Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.09.2013 ПО ДЕЛУ N А72-5364/20133

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 2013 г. по делу N А72-5364/20133


Резолютивная часть постановления объявлена: 23 сентября 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 24 сентября 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от первого ответчика - извещен, не явился,
от второго ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска, Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 июля 2013 г. по делу N А72-5364/2013 (судья Корастелев В.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рекламно-Справочная Компания "МегаИнформ" (ИНН 7325086934, ОГРН 1097325000960), г. Ульяновск,
к администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
Комитету архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, г. Ульяновск,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "РСК "МегаИнформ" (далее заявитель, Общество) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Администрации города Ульяновска (далее первый ответчик) и Комитету архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска (далее второй ответчик) о признании незаконным отказа Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска в выборе земельного участка, выраженного в письме от 31.01.2013 года N 01-13/399; об обязании Администрации города Ульяновска в полном соответствии со ст. 31 ЗК РФ, ст. 12 Правил землепользования и застройки МО г. Ульяновск выполнить действия по выбору земельного участка для размещения объекта социального и коммунально-бытового назначения (физкультурно-оздоровительного комплекса), расположенного севернее многоквартирного жилого дома N 30 по ул. Пушкарева в Засвияжском районе г. Ульяновска, а именно: осуществить публикацию информационного сообщения о предстоящем (возможном) предоставлении испрашиваемого земельного участка; подготовить и утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (карте).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 09 июля 2013 г. по делу N А72-5364/2013 признан незаконным отказ Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, выраженный в письме от 31.01.2013 года N 01-13/399. На администрацию г. Ульяновска возложена обязанность рассмотреть заявление от 02.04.2012 г. общества с ограниченной ответственностью "Рекламно-Справочная Компания "МегаИнформ" о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта социального и коммунально-бытового назначения (Физкультурно-оздоровительного комплекса) на земельном участке, расположенном севернее многоквартирного жилого дома N 30 по ул. Пушкарева в Засвияжском районе г. Ульяновска ориентировочной площадью 3 000 кв. м, предполагаемая площадь застройки 450 кв. м, предполагаемая этажность 2 этажа, в полном соответствии с разделом 3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и утверждению акта выбора земельного участка, утвержденного постановлением Мэрии города Ульяновска от 19.10.2010 г. N 5552
Ответчики в апелляционной жалобе просят отменить решение суда, считают, что оно принято по не полностью исследованным обстоятельствам и просят отказать в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением от 21.08.2012 г. по делу N А72-6370/2012 Арбитражный суд Ульяновской области обязал администрацию г. Ульяновска рассмотреть заявление ООО "РСК "МегаИнформ" от 30.03.2012 г. по выбору земельного участка, расположенного севернее многоквартирного жилого дома N 30 по ул. Пушкарева в Засвияжском районе г. Ульяновска под размещение физкультурно-оздоровительного комплекса ориентировочной площадью 3 000 кв. м в полном соответствии с требованиями ст. 31 Земельного кодекса РФ и ст. 12 Правил землепользования и застройки в г. Ульяновска, утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 а N 90.
Во исполнение данного решения письмом от 31.01.2013 г. N 01-13/399 Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска отказал ООО "РСК "МегаИнформ" в выборе испрашиваемого земельного участка, указав в отказе, что площадь земельного участка составляет 3 000 кв. м, а согласно решению Ульяновской городской думы от 30.05.2012 N 92 "Об установлении перечня случаев, когда предоставление земельных участков для строительства на территории МО "город Ульяновск" осуществляется исключительно на торгах", земельные участки свыше 2 000 кв. м предоставляются на торгах; испрашиваемый земельный участок находится на дворовой территории жилых домов, которая используется для озеленения и благоустройства. Озелененные территории являются частью застроенных территорий как жилого, так и общественного, делового, коммунального назначения и являются неотъемлемой частью жилых кварталов, микрорайонов в плане обеспечения благоприятного состояния окружающей среды для жизнедеятельности человека. Размещение каких-либо объектов на озелененных территориях препятствует осуществлению функции экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения; в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка администрацией г. Ульяновска принято решение о его резервировании.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Процедура предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта инициируется соответствующим исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта иная: основанием для совершения органом местного самоуправления соответствующих действий является заявление заинтересованного лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В порядке п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В силу ст. 12 Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90, заявление лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства должно отвечать требованиям п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ.
