Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.06.2015 ПО ДЕЛУ N А05-14138/2014

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2015 г. по делу N А05-14138/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 1 июня 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 февраля 2015 года по делу N А05-14138/2014 (судья Бекарова Е.И.),
установил:

Холмогорское районное потребительское общество (место нахождения: 164530, Архангельская область, село Холмогоры, улица Ломоносова, дом 33; ОГРН 1022901565048, ИНН 2923001039; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" (место нахождения: 164530, Архангельская область, село Холмогоры, улица Набережная, дом 21; ОГРН 1032902190111, ИНН 2923001134; далее - Администрация) о признании незаконным распоряжения от 09.09.2014 N 1027 "О предоставлении земельного участка в собственность Холмогорскому районному потребительскому обществу" в части выкупа по рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 29:19:161912:32, площадью 856 кв. м, принадлежащего Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования и расположенного по адресу: Архангельская область, село Холмогоры, улица Ломоносова, дом 32, и о возложении на Администрацию обязанности по принятию решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность по льготной цене в размере 2,5% от его кадастровой стоимости, а также по подготовке и направлению Обществу проекта договора купли-продажи земельного участка.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 25 февраля 2015 года заявленные требования Общества удовлетворены.
Администрация с решением суда первой инстанции не согласилась и обратилась в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить. В обоснование жалобы указывает, что пункты 1, 4 распоряжения от 09.09.2014 N 1027 не противоречат действующему законодательству и не нарушают прав Общества, поэтому оснований для признания недействительным распоряжения в данной части не имеется. Считает неправомерной ссылку суда на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.03.2006 N 14711/05, поскольку оно не содержит разъяснений о порядке определения выкупной цены земельного участка при отсутствии здания на участке. В данном случае, по мнению апеллянта, применению подлежит постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.12.2010 N 8155/10, которым руководствовалась Администрация при принятии оспариваемого распоряжения. Полагает, что, поскольку жилой дом на земельном участке отсутствует, земельный участок подлежит продаже по рыночной стоимости. Полагает, что решение суда содержит неопределенность в вопросе о том, какую кадастровую стоимость следует применять: действовавшую на момент обращения Общества с заявлением о выкупе земельного участка или действовавшую на момент вынесения решения суда. Апеллянт также не соглашается с выводом суда о том, что при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не требуется подтверждения права собственности на объект недвижимости, находящийся на данном земельном участке. Считает, что при отсутствии документов, подтверждающих право собственности Общества на уже несуществующее здание, действия Администрации по изданию оспариваемого постановления о предоставлении земельного участка по рыночной стоимости правомерны.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу доводы Администрации отклонило, просило решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, постановлением главы администрации Холмогорского сельсовета от 23.11.1995 N 72 Обществу в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок площадью 6,5788 га, в том числе 0,0856 га под жилым домом N 32 по улице Ломоносова села Холмогоры. Выдано свидетельство на право постоянного (бессрочного) пользования землей N АРО-19-16-00169, регистрационная запись от 06.02.1966 N 09166. Впоследствии, 06.02.1996, земельный участок площадью 856 кв. м по адресу: Архангельская область, Холмогорский район, с/с Холмогорский, село Холмогоры, улица Ломоносова, 32, разрешенное использование - для размещения жилого дома, категория земель - земли населенных пунктов, поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 29:19:161912:32.
Судом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 29:19:161912:32 располагался жилой дом, состоявший на балансе Общества с января 1934 года.
Во исполнение предписания прокуратуры Холмогорского района от 04.07.2011 N 7-03-11 жилой дом снесен Обществом, жильцы переселены в иные жилые помещения.
До сноса жилого дома Общество 27.04.2010 обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 29:19:161912:32.
Администрация письмом от 11.05.2010 N 1010 предложила Обществу представить к заявлению недостающие документы: копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица, выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на объект недвижимости, находящийся на земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на данный объект; кадастровый паспорт земельного участка; копию документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование.
В ответ на письмо от 11.05.2010 N 1010 Общество передало в Администрацию запрашиваемые документы (т. 2, л. 21).
