Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка он отнесен к землям населенных пунктов с разрешенным использованием "для ведения личного подсобного хозяйства". В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права спорный земельный участок с разрешенным использованием "земли лесные" находится в собственности РФ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Татаренкова Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего: Крамаренко О.А.,
судей: Шевченко С.В., Шкарупиной С.А.,
с участием прокурора: Оголя С.В.,
при секретаре: М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Гвардейский городской округ" на решение Гвардейского районного суда Калининградской области от 15 мая 2015 года, которым постановлено:
Признать недействительными результаты межевания по формированию и установлению границ на местности земельного участка с кадастровым номером N - межевой план данного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Калининградской области исключить сведения о постановке на государственный кадастровый учет сведений о земельном участке с кадастровым номером N.
Признать недействительным договор купли-продажи земельного участка N, заключенный 13 ноября 2012 года между Управлением имущественных и земельных отношений администрации МО "Гвардейский район" и Л.
Применить последствия недействительности сделки - договора купли-продажи земельного участка N, заключенного 13 ноября 2012 года между Управлением имущественных и земельных отношений администрации МО "Гвардейский район" и Л.
Исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации за Л. права собственности на земельный участок с кадастровым номером N.
Заслушав доклад судьи Шкарупиной С.А., объяснение прокурора Оголя С.В., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Калининградский межрайонный природоохранный прокурор (далее прокурор) обратился в суд в интересах Российской Федерации в лице Агентства по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области к администрации МО "Гвардейский городской округ", Л., ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Калининградской области с иском, в котором с учетом уточнений просил признать действия филиала ФГБУ "ФКП Россреестра" по Калининградской области в части осуществления государственного кадастрового учета сведений о границах земельного участка N с категорией земель "земли населенных пунктов" и разрешенным использованием "для ведения личного подсобного хозяйства" незаконными и обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Калининградской области аннулировать сведения о постановке на государственный кадастровый учет сведений о земельном участке N; признать недействительными результаты межевания (межевых работ) по формированию и установлению границ на местности земельного участка КН N - межевой план данного участка; признать договор купли-продажи земельного участка N, учтенного как N, заключенный 13 ноября 2013 года между администрацией муниципального образования "Гвардейский район" и Л., недействительным с момента заключения и применить последствия недействительности сделки.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что 17 июня 2013 года в отношении спорного земельного участка в пользу Л. зарегистрировано право собственности. При этом, в соответствии с кадастровым паспортом данного землепользования его характеристики определены как: категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенный по адресу: <адрес>.
В ходе прокурорской проверки установлено, что формирование границ данного участка, установление их на местности противоречит требованиям федерального законодательства по тем основаниям, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 30 июля 2006 года N земельный участок с кадастровым номером N общей площадью <данные изъяты> кв. м с разрешенным использованием "земли лесные" находится в собственности Российской Федерации.
Согласно положениям данного кадастрового плана в состав этого многоконтурного участка, в том числе входит участок, определенный как N, что также позволяет отнести данный участок к землям лесного фонда и определить его собственника как - Российскую Федерацию.
Спорный земельный участок (N), предоставленный на праве собственности Л. территориально сформирован в границах земельного участка государственного лесного фонда - N.
Поскольку спорный земельный участок сформирован на землях лесного фонда, пересекает границы многоконтурного земельной участка государственного лесного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации, был поставлен на кадастровый учет без согласования с Территориальным управлением и Агентством как соответствующими уполномоченными органами, прокурор полагал, что в нарушение норм федерального законодательства органом местного самоуправления осуществлено распоряжение земельным участком лесного фонда, то есть с превышением предоставленных полномочий.
При таких обстоятельствах формирование участка в границах, определенных осуществленным учетом КН N не соответствуют требованиям федерального законодательства, нарушает права и законны интересы Российской Федерации.
Рассмотрев дело, суд вынес изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования "Гвардейский городской округ" З. просит решение отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований, ссылалась на недоказанность факта наложения границ спорного земельного участка с земельным участком с кадастровым номером N, входящим в состав земельного участка лесного фонда, границы которого не установлены в соответствии с действующим законодательством.
