Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Селиверстова О.Ю.
Судебная коллегия по административным - делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Судневой В.Н.
Судей Горбуновой О.А., Степанова П.В.
при секретаре С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Кировского районного суда г. Перми от 22 января 2014 года, которым постановлено:
Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми от 05.11.2013 г. N <...> в удовлетворении заявления Х. о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер <...> площадью 1323 кв. м.
Признать за Х. право на предоставление в аренду без проведения аукциона для строительства индивидуального жилого дома земельного участка, расположенного по адресу: <...> кадастровый номер <...> площадью 1323 кв. м.
Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., объяснения представителя Х. - Б., возражающего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Х. обратился с иском к Департаменту земельных отношений администрации города Перми, администрации города Перми о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации города Перми от 05.11.2013 г. N <...> в предоставлении земельного участка по адресу <...>, обязав Департамент земельных отношений г. Перми предоставить Х. земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 1323 кв. м, расположенный по адресу <...>, для строительства жилого дома в первоочередном порядке без проведения аукциона сроком на 10 лет.
В обоснование требований указал, что является инвалидом 2 группы. На основании ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" обратился в Департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 1323 кв. м, по адресу: <...> для строительства индивидуального жилого дома. Письмом Департамента земельных отношений администрации города Перми N <...> от 05.11.2013 г. отказано в удовлетворении заявления, поскольку действующим федеральным законодательством не урегулирован порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства для данной категории граждан, на территории города Перми отсутствуют сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки, подлежащие предоставлению в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ"; не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по формированию земельных участков для предоставления их в соответствии с указанной статьей; не представлены документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий. Х. считает, что данный отказ является незаконным.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Департамент земельных отношений указывая, что судом не исследован вопрос ухудшения жилищных условий истцом, им не представлено справок о совершении сделок по отчуждению имущества в течение последних 5 лет.
Судом первой инстанции установлено, что Х. обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 1323 кв. м по адресу: <...>, с кадастровым номером <...> для индивидуального жилищного строительства, на основании ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", указав, что является инвалидом <...> группы бессрочно. К заявлению истцом приложены копия справки МСЭ-2012 от 16.09.2013 г., копия кадастрового паспорта земельного участка, копия справки ООО "УК "Гарант" от 02.10.2013 г. (л.д. 15).
Письмом Департамента земельных отношений администрации г. Перми N <...> от 05.11.2013 г. Х. отказано в удовлетворении заявления о предоставлении в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" земельного участка площадью 1323 кв. м с кадастровым номером <...> по ул. <...>, по следующим основаниям - земельное законодательство не содержит специального порядка предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Органы государственной власти Пермского края не вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие порядок предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства. На территории города Перми отсутствуют сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки, подлежащие предоставлению в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ". Федеральным законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по формированию земельных участков для предоставления их в соответствии со ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ. Право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства поставлено зависимость от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий. Документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий, заявителем не представлены. Испрашиваемый земельный участок сформирован для предоставления на торгах (л.д. 11). Разрешая спор, суд правильно руководствовался положениями ст. 17 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в РФ", из анализа положений которой следует, что законодателем с целью защиты жилищных прав инвалида и семей, имеющих в своем составе инвалида, предусмотрено право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства лицам, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с учетом цели использования земельного участка, следует рассматривать в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилом помещении граждан. Поскольку судом установлено, что Х. является нуждающимся в улучшении жилищных условий, отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 5.11.2013 г. в предоставлении испрашиваемого земельного участка следует признать незаконным. Испрашиваемый земельный участок состоит на кадастровом учете, свободен от прав других лиц, имеет разрешенное использование - отдельно стоящие односемейные дома (коттеджи) с земельными участками. Отсутствие Порядка предоставления земельных участков инвалидам, при наличии права в силу закона на его получение, не является основанием для отказа в его предоставлении.
Доводы, изложенные ответчиком в апелляционной жалобе, отмену решения не влекут, поскольку выводы суда не опровергают.
Несогласие ответчика с решением обусловлено лишь тем обстоятельством, что судом первой инстанции, по мнению автора апелляционной жалобы, не выяснялся вопрос об ухудшении истцом своих жилищных условий, что могло служить основанием для отказа в удовлетворении требований.
Действительно, согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качества нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Вместе с тем, доказательства совершения истцом подобных действий в последние пять лет суду представлено не было. Конкретных обстоятельств, указывающих на совершение истцом действий, в результате которых он стал нуждающимся в улучшении жилищных условий, апелляционная жалоба также не содержит. Из дела видно, что Х. зарегистрирован по месту жительства по адресу <...> с 14.04.1981 г. Доля общей площади, приходящейся на каждого члена семьи менее учетной нормы по г. Перми, установленной решением Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. N 103 и составляет 11, 9 кв. м.
В остальной части решение суда не обжалуется, в связи с чем судебной коллегией не проверяется. Оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы, предусмотренных частью 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Перми от 22 января 2014 года по доводам апелляционной жалобы Департамента земельных отношений администрации г. Перми оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 28.04.2014 ПО ДЕЛУ N 33-3561
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 апреля 2014 г. по делу N 33-3561
Судья Селиверстова О.Ю.