В письме от 21.06.2010 N 1402 Администрация сообщила Обществу о приостановлении рассмотрения заявления о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 29:19:161912:32 до предоставления заявителем правоустанавливающих документов на объект недвижимости, расположенный на данном земельном участке.
Как видно из материалов дела, 29.06.2012 Общество повторно обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность. Однако по данному заявлению ответчиком решения о предоставлении земельного участка в собственность не принималось, соответствующий проект договора Обществу не направлялся.
В деле имеются также заявления Общества о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, в том числе земельным участком с кадастровым номером 29:19:161912:32, на право аренды. Между тем соответствующий договор аренды в отношении указанного земельного участка между сторонами не заключался.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 09.10.2013 по делу N А05-9715/2013 признаны незаконными действия (бездействие) Администрации, выразившиеся в отказе во внесении изменений в постановление главы Администрации от 23 ноября 1995 года N 72 относительно вида разрешенного использования земельного участка площадью 0,0856 га, предоставленного Обществу в постоянное (бессрочное) пользование в числе земельных участков на территории Холмогорского сельсовета площадью 6,5788 га, расположенного по улице Ломоносова, 32, в селе Холмогоры, и на Администрацию возложена обязанность по устранению допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия соответствующего решения об установлении в отношении земельного участка с кадастровым номером 29:19:161912:32 вида разрешенного использования - для размещения жилого дома.
Во исполнение данного решения суда распоряжением Администрации от 11.03.2014 N 276 в отношении спорного земельного участка установлен вид разрешенного использования - для размещения жилого дома.
Письмом от 22.04.2014 N 1156 Администрация сообщила Обществу о том, что законодательство не предусматривает возможность выкупа земельного участка в собственность по льготной цене после 01.07.2012, указала на право Общества приобрести земельный участок по рыночной стоимости, а также на возможность переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды.
Распоряжением от 09.09.2014 N 1027 "О предоставлении земельного участка в собственность Холмогорскому районному потребительскому обществу" Администрация постановила предоставить Обществу в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования в собственность земельный участок с кадастровым номером 29:19:161912:32 по цене, определяемой в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с отчетом от 19.01.2015 N 1928 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 29:19:161912:32, рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 19.01.2015 составила 230 000 руб.
Администрацией в адрес Общества направлен проект договора купли-продажи от 19.01.2015 N 1364. Заявителем проект договора рассмотрен, составлен протокол разногласий к договору. Договор купли-продажи с протоколом разногласий представлены Обществом в Администрацию 30.01.2015.
Общество, полагая, что в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования вправе приобрести земельный участок по цене, составляющей 2,5% от его кадастровой стоимости, а не по рыночной стоимости, как предусмотрено распоряжением Администрации от 09.09.2014 N 1027, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, пришел к выводу об их обоснованности.
Апелляционная коллегия находит решение суд законным и обоснованным в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта возлагается на орган или лицо, которые приняли этот акт.
Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в редакции, действовавшей до 01.03.2015, юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.
При этом в силу разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - Постановление N 11), рассматривая споры, связанные с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу ЗК РФ, вправе по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 ЗК РФ, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.
Пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, предусматривалось, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
В пункте 6 статьи 36 ЗК РФ устанавливалось, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования и в месячный срок с даты принятия указанного решения исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Особенности продажи земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, определены в статьях 2, 3 Закона N 137-ФЗ.
В пункте 9 Постановления N 11 разъяснено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом N 137-ФЗ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В силу абзацев четвертого, шестого и восьмого пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, принадлежащих им на праве постоянного (бессрочного) пользования, вправе приобрести данные земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.
В данном случае Законом Архангельской области от 28.05.2008 N 514-27-ОЗ "О цене земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" в редакции, действовавшей до 25.12.2012, цена земельных участков, передаваемых в собственность в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, устанавливалась в размере 2,5% от кадастровой стоимости.