В соответствии п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно ч. 2 ст. 32 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
В силу ст. 12 Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90, Глава города Ульяновска заявления, указанные в части 1 настоящей статьи, направляет заместителю Главы города Ульяновска, курирующему вопросы архитектурно-строительного комплекса, для последующего направления в Комитет архитектуры и градостроительства Администрация г. Ульяновска.
После поступления заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, Администрация г. Ульяновска обеспечивает в течение двух недель с момента поступления заявления публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка.
Комитет архитектуры и градостроительства Администрации г. Ульяновска готовит проект постановления Администрации г. Ульяновска об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, проект постановления Администрации г. Ульяновска о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в этом.
При рассмотрении заявления в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, Комитетом архитектуры и градостроительства Администрации г. Ульяновска проводятся согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в Комитет архитектуры и градостроительства Администрации г. Ульяновска.
Таким образом, обеспечение выбора земельного участка с проведением процедур, предусмотренных вышеуказанными нормами права, возложено на орган местного самоуправления, в данном случае на Администрацию г. Ульяновска.
В соответствии с п. 7 ст. 12 Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске, утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90, основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и (или) предварительном согласовании места размещения объекта являются:
1) испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует градостроительным регламентам, установленным для данной территориальной зоны;
2) планируемая застройка не соответствует строительным, санитарным, пожарным, экологическим и другим нормам и правилам, требованиям технических регламентов;
3) планируемая застройка не соответствует Генеральному плану города Ульяновска, документации по планировке территории, градостроительным регламентам для зон охраны объектов культурного наследия.
В целях реализации Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы постановлением от 19.10.2010 N 5552 Администрации города Ульяновска утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и утверждению акта выбора земельного участка (далее по тексту - Регламент).
В соответствии с п. 2.2 Регламента данную муниципальную услугу предоставляет отраслевой (функциональный) орган администрации города Ульяновска - Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска.
Согласно п. 2.3 Регламента результатом предоставления муниципальной услуги является:
- - принятие постановления администрации города о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и акт выбора земельного участка;
- - принятие постановления администрации города об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории;
- - отказ в предоставлении муниципальной услуги по основаниям, указанным в пункте 2.9 настоящего административного регламента.
Пунктом 3.2 Регламента предусмотрена последовательность и состав выполняемых административных процедур:
- - прием и регистрация заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства, о предоставлении земельного участка в собственность или аренду для целей, не связанных со строительством;
- - рассмотрение принятого заявления, поступившего, в том числе и в электронной форме и документов (при наличии) специалистами Комитета, осмотр земельного участка (при необходимости);
- - проведение процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями путем направления запросов (в случае, если такое согласование требуется);
- - направление информации для принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и акта выбора земельного участка Главе администрации города (при отсутствии оснований для приостановления либо отказа) либо уведомление заявителя о приостановлении либо отказе в предоставлении муниципальной услуги;
- - публикация информационного сообщения в газете и (или) размещение на сайте администрации города Ульяновска о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка (при отсутствии оснований для отказа);
- - подготовка и согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- - подготовка и согласование акта выбора земельного участка для строительства;
- - подготовка и утверждение проекта постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, о предварительном согласовании места размещения объекта (при отсутствии оснований для отказа);
- - выдача постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, о предварительном согласовании места размещения объекта.
Как усматривается из материалов дела, указанные выше процедуры Комитетом архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска не были исполнены в той последовательности, как они установлены данным муниципальным правовым актом.
