Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.03.2015 по делу N А07-19330/2014 (судья Архиереев Н.В.).
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Строй-Индустрия" - Янбарисов Вадим Камилевич (доверенность от 05.05.2015).
Общество с ограниченной ответственностью "Строй-Индустрия" (далее - заявитель, общество, ООО "Строй-Индустрия") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:55:040603:84, выраженного в письме Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 10.07.2014 исх. N 7191, с возложением на Администрацию обязанности по заключению договора аренды вышеназванного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - третье лицо, Управление).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.03.2015 (резолютивная часть оглашена 24.02.2014) требования ООО "Строй-Индустрия" удовлетворены. Суд признал недействительным, ввиду несоответствия статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации, отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении в аренду ООО "Строй-Индустрия" земельного участка с кадастровым номером 02:55:040603:84, выраженный в письме Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан исх. N 7191 от 10.07.2014. Обязал Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пятнадцатидневный срок с момента вступления в законную силу настоящего решения суда принять решение о предоставлении в аренду ООО "Строй-Индустрия" земельного участка с кадастровым номером 02:55:040603:84, и в месячный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения суда направить в адрес ООО "Строй-Индустрия" проект договора аренды данного земельного участка.
С вынесенным решением не согласилась Администрация, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель апелляционной жалобы ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции о наличии у ООО "Строй-Индустрия" права на приобретение испрашиваемого земельного участка в аренду. Указывает на истечение в мае 2010 года срока действия градостроительного заключения, которое является информационным документом органа, уполномоченного в области градостроительной деятельности, и содержит сведения о документах территориального планирования, а также необходимых согласованиях для принятия решения о возможности использования и предоставлении земельного участков.
По мнению апеллянта, снятие 05.08.2013 с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 02:55:040603:69 исключает возможность принятия решения о его предоставлении в аренду.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание заинтересованное лицо и третье лицо не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представителем ООО "Строй-Индустрия" заявлены возражения на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 15.04.2009 ООО "Строй-Индустрия" обратилось в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о подготовке градостроительного заключения для проектирования и строительства многофункционального комплекса в д. Жилино, у автодороги "Южный подъезд" к г. Уфе с мостовым переходом через р. Уфа в районе "Каменной переправы" в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан (л.д. 27).
14.05.2009 Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан было подготовлено градостроительное заключение N Г3-1530/ОПО, приложением к которому является схема размещения объекта (л.д. 27-29).
В соответствии с градостроительным заключением обществом были получены согласование Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан, санитарно-эпидемиологическое заключение, заключение Центра гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан (л.д. 30-35).
Протоколом заседания комиссии по землепользованию и застройке городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 16.03.2010 ООО "Строй-Индустрия" разрешено предоставление земельного участка и подготовка документации на разработку проекта размещения объекта с проведением процедуры публикации информационного сообщения (л.д. 36).
В газете "Вечерняя Уфа" от 27.03.2010 N 56 было опубликовано информационное сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка в д. Жилино, у автодороги "Южный подъезд" к г. Уфе с мостовым переходом через р. Уфа в районе "Каменной переправы" в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан для строительства, а также приеме заявок лиц, заинтересованных в использовании данного земельного участка (л.д. 45).
Из отчета специализированного муниципального учреждения "Центр недвижимости" следует, что по истечении указанного в публикации срока, заявок от других физических и юридических лиц, кроме заявителя, не поступало (л.д. 37).
25.04.2011 в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:55:040603:69 площадью 13404 кв. м по адресу: Октябрьский район города Уфа Республики Башкортостан д. Жилино, у автодороги "Южный подъезд" к г. Уфе с мостовым переходом через р. Уфа в районе "Каменной переправы", разрешенным использованием которого является для размещения многофункционального комплекса (л.д. 80).
На основании обращения ООО "Строй-Индустрия" от 27.03.2012 Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан был подготовлен проект постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении ООО "Строй-Индустрия" земельного участка с кадастровым номером 02:55:040603:69, относящегося к категории земель населенных пунктов, площадью 13 404 кв. м, у автодороги "Южный подъезд" к г. Уфе с мостовым переходом через р. Уфа в районе "Каменной переправы" в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан для проектирования и строительства многофункционального комплекса в аренду сроком на 3 года.
В преамбуле постановления указано на предоставление земельного участка в соответствии со статьями 22, пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 40).
