Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 октября 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гагарина Александра Сергеевича на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 1 августа 2014 года по делу N А58-2282/2014 (суд первой инстанции - Евсеева. Е.А.),
установил:
индивидуальный предприниматель Гагарин Александр Сергеевич (ОГРН 306143530400080, ИНН 143523197309, далее - ИП Гагарин А.С.) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907, далее - администрация) о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства аптеки, оформленного в форме письма от 29.04.2014 N 4092-ДИЗО/14 (на исх. N 200965) и обязании устранить нарушение прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 1 августа 2014 года по делу N А58-2282/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Гагарин А.С. обратился с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта по мотивам, изложенным в жалобе.
Отзыв на апелляционную жалобу администрация не представила.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 13.09.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Гагарин Александр Сергеевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 306143530400080, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на 19.05.2014, свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
25.03.2014 года предприниматель через государственное автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республики Саха (Якутия) обратился в Администрацию с заявлением от 15.03.2014 о предоставлении земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, в соответствии с которым предприниматель просит предоставить в аренду земельный участок, находящийся по адресу: г. Якутск, ул. Короленко, ориентировочной площадью 1 000 кв. м, для строительства аптеки.
Письмом N 4092-ДИЗО/14 от 29.04.2014 Администрация сообщила предпринимателю об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка, при этом в письме указано на то, что формирование на торги земельного участка, ориентировочной площадью 1 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Короленко, под строительство аптеки невозможно по причине его наложения на участок с кадастровым номером 14:36:105021:466, занятый многоквартирным жилым домом и принадлежащий на праве общей долевой собственности третьим лицам.
Не согласившись с указанным отказом, предприниматель обратился в суд с заявлением о признании его недействительным.
Апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу статей 28 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьей 11 названного Кодекса.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта установлен в пункте 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, а порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - в пункте 5 той же статьи.
Как установлено судом и следует из материалов дела, предприниматель обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.
Из положений пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
2) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
3) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
При этом формирование земельного участка в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации включает в себя выполнение кадастровых работ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, определение разрешенного использования земельного участка, определение технических условий объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за такое подключение, принятие решения о проведении торгов или предоставлении земельных участков без проведения торгов, публикация сообщения о проведении торгов или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" на органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги возложена обязанность предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Постановлением Окружной администрацией города Якутска от 29.06.2012 N 109п утвержден административный регламент предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предварительного согласования мест размещения объектов" - (далее - административный регламент).
Согласно пункту 2.2 Административного регламента предоставление муниципальной услуги осуществляется Окружной администрацией города Якутска. Ответственным структурным подразделением Окружной администрацией города Якутска при предоставлении муниципальной услуги является Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрацией города Якутска.
В соответствии с пунктами 2.8 административного регламента муниципальная услуга предоставляется при поступлении заявления о предоставлении земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объектов, удовлетворяющее требованиям пунктов 2.8.1, 2.8.2 административного регламента.
Административные процедуры, осуществляемые в рамках предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предварительного согласования мест размещения объектов" содержатся в пункте 3.1 Административного регламента.
В частности, одной из таких процедур является процедура рассмотрения главой Администрации или уполномоченным заместителем главы Администрации заявления о предоставлении земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 3.22 Административного регламента, глава или уполномоченный заместитель главы Администрации рассматривает и принимает решение о возможности выставления земельного участка на торги (конкурс, аукцион) с проведением работ по формированию либо об отказе в формировании земельного участка на торги (конкурсов, аукционов) по основаниям, указанным в пункте 2.16 настоящего Административного регламента. Решение главы или уполномоченного заместителя главы Администрации оформляется протоколом рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка для строительства.
При этом пунктом 3.23 Административного регламента предусмотрено, что информирование о положительном рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка для строительства - выставление земельного участка на торги с проведением работ по формированию либо отказ в формировании земельного участка на торги (конкурсы, аукционы) оформляется письмом за подписью руководителя Департамента либо заместителя руководителя Департамента (на период отпуска, длительной командировки или болезни руководителя).
