Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.11.2014 N 18АП-12630/2014, 18АП-12631/2014 ПО ДЕЛУ N А47-9163/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2014 г. N 18АП-12630/2014, 18АП-12631/2014

Дело N А47-9163/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации города Оренбурга и общества с ограниченной ответственностью "ЗападноАбдулинО" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.09.2014 по делу N А47-9163/2012 (судья Евдокимова Е.В.).
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "ЗападноАбдулинО" - Ярлова Юлия Николаевна (доверенность от 12.11.2014).

Общество с ограниченной ответственностью "ЗападноАбдулинО" (далее по тексту - заявитель, общество, ООО "ЗападноАбдулинО") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Администрации города Оренбурга (далее - Администрация, заинтересованное лицо), Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга (далее - Департамент, заинтересованное лицо) в котором просило:
1) признать незаконным бездействие Администрации г. Оренбурга по публикации информации о возможном предоставлении земельного участка под строительство путем публикации в газете "Вечерний Оренбург" информации о земельном участке площадью 2 500 кв. м в районе дома по ул. Советской N 50 в г. Оренбург с кадастровым номером 56:44:0220001:9, в частности ООО "ЗападноАбдулинО", законные интересы которого затронуты в связи с представлением указанного земельного участка для строительства;
2) признать незаконными действия Администрации г. Оренбурга по утверждению градостроительного заключения от 08.04.2011 о функциональном назначении земельного участка в районе ул. Советской, 50, подготовленного по результатам работ, проведенных по выбору земельного участка по обращению Управление строительства и дорожного хозяйства администрации города от 07.04.2011 N 1-24/1130 для последующего обращения в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений по Оренбургской области.
3) признать незаконными действия Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга по подготовке к предоставлению земельного участка площадью 2 500 кв. м в районе дома по ул. Советской N 50 в г. Оренбург с кадастровым номером 56:44:0220001:9 под строительство Управлению строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга, а именно:
- - действия по утверждению схемы расположения земельного участка площадью 2 500 кв. м в районе дома по ул. Советской N 50 в г. Оренбург с кадастровым номером 56:44:0220001:9 на кадастровом плане в кадастровом квартале 56:44:0220001;
- - действия по согласованию акта выбора указанного земельного участка согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане, утвержденной 08.04.2011 главным архитектором г. Оренбурга Бреневым С.Л.;
- - действия по уточнению площади земельного участка с кадастровым номером 56:44:0220001:9 на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, считая его площадью 2 500 кв. м, по уточнению местоположения и разрешенного использования на основании Распоряжения Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации г. Оренбурга от 29.03.2012 N 1399-р (требования изложены с уточнений заявленных требований, принятых судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объединения в одно производство дел N А47-9163/2012 и N А47-4591/2013 определением суда первой инстанции от 13.08.2013, а также прекращения производство по делу в части требований общества с ограниченной ответственностью "Атриум" определением Арбитражного суда Оренбургской области от 20.12.2013).
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 02.07.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений по Оренбургской области (далее - Министерство) и Управление строительства и дорожного хозяйства администрации г. Оренбурга (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 14.09.2014 (резолютивная часть оглашена 27.08.2014) требования ООО "ЗападноАбдулинО" удовлетворены частично. Суд признал незаконными действия Администрации г. Оренбурга по утверждению градостроительного заключения от 08.04.2011 о функциональном назначении земельного участка в районе ул. Советская, 50, подготовленного по результатам работ, проведенных по выбору земельного участка по обращению Управления строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга от 07.04.2011 г. N 1-24/1130 для последующего обращения в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, с возложением на Администрацию г. Оренбурга обязанности устранить нарушение прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении остальной части требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель и заинтересованное лицо Администрация, обжаловав его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Администрация (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить в части удовлетворения заявленных обществом требований, принять по делу новый судебный акт об отказе в их удовлетворении.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции об отказе в приостановлении производства по настоящему делу, до разрешения искового заявление Администрации к ООО "ЗападноАбдулинО" о признании отсутствующим права на незавершенный строительством торгово-административный комплекс "Атриум", назначение нежилое, инв. N 18-110, адрес: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Советская, N 50. По мнению апеллянта, решение названного вопроса исключает заинтересованность заявителя по настоящему делу.