В судебное заседание Л., представители администрации МО "Гвардейский городской округ", Агентства по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Калининградской области не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, с заявлениями об отложении судебного заседания не обращались. Судебная коллегия считает возможным с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения, судебная коллегия считает его подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что постановлением главы администрации МО "Гвардейский район" Калининградской области N 687 от 22 июня 2012 года утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в отношении которых в последующем проведены кадастровые работы с целью постановки их на государственный кадастровый учет.
На основании межевого плана, подготовленного по результатам выполнения кадастровых работ по образованию двенадцати земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных по адресу: <адрес>, 26 июля 2012 года на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок <данные изъяты> кв. м, категория - земли населенных пунктов, имеющий разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства.
При постановке на учет данному объекту недвижимости присвоен кадастровый номер N.
По результатам проведенного 08 ноября 2012 года открытого аукциона по продаже земельного участка с победителем аукциона Л. органом местного самоуправления в лице Управления имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации МО "Гвардейский район" Калининградской области 13 ноября 2012 года заключен договор купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности.
В установленном законом порядке 17 июня 2013 года право собственности на указанный выше земельный участок зарегистрировано за Л.
Оспаривая образование данного земельного участка и межевание его границ, Калининградский межрайонный природоохранный прокурор сослался на то, что данный земельный участок расположен на землях лесного фонда.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно признал такие доводы прокурора правомерными.
Как следует из характера и содержания возникших между сторонами по делу правоотношений, они подлежат регулированию нормами Земельного и Лесного законодательств.
В соответствии с требованиями статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Данной статьей земли в Российской Федерации по целевому назначению разделены на несколько категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
Согласно статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В силу статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда, а также лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N 1-П, лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Исходя из смысла приведенных правовых норм и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в указанном Постановлении, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом. Распоряжение указанными землями может осуществляться только их собственником - Российской Федерацией в лице соответствующих уполномоченных органов.
В соответствии со статьей 23 Лесного кодекса РФ земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, которые являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. В отношении лесничеств, лесопарков осуществляется, в частности, проведение лесоустройства. Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьями 67 и 68 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на землях лесного фонда проводится лесоустройство, включающее в себя, в частности, проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, а также таксацию лесов.
Согласно статье 68.1 Лесного кодекса Российской Федерации в целях установления предусмотренных статьей 23 данного Кодекса основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов осуществляется проектирование лесничеств, лесопарков, при котором осуществляются установление их границ, деление территорий лесничеств, лесопарков на участковые лесничества, определение квартальной сети.
Статья 69 Лесного кодекса Российской Федерации, регулирующая порядок проектирования лесных участков, предусматривает, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Их местоположение, границы и площадь определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств и лесопарков.
Статьей 4.2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2012 года, признается юридически действительным.
В случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации.
Исходя из приведенных выше положений законодательства, распоряжение землями государственного лесного фонда находится в исключительной компетенции Российской Федерации в лице уполномоченных органов.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области N 304-р от 11 мая 2006 года, 30 июня 2006 года зарегистрирован земельный участок (земли лесного фонда), площадью <данные изъяты> га, местоположением: <адрес>, кадастровым номером N.
Согласно кадастровому плану земельного участка участок единого землепользования по указанному адресу для ведения лесного хозяйства площадью <данные изъяты> кв. м занят лесами, площадь ориентировочная. Из плана границ земельного участка усматривается, что он состоит из 75 обособленных земельных участков в границах территории Гвардейского района.
Спорный земельный участок расположен на части земель Семеновского участкового лесничества Калининградского лесничества - квартал 184, в границах земельного участка государственного лесного фонда с кадастровым номером N, являющегося частью указанного выше земельного участка с кадастровым номером N.
