Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.
судей Музыкантовой М.Х., Скачковой О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузнецовой Ю.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Марчинскас И.О. по доверенности N 1 от 25.02.2013 года (сроком 1 год)
от заинтересованного лица: Тимошенко И.В. по доверенности N 88 от 30.12.2013 года (сроком 1 год)
от третьих лиц: без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Новосибирского района Новосибирской области, г. Новосибирск (N 07АП-11148/13)
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 01 ноября 2013 года по делу N А45-11786/2013 (судья Полякова В.А.)
по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Дачник", Верх-Тулинский сельсовет Новосибирской области
к Администрации Новосибирского района Новосибирской области, г. Новосибирск
третьи лