашиваемого земельного участка находятся зеленые насаждения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 ноября 2014 г. по делу N 33-11256/2014


Судья: Семенцев С.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Захарова С.В.
судей - Лазаревой М.А. и Толмосовой А.А.
при секретаре - М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя министерства имущественных отношений Самарской области З. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 10 сентября 2014 года, которым постановлено:
"Заявление К. - удовлетворить.
Признать незаконным отказ министерства имущественных отношений Самарской области от 21.04.2014 N 12-1/1343/13 в предоставлении по заявлению К. в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, участок б/н.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в течение 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу возобновить рассмотрение заявления К. о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, участок б/н".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия

установила:

К. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство), о признании незаконным отказа в предоставлении ей в собственность бесплатно под садоводство земельного участка по адресу: <адрес> б/н и об обязании Министерства устранить допущенные нарушения ее прав и интересов.
В обоснование заявленных требований указала, что 06 мая 2013 года она обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность под садоводство вышеуказанного земельного участка.
Уведомлением от 21 апреля 2014 года Министерство отказало в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, сославшись на акт осмотра земельного участка от 17 июня 2013 года N 971, составленный комиссией по проведению осмотра испрашиваемого земельного участка, согласно которому в границах рассматриваемого земельного участка находятся зеленые насаждения, обеспечение сохранности которых необходима в силу пункта 4.1 СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных Постановлением Главы городского округа Самара N 404 от 10 июня 2008 года, а также пунктов 6.1 и 6.4 приказа Госстроя РФ от 15 декабря 1999 года "Об утверждении правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ", самовольная вырубка деревьев и кустарников физическими и юридическими лицами запрещена.
Полагая, что оспариваемый отказ Министерства нарушает ее право на бесплатное получение земельного участка в собственность, заявитель просила удовлетворить ее требования.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства просит решение суда отменить как постановленное с неправильным применением норм материального и процессуального права, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований К.
Стороны, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В силу ст. 9 Закона Самарской области "О земле" (в редакции от 09.04.2012 г.) предоставление в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, за исключением, случаев, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Самарской области (пункт 1).
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством (далее - Порядок).
В силу п. п. 2.1, 2.2 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю с приложением документов, указанных в приложении N 2 к настоящему Порядку.
В целях установления фактического использования испрашиваемого земельного участка и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством, министерство или по его поручению соответствующее государственное учреждение Самарской области осуществляет осмотр земельного участка на местности. Результаты осмотра земельного участка оформляются актом осмотра земельного участка.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, Министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
Как следует из материалов дела, 06 мая 2013 года К. обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность под садоводство земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н, площадью 910,00 кв. м под садоводство.
Уведомлением от 21 апреля 2014 года Министерство отказало в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, сославшись на акт осмотра земельного участка от 17 июня 2013 года N 971, составленный комиссией по проведению осмотра испрашиваемого земельного участка, согласно которому в границах рассматриваемого земельного участка находятся зеленые насаждения, обеспечение сохранности которых необходима в силу пункта 4.1 СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных Постановлением Главы городского округа Самара N 404 от 10 июня 2008 года, а также пунктов 6.1 и 6.4 приказа Госстроя РФ от 15 декабря 1999 года "Об утверждении правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ", самовольная вырубка деревьев и кустарников физическими и юридическими лицами запрещена.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии со статьей 61 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.
Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения. Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с законодательством.
Приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. N 153 утверждены Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1.1 названных Правил зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.
Согласно акта осмотра земельного участка от 17.06.2013 N 971 в результате осмотра, проведенного 17.06.2013 сотрудниками ГБУ СО "Региональный центр недвижимости" установлено, что испрашиваемый земельный участок свободен от строений и видимых инженерно-технических сооружений. Участок зарос деревьями и кустарником.
Согласно заключению Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара о предоставлении сведений из ИСОГД г.о.Самара от 23.05.2013 г. испрашиваемый участок по адресу <адрес>, участок б/н расположен на территории занятой зелеными насаждениями (клен).
В соответствии с ответом Администрации г.о.Самара Департамента благоустройства и экологии земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. участок б/н, площадью 910 кв. м, с произрастающей на нем древесной и травянистой растительностью, относится к зеленому фонду городского округа Самара.
Согласно пункту 2 глав 26 раздела 8 Правил на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного значения.
Таким образом, земли, занятые зелеными насаждениями, в границах населенных пунктов в силу прямого указания федерального закона отнесены к территориям зеленого фонда городских и сельских поселений, на использование которых для целей, не соотносящихся с осуществлением такими территориями функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения, установлен запрет.
Судебная коллегия полагает, что в материалах дела имеются доказательства того, что зеленые насаждения, находящиеся на испрашиваемом земельном участке, относятся к зеленому фонду городского округа Самара.
При таких обстоятельствах правовых и фактических оснований для признания незаконным оспариваемого отказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 21.04.2014 г. у суда первой инстанции не имелось, ввиду чего, решение суда об удовлетворении заявления К. не может быть признано правильным и подлежит отмене.
Судебная коллегия, установив, что при вынесении решения судом первой инстанции допущена существенная ошибка в применении и толковании норм материального права, считает необходимым отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований К. о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 21.04.2014 N 12-1/1343/13 о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, участок б/н и об обязании Министерства имущественных отношений Самарской области возобновить рассмотрение заявления К.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 10 сентября 2014 года отменить. Постановить новое решение. Отказать в удовлетворении требований К. в полном объеме.
Апелляционную жалобу представителя Министерства имущественных отношений Самарской области удовлетворить.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)