Также апеллянт ссылается на недоказанность обстоятельства расположения незавершенного строительством торгово-административного комплекса "Атриум" на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0220001:9.
В апелляционной жалобе ООО "ЗападноАбдулинО" (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворения заявленных обществом требований, принять по делу новый судебный акт об их удовлетворении.
Считает необоснованными выводы суда первой инстанции в части оценки правомерности бездействия Администрации г. Оренбурга по публикации информации о возможном предоставлении земельного участка под строительство путем публикации в газете "Вечерний Оренбург" информации о земельном участке площадью 2 500 кв. м в районе дома по ул. Советской N 50 в г. Оренбург с кадастровым номером 56:44:0220001:9, поскольку предусмотренных пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации действий Администрацией не выполнено. При этом, публикация, осуществленная Министерством, являлась ненадлежащей, поскольку содержала сведения, которые не соответствовали внесенным в государственный кадастр недвижимости.
Оспаривая выводы суда первой инстанции относительно отсутствия восстановления прав ООО "ЗападноАбдулинО" решением о признании незаконными обжалуемых действий Департамента, которые явились частью процедуры предоставления спорного земельного участка Управлению, ссылается на неправильное применение статей 198 - 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Полагает, что судом первой инстанции не была дана оценка несоответствия таких действий закону и нарушению прав собственника объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке.
Администрацией города Оренбурга представлен отзыв на апелляционную жалобу общества "ЗападноАбдулинО", в котором указано на несогласие с доводами апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание участвующие в деле лица, за исключением представителя заявителя, не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в их отсутствие.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, заявив возражения по жалобе Администрации. Кроме того, заявил ходатайство об объявлении перерыва в судебном заседании, в связи с получением сведений о наличии дополнительных доказательств обоснованности заявленных требований.
Учитывая направленность ходатайства на приобщение дополнительных доказательств подателем апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из положений части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", ограничивающих принятие новых доказательств, за исключаем случаев обоснования заявителем невозможности их представления в суд первой инстанции по не зависящим от него уважительным причинам. При отсутствии такого обоснования, оснований для объявления перерыва в судебном заседании судебной коллегией не установлено.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 07.06.2006 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о государственной регистрации права собственности общества "Атриум" на незавершенный строительством объект - торгово-административный комплекс "Атриум", расположенный по адресу: г. Оренбург, ул. Советская, д. 50 (свидетельство о государственной регистрации права на л.д. 101 т. 1).
На основании договора купли-продажи от 03.10.2006 за ООО "ЗападноАбдулинО" 03.04.2013 было зарегистрировано право собственности на названный объект незавершенного строительством торгово-административный комплекс "Атриум" (свидетельство о государственной регистрации права на л.д. 26 т. 4).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области N А47-14642/2012 Администрации города Оренбурга было отказано в удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью "Атриум" и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о внесении изменений в свидетельство о государственной регистрации права собственности от 07.06.2006 56 АА N 240087 - после слов "незавершенный строительством торгово-административный комплекс "Атриум" словами "Блок Б", 33% незавершенности.
В настоящее время на разрешении Арбитражного суда Оренбургской области находится исковое заявление Администрации к ООО "ЗападноАбдулинО" о признании отсутствующим права на незавершенный строительством торгово-административный комплекс "Атриум", назначение нежилое, инв. N 18-110, адрес: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Советская, N 50 (дело N А47-7274/2014).
Из обстоятельств, установленных судебными актами по делу N А47-14642/2012, незавершенный строительством торгово-административный комплекс "Атриум" состоит из двух функционально самостоятельных объектов - блоков "А" и "В", объединенных двумя подземными уровнями в единую пространственную систему.
В целях строительства торгово-административного комплекса сформировано два земельных участка: земельный участок с кадастровым номером 56:44:0000000:0012 площадью 6946 кв. м, с разрешенным использованием: строительство нулевого цикла торгово-административного комплекса "Атриум", и земельный участок с кадастровым номером 56:44:0220001:0009 площадью 3053 кв. м, с разрешенным использованием: строительство нулевого цикла торгово-административного комплекса "Атриум" (блок "А") (кадастровый паспорт на л.д. 47 т. 4).