25.02.2014 заявитель обратился в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением об оформлении договора аренды на вышеназванный земельный участок, представив дополнительно к вышеперечисленным документам кадастровый паспорт земельного участка, поставленного на кадастровый учет 30.08.2013 (л.д. 46).
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:55:040603:84 внесены в государственный кадастр недвижимости 30.08.2013 с адресными ориентирами и площадью аналогичным земельному участку с кадастровым номером 02:55:040603:69. Вместе с тем, сведения о категории и разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером 02:55:040603:84 не установлены (л.д. 38).
Письмом от 10.07.2014 N 7191 Управление по земельным ресурсам городского округа город Уфа Республики Башкортостан отказало обществу в предоставлении указанного земельного участка в аренду в связи с истечением срока действия градостроительного заключения N ГЗ-1530/ОПО от 14.05.2009.
Указав, что отказ в предоставлении вышеназванного земельного участка с кадастровым номером 02:55:040603:84 не соответствует закону и ссылаясь на порядок предоставления земельного участка для строительства, предусмотренный пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции пришел к выводу о соблюдении процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта путем получения обществом градостроительного заключения и решения комиссии по землепользованию и застройке. Установив, что срок действия градостроительного заключения не является пресекательным, суд признал незаконным отказ Администрации в предоставлении земельного участка обществу в аренду для строительства.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования места размещения объекта либо с предварительным согласованием места размещения объекта.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
После определения участка, подходящего для строительства объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, в силу пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Данная процедура включает в числе прочего работы по формированию земельного участка - подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикацию сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Подпунктом 3 пункта статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта возможно путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Согласно пункту 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.
Исходя из приведенных положений Земельного кодекса Российской Федерации возможность предоставления земельного участка для строительства в аренду без проведения торгов допускается в рамках реализации процедуры предоставления с предварительным согласованием места размещения, а также в рамках процедуры предоставления без предварительного согласования места размещения объекта при отсутствии иных заинтересованных в предоставлении земельного участка лиц.
Поскольку ООО "Строй-Индустрия" заявлены требования, направленные на предоставление ему земельного участка для строительства без проведения торгов, в рамках настоящего дела подлежит исследованию наличие каждого из вышеназванных оснований.
Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют сделать вывод, что изначально ООО "Строй-Индустрия" была инициирована процедура выбора земельного участка для строительства многофункционального комплекса. Об этом, в частности свидетельствуют изготовленные по заявлению общества градостроительное заключение по условиям размещения объекта, представленные в материалы дела согласования Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан, санитарно-эпидемиологическое заключение, заключение Центра гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан и отсутствие формирования земельного участка на момент совершения указанных действий по обращению общества (л.д. 30-35).
Вместе с тем, такая процедура не была завершена принятием решения о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, которые принимаются органом местного самоуправления в силу пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оценка в таком качестве градостроительного заключения N Г3-1530/ОПО 14.05.2009, подготовленного Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, является неправомерной.
Решение комиссии по землепользованию и застройке городского округа город Уфа Республики Башкортостан, оформленное протоколом от 16.03.2010, которым ООО "Строй-Индустрия" разрешено предоставление земельного участка и подготовка документации на разработку проекта размещения объекта также не является решением, принятым органом местного самоуправления в порядке пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с "Положением о комиссии по землепользованию и застройке городского округа город Уфа Республики Башкортостан", утвержденным Постановлением главы Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 20.08.2009 N 4103 комиссия по землепользованию и застройке городского округа город Уфа Республики Башкортостан является постоянно действующим, консультативным, коллегиальным, совещательным органом при главе Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (пункт 1.3 названного положения).
В силу пункта 2.2 положения к полномочиям комиссии отнесены выработка предложений и рекомендаций для принятия решений органа местного самоуправления о предоставлении земельных участков для проектирования и строительства (реконструкции) объектов капитального строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов или без предварительного согласования мест размещения объектов (с проведением или без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Таким образом, комиссия по землепользованию и застройке городского округа город Уфа Республики Башкортостан не осуществляет полномочий органа местного самоуправления в части принятия решения о предоставлении земельного участка, являясь совещательным органом при главе Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Оценивая соблюдение установленного законом порядка предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, судебной коллегией учтено, что уполномоченным на предоставлении земельных участков органом местного самоуправления не принималось решения о проведении торгов в рамках процедуры предоставлении земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта (предусмотренного пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Сама по себе публикация о предстоящем предоставлении земельного участка, осуществленная муниципальным учреждением, не означает принятия соответствующего решения органом местного самоуправления и не может повлечь возникновение права заявителя на предоставление земельного участка.
