Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 24 апреля 2014 года
В полном объеме постановление изготовлено 29 апреля 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Балакиревой Е.М., Романенко С.Ш., при ведении протокола секретарем судебного заседания Гарифовым И.Ш., рассмотрев 24 апреля 2014 года в открытом судебном заседании в зале N 6 апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования города Казани на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 января 2014 года, принятое по делу N А65-15803/2013 (судья Юшков А.Ю.)
по иску Камалова Флюра Кадыровича, гор. Казань
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (ОГРН 1021603478533, ИНН 1659036709), гор. Казань,
при участии третьих лиц:
- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан,
- Кабинета Министров Республики Татарстан,
- Исполнительного комитета муниципального образования города Казани,
- Комитета земельных и имущественных, отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани,
о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:171121:003, площадью 1 416 кв. м, расположенного по адресу: город Казань, ул. Ферма 2, д. 2, указав ее равной рыночной стоимости,
при участии в судебном заседании:
- от истца - не явились, извещены надлежащим образом;
- от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом;
- от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
Истец - Камалов Флюр Кадырович обратился с иском к ответчику - Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:171121:003, площадью 1 416 кв. м, расположенного по адресу: город Казань, ул. Ферма 2, д. 2, указав ее равной рыночной стоимости.
Суд определением на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, Комитет земельных и имущественных, отношений Исполнительного комитета муниципального образования гор. Казани.
Представитель истца в судебном заседании в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил требования в соответствии с заключением экспертизы, просил внести изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка указав ее равной его рыночной стоимости в сумме 7 734 751 руб.
Суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение требований принял.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 января 2014 года суд исковые требования удовлетворил. Обязал внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:171121:003 общей площадью 1 416 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, гор. Казань, Приволжский район, ул. Ферма - 2, дом 2 указав ее равной рыночной стоимости - 7 734 751 руб.
Заявитель - Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, поскольку суд всесторонне, полно, объективно и непосредственно не исследовал имеющиеся в деле доказательства, не оценил все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности, что не позволило дать им надлежащую оценку на предмет их допустимости, достоверности каждого из доказательств в отдельности, а также достаточности и взаимной связи с другими доказательствами.
Представители истца, ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец является собственником спорного земельного участка (свидетельство о государственной регистрации права от 25 ноября 2003 года).
На основании государственного контракта от 26 июля 2010 года N 3К/2010, заключенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем), последним были выполнены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, по результатам которых 25 августа 2011 года составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. На основании этого постановления ФБУ "Кадастровая палата" внесла результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в кадастр недвижимости.
Решениями Верховного Суда Республики Татарстан от 25 мая 2010 года по делу N 3-31/11, от 24 мая 2011 года по делу N 3-32/11, от 26 мая 2011 года N 3-33/11 в удовлетворении заявлений ОАО "Казанский завод медицинской аппаратуры", ОАО "Камснаб", ООО "Маршал" о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан" отказано, отчет кадастрового центра об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан признан соответствующим методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов.
В результате переоценки земель, кадастровая стоимость спорного земельного участка, составила 12 840 698 руб. 64 коп.
Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости с 01 января 2010 года.
Полагая кадастровую стоимость спорного земельного участка завышенной, истцом была проведена независимая оценка его рыночной стоимости.
Согласно отчету ООО "Инженерный центр "Эгида" N 13/02-О/62 от 28 февраля 2013 года по состоянию на 01 января 2011 года, рыночная стоимость вышеназванного земельного участка составила 3 844 440 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с требованием о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка, указав ее равной рыночной стоимости согласно отчету оценщика.
Истец, заявив требования по настоящему делу, ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего является нарушение прав истца как плательщика земельного налога.
Истец указывает, что его права, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Учитывая, что у сторон возникли вопросы по определению рыночной стоимости земельных участков, определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 декабря 2013 года, назначена экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2010 года.
Согласно заключению судебной экспертизы N 106-13 от 18 декабря 2013 года рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2010 года составила 7 734 751 руб.
Истцом уточнены исковые требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в соответствии с заключением судебной экспертизы.
Лицами, участвующими в деле, возражений относительно указанного экспертного заключения, а равно о проведении повторной либо дополнительной экспертизы, заявлено не было.
Суд первой инстанции посчитал исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Указанные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11, согласно которой законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости; причем достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Рыночная стоимость спорного земельного участка должна определяться по состоянию на 01 января 2010 года, поскольку этот вывод подтверждается постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10761/11 от 25 июня 2013 года. Указанным заключением судебной экспертизы стоимость спорного земельного участка определена именно на 01 января 2010 года.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности" N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Суд первой инстанции, исходя из положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в материалах дела размер рыночной стоимости спорного земельного участка определен заключением судебной экспертизы, имеющим приоритет перед другими доказательствами и отсутствуют доказательства, опровергающие достоверность величины рыночной стоимости объекта оценки, установленной судебной экспертизой, уточненные требования истца посчитал подлежащими удовлетворению.