Без проведения процедур согласования поставленного в заявлении вопроса с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями путем направления запросов (3-й подпункт пункта 3.2 Регламента) последовал отказ заявителю в предоставлении муниципальной услуги (4-й подпункт пункта 3.2 Регламента).
На то, что такие процедуры согласования следовало бы провести указывает, в частности, заявление представителем Администрации и Комитета ходатайства в судебном заседании о привлечении к участию в деле Комитета по управлению городском имуществом города Ульяновска и Комитет ЖКХ и экономики г. Ульяновска для выяснения их мнения по вопросу отведения испрашиваемого участка, для представления дополнительных документов, которые Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска должен был выяснить и получить при исполнении процедур Регламента, чтобы установить наличие либо отсутствие именно предусмотренных законом оснований для последующего предоставления муниципальной услуги, либо отказа в ней.
Пункт 2.9 Регламента устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Иных оснований для отказа Регламентом не предусмотрено.
Вместе с тем, отказывая заявителю в предоставлении муниципальной услуги, Комитет в отказе, выраженном в письме от 31.01.2013 года N 01-13/399, не сослался ни на одно из оснований, предусмотренных указанным пунктом.
В данном случае отказ в обеспечении выбора земельного участка ориентировочной площадью 3 000 кв. м, расположенного севернее многоквартирного жилого дома N 30 по ул. Пушкарева в Засвияжском районе г. Ульяновска, обоснован тем, что испрашиваемый земельный участок имеет площадь около 3 000 кв. м и поэтому должен предоставляться на торгах.
Согласно Решению Ульяновской городской думы от 30.05.2012 N 92 "Об установлении перечня случаев, когда предоставление земельных участков для строительства на территории МО "город Ульяновск" осуществляется исключительно на торгах", земельные участки свыше 2 000 кв. м, предоставляются на торгах.
В Решении Ульяновской городской думы от 18.07.2012 N 127 "О внесении изменений в Решение Ульяновской городской думы от 30.05.2012 N 92 "Об установлении перечня случаев, когда предоставление земельных участков для строительства на территории МО "город Ульяновск" осуществляется исключительно на торгах", указано, что данное решение применяется к правоотношениям, возникшим с 01 июня 2012 года.
Как усматривается из материалов дела, ООО "РСК "МегаИнформ" обратилось в Администрацию г. Ульяновска с заявлением о выборе земельного участка 02.04.2012 года, то есть ранее 01 июня 2012 года и действие Решения Ульяновской городской думы от 30.05.2012 N 92 не распространяется на данные правоотношения, а поэтому ссылка на него в оспариваемом отказе неправомерна.
Довод ответчиков в отказе о том, что испрашиваемый земельный участок находится на дворовой территории жилых домов, которая используется для озеленения и благоустройства, размещение каких-либо объектов на озелененных территориях препятствует осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения суд апелляционной инстанции считает несостоятельным.
Доказательств тому, что планируемая заявителем застройка может нарушить функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения, а также о наличии на спорном земельном участке строений, сооружений, об обременении его правами третьих лиц, в материалы дела не представлено.
В силу действующего законодательства сам факт нахождения испрашиваемого земельного участка на дворовой территории жилых домов, которая используется для озеленения и благоустройства, не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
На основании п. 2 ст. 31 ЗК РФ, орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определен в Положении о резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд".
Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель (п. 6).
Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки (п. 7). Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования (п. 8).
Доказательств принятия решения о резервировании испрашиваемого земельного участка в материалы дела не представлено. Поэтому ссылка в оспариваемом отказе, что администрацией принято решение о резервировании испрашиваемого земельного участка также является неправомерной.
С учетом изложенных обстоятельств арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемый отказ не соответствует вышеприведенным нормам и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку он вынесен в нарушение процедуры, предписанной пунктом 3.2 Регламента, и не содержит оснований для отказа, исчерпывающий перечень которых предусмотрен пунктом 2.9 Регламента.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 июля 2013 г. по делу N А72-5364/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Е.М.РОГАЛЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)