Указанные обстоятельства, вопреки доводам жалобы, в судебном заседании нашли свое полное подтверждение, и следуют из представленных в дело материалов лесоустройства: карты-схемы распределения лесов по целевому назначению по категориями защитных лесов Калининградского лесничества Калининградской области на 2011 года, фрагмента схемы земель Семеновского участкового лесничества с таксационным описанием, кадастрового плана земельного участка с кадастровым номером N от 07 декабря 2005 года
О том, что границы земельного участка с кадастровым номером N пересекают границы земельного участка с кадастровым номером N, указано в кадастровом паспорте спорного земельного участка от 22 октября 2014 года и со всей очевидностью следует из кадастрового дела спорного объекта недвижимости, в том числе имеющихся в нем: схемы расположения вновь образуемых администрацией МО "Гвардейский район" Калининградской области земельных участков и чертежа земельных участков и их частей (листы 32, 33 межевого плана); утвержденной главой муниципального образования "Гвардейский район" схемы расположения земельных участков, являющейся неотъемлемой частью приведенного выше постановления N от 22 июня 2012 года.
Учитывая изложенное, суд правомерно пришел к выводу о том, что предоставленный в собственность Л. земельный участок относится к категории земель лесного фонда, территориально входит в состав Семеновского участкового лесничества Калининградского лесничества в границах земельного участка государственного лесного фонда с кадастровым номером N.
Удовлетворяя указанные выше требования прокурора в полном объеме, суд справедливо исходил из того, что в силу статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда, а также лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом. Распоряжение указанными землями может осуществляться только их собственником - Российской Федерацией в лице соответствующих уполномоченных органов.
Несмотря на то, что на момент формирования спорного земельного участка в 2012 году границы земельного участка государственного лесного фонда не были установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, орган местного самоуправления, реализуя свои полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, не вправе произвольно, без учета государственных интересов, формально ссылаясь на отсутствие сформированного лесного участка, распоряжаться землями лесного фонда, находящимися в собственности Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы не содержат указания на обстоятельства, которые не были бы исследованы в судебном заседании и могли бы повлиять на выводы суда по существу спора, поэтому отмену решения они не влекут.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гвардейского районного суда Калининградской области от 15 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.07.2015 ПО ДЕЛУ N 33-3557/2015
Требование: О признании недействительными результатов межевания земельного участка, договора купли-продажи земельного участка, применении последствий его недействительности.Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка он отнесен к землям населенных пунктов с разрешенным использованием "для ведения личного подсобного хозяйства". В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права спорный земельный участок с разрешенным использованием "земли лесные" находится в собственности РФ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 июля 2015 г. по делу N 33-3557/2015
Судья Татаренкова Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего: Крамаренко О.А.,
судей: Шевченко С.В., Шкарупиной С.А.,
с участием прокурора: Оголя С.В.,
при секретаре: М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Гвардейский городской округ" на решение Гвардейского районного суда Калининградской области от 15 мая 2015 года, которым постановлено:
Признать недействительными результаты межевания по формированию и установлению границ на местности земельного участка с кадастровым номером N - межевой план данного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Калининградской области исключить сведения о постановке на государственный кадастровый учет сведений о земельном участке с кадастровым номером N.
Признать недействительным договор купли-продажи земельного участка N, заключенный 13 ноября 2012 года между Управлением имущественных и земельных отношений администрации МО "Гвардейский район" и Л.
Применить последствия недействительности сделки - договора купли-продажи земельного участка N, заключенного 13 ноября 2012 года между Управлением имущественных и земельных отношений администрации МО "Гвардейский район" и Л.
Исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации за Л. права собственности на земельный участок с кадастровым номером N.
Заслушав доклад судьи Шкарупиной С.А., объяснение прокурора Оголя С.В., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Калининградский межрайонный природоохранный прокурор (далее прокурор) обратился в суд в интересах Российской Федерации в лице Агентства по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области к администрации МО "Гвардейский городской округ", Л., ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Калининградской области с иском, в котором с учетом уточнений просил признать действия филиала ФГБУ "ФКП Россреестра" по Калининградской области в части осуществления государственного кадастрового учета сведений о границах земельного участка N с категорией земель "земли населенных пунктов" и разрешенным использованием "для ведения личного подсобного хозяйства" незаконными и обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Калининградской области аннулировать сведения о постановке на государственный кадастровый учет сведений о земельном участке N; признать недействительными результаты межевания (межевых работ) по формированию и установлению границ на местности земельного участка КН N - межевой план данного участка; признать договор купли-продажи земельного участка N, учтенного как N, заключенный 13 ноября 2013 года между администрацией муниципального образования "Гвардейский район" и Л., недействительным с момента заключения и применить последствия недействительности сделки.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что 17 июня 2013 года в отношении спорного земельного участка в пользу Л. зарегистрировано право собственности. При этом, в соответствии с кадастровым паспортом данного землепользования его характеристики определены как: категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенный по адресу: <адрес>.