Заявлениями от 15.09.2010 и 21.10.2010 ООО "ЗападноАбдулинО" обращалось в Администрацию города Оренбурга с заявлениями о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 56:44:0220001:0009 в аренду для целей завершения строительства (т. 4 л.д. 20-23).
08.04.2011 Администрацией города Оренбурга утверждено градостроительное заключение о функциональном назначении земельного участка в районе ул. Советской, 50, подготовленного по результатам работ, проведенных по выбору земельного участка по обращению Управления строительства и дорожного хозяйства администрации города от 07.04.2011 N 1-24/1130 для последующего обращения в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений по Оренбургской области (т. 5 л.д. 118).
26.12.2011 на основании заявления Управления строительства и дорожного хозяйства администрации г. Оренбурга, Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений по Оренбургской области вынесено и утверждено Распоряжение N 3339-р от 26.12.2011 "О предварительном согласовании места размещения административного здания в районе дома N 50 по ул. Советской в г. Оренбурге и утверждении акта о выборе земельного участка примерной площадью 2500 кв. м для целей строительства" (т. 1 л.д. 88). Данным распоряжением Управлению строительства и дорожного хозяйства администрации г. Оренбурга согласовано место размещения объекта и утвержден акт о выборе земельного участка для строительства административного здания Управления строительства и дорожного хозяйства администрации г. Оренбурга в районе ул. Советской, 50 в г. Оренбурге.
Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга издано распоряжение от 09.02.2012 N 742-р "Об утверждении схемы расположения и образовании земельного участка по ул. Советской в г. Оренбурге для строительства", на основании которого утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане в кадастровом квартале 56:44:0220001, а также образованы земельные участки путем раздела земельного участка с кадастровым номером 56:44:0220001 площадью 3053 кв. м: земельный участок площадью 2 500 кв. м из земель, находящихся в государственной собственности, на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане. Местоположение: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Советская. Земельный участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала 56:44:0220220001. Разрешенное использование: земельные участка, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, под строительство административного здания; земельные участки площадью 318 кв. м, 188 кв. м, 47 кв. м считать государственной собственностью (т. 1 л.д. 29).
29.03.2012 Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга издано распоряжение N 1399-р "Об утверждении схемы расположения и уточнении площади земельного участка по ул. Советской для строительства административного здания" (т. 5 л.д. 116), которым отменено распоряжение Департамента от 09.02.2012 N 742-р "Об утверждении схемы расположения и образовании земельного участка по ул. Советской в г. Оренбурге для строительства" (т. 1 л.д. 29); утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане в кадастровом квартале 56:44:0220001; уточнена площадь земельного участка с кадастровым номером 56:44:0220001:9 на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, считая его площадью 2500 кв. м, местоположение: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Советская.
Ссылаясь на незаконность действий Администрации города Оренбурга и Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга, направленных на формирование и предоставление земельного участка с кадастровым номером 56:44:0220001:9, расположенного по ул. Советской, 50 в городе Оренбург иному лицу, в нарушение прав собственника незавершенного строительством торгово-административного комплекса "Атриум", расположенного на указанном земельном участке, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции не нашел оснований для применения положений статей 143, 144 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и приостановления производства по настоящему делу до рассмотрения в рамках дела N А47-7274/2014 исковых требований Администрации города Оренбурга о признании отсутствующим права собственности ООО "ЗападноАбдулинО" на незавершенный строительством торгово-административный комплекс "Атриум", разъяснив лицам, участвующим в деле право обращения с заявлением о пересмотре дела по новым обстоятельствам в порядке главы 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установив наличие зарегистрированного права собственности на объект недвижимости: незавершенный строительством торгово-административный комплекс "Атриум", расположенный на земельном участке по адресу: г. Оренбург, ул. Советская, 50, суд признал незаконными действия Администрации, совершенные в отношении застроенного земельного участка по утверждению градостроительного заключения о функциональном назначении земельного участка, подготовленного по результатам работ, проведенных по выбору земельного участка по обращению Управления строительства и дорожного хозяйства администрации города.