Кроме того, пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации регламентировано, что в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом, то есть посредством проведения торгов. Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства формирования земельного участка в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" на момент осуществления публикации. Названный вывод следует из сопоставления даты публикации - 27.03.2010 и даты внесения 25.04.2011 в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 02:55:040603:69.
Формирование земельного участка, о предоставлении которого принято оспариваемое решение, для целей строительства многофункционального комплекса также не было произведено, о чем свидетельствует указание в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 02:55:040603:84 на отсутствие установленной категории и вида разрешенного использования земельного участка (л.д. 38).
Поскольку предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта включает работы по формированию земельного участка - подготовку проекта границ земельного участка и определение разрешенного использования земельного участка, оснований считать соблюденной процедуру предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, не имеется.
При таких обстоятельствах отсутствие заявок иных лиц на предоставление земельного участка не влекут для заявителя (как лица подавшего единственную заявку на предоставление земельного участка) правовых последствий, предусмотренных пунктом 3 части 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Названное исключает наличие нарушений прав "Строй-Индустрия", как предусмотренного статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимого условия удовлетворения заявленных им требований об оспаривании решения Администрации об отказе в предоставлении обществу земельного участка с кадастровым номером 02:55:040603:84 для строительства.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о незаконности приведенных в сообщении Администрации оснований для отказа в предоставлении земельного участка (по причине истечения срока действия градостроительного заключения) не мог служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Таким образом, обжалуемое решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права (пункты 3 и 4 части 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), с принятием судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявленных ООО "Строй-Индустрия" требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судами первой и апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с предоставлением заявителю отсрочки в уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом первой инстанции взыскание государственной пошлины следует произвести в доход федерального бюджета. Взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится, поскольку апелляционная жалоба по настоящему делу подана освобожденным от уплаты государственной пошлины лицом.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.03.2015 по делу N А07-19330/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Строй-Индустрия" требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Строй-Индустрия" в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела арбитражным судом первой инстанции.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.Ю.СОКОЛОВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Л.В.ПИВОВАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.05.2015 N 18АП-4243/2015 ПО ДЕЛУ N А07-19330/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 2015 г. N 18АП-4243/2015
Дело N А07-19330/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.03.2015 по делу N А07-19330/2014 (судья Архиереев Н.В.).
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Строй-Индустрия" - Янбарисов Вадим Камилевич (доверенность от 05.05.2015).
Общество с ограниченной ответственностью "Строй-Индустрия" (далее - заявитель, общество, ООО "Строй-Индустрия") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:55:040603:84, выраженного в письме Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 10.07.2014 исх. N 7191, с возложением на Администрацию обязанности по заключению договора аренды вышеназванного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - третье лицо, Управление).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.03.2015 (резолютивная часть оглашена 24.02.2014) требования ООО "Строй-Индустрия" удовлетворены. Суд признал недействительным, ввиду несоответствия статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации, отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении в аренду ООО "Строй-Индустрия" земельного участка с кадастровым номером 02:55:040603:84, выраженный в письме Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан исх. N 7191 от 10.07.2014. Обязал Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пятнадцатидневный срок с момента вступления в законную силу настоящего решения суда принять решение о предоставлении в аренду ООО "Строй-Индустрия" земельного участка с кадастровым номером 02:55:040603:84, и в месячный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения суда направить в адрес ООО "Строй-Индустрия" проект договора аренды данного земельного участка.
С вынесенным решением не согласилась Администрация, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель апелляционной жалобы ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции о наличии у ООО "Строй-Индустрия" права на приобретение испрашиваемого земельного участка в аренду. Указывает на истечение в мае 2010 года срока действия градостроительного заключения, которое является информационным документом органа, уполномоченного в области градостроительной деятельности, и содержит сведения о документах территориального планирования, а также необходимых согласованиях для принятия решения о возможности использования и предоставлении земельного участков.
По мнению апеллянта, снятие 05.08.2013 с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 02:55:040603:69 исключает возможность принятия решения о его предоставлении в аренду.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание заинтересованное лицо и третье лицо не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представителем ООО "Строй-Индустрия" заявлены возражения на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 15.04.2009 ООО "Строй-Индустрия" обратилось в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о подготовке градостроительного заключения для проектирования и строительства многофункционального комплекса в д. Жилино, у автодороги "Южный подъезд" к г. Уфе с мостовым переходом через р. Уфа в районе "Каменной переправы" в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан (л.д. 27).
