Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.11.2014 ПО ДЕЛУ N А64-4409/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2014 г. по делу N А64-4409/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 14 ноября 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поротикова А.И.,
судей Мокроусовой Л.М.,
Андреещевой Н.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черенковой Е.С.,
при участии:
- от Администрации города Тамбова: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Белякина Антона Валерьевича: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от ФБУ "Кадастровая палата по Тамбовской области": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Администрации Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Тамбова на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.08.2014 по делу N А64-4409/2013 (судья Сучков С.А.) по иску Белякина Антона Валерьевича, г. Тамбов к ФБУ "Кадастровая палата по Тамбовской области", г. Тамбов, Администрация Тамбовской области (ОГРН 1026801158009, ИНН 6831003555), г. Тамбов, при участии в деле третьих лиц: Администрации города Тамбова, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, г. Тамбов об установлении кадастровой стоимости земельного участка.

установил:

Белякин Антон Валерьевич (далее - Белякин А.В.) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ФБУ "Кадастровая палата по Тамбовской области" и Администрация Тамбовской области.
Определением от 25.03.2014 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Филиал ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Тамбовской области и Администрация Тамбовской области. Администрация г. Тамбова привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением от 17.04.2014 г. исключено из состава ответчиков Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
В ходе рассмотрения настоящего дела истец (в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил заявленные требования, в связи с чем просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0314001:346, общей площадью 4275 кв. м, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Бастионная, д. 24Б, согласно отчету N 28 от 07.04.2014 г., равной рыночной стоимости, составляющей 4 617 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 01.08.2014 по делу N А64-4409/2013 требования истца (с учетом уточнения) удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Администрация города Тамбова обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.08.2014 по делу N А64-4409/2013 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 11.11.2014 г. представители лиц, участвующих в деле, не явились.
От Белякина А.В., ФБУ "Кадастровая палата по Тамбовской области" и от Администрации Тамбовской области в материалы дела поступили ходатайства о рассмотрении настоящего дела в их отсутствии.
Белякин А.В. в своем ходатайстве указал, что возражает в отношении доводов апелляционной жалобы и полагает обжалуемое решение законным и обоснованным.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, Белякину А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: г. Тамбов, ул. Бастионная, д. 24Б, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под производственную базу, а именно: - кадастровым номером 68:29:0314001:346, общей площадью 4 275 кв. м, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 68-68-01/059/2012-812 от 24 сентября 2012 г.
Согласно выписке из кадастрового паспорта земельного участка от 11.02.2013 г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0314001:346 составляет 18 370 273,50 руб.
То обстоятельство, что кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности, значительно превышает его рыночную стоимость, послужило основанием для получения истцом отчета N 23/13 от 18.03.2013. об определении рыночной стоимости спорного земельного участка, в котором указано, что определение рыночной стоимости произведено оценщиком по состоянию на 01.01.2009.
Вместе с тем с 01.01.2014 вступило в законную силу Постановление администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области", утвердившее новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Применительно к спорному земельному участку кадастровая стоимость составила 20 055 051 руб.
С учетом указанного обстоятельства истец обратился к индивидуальному предпринимателю Путилину В.В. для производства оценки рыночной стоимости данного земельного участка на соответствующую дату (01.01.2013 г.).
Согласно отчету N 28 от 07.04.2014 г. об определении рыночной стоимости имущества рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0314001:346 составляет 4 617 004 руб. Исходя из вводной части названного Отчета, датой оценки является 01.01.2013.
Ссылаясь на то, что имеет место несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости указанного земельного участка его рыночной стоимости, а именно кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что ведет к необоснованному увеличению земельного налога, что нарушает права лиц, владеющих земельными участками, истец, в соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации обратился в суд с настоящим требованием (с учетом его последующего уточнения).
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Поскольку кадастровая стоимость земли влияет на размер земельного налога, подлежащего уплате, ее установление в завышенном размере нарушает права и законные интересы собственников земельного участка и препятствует нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде.
Согласно представленному в материалы дела отчету N 28 от 07.04.2014 г. об определении рыночной стоимости имущества рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0314001:346 составляет 4 617 004 руб.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из письменных доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 АПК РФ).
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 22.05.2014 г. производство по делу было приостановлено для проведения экспертизы на предмет определения соответствия отчета об оценке объекта N 28 от 07.04.2014 г. требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности", федеральным стандартам оценки и другим актам, уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности стандартов и правил оценочной деятельности; а также на предмет определения действительной рыночной стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0314001:346, общей площадью 4275 кв. м, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Бастионная, д. 24 Б.
Проведение данной экспертизы поручено индивидуальному предпринимателю Мамонтову Олегу Александровичу.
Согласно экспертному заключению N 05-14 от 04.06.2014 г. отчет об оценке N 28 от 07.04.2014 г., составленный ИП Путилиным В.В., соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности.
Доказательств несоответствия данного заключения требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, лицами, участвующими в деле, вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ, не представлено.
В силу изложенного доводы апелляционной жалобы о том, что названный отчет составлен с нарушением законодательства об экспертизе и стандартов оценки, подлежат отклонению за необоснованностью.
Согласно статье 64 АПК РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
Оценка заключения эксперта осуществляется судом в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применительно к требованиям, предъявляемым к письменным доказательствам в арбитражном процессе.
Применительно к статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости могут являться:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Учитывая изложенные обстоятельства дела, а также позицию, изложенную в Постановлениях Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011 г. и N 10761/11 от 25.06.2013 г., судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении требований истца.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины. Таким образом, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

постановил:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01 августа 2014 по делу N А64-4409/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий судья
А.И.ПОРОТИКОВ

Судьи
Л.М.МОКРОУСОВА
Н.Л.АНДРЕЕЩЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)