В ходе прокурорской проверки установлено, что формирование границ данного участка, установление их на местности противоречит требованиям федерального законодательства по тем основаниям, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 30 июля 2006 года N земельный участок с кадастровым номером N общей площадью <данные изъяты> кв. м с разрешенным использованием "земли лесные" находится в собственности Российской Федерации.
Согласно положениям данного кадастрового плана в состав этого многоконтурного участка, в том числе входит участок, определенный как N, что также позволяет отнести данный участок к землям лесного фонда и определить его собственника как - Российскую Федерацию.
Спорный земельный участок (N), предоставленный на праве собственности Л. территориально сформирован в границах земельного участка государственного лесного фонда - N.
Поскольку спорный земельный участок сформирован на землях лесного фонда, пересекает границы многоконтурного земельной участка государственного лесного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации, был поставлен на кадастровый учет без согласования с Территориальным управлением и Агентством как соответствующими уполномоченными органами, прокурор полагал, что в нарушение норм федерального законодательства органом местного самоуправления осуществлено распоряжение земельным участком лесного фонда, то есть с превышением предоставленных полномочий.
При таких обстоятельствах формирование участка в границах, определенных осуществленным учетом КН N не соответствуют требованиям федерального законодательства, нарушает права и законны интересы Российской Федерации.
Рассмотрев дело, суд вынес изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования "Гвардейский городской округ" З. просит решение отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований, ссылалась на недоказанность факта наложения границ спорного земельного участка с земельным участком с кадастровым номером N, входящим в состав земельного участка лесного фонда, границы которого не установлены в соответствии с действующим законодательством.
В судебное заседание Л., представители администрации МО "Гвардейский городской округ", Агентства по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Калининградской области не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, с заявлениями об отложении судебного заседания не обращались. Судебная коллегия считает возможным с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения, судебная коллегия считает его подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что постановлением главы администрации МО "Гвардейский район" Калининградской области N 687 от 22 июня 2012 года утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в отношении которых в последующем проведены кадастровые работы с целью постановки их на государственный кадастровый учет.
На основании межевого плана, подготовленного по результатам выполнения кадастровых работ по образованию двенадцати земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных по адресу: <адрес>, 26 июля 2012 года на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок <данные изъяты> кв. м, категория - земли населенных пунктов, имеющий разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства.
При постановке на учет данному объекту недвижимости присвоен кадастровый номер N.
По результатам проведенного 08 ноября 2012 года открытого аукциона по продаже земельного участка с победителем аукциона Л. органом местного самоуправления в лице Управления имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации МО "Гвардейский район" Калининградской области 13 ноября 2012 года заключен договор купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности.
В установленном законом порядке 17 июня 2013 года право собственности на указанный выше земельный участок зарегистрировано за Л.
Оспаривая образование данного земельного участка и межевание его границ, Калининградский межрайонный природоохранный прокурор сослался на то, что данный земельный участок расположен на землях лесного фонда.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно признал такие доводы прокурора правомерными.
Как следует из характера и содержания возникших между сторонами по делу правоотношений, они подлежат регулированию нормами Земельного и Лесного законодательств.
В соответствии с требованиями статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Данной статьей земли в Российской Федерации по целевому назначению разделены на несколько категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
Согласно статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В силу статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда, а также лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N 1-П, лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Исходя из смысла приведенных правовых норм и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в указанном Постановлении, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом. Распоряжение указанными землями может осуществляться только их собственником - Российской Федерацией в лице соответствующих уполномоченных органов.