Таким образом, судом правильно отклонен довод предпринимателя об отсутствии у заместителя начальника Департамента земельных и имущественных отношений Окружной администрации города Якутска полномочий на принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка, поскольку как следует из положений административного регламента, указанное должностное лицо лишь подписывает информационное письмо о принятом главой или уполномоченным заместителем главы Администрации решении.
Кроме того, апелляционный суд принимает во внимание, что согласно пункту 1.1 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, утвержденного решением Якутской городской Думы от 14.06.2012 N РЯГД-46-9, Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - Департамент) является отраслевым (функциональным) органом местной администрации, входящим в структуру Окружной администрации города Якутска, осуществляющим функции в сфере управления муниципальным имуществом, а также в сфере контроля за использованием земель в городском округе "город Якутск", управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск", в рамках осуществления органами местного самоуправления городского округа "город Якутск" полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.
При этом довод заявителя жалобы о принятии судом первой инстанции решения относительно прав и обязанностей лица, не привлеченного к участию в деле, отклоняется апелляционным судом как необоснованный и не соответствующий фактическим обстоятельствам дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, письмом N 4092-ДИЗО/14 от 29.04.2014 Администрация сообщила предпринимателю об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка, который мотивирован тем, что формирование на торги испрашиваемого земельного участка, невозможно, по причине его наложения на участок с кадастровым номером 14:36:105021:466, занятым многоквартирным жилым домом, и принадлежащим на праве общей долевой собственности третьим лицам.
Судом правильно установлено, что данная формулировка отказа соответствует абзацу 5 пункта 2.16 Административного регламента, в соответствии с которым основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги, является установление нарушения прав третьих лиц.
При этом довод заявителя жалобы о том, что суд ошибочно руководствовался абзацем 5 пункта 2.16 Административного регламента, тогда как такие основания для отказа предусмотрены пунктом 2.17 Административного регламента, т.е. применил норму права, не подлежащую применению, отклоняется апелляционным судом как несостоятельный, поскольку основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги предусмотрены пунктом 2.16 Административного регламента предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предварительного согласования мест размещения объектов, утвержденного Постановлением Окружной администрации г. Якутска от 29.06.2012 N 109п, тогда как заявитель жалобы ссылается на иной нормативный правовой акт - Постановление Окружной администрации г. Якутска от 29.06.2012 N 107п "Об утверждении Административного регламента предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги "Предоставление земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством".
Указанное решение об отказе в предоставлении земельного участка было принято Администрацией на основании выданного Департаментом градостроительной политики Окружной администрации города Якутска градостроительного заключения от 02.04.2014 N 347-14, в соответствии с которым границы испрашиваемого земельного участка поставлены на кадастровый учет с кадастровым номером 14:36:105021:466.
В статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон о государственном кадастре недвижимости), пунктом 3 части 1 статьи 7 которого предусмотрено, что описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, отнесено к числу уникальных характеристик, вносимых в государственный кадастр недвижимости.
При этом объем сведений местоположения границ земельного участка вносимых в государственный кадастр недвижимости установлен пунктом 64 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядка ведения государственного кадастра недвижимости), в соответствии с которым, в реестр вносятся следующие сведения о местоположении границы земельного участка: список координат (обозначения характерных точек границы земельного участка, описание их закрепления на местности, координаты характерных точек границы земельного участка в метрах с округлением до 0,01 метра и с указанием погрешности определения, система координат); дополнительные сведения, уточняющие описание отдельных частей границы земельного участка (наименования природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения, в том числе линейных объектов, если местоположение отдельных частей границы земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов).
В соответствии с пунктом 62 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, внесение сведений в Реестр, в том числе, в случаях постановки на учет объекта недвижимости завершается подготовкой: кадастрового паспорта объекта недвижимости; кадастровой выписки об объекте недвижимости.
Вопреки утверждению заявителя жалобы Администрацией в материалы дела представлена кадастровая выписка от 16.07.2014 N 14/13-387383 о земельном участке площадью 1983 кв. м, расположенном по адресу: г. Якутск, ул. Короленко, д. 46, кадастровый номер 14:36:105021:466, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости 07.11.2013 (т. 1 л.д. 99), данной выпиской в полной мере опровергается утверждение предпринимателя об отсутствие сведений о границах данного земельного участка. Из представленной выписки также следует, что на земельном участке с кадастровым номером 14:36:105021:466 располагается многоквартирный жилой дом.
