Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "22" января 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено "23" января 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего А.Н.Маненкова,
судей И.В.Сорокиной, Л.В.Солодовой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.В.Ивановой,
при участии в заседании:
от истца:
- общества с ограниченной ответственностью "Маркетинг Сервис" Ленивкина В.А. - представителя по доверенности от 16.11.2013;
- от ответчиков:
- Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области представители не явились, ответчики о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом;
- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области представители не явились, ответчики о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом;
- от третьих лиц:
- администрации Курской области Кутуковой Е.М. - представителя по доверенности от 19.11.2013 N 01-16/30;
- Комитета по управлению имуществом Курской области представители не явились, третье лицо о времени и месте проведения судебного заседания извещено надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Курской области, кассационную жалобу администрации Курской области, г. Курск, на решение Арбитражного суда Курской области от 19.07.2013 (судья Валеева Т.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2013 (судьи Мокроусова Л.М., Ушакова И.В., Поротиков А.И.) по делу N А35-1082/2013,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Маркетинг Сервис", ОГРН 1054639009424, (далее - ООО "Маркетинг Сервис", истец), г. Курск, обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области, ОГРН 1027700485757, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, ОГРН 1044637042614, (далее - ответчики) об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Асеева, д. 46а, кадастровый номер 46:29:102240:17, площадью 10 193 кв. м равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 в размере 8 757 478 руб. (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены администрация Курской области, Комитет по управлению имуществом Курской области (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Курской области от 15.07.2013, оставленным в силе постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2013, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация Курской области обратилась с кассационной жалобой в суд округа, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Курской области от 19.07.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2013 по делу N А35-1082/2013, направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя жалобы, действительная рыночная стоимость спорного земельного участка истцом надлежащим образом не подтверждена, поскольку отсутствует положительное экспертное заключение некоммерческого партнерства "Деловой союз оценщиков", членом которой является оценщик, подготовивший отчет N 10/12/2012-1.
Общество с ограниченной ответственностью "Маркетинг Сервис" в представленном отзыве указал на законность и обоснованность принятых судебных актов и отсутствие оснований для удовлетворения поданной кассационной жалобы.
Ответчики и третье лицо - Комитет по управлению имуществом Курской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе, путем размещения сведений на сайте Федерального арбитражного суда Центрального округа, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. От Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя.
Судебная коллегия считает возможным провести судебное заседание в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица.
Изучив материалы дела, выслушав представителей ООО "Маркетинг Сервис" и администрации Курской области, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в силу следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ООО "Маркетинг Сервис" на праве собственности принадлежит нежилое здание литера В площадью 1 928,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Курск, ул. Асеева, д. 46а, что следует из свидетельства о государственной регистрации права серия 46 АЛ N 013070 от 22.03.2012.
Решением комитета по управлению имуществом Курской области от 01.09.2008 N 01-18/1973 ООО "Маркетинг Сервис" был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 46:29:102240:0017, площадью 10 193 кв. м из категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Курск, ул. Асеева, д. 46а, для производственно-хозяйственной деятельности.
19.09.2008 между комитетом по управлению имуществом Курской области (арендодатель) и ООО "Маркетинг Сервис" (арендатор) был заключен договор N 1680-08 ю аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и расположенного на территории города Курска.
Срок аренды установлен с 01.09.2008 по 01.09.2013 (пункт 2.1 договора).
Размер арендной платы за участок, согласно пункту 3.1 договора, составил 6 538 832 руб. 70 коп.
По акту приема-передачи от 19.09.2008 указанный земельный участок передан арендатору.
В соответствии с расчетом индексации арендной платы и сроков ее внесения по договору N 1680-08 ю от 19.09.2008 аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Асеева, 46а, размер арендной платы составил 5 049 659 руб. 67 коп. (исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 19 648 842 руб. 24 коп.).
В целях определения достоверности вновь утвержденной кадастровой стоимости спорного земельного участка ООО "Маркетинг Сервис" был получен отчет N 10/12/2012-1 независимого эксперта-оценщика Аксеновой Е.В. об определении рыночной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Асеева, 46а, кадастровый номер 46:29:102240:17, по состоянию на 01.01.2011, которая составила 8 757 478 руб.
Ссылаясь на несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости названного земельного участка его рыночной стоимости, чем, по мнению истца, нарушаются его права как арендатора земельного участка, ООО "Маркетинг Сервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанции исследовали представленные доказательства, доводы сторон, дали им правильную юридическую оценку и пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, исходя из следующего.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области по состоянию на 01.01.2011 были утверждены Постановлением правительства Курской области от 17.01.2012 N 15-па.