Между тем, судом первой инстанции при вынесении оспариваемого решения не учтены следующие обстоятельства.
В период рассмотрения арбитражного спора, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года N 927 утверждены результаты новой государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта гор. Казани по состоянию на 01 января 2013 года.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10761/11 от 25 июня 2013 года рыночная стоимость земельного участка должна определяться на дату определения государственной кадастровой оценки земельных участков стоимости.
Таким образом, применительно к настоящему делу, рыночная стоимость спорного земельного участка должна определяться по состоянию на 01 января 2013 года.
Исходя из требований постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11, спор об определении рыночной стоимости земельного участка подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
В этих целях истец обязан представить отчет оценщика о рыночной стоимости спорного земельного участка, свидетельствующий о том, что кадастровая стоимость существенно (более чем на 30 процентов) превышает рыночную стоимость участка.
В случае доказанности истцом существенного расхождения между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу истца, суд обязан оценить этот отчет с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения имеющихся в отчете, подготовленном кадастровым центром, рыночной информации и статистическом анализе рыночной информации о стоимости земельных участков, в том числе путем назначения судебной экспертизы.
В данном случае истец не представил отчет оценщика о рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2013 года и, таким образом, не представил доказательства того, что кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2013 года существенно (более чем на 30 процентов) превышает рыночную стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2013 года.
С учетом вышеизложенного, результаты судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2010 года не могут быть использованы для определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2013 года ввиду принятия нормативного акта - постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года N 927.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11, требования о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, признании незаконными действий, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде.
Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
Кроме того, истец по делу не лишен возможности оспорить новую кадастровую стоимость земельного участка путем представления нового отчета по состоянию на 01 января 2013 года.
При изложенных обстоятельствах и в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковые требования признаются судом апелляционной инстанции не доказанными, что влечет к отказу в иске.
В связи с вышеизложенным Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд полагает решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 января 2014 года, принятое по делу N А65-15803/2013, подлежащим отмене с принятием по делу нового судебного акта.
Судебные расходы по делу распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 января 2014 года, принятое по делу N А65-15803/2013, отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении иска отказать.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
С.Ю.НИКОЛАЕВА
Судьи
Е.М.БАЛАКИРЕВА
С.Ш.РОМАНЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.04.2014 N 11АП-2968/2014 ПО ДЕЛУ N А65-15803/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2014 г. по делу N А65-15803/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 24 апреля 2014 года
В полном объеме постановление изготовлено 29 апреля 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Балакиревой Е.М., Романенко С.Ш., при ведении протокола секретарем судебного заседания Гарифовым И.Ш., рассмотрев 24 апреля 2014 года в открытом судебном заседании в зале N 6 апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования города Казани на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 января 2014 года, принятое по делу N А65-15803/2013 (судья Юшков А.Ю.)
по иску Камалова Флюра Кадыровича, гор. Казань
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (ОГРН 1021603478533, ИНН 1659036709), гор. Казань,
при участии третьих лиц:
- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан,
- Кабинета Министров Республики Татарстан,
- Исполнительного комитета муниципального образования города Казани,
- Комитета земельных и имущественных, отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани,
о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:171121:003, площадью 1 416 кв. м, расположенного по адресу: город Казань, ул. Ферма 2, д. 2, указав ее равной рыночной стоимости,
при участии в судебном заседании:
- от истца - не явились, извещены надлежащим образом;
- от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом;
- от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
Истец - Камалов Флюр Кадырович обратился с иском к ответчику - Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:171121:003, площадью 1 416 кв. м, расположенного по адресу: город Казань, ул. Ферма 2, д. 2, указав ее равной рыночной стоимости.
Суд определением на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, Комитет земельных и имущественных, отношений Исполнительного комитета муниципального образования гор. Казани.
Представитель истца в судебном заседании в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил требования в соответствии с заключением экспертизы, просил внести изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка указав ее равной его рыночной стоимости в сумме 7 734 751 руб.
Суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение требований принял.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 января 2014 года суд исковые требования удовлетворил. Обязал внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:171121:003 общей площадью 1 416 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, гор. Казань, Приволжский район, ул. Ферма - 2, дом 2 указав ее равной рыночной стоимости - 7 734 751 руб.
Заявитель - Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, поскольку суд всесторонне, полно, объективно и непосредственно не исследовал имеющиеся в деле доказательства, не оценил все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности, что не позволило дать им надлежащую оценку на предмет их допустимости, достоверности каждого из доказательств в отдельности, а также достаточности и взаимной связи с другими доказательствами.
Представители истца, ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец является собственником спорного земельного участка (свидетельство о государственной регистрации права от 25 ноября 2003 года).