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, которому пунктом 4 части 1 названной статьи отнесен земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом в абзаце втором пункта 2.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова" разъяснено, что в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно признана несостоятельной ссылка предпринимателя на отсутствие в едином государственном реестре прав на недвижимое и сделок с ним сведений о правообладателях земельного участка, имеющего кадастровый номер 14:36:105021:466.
При указанных обстоятельствах, судом правильно признано, что оспариваемое решение Администрации об отказе в предоставлении земельного участка для строительства аптеки, оформленное в виде письма от 29.04.2014 N 4092-ДИЗО/14, принято в соответствии с действующим земельным законодательством, Административным регламентом и не нарушает прав и законных интересов предпринимателя, что исключает возможность удовлетворения его заявления. Предоставление испрашиваемого предпринимателем земельного участка с проведением работ по его формированию включающего в себя выполнение кадастровых работ в соответствии с Законом о государственном кадастре недвижимости затрагивает права третьих лиц, а именно собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Короленко, д. 46. Более того, поскольку земельный участок с кадастровым номером 14:36:105021:466 в силу прямого указания закона является собственностью указанных третьих лиц, у Администрации в принципе отсутствуют полномочия по распоряжению указанным земельным участком.
Довод предпринимателя о чрезмерности площади сформированного земельного участка необходимой для использования многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Короленко, д. 46, судом обоснованно отклонен, поскольку такой вопрос не является предметом судебного разбирательства по настоящему делу.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой основаны на субъективной оценке и предположениях, не подтвержденных соответствующими доказательствами, проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают в силу неверного толкования норм права заявителем жалобы, поэтому не могут быть учтены как не имеющие правового значения и не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 1 августа 2014 года по делу N А58-2282/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
Э.В.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.10.2014 ПО ДЕЛУ N А58-2282/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2014 г. по делу N А58-2282/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 октября 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гагарина Александра Сергеевича на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 1 августа 2014 года по делу N А58-2282/2014 (суд первой инстанции - Евсеева. Е.А.),
установил:
индивидуальный предприниматель Гагарин Александр Сергеевич (ОГРН 306143530400080, ИНН 143523197309, далее - ИП Гагарин А.С.) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907, далее - администрация) о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства аптеки, оформленного в форме письма от 29.04.2014 N 4092-ДИЗО/14 (на исх. N 200965) и обязании устранить нарушение прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 1 августа 2014 года по делу N А58-2282/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Гагарин А.С. обратился с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта по мотивам, изложенным в жалобе.
Отзыв на апелляционную жалобу администрация не представила.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 13.09.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Гагарин Александр Сергеевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 306143530400080, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на 19.05.2014, свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
25.03.2014 года предприниматель через государственное автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республики Саха (Якутия) обратился в Администрацию с заявлением от 15.03.2014 о предоставлении земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, в соответствии с которым предприниматель просит предоставить в аренду земельный участок, находящийся по адресу: г. Якутск, ул. Короленко, ориентировочной площадью 1 000 кв. м, для строительства аптеки.
Письмом N 4092-ДИЗО/14 от 29.04.2014 Администрация сообщила предпринимателю об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка, при этом в письме указано на то, что формирование на торги земельного участка, ориентировочной площадью 1 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Короленко, под строительство аптеки невозможно по причине его наложения на участок с кадастровым номером 14:36:105021:466, занятый многоквартирным жилым домом и принадлежащий на праве общей долевой собственности третьим лицам.
Не согласившись с указанным отказом, предприниматель обратился в суд с заявлением о признании его недействительным.
Апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу статей 28 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьей 11 названного Кодекса.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта установлен в пункте 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, а порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - в пункте 5 той же статьи.
Как установлено судом и следует из материалов дела, предприниматель обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.