Утвержденные Администрацией Курской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области были внесены в государственный кадастр недвижимости 02.02.2012. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:29:102240:17 составил 1 927,68 руб./кв. м, кадастровая стоимость земельного участка составила 19 648 842 руб. 24 коп.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде.
Не соглашаясь с кадастровой стоимостью земельного участка, ООО "Маркетинг Сервис" в подтверждение заявленных требований был представлен отчет N 10/12/2012-1 об определении рыночной стоимости земельного участка, которая составила 8 757 478 руб.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика является одним из письменных доказательств по делу (статья 75 АПК РФ).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 АПК РФ. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 АПК РФ).
По вопросу соответствия отчета N 10/12/2012-1 законодательству об оценочной деятельности судом первой инстанции по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза, по результатам проведения которой представлено экспертное заключение N 7/13.
В данном экспертном заключении экспертом сделан вывод о соответствии отчета N 10/12/2012-1 законодательству об оценочной деятельности.
Доказательств несоответствия данного отчета требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, лицами, участвующими в деле, вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ.
Доказательств недостаточности примененных сведений для составления статистической модели, установленной нормативными актами, не было представлено ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции.
В силу статьи 64 АПК РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
С учетом положений статей 86 АПК РФ и Закона об оценочной деятельности, суд правомерно признал заключение эксперта N 10/12/2012-1 надлежащими доказательством рыночной стоимости спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах, в силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, суд правомерно счел возможным установить кадастровую стоимость земельного участка, принадлежащего истцу, равной его рыночной стоимости в размере 8 757 478 руб. по состоянию на 01.01.2011.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что действительная рыночная стоимость спорного земельного участка истцом надлежащим образом не подтверждена, поскольку отсутствует положительное экспертное заключение некоммерческого партнерства "Деловой союз оценщиков", членом которой является оценщик, подготовивший отчет N 10/12/2012-1, не могут быть положены в основу отмены обжалованного судебного акта.
Согласно ст. 24.19. Закона об оценочной деятельности указанное требование является необходимым лишь при обращении заявителя в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Расходы по государственной пошлине, в соответствии со статьей 110 АПК РФ возлагаются на заявителя жалобы.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
постановил:
решение Арбитражного суда Курской области от 19.07.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2013 по делу N А35-1082/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.Н.МАНЕНКОВ
Судьи
И.В.СОРОКИНА,
Л.В.СОЛОДОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 23.01.2014 ПО ДЕЛУ N А35-1082/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2014 г. по делу N А35-1082/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "22" января 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено "23" января 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего А.Н.Маненкова,
судей И.В.Сорокиной, Л.В.Солодовой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.В.Ивановой,
при участии в заседании:
от истца:
- общества с ограниченной ответственностью "Маркетинг Сервис" Ленивкина В.А. - представителя по доверенности от 16.11.2013;
- от ответчиков:
- Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области представители не явились, ответчики о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом;
- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области представители не явились, ответчики о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом;
- от третьих лиц:
- администрации Курской области Кутуковой Е.М. - представителя по доверенности от 19.11.2013 N 01-16/30;
- Комитета по управлению имуществом Курской области представители не явились, третье лицо о времени и месте проведения судебного заседания извещено надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Курской области, кассационную жалобу администрации Курской области, г. Курск, на решение Арбитражного суда Курской области от 19.07.2013 (судья Валеева Т.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2013 (судьи Мокроусова Л.М., Ушакова И.В., Поротиков А.И.) по делу N А35-1082/2013,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Маркетинг Сервис", ОГРН 1054639009424, (далее - ООО "Маркетинг Сервис", истец), г. Курск, обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области, ОГРН 1027700485757, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, ОГРН 1044637042614, (далее - ответчики) об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Асеева, д. 46а, кадастровый номер 46:29:102240:17, площадью 10 193 кв. м равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 в размере 8 757 478 руб. (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены администрация Курской области, Комитет по управлению имуществом Курской области (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Курской области от 15.07.2013, оставленным в силе постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2013, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация Курской области обратилась с кассационной жалобой в суд округа, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Курской области от 19.07.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2013 по делу N А35-1082/2013, направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя жалобы, действительная рыночная стоимость спорного земельного участка истцом надлежащим образом не подтверждена, поскольку отсутствует положительное экспертное заключение некоммерческого партнерства "Деловой союз оценщиков", членом которой является оценщик, подготовивший отчет N 10/12/2012-1.
Общество с ограниченной ответственностью "Маркетинг Сервис" в представленном отзыве указал на законность и обоснованность принятых судебных актов и отсутствие оснований для удовлетворения поданной кассационной жалобы.
Ответчики и третье лицо - Комитет по управлению имуществом Курской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе, путем размещения сведений на сайте Федерального арбитражного суда Центрального округа, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. От Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя.