Отказывая в признании незаконным бездействия Администрации г. Оренбурга по публикации информации о возможном предоставлении спорного земельного участка под строительство, суд пришел к выводу о том, что обязанность по информированию населения о предстоящем предоставлении земельного участка лежит на Министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений по Оренбургской области, которым были совершены соответствующие действия.
Оснований для признания незаконными обжалуемых действий Департамента судом первой инстанции не установлено, в силу отсутствия их непосредственного влияния на возникновение и прекращение прав общества на спорный земельный участок, при том, что их результат - ненормативные акты об утверждении схемы расположения земельного участка и акта выбора земельного участка оспариваются заявителем в самостоятельном производстве.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов настоящего дела следует, что оспариваемые заявителем действия (бездействия) выполнены в связи с обращением Управления строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга о предоставлении земельного участка для целей строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта включает в себя последовательные действия: выбор земельного участка; проведение работ по его формированию; постановку данного земельного участка на государственный кадастровый учет по правилам статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации; принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Из системного толкования указанных норм и правовой позиции, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.05.2012 N 604/12, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что вышеназванными положениями Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление для целей строительства незастроенных (свободных) земельных участков.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 статьи 12 Закона Оренбургской области от 16.11.2002 N 317/64-III-ОЗ "О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области" распоряжение в административном центре Оренбургской области незастроенными земельными участками, собственность на которые не разграничена (за рядом исключений) отнесено к полномочиям Министерства.
В соответствии с Законом Оренбургской области от 16 ноября 2002 года N 317/64-III-ОЗ "О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области" постановлением Правительства Оренбургской области 03.05.2007 N 166-п утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Оренбургской области - городе Оренбурге (далее - Порядок предоставления земельных участков в г. Оренбурге).
Согласно пункту 2.5.1 названного порядка, лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в Министерство с письменным заявлением (о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта).
Пунктом 2.5.2 названного Порядка предусмотрено, что Министерство, помимо прочего, направляет копию заявления с представленными материалами, характеризующими испрашиваемый земельный участок, в уполномоченный орган местного самоуправления для проведения последним с участием Комитета по градостроительству и архитектуре в соответствии с федеральным законодательством мероприятий по подготовке градостроительного заключения о функциональном назначении и разрешенном использовании земельного участка, ограничениях в его использовании и застройке, благоустройстве территории в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий); подготовке и утверждению уполномоченным органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории или по подготовке и утверждению уполномоченным органом местного самоуправления схем расположения на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий свободных от прав третьих лиц земельных участков, которые соответствуют изложенным в заявлении требованиям, что полностью соответствует требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
После поступления от уполномоченного органа местного самоуправления документов, подготовленных по итогам проведения мероприятий, указанных в подпункте 2.5.2 Порядка, Министерство информирует заявителя о возможности предоставления земельного участка.
Таким образом, утвержденное органом местного самоуправления градостроительное заключение определяет возможность использования земельного участка для испрашиваемых целей.
В соответствии с имеющимися в материалах дела доказательствами, градостроительное заключение от 08.04.2011 о функциональном назначении земельного участка в районе ул. Советской, 50, подготовленное по результатам работ, проведенных по выбору земельного участка по обращению Управление строительства и дорожного хозяйства администрации города содержит сведения о свободном от застройки земельном участке площадью 2 500 кв. м, находящемся в границах земельного участка участок с кадастровым номером 56:44:0220001:9, при том, что на указанном земельном участке расположен незавершенный строительством торгово-административный комплекс "Атриум", принадлежащий в настоящее время ООО "ЗападноАбдулинО".
Указанное обстоятельство, вопреки доводам апеллянта, установлено вступившими в законную силу судебными актами по делу N А47-11213/2012, в рамках которого Администрацией города Оренбурга были заявлены требования к ООО "ЗападноАбдулинО" об освобождении земельного участка с кадастровым номером 56:44:0220001:9. Названными судебными актами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 56:44:0220001:9 изначально был предоставлен органом местного самоуправления для целей строительства торгово-административного комплекса, в настоящее время право на его использование имеет ООО"ЗападноАбдулинО", как собственник объекта незавершенного строительства.