Из материалов дела следует, что Общество обратилось с заявлением о приобретении земельного участка с кадастровым номером 29:19:161912:32 в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) как собственник расположенного на нем объекта недвижимости - жилого дома. Право собственности на жилой дом в установленном законом порядке в ЕГРП не регистрировалось. Однако в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей и требуется лишь при совершении государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества. В отношении принадлежащего заявителю жилого дома сделок, предусматривающих переход права, не заключалось. Сведений об иных правообладателях данного объекта, о наличии притязаний иных лиц на данное недвижимое имущество в деле не имеется. Жилой дом находился на балансе Общества с 1934 года. Прокуратурой Холмогорского района именно Обществу как собственнику жилого дома 32 по улице Ломоносова села Холмогоры Архангельской области вынесено представление об устранении выявленных нарушений закона от 04.07.2011 N 7-03-11. Во исполнение данного предписания данный жилой дом, находившийся в ветхом состоянии, Обществом снесен. Между тем вид разрешенного использования земельного участка, с учетом решения Арбитражного суда Архангельской области от 09.10.2013 по делу N А05-9715/2013 и принятого во исполнение данного решения суда распоряжения Администрации от 11.03.2014 N 276, остался прежний - для размещения жилого дома. Судом установлено, что Обществом ведутся работы по возведению на спорном земельном участке жилого дома.
При таких обстоятельствах и на основании приведенных выше положений земельного законодательства судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о праве заявителя на приобретение спорного земельного участка по цене, составляющей 2,5% от его кадастровой стоимости.
Ссылка апеллянта на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.12.2010 N 8155/10 не принимается апелляционным судом, поскольку в данном постановлении сформулирована правовая позиция по определению цены земельного участка для случаев переоформления права постоянного бессрочного пользования на незастроенный земельный участок. В рассматриваемом случае на момент обращения Общества с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность на земельном участке располагался принадлежащий заявителю объект недвижимости.
Доводы Администрации об отсутствии оснований для признания недействительными пунктов 1, 4 распоряжения от 09.09.2014 N 1027 также подлежат отклонению, так как обжалуемым решением суда данное распоряжение признано недействительным лишь в части установления рыночной стоимости земельного участка, по которой осуществляется его продажа в собственность Общества. В решении суда отсутствует указание на признание недействительными пунктов 1, 4 распоряжения от 09.09.2014 N 1027.
В отношении доводов апеллянта о неопределенности решения суда в вопросе о том, какую кадастровую стоимость следует применять: действовавшую на момент обращения Общества с заявлением о выкупе земельного участка или действовавшую на момент вынесения решения суда, судебная коллегия отмечает, что Администрация вправе в случае неясности судебного акта обратиться в суд первой инстанции с заявлением о разъяснении решения. Право на такое обращение и порядок рассмотрения заявлений о разъяснении решения предусмотрены статьей 179 АПК РФ.
Кроме того, апелляционный суд отмечает, что заявление о выкупе земельного участка является основанием для начала процедуры оформления его купли-продажи. Поэтому в целях обеспечения определенности прав лиц, имеющих право на выкуп земельных участков, и исключения для них негативных последствий возрастания выкупной цены земельного участка до принятия правомочным органом решения о продаже земельного участка и направления проекта договора купли-продажи выкупная цена земельного участка устанавливается по состоянию на дату подачи такого заявления.
В свете изложенного требования Общества о признании недействительным распоряжения Администрации от 09.09.2014 N 1027 в части установления цены продажи земельного участка с кадастровым номером 29:19:161912:32, площадью 856 кв. м, расположенного по адресу: Архангельская область, село Холмогоры, улица Ломоносова, дом 32, по рыночной стоимости правомерно удовлетворены судом.
В порядке восстановления нарушенных прав Общества суд обоснованно, в соответствии с требованиями пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, возложил на Администрацию обязанность по установлению стоимости указанного земельного участка в размере 2,5% от его кадастровой стоимости.
Таким образом, апелляционная коллегия считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при рассмотрении спора не допущено. Поскольку правовых оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется, апелляционная жалоба Администрации удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 февраля 2015 года по делу N А05-14138/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ЧЕРЕДИНА
Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
А.Н.ШАДРИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)