Из положений пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
2) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
3) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
При этом формирование земельного участка в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации включает в себя выполнение кадастровых работ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, определение разрешенного использования земельного участка, определение технических условий объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за такое подключение, принятие решения о проведении торгов или предоставлении земельных участков без проведения торгов, публикация сообщения о проведении торгов или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" на органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги возложена обязанность предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Постановлением Окружной администрацией города Якутска от 29.06.2012 N 109п утвержден административный регламент предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предварительного согласования мест размещения объектов" - (далее - административный регламент).
Согласно пункту 2.2 Административного регламента предоставление муниципальной услуги осуществляется Окружной администрацией города Якутска. Ответственным структурным подразделением Окружной администрацией города Якутска при предоставлении муниципальной услуги является Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрацией города Якутска.
В соответствии с пунктами 2.8 административного регламента муниципальная услуга предоставляется при поступлении заявления о предоставлении земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объектов, удовлетворяющее требованиям пунктов 2.8.1, 2.8.2 административного регламента.
Административные процедуры, осуществляемые в рамках предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предварительного согласования мест размещения объектов" содержатся в пункте 3.1 Административного регламента.
В частности, одной из таких процедур является процедура рассмотрения главой Администрации или уполномоченным заместителем главы Администрации заявления о предоставлении земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 3.22 Административного регламента, глава или уполномоченный заместитель главы Администрации рассматривает и принимает решение о возможности выставления земельного участка на торги (конкурс, аукцион) с проведением работ по формированию либо об отказе в формировании земельного участка на торги (конкурсов, аукционов) по основаниям, указанным в пункте 2.16 настоящего Административного регламента. Решение главы или уполномоченного заместителя главы Администрации оформляется протоколом рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка для строительства.
При этом пунктом 3.23 Административного регламента предусмотрено, что информирование о положительном рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка для строительства - выставление земельного участка на торги с проведением работ по формированию либо отказ в формировании земельного участка на торги (конкурсы, аукционы) оформляется письмом за подписью руководителя Департамента либо заместителя руководителя Департамента (на период отпуска, длительной командировки или болезни руководителя).
Таким образом, судом правильно отклонен довод предпринимателя об отсутствии у заместителя начальника Департамента земельных и имущественных отношений Окружной администрации города Якутска полномочий на принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка, поскольку как следует из положений административного регламента, указанное должностное лицо лишь подписывает информационное письмо о принятом главой или уполномоченным заместителем главы Администрации решении.
Кроме того, апелляционный суд принимает во внимание, что согласно пункту 1.1 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, утвержденного решением Якутской городской Думы от 14.06.2012 N РЯГД-46-9, Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - Департамент) является отраслевым (функциональным) органом местной администрации, входящим в структуру Окружной администрации города Якутска, осуществляющим функции в сфере управления муниципальным имуществом, а также в сфере контроля за использованием земель в городском округе "город Якутск", управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск", в рамках осуществления органами местного самоуправления городского округа "город Якутск" полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.
При этом довод заявителя жалобы о принятии судом первой инстанции решения относительно прав и обязанностей лица, не привлеченного к участию в деле, отклоняется апелляционным судом как необоснованный и не соответствующий фактическим обстоятельствам дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, письмом N 4092-ДИЗО/14 от 29.04.2014 Администрация сообщила предпринимателю об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка, который мотивирован тем, что формирование на торги испрашиваемого земельного участка, невозможно, по причине его наложения на участок с кадастровым номером 14:36:105021:466, занятым многоквартирным жилым домом, и принадлежащим на праве общей долевой собственности третьим лицам.
Судом правильно установлено, что данная формулировка отказа соответствует абзацу 5 пункта 2.16 Административного регламента, в соответствии с которым основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги, является установление нарушения прав третьих лиц.
При этом довод заявителя жалобы о том, что суд ошибочно руководствовался абзацем 5 пункта 2.16 Административного регламента, тогда как такие основания для отказа предусмотрены пунктом 2.17 Административного регламента, т.е. применил норму права, не подлежащую применению, отклоняется апелляционным судом как несостоятельный, поскольку основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги предусмотрены пунктом 2.16 Административного регламента предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предварительного согласования мест размещения объектов, утвержденного Постановлением Окружной администрации г. Якутска от 29.06.2012 N 109п, тогда как заявитель жалобы ссылается на иной нормативный правовой акт - Постановление Окружной администрации г. Якутска от 29.06.2012 N 107п "Об утверждении Административного регламента предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги "Предоставление земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством".