Судебная коллегия по административным - делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Судневой В.Н.
Судей Горбуновой О.А., Степанова П.В.
при секретаре С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Кировского районного суда г. Перми от 22 января 2014 года, которым постановлено:
Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми от 05.11.2013 г. N <...> в удовлетворении заявления Х. о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер <...> площадью 1323 кв. м.
Признать за Х. право на предоставление в аренду без проведения аукциона для строительства индивидуального жилого дома земельного участка, расположенного по адресу: <...> кадастровый номер <...> площадью 1323 кв. м.
Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., объяснения представителя Х. - Б., возражающего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Х. обратился с иском к Департаменту земельных отношений администрации города Перми, администрации города Перми о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации города Перми от 05.11.2013 г. N <...> в предоставлении земельного участка по адресу <...>, обязав Департамент земельных отношений г. Перми предоставить Х. земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 1323 кв. м, расположенный по адресу <...>, для строительства жилого дома в первоочередном порядке без проведения аукциона сроком на 10 лет.
В обоснование требований указал, что является инвалидом 2 группы. На основании ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" обратился в Департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 1323 кв. м, по адресу: <...> для строительства индивидуального жилого дома. Письмом Департамента земельных отношений администрации города Перми N <...> от 05.11.2013 г. отказано в удовлетворении заявления, поскольку действующим федеральным законодательством не урегулирован порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства для данной категории граждан, на территории города Перми отсутствуют сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки, подлежащие предоставлению в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ"; не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по формированию земельных участков для предоставления их в соответствии с указанной статьей; не представлены документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий. Х. считает, что данный отказ является незаконным.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Департамент земельных отношений указывая, что судом не исследован вопрос ухудшения жилищных условий истцом, им не представлено справок о совершении сделок по отчуждению имущества в течение последних 5 лет.
Судом первой инстанции установлено, что Х. обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 1323 кв. м по адресу: <...>, с кадастровым номером <...> для индивидуального жилищного строительства, на основании ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", указав, что является инвалидом <...> группы бессрочно. К заявлению истцом приложены копия справки МСЭ-2012 от 16.09.2013 г., копия кадастрового паспорта земельного участка, копия справки ООО "УК "Гарант" от 02.10.2013 г. (л.д. 15).
Письмом Департамента земельных отношений администрации г. Перми N <...> от 05.11.2013 г. Х. отказано в удовлетворении заявления о предоставлении в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" земельного участка площадью 1323 кв. м с кадастровым номером <...> по ул. <...>, по следующим основаниям - земельное законодательство не содержит специального порядка предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Органы государственной власти Пермского края не вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие порядок предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства. На территории города Перми отсутствуют сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки, подлежащие предоставлению в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ". Федеральным законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по формированию земельных участков для предоставления их в соответствии со ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ. Право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства поставлено зависимость от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий. Документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий, заявителем не представлены. Испрашиваемый земельный участок сформирован для предоставления на торгах (л.д. 11). Разрешая спор, суд правильно руководствовался положениями ст. 17 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в РФ", из анализа положений которой следует, что законодателем с целью защиты жилищных прав инвалида и семей, имеющих в своем составе инвалида, предусмотрено право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства лицам, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с учетом цели использования земельного участка, следует рассматривать в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилом помещении граждан. Поскольку судом установлено, что Х. является нуждающимся в улучшении жилищных условий, отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 5.11.2013 г. в предоставлении испрашиваемого земельного участка следует признать незаконным. Испрашиваемый земельный участок состоит на кадастровом учете, свободен от прав других лиц, имеет разрешенное использование - отдельно стоящие односемейные дома (коттеджи) с земельными участками. Отсутствие Порядка предоставления земельных участков инвалидам, при наличии права в силу закона на его получение, не является основанием для отказа в его предоставлении.
Доводы, изложенные ответчиком в апелляционной жалобе, отмену решения не влекут, поскольку выводы суда не опровергают.
Несогласие ответчика с решением обусловлено лишь тем обстоятельством, что судом первой инстанции, по мнению автора апелляционной жалобы, не выяснялся вопрос об ухудшении истцом своих жилищных условий, что могло служить основанием для отказа в удовлетворении требований.
Действительно, согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качества нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Вместе с тем, доказательства совершения истцом подобных действий в последние пять лет суду представлено не было. Конкретных обстоятельств, указывающих на совершение истцом действий, в результате которых он стал нуждающимся в улучшении жилищных условий, апелляционная жалоба также не содержит. Из дела видно, что Х. зарегистрирован по месту жительства по адресу <...> с 14.04.1981 г. Доля общей площади, приходящейся на каждого члена семьи менее учетной нормы по г. Перми, установленной решением Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. N 103 и составляет 11, 9 кв. м.
В остальной части решение суда не обжалуется, в связи с чем судебной коллегией не проверяется. Оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы, предусмотренных частью 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Перми от 22 января 2014 года по доводам апелляционной жалобы Департамента земельных отношений администрации г. Перми оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)