В соответствии со статьей 23 Лесного кодекса РФ земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, которые являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. В отношении лесничеств, лесопарков осуществляется, в частности, проведение лесоустройства. Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьями 67 и 68 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на землях лесного фонда проводится лесоустройство, включающее в себя, в частности, проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, а также таксацию лесов.
Согласно статье 68.1 Лесного кодекса Российской Федерации в целях установления предусмотренных статьей 23 данного Кодекса основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов осуществляется проектирование лесничеств, лесопарков, при котором осуществляются установление их границ, деление территорий лесничеств, лесопарков на участковые лесничества, определение квартальной сети.
Статья 69 Лесного кодекса Российской Федерации, регулирующая порядок проектирования лесных участков, предусматривает, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Их местоположение, границы и площадь определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств и лесопарков.
Статьей 4.2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2012 года, признается юридически действительным.
В случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации.
Исходя из приведенных выше положений законодательства, распоряжение землями государственного лесного фонда находится в исключительной компетенции Российской Федерации в лице уполномоченных органов.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области N 304-р от 11 мая 2006 года, 30 июня 2006 года зарегистрирован земельный участок (земли лесного фонда), площадью <данные изъяты> га, местоположением: <адрес>, кадастровым номером N.
Согласно кадастровому плану земельного участка участок единого землепользования по указанному адресу для ведения лесного хозяйства площадью <данные изъяты> кв. м занят лесами, площадь ориентировочная. Из плана границ земельного участка усматривается, что он состоит из 75 обособленных земельных участков в границах территории Гвардейского района.
Спорный земельный участок расположен на части земель Семеновского участкового лесничества Калининградского лесничества - квартал 184, в границах земельного участка государственного лесного фонда с кадастровым номером N, являющегося частью указанного выше земельного участка с кадастровым номером N.
Указанные обстоятельства, вопреки доводам жалобы, в судебном заседании нашли свое полное подтверждение, и следуют из представленных в дело материалов лесоустройства: карты-схемы распределения лесов по целевому назначению по категориями защитных лесов Калининградского лесничества Калининградской области на 2011 года, фрагмента схемы земель Семеновского участкового лесничества с таксационным описанием, кадастрового плана земельного участка с кадастровым номером N от 07 декабря 2005 года
О том, что границы земельного участка с кадастровым номером N пересекают границы земельного участка с кадастровым номером N, указано в кадастровом паспорте спорного земельного участка от 22 октября 2014 года и со всей очевидностью следует из кадастрового дела спорного объекта недвижимости, в том числе имеющихся в нем: схемы расположения вновь образуемых администрацией МО "Гвардейский район" Калининградской области земельных участков и чертежа земельных участков и их частей (листы 32, 33 межевого плана); утвержденной главой муниципального образования "Гвардейский район" схемы расположения земельных участков, являющейся неотъемлемой частью приведенного выше постановления N от 22 июня 2012 года.
Учитывая изложенное, суд правомерно пришел к выводу о том, что предоставленный в собственность Л. земельный участок относится к категории земель лесного фонда, территориально входит в состав Семеновского участкового лесничества Калининградского лесничества в границах земельного участка государственного лесного фонда с кадастровым номером N.
Удовлетворяя указанные выше требования прокурора в полном объеме, суд справедливо исходил из того, что в силу статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда, а также лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом. Распоряжение указанными землями может осуществляться только их собственником - Российской Федерацией в лице соответствующих уполномоченных органов.
Несмотря на то, что на момент формирования спорного земельного участка в 2012 году границы земельного участка государственного лесного фонда не были установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, орган местного самоуправления, реализуя свои полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, не вправе произвольно, без учета государственных интересов, формально ссылаясь на отсутствие сформированного лесного участка, распоряжаться землями лесного фонда, находящимися в собственности Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы не содержат указания на обстоятельства, которые не были бы исследованы в судебном заседании и могли бы повлиять на выводы суда по существу спора, поэтому отмену решения они не влекут.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гвардейского районного суда Калининградской области от 15 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)