Указанное решение об отказе в предоставлении земельного участка было принято Администрацией на основании выданного Департаментом градостроительной политики Окружной администрации города Якутска градостроительного заключения от 02.04.2014 N 347-14, в соответствии с которым границы испрашиваемого земельного участка поставлены на кадастровый учет с кадастровым номером 14:36:105021:466.
В статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон о государственном кадастре недвижимости), пунктом 3 части 1 статьи 7 которого предусмотрено, что описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, отнесено к числу уникальных характеристик, вносимых в государственный кадастр недвижимости.
При этом объем сведений местоположения границ земельного участка вносимых в государственный кадастр недвижимости установлен пунктом 64 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядка ведения государственного кадастра недвижимости), в соответствии с которым, в реестр вносятся следующие сведения о местоположении границы земельного участка: список координат (обозначения характерных точек границы земельного участка, описание их закрепления на местности, координаты характерных точек границы земельного участка в метрах с округлением до 0,01 метра и с указанием погрешности определения, система координат); дополнительные сведения, уточняющие описание отдельных частей границы земельного участка (наименования природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения, в том числе линейных объектов, если местоположение отдельных частей границы земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов).
В соответствии с пунктом 62 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, внесение сведений в Реестр, в том числе, в случаях постановки на учет объекта недвижимости завершается подготовкой: кадастрового паспорта объекта недвижимости; кадастровой выписки об объекте недвижимости.
Вопреки утверждению заявителя жалобы Администрацией в материалы дела представлена кадастровая выписка от 16.07.2014 N 14/13-387383 о земельном участке площадью 1983 кв. м, расположенном по адресу: г. Якутск, ул. Короленко, д. 46, кадастровый номер 14:36:105021:466, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости 07.11.2013 (т. 1 л.д. 99), данной выпиской в полной мере опровергается утверждение предпринимателя об отсутствие сведений о границах данного земельного участка. Из представленной выписки также следует, что на земельном участке с кадастровым номером 14:36:105021:466 располагается многоквартирный жилой дом.
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, которому пунктом 4 части 1 названной статьи отнесен земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом в абзаце втором пункта 2.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова" разъяснено, что в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно признана несостоятельной ссылка предпринимателя на отсутствие в едином государственном реестре прав на недвижимое и сделок с ним сведений о правообладателях земельного участка, имеющего кадастровый номер 14:36:105021:466.
При указанных обстоятельствах, судом правильно признано, что оспариваемое решение Администрации об отказе в предоставлении земельного участка для строительства аптеки, оформленное в виде письма от 29.04.2014 N 4092-ДИЗО/14, принято в соответствии с действующим земельным законодательством, Административным регламентом и не нарушает прав и законных интересов предпринимателя, что исключает возможность удовлетворения его заявления. Предоставление испрашиваемого предпринимателем земельного участка с проведением работ по его формированию включающего в себя выполнение кадастровых работ в соответствии с Законом о государственном кадастре недвижимости затрагивает права третьих лиц, а именно собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Короленко, д. 46. Более того, поскольку земельный участок с кадастровым номером 14:36:105021:466 в силу прямого указания закона является собственностью указанных третьих лиц, у Администрации в принципе отсутствуют полномочия по распоряжению указанным земельным участком.
Довод предпринимателя о чрезмерности площади сформированного земельного участка необходимой для использования многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Короленко, д. 46, судом обоснованно отклонен, поскольку такой вопрос не является предметом судебного разбирательства по настоящему делу.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой основаны на субъективной оценке и предположениях, не подтвержденных соответствующими доказательствами, проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают в силу неверного толкования норм права заявителем жалобы, поэтому не могут быть учтены как не имеющие правового значения и не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 1 августа 2014 года по делу N А58-2282/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
Э.В.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)