Наличие на рассмотрении Арбитражного суда Оренбургской области иска Администрации об оспаривании права собственности общества "ЗападноАбдулинО" (о признании права отсутствующим) не может быть признано обстоятельством, исключающим оценку законности действия Администрации г. Оренбурга по утверждению градостроительного заключения от 08.04.2011 о функциональном назначении земельного участка.
Исходя из части 1 статьи 198, пункта 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд проверяет соответствие оспариваемого ненормативного акта (действия или бездействия должностного лица) закону на момент его вынесения (совершения).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 52 Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
При таких обстоятельствах, возможность последующего признания зарегистрированного права отсутствующим, не является основанием для вывода о законности действий Администрации в момент их совершения.
На этом основании, принимая во внимание сроки производства по настоящему делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии предусмотренных статьями 143, 144 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для приостановления производства по настоящему делу.
С учетом названного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы Администрации отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы ООО "ЗападноАбдулинО" судебная коллегия также считает необоснованными.
В силу пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2011 N 137-ФЗ, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.6 Порядка предоставления земельных участков в г. Оренбурге, Министерство принимает решения о предоставлении земельных участков в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 2.5.4 названного порядка, в случае отсутствия оснований, свидетельствующих о невозможности предоставления земельного участка, Министерство информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка под строительство путем публикации в газете "Оренбуржье" или в иных средствах массовой информации информационного сообщения о земельном участке. Форма и содержание публикации устанавливаются Министерством.
В материалы дела представлены доказательства произведенной Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений по Оренбургской области совместно с Администрацией города Оренбурга, публикации информации о предстоящем предоставлении Управлению строительства и дорожного хозяйства администрации г. Оренбурга на праве постоянного (бессрочного) пользования расположенного в северо-западной части кадастрового квартала 56:44:02 20 001 земельного участка примерной площадью 2500 кв. м для целей строительства в районе ул. Советской, 50, в г. Оренбурге (т. 5 л.д. 5). Таким образом, бездействия органом местного самоуправления не допущено.
Вопреки утверждениям апеллянта, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что указание адресного ориентира земельного участка позволяет его идентифицировать в качестве объекта предстоящего предоставления в целях выявление возможных возражений населения против размещения конкретного объекта, а также выявление иных претендентов на застройку испрашиваемого земельного участка. Несоответствие приведенных в публикации сведений, внесенным в государственный кадастр недвижимости, возможности определения земельного участка не исключает.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворении требований заявителя о признании недействительными действий Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга по подготовке к предоставлению земельного участка площадью 2 500 кв. м в районе дома по ул. Советской N 50 в г. Оренбург с кадастровым номером 56:44:0220001:9 под строительство Управлению строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга - по утверждению схемы расположения земельного участка, по согласованию акта выбора указанного земельного участка, по уточнению площади земельного участка, являются правильными.
Указанные действия непосредственно не влекут за собой изменение прав и обязанностей ООО "ЗападноАбдулинО" в отношении земельного участка, занятого недвижимым имуществом, принадлежащим заявителю, и необходимого для его использования. Результатом оспариваемых действий являются ненормативные акты об утверждении схемы расположения земельного участка и уточнения площади земельного участка, об утверждении акта выбора указанного земельного участка согласно схеме расположения земельного участка, которые оспариваются заявителем в самостоятельном порядке.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными: для физических лиц - 200 рублей; для организаций - 2 000 руб.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов уплачивается 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Таким образом, лица, обращающиеся с апелляционными жалобами на перечисленные судебные акты по делам, указанным в подпунктах 3, 6, 8, 10, 11 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, уплачивают государственную пошлину в размере 50 процентов от предусмотренной соответствующим подпунктом суммы.
Излишне уплаченная ООО "ЗападноАбдулинО" по чеку-ордеру от 13.10.2014 государственная пошлина в размере 1 000 руб. подлежит возврату указанному лицу, расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в размере 1 000 руб. подлежат отнесению на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.09.2014 по делу N А47-9163/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации города Оренбурга и общества с ограниченной ответственностью "ЗападноАбдулинО" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЗападноАбдулинО" из федерального бюджета 1000 руб. - излишне уплаченную государственную пошлину по чеку-ордеру от 13.10.2014.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
И.Ю.СОКОЛОВА

Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Л.В.ПИВОВАРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)