Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 12.11.2014 ПО ДЕЛУ N А70-13013/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 2014 г. по делу N А70-13013/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Орловой Н.В.,
Сириной В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича на решение от 11.06.2014 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 19.08.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричек Ю.Н., Кливер Е.П., Рыжиков О.Ю.) по делу N А70-13013/2013 по заявлениям индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича (ОГРНИП 313723233200229) к департаменту земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени (625002, г. Тюмень, ул. Орджоникидзе, 24, ОГРН 1027200857980, ИНН 7202029213) о признании незаконными действий органа местного самоуправления и изданного им приказа.
Другие лица, участвующие в деле: администрация города Тюмени (625036, г. Тюмень, ул. Первомайская, 20, ОГРН 1027200865284, ИНН 7201001092), управа Центрального административного округа администрации города Тюмени (625000, г. Тюмень, ул. Челюскинцев, 45, ОГРН 1037200555083, ИНН 7202029446).
Суд

установил:

индивидуальный предприниматель Крицкий Александр Владимирович обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к департаменту земельных ресурсов администрации города Тюмени, переименованному в департамент земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени, (далее - департамент), о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218004:61, изложенного в письме от 07.11.2013 N 14-39-704, и об устранении допущенных нарушений.
Требования со ссылкой на статьи 28, 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) мотивированы несоответствием оспариваемого отказа закону и нарушением им прав и законных интересов заявителя.
Определением от 09.12.2013 Арбитражного суда Тюменской области заявление принято к производству, делу присвоен N А70-13013/2013.
Кроме того, Крицкий А.В. оспорил в Арбитражном суде Тюменской области приказ департамента от 09.09.2013 N 401 о предоставлении управе Центрального административного округа администрации города Тюмени (далее - управа) испрашиваемого им земельного участка, обосновывая противоречие данного приказа статьям 1, 7, 85 ЗК РФ, статьям 36, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Определением от 03.02.2014 Арбитражного суда Тюменской области заявление также принято к производству, делу присвоен N А70-676/2014.
Определением от 10.02.2014 дела N А70-13013/2013 и N А70-676/2014 объединены в одно производство с присвоением объединенному делу N А70-13013/2013.
До принятия решения заявитель в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил требования и просил признать незаконными действия департамента, выраженные в форме письма от 07.11.2013 N 14-39-704 "О невозможности предоставления земельного участка", подписанного от имени администрации города Тюмени (далее - администрация) исполняющим обязанности директора Паршуковым О.В., содержащего волеизъявление администрации об отказе в предоставлении в собственность Крицкому А.В. земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218004:61 для целей, не связанных со строительством, - организации платной автостоянки; об обязании департамента в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя принять решение о предоставлении Крицкому А.В. вышеупомянутого земельного участка с адресным описанием: в г. Тюмень, ул. Максима Горького, 61, для целей, не связанных со строительством, - организации автостоянки для организованной стоянки транспортных средств на платной основе; в недельный срок с момента вынесения Арбитражным судом Тюменской области судебного акта по результатам рассмотрения дела N А70-13013/2013 вручить лично Крицкому А.В. заверенную копию такого решения с приложением подписанного уполномоченным лицом договора купли-продажи земельного участка в трех экземплярах с предложением о его заключении.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация, управа.
Решением от 11.06.2014 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 19.08.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований заявителя отказано.
В кассационной жалобе Крицкий А.В. просит отменить вынесенные судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении его требований.
По мнению подателя жалобы, судами не учтены положения статьи 28 ЗК РФ, содержащей закрытый перечень случаев отказа в предоставлении в собственность земельного участка, и не приняли во внимание, что требуемый им земельный участок не относится к ограниченным в обороте.
Отзыв на кассационную жалобу заинтересованное лицо и третьи лица в установленном законом порядке не представили.
Крицкий А.В., департамент, администрация, управа о времени и месте слушания дела извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что Крицкий А.В. подал в администрацию заявление от 31.10.2013 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218004:61, площадью 7 757,8 м 2, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Максима Горького, 61, для целей, не связанных с капитальным строительством (организация автостоянки для организации стоянки транспортных средств на платной основе).