14.05.2009 Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан было подготовлено градостроительное заключение N Г3-1530/ОПО, приложением к которому является схема размещения объекта (л.д. 27-29).
В соответствии с градостроительным заключением обществом были получены согласование Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан, санитарно-эпидемиологическое заключение, заключение Центра гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан (л.д. 30-35).
Протоколом заседания комиссии по землепользованию и застройке городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 16.03.2010 ООО "Строй-Индустрия" разрешено предоставление земельного участка и подготовка документации на разработку проекта размещения объекта с проведением процедуры публикации информационного сообщения (л.д. 36).
В газете "Вечерняя Уфа" от 27.03.2010 N 56 было опубликовано информационное сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка в д. Жилино, у автодороги "Южный подъезд" к г. Уфе с мостовым переходом через р. Уфа в районе "Каменной переправы" в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан для строительства, а также приеме заявок лиц, заинтересованных в использовании данного земельного участка (л.д. 45).
Из отчета специализированного муниципального учреждения "Центр недвижимости" следует, что по истечении указанного в публикации срока, заявок от других физических и юридических лиц, кроме заявителя, не поступало (л.д. 37).
25.04.2011 в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:55:040603:69 площадью 13404 кв. м по адресу: Октябрьский район города Уфа Республики Башкортостан д. Жилино, у автодороги "Южный подъезд" к г. Уфе с мостовым переходом через р. Уфа в районе "Каменной переправы", разрешенным использованием которого является для размещения многофункционального комплекса (л.д. 80).
На основании обращения ООО "Строй-Индустрия" от 27.03.2012 Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан был подготовлен проект постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении ООО "Строй-Индустрия" земельного участка с кадастровым номером 02:55:040603:69, относящегося к категории земель населенных пунктов, площадью 13 404 кв. м, у автодороги "Южный подъезд" к г. Уфе с мостовым переходом через р. Уфа в районе "Каменной переправы" в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан для проектирования и строительства многофункционального комплекса в аренду сроком на 3 года.
В преамбуле постановления указано на предоставление земельного участка в соответствии со статьями 22, пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 40).
25.02.2014 заявитель обратился в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением об оформлении договора аренды на вышеназванный земельный участок, представив дополнительно к вышеперечисленным документам кадастровый паспорт земельного участка, поставленного на кадастровый учет 30.08.2013 (л.д. 46).
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:55:040603:84 внесены в государственный кадастр недвижимости 30.08.2013 с адресными ориентирами и площадью аналогичным земельному участку с кадастровым номером 02:55:040603:69. Вместе с тем, сведения о категории и разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером 02:55:040603:84 не установлены (л.д. 38).
Письмом от 10.07.2014 N 7191 Управление по земельным ресурсам городского округа город Уфа Республики Башкортостан отказало обществу в предоставлении указанного земельного участка в аренду в связи с истечением срока действия градостроительного заключения N ГЗ-1530/ОПО от 14.05.2009.
Указав, что отказ в предоставлении вышеназванного земельного участка с кадастровым номером 02:55:040603:84 не соответствует закону и ссылаясь на порядок предоставления земельного участка для строительства, предусмотренный пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции пришел к выводу о соблюдении процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта путем получения обществом градостроительного заключения и решения комиссии по землепользованию и застройке. Установив, что срок действия градостроительного заключения не является пресекательным, суд признал незаконным отказ Администрации в предоставлении земельного участка обществу в аренду для строительства.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования места размещения объекта либо с предварительным согласованием места размещения объекта.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
После определения участка, подходящего для строительства объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, в силу пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Данная процедура включает в числе прочего работы по формированию земельного участка - подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикацию сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Подпунктом 3 пункта статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта возможно путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Согласно пункту 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.
Исходя из приведенных положений Земельного кодекса Российской Федерации возможность предоставления земельного участка для строительства в аренду без проведения торгов допускается в рамках реализации процедуры предоставления с предварительным согласованием места размещения, а также в рамках процедуры предоставления без предварительного согласования места размещения объекта при отсутствии иных заинтересованных в предоставлении земельного участка лиц.
Поскольку ООО "Строй-Индустрия" заявлены требования, направленные на предоставление ему земельного участка для строительства без проведения торгов, в рамках настоящего дела подлежит исследованию наличие каждого из вышеназванных оснований.
Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют сделать вывод, что изначально ООО "Строй-Индустрия" была инициирована процедура выбора земельного участка для строительства многофункционального комплекса. Об этом, в частности свидетельствуют изготовленные по заявлению общества градостроительное заключение по условиям размещения объекта, представленные в материалы дела согласования Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан, санитарно-эпидемиологическое заключение, заключение Центра гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан и отсутствие формирования земельного участка на момент совершения указанных действий по обращению общества (л.д. 30-35).
Вместе с тем, такая процедура не была завершена принятием решения о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, которые принимаются органом местного самоуправления в силу пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оценка в таком качестве градостроительного заключения N Г3-1530/ОПО 14.05.2009, подготовленного Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, является неправомерной.
Решение комиссии по землепользованию и застройке городского округа город Уфа Республики Башкортостан, оформленное протоколом от 16.03.2010, которым ООО "Строй-Индустрия" разрешено предоставление земельного участка и подготовка документации на разработку проекта размещения объекта также не является решением, принятым органом местного самоуправления в порядке пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с "Положением о комиссии по землепользованию и застройке городского округа город Уфа Республики Башкортостан", утвержденным Постановлением главы Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 20.08.2009 N 4103 комиссия по землепользованию и застройке городского округа город Уфа Республики Башкортостан является постоянно действующим, консультативным, коллегиальным, совещательным органом при главе Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (пункт 1.3 названного положения).
В силу пункта 2.2 положения к полномочиям комиссии отнесены выработка предложений и рекомендаций для принятия решений органа местного самоуправления о предоставлении земельных участков для проектирования и строительства (реконструкции) объектов капитального строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов или без предварительного согласования мест размещения объектов (с проведением или без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Таким образом, комиссия по землепользованию и застройке городского округа город Уфа Республики Башкортостан не осуществляет полномочий органа местного самоуправления в части принятия решения о предоставлении земельного участка, являясь совещательным органом при главе Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Оценивая соблюдение установленного законом порядка предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, судебной коллегией учтено, что уполномоченным на предоставлении земельных участков органом местного самоуправления не принималось решения о проведении торгов в рамках процедуры предоставлении земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта (предусмотренного пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Сама по себе публикация о предстоящем предоставлении земельного участка, осуществленная муниципальным учреждением, не означает принятия соответствующего решения органом местного самоуправления и не может повлечь возникновение права заявителя на предоставление земельного участка.
Кроме того, пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации регламентировано, что в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом, то есть посредством проведения торгов. Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства формирования земельного участка в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" на момент осуществления публикации. Названный вывод следует из сопоставления даты публикации - 27.03.2010 и даты внесения 25.04.2011 в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 02:55:040603:69.
Формирование земельного участка, о предоставлении которого принято оспариваемое решение, для целей строительства многофункционального комплекса также не было произведено, о чем свидетельствует указание в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 02:55:040603:84 на отсутствие установленной категории и вида разрешенного использования земельного участка (л.д. 38).
Поскольку предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта включает работы по формированию земельного участка - подготовку проекта границ земельного участка и определение разрешенного использования земельного участка, оснований считать соблюденной процедуру предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, не имеется.
При таких обстоятельствах отсутствие заявок иных лиц на предоставление земельного участка не влекут для заявителя (как лица подавшего единственную заявку на предоставление земельного участка) правовых последствий, предусмотренных пунктом 3 части 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Названное исключает наличие нарушений прав "Строй-Индустрия", как предусмотренного статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимого условия удовлетворения заявленных им требований об оспаривании решения Администрации об отказе в предоставлении обществу земельного участка с кадастровым номером 02:55:040603:84 для строительства.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о незаконности приведенных в сообщении Администрации оснований для отказа в предоставлении земельного участка (по причине истечения срока действия градостроительного заключения) не мог служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Таким образом, обжалуемое решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права (пункты 3 и 4 части 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), с принятием судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявленных ООО "Строй-Индустрия" требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судами первой и апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с предоставлением заявителю отсрочки в уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом первой инстанции взыскание государственной пошлины следует произвести в доход федерального бюджета. Взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится, поскольку апелляционная жалоба по настоящему делу подана освобожденным от уплаты государственной пошлины лицом.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.03.2015 по делу N А07-19330/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Строй-Индустрия" требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Строй-Индустрия" в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела арбитражным судом первой инстанции.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.Ю.СОКОЛОВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Л.В.ПИВОВАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)