На основании государственного контракта от 26 июля 2010 года N 3К/2010, заключенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем), последним были выполнены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, по результатам которых 25 августа 2011 года составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. На основании этого постановления ФБУ "Кадастровая палата" внесла результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в кадастр недвижимости.
Решениями Верховного Суда Республики Татарстан от 25 мая 2010 года по делу N 3-31/11, от 24 мая 2011 года по делу N 3-32/11, от 26 мая 2011 года N 3-33/11 в удовлетворении заявлений ОАО "Казанский завод медицинской аппаратуры", ОАО "Камснаб", ООО "Маршал" о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан" отказано, отчет кадастрового центра об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан признан соответствующим методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов.
В результате переоценки земель, кадастровая стоимость спорного земельного участка, составила 12 840 698 руб. 64 коп.
Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости с 01 января 2010 года.
Полагая кадастровую стоимость спорного земельного участка завышенной, истцом была проведена независимая оценка его рыночной стоимости.
Согласно отчету ООО "Инженерный центр "Эгида" N 13/02-О/62 от 28 февраля 2013 года по состоянию на 01 января 2011 года, рыночная стоимость вышеназванного земельного участка составила 3 844 440 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с требованием о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка, указав ее равной рыночной стоимости согласно отчету оценщика.
Истец, заявив требования по настоящему делу, ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего является нарушение прав истца как плательщика земельного налога.
Истец указывает, что его права, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Учитывая, что у сторон возникли вопросы по определению рыночной стоимости земельных участков, определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 декабря 2013 года, назначена экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2010 года.
Согласно заключению судебной экспертизы N 106-13 от 18 декабря 2013 года рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2010 года составила 7 734 751 руб.
Истцом уточнены исковые требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в соответствии с заключением судебной экспертизы.
Лицами, участвующими в деле, возражений относительно указанного экспертного заключения, а равно о проведении повторной либо дополнительной экспертизы, заявлено не было.
Суд первой инстанции посчитал исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Указанные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11, согласно которой законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости; причем достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Рыночная стоимость спорного земельного участка должна определяться по состоянию на 01 января 2010 года, поскольку этот вывод подтверждается постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10761/11 от 25 июня 2013 года. Указанным заключением судебной экспертизы стоимость спорного земельного участка определена именно на 01 января 2010 года.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности" N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Суд первой инстанции, исходя из положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в материалах дела размер рыночной стоимости спорного земельного участка определен заключением судебной экспертизы, имеющим приоритет перед другими доказательствами и отсутствуют доказательства, опровергающие достоверность величины рыночной стоимости объекта оценки, установленной судебной экспертизой, уточненные требования истца посчитал подлежащими удовлетворению.
Между тем, судом первой инстанции при вынесении оспариваемого решения не учтены следующие обстоятельства.
В период рассмотрения арбитражного спора, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года N 927 утверждены результаты новой государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта гор. Казани по состоянию на 01 января 2013 года.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10761/11 от 25 июня 2013 года рыночная стоимость земельного участка должна определяться на дату определения государственной кадастровой оценки земельных участков стоимости.
Таким образом, применительно к настоящему делу, рыночная стоимость спорного земельного участка должна определяться по состоянию на 01 января 2013 года.
Исходя из требований постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11, спор об определении рыночной стоимости земельного участка подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
В этих целях истец обязан представить отчет оценщика о рыночной стоимости спорного земельного участка, свидетельствующий о том, что кадастровая стоимость существенно (более чем на 30 процентов) превышает рыночную стоимость участка.
В случае доказанности истцом существенного расхождения между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу истца, суд обязан оценить этот отчет с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения имеющихся в отчете, подготовленном кадастровым центром, рыночной информации и статистическом анализе рыночной информации о стоимости земельных участков, в том числе путем назначения судебной экспертизы.
В данном случае истец не представил отчет оценщика о рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2013 года и, таким образом, не представил доказательства того, что кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2013 года существенно (более чем на 30 процентов) превышает рыночную стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2013 года.
С учетом вышеизложенного, результаты судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2010 года не могут быть использованы для определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2013 года ввиду принятия нормативного акта - постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года N 927.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11, требования о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, признании незаконными действий, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде.
Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
Кроме того, истец по делу не лишен возможности оспорить новую кадастровую стоимость земельного участка путем представления нового отчета по состоянию на 01 января 2013 года.
При изложенных обстоятельствах и в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковые требования признаются судом апелляционной инстанции не доказанными, что влечет к отказу в иске.
В связи с вышеизложенным Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд полагает решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 января 2014 года, принятое по делу N А65-15803/2013, подлежащим отмене с принятием по делу нового судебного акта.
Судебные расходы по делу распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 января 2014 года, принятое по делу N А65-15803/2013, отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении иска отказать.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
С.Ю.НИКОЛАЕВА
Судьи
Е.М.БАЛАКИРЕВА
С.Ш.РОМАНЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)