Департамент письмом от 07.11.2013 N 14-39-704 сообщил заявителю, что на основании его приказа от 09.09.2013 N 401 спорный земельный участок ранее был предоставлен управе в безвозмездное срочное пользование сроком на 11 месяцев для благоустройства территории, что является основанием для отказа в предоставлении земельного участка Крицкому А.В.
Считая данный отказ неправомерным, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.
Не находя оснований для удовлетворения заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из необоснованности заявленных требований.
Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, содержанию представленных в дело доказательств, оценка которым дана по правилам статей 65, 67, 68 и 71 АПК РФ, и нормам права, регулирующим рассматриваемые правоотношения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию соответствующего акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия по ним решений.
Пунктом 2 статьи 34 ЗК РФ предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ.
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 ЗК РФ).
На основании пунктов 4, 5 статьи 34 ЗК РФ принятию решения о предоставлении заинтересованным лицам земельных участков по правилам, предусмотренным указанной нормой закона, должна предшествовать процедура выбора испрашиваемого земельного участка, проведения землеустроительных работ и постановка такого земельного участка на кадастровый учет.
Согласно статье 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области", пункту 1.2 Положения о порядке принятия решений о предоставлении земельных участков, утвержденного постановлением правительства Тюменской области от 02.07.2007 N 144-п (далее - Положение N 144-п), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (включая выбор земельного участка и утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории), в муниципальном образовании городской округ город Тюмень, являющемся административным центром Тюменской области, а также совершение иных предусмотренных настоящим Положением действий, связанных с распоряжением указанными земельными участками, осуществляется департаментом на основании соответствующих решений совместной комиссии по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам.
В силу пункта 9.12 Положения N 144-п в случае отсутствия у заявителя права на предоставление земельного участка департамент в течение тридцати календарных дней со дня поступления заявления направляет заявителю письменный отказ в предоставлении земельного участка, содержащий причины такого отказа.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4.1.6 Положения об управлении и распоряжении земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Тюмени, утвержденного постановлением администрации города Тюмени от 06.07.2007 N 16-пк, основанием для отказа в предоставлении земельного участка под временный объект является нахождение испрашиваемого земельного участка в собственности, аренде, постоянном (бессрочном) пользовании, безвозмездном (срочном) пользовании третьих лиц, в том числе согласование предоставления указанного земельного участка, совместной комиссией по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам
Из правового анализа упомянутых норм вытекает, что в собственность для целей, не связанных со строительством, могут быть предоставлены земельные участки, свободные от прав третьих лиц.
Как установлено судами, подтверждено материалами дела и не оспаривается заявителем, на момент, когда Крицким А.В. испрашивался спорный земельный участок, он уже был передан в срочное пользование управе.
При этом приказ департамента от 09.09.2013 N 401, во исполнение которого земельный участок передан управе для благоустройства территории, суды сочли законным, поскольку полномочия департамента по предоставлению земельных участков в безвозмездное пользование юридических лиц, включая конкретного отраслевого органа муниципального образования, каковым является управа, закреплены в статье 51 Закона N 131-ФЗ, статье 66 Устава города Тюмени, Положении о порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Тюмени, утвержденном решением Тюменской городской Думы от 31.05.2007 N 575.
Принимая во внимание, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок был обременен правами третьих лиц, суды пришли к обоснованному выводу, что этот земельный участок не мог быть предоставлен заявителю.
Что касается ссылки Крицкого А.В. на нормы статьи 28 ЗК РФ, то они неправильно им истолкованы, так как содержащиеся в названной статье нормы не обязывают уполномоченные органы в любом случае заключать договор купли-продажи земельного участка по требованию заявителя.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установив, что оспариваемый отказ департамента соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Крицкого А.В., суды правомерно отказали в удовлетворении требований заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 11.06.2014 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 19.08.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-13013/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
С.И.ШУЙСКАЯ

Судьи
Н.В.ОРЛОВА
В.В.СИРИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)