Судебная коллегия считает возможным провести судебное заседание в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица.
Изучив материалы дела, выслушав представителей ООО "Маркетинг Сервис" и администрации Курской области, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в силу следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ООО "Маркетинг Сервис" на праве собственности принадлежит нежилое здание литера В площадью 1 928,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Курск, ул. Асеева, д. 46а, что следует из свидетельства о государственной регистрации права серия 46 АЛ N 013070 от 22.03.2012.
Решением комитета по управлению имуществом Курской области от 01.09.2008 N 01-18/1973 ООО "Маркетинг Сервис" был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 46:29:102240:0017, площадью 10 193 кв. м из категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Курск, ул. Асеева, д. 46а, для производственно-хозяйственной деятельности.
19.09.2008 между комитетом по управлению имуществом Курской области (арендодатель) и ООО "Маркетинг Сервис" (арендатор) был заключен договор N 1680-08 ю аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и расположенного на территории города Курска.
Срок аренды установлен с 01.09.2008 по 01.09.2013 (пункт 2.1 договора).
Размер арендной платы за участок, согласно пункту 3.1 договора, составил 6 538 832 руб. 70 коп.
По акту приема-передачи от 19.09.2008 указанный земельный участок передан арендатору.
В соответствии с расчетом индексации арендной платы и сроков ее внесения по договору N 1680-08 ю от 19.09.2008 аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Асеева, 46а, размер арендной платы составил 5 049 659 руб. 67 коп. (исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 19 648 842 руб. 24 коп.).
В целях определения достоверности вновь утвержденной кадастровой стоимости спорного земельного участка ООО "Маркетинг Сервис" был получен отчет N 10/12/2012-1 независимого эксперта-оценщика Аксеновой Е.В. об определении рыночной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Асеева, 46а, кадастровый номер 46:29:102240:17, по состоянию на 01.01.2011, которая составила 8 757 478 руб.
Ссылаясь на несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости названного земельного участка его рыночной стоимости, чем, по мнению истца, нарушаются его права как арендатора земельного участка, ООО "Маркетинг Сервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанции исследовали представленные доказательства, доводы сторон, дали им правильную юридическую оценку и пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, исходя из следующего.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области по состоянию на 01.01.2011 были утверждены Постановлением правительства Курской области от 17.01.2012 N 15-па.
Утвержденные Администрацией Курской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области были внесены в государственный кадастр недвижимости 02.02.2012. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:29:102240:17 составил 1 927,68 руб./кв. м, кадастровая стоимость земельного участка составила 19 648 842 руб. 24 коп.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде.
Не соглашаясь с кадастровой стоимостью земельного участка, ООО "Маркетинг Сервис" в подтверждение заявленных требований был представлен отчет N 10/12/2012-1 об определении рыночной стоимости земельного участка, которая составила 8 757 478 руб.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика является одним из письменных доказательств по делу (статья 75 АПК РФ).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 АПК РФ. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 АПК РФ).
По вопросу соответствия отчета N 10/12/2012-1 законодательству об оценочной деятельности судом первой инстанции по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза, по результатам проведения которой представлено экспертное заключение N 7/13.
В данном экспертном заключении экспертом сделан вывод о соответствии отчета N 10/12/2012-1 законодательству об оценочной деятельности.
Доказательств несоответствия данного отчета требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, лицами, участвующими в деле, вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ.
Доказательств недостаточности примененных сведений для составления статистической модели, установленной нормативными актами, не было представлено ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции.
В силу статьи 64 АПК РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
С учетом положений статей 86 АПК РФ и Закона об оценочной деятельности, суд правомерно признал заключение эксперта N 10/12/2012-1 надлежащими доказательством рыночной стоимости спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах, в силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, суд правомерно счел возможным установить кадастровую стоимость земельного участка, принадлежащего истцу, равной его рыночной стоимости в размере 8 757 478 руб. по состоянию на 01.01.2011.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что действительная рыночная стоимость спорного земельного участка истцом надлежащим образом не подтверждена, поскольку отсутствует положительное экспертное заключение некоммерческого партнерства "Деловой союз оценщиков", членом которой является оценщик, подготовивший отчет N 10/12/2012-1, не могут быть положены в основу отмены обжалованного судебного акта.
Согласно ст. 24.19. Закона об оценочной деятельности указанное требование является необходимым лишь при обращении заявителя в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Расходы по государственной пошлине, в соответствии со статьей 110 АПК РФ возлагаются на заявителя жалобы.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
постановил:
решение Арбитражного суда Курской области от 19.07.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2013 по делу N А35-1082/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.Н.МАНЕНКОВ
Судьи
И.В.СОРОКИНА,
Л.В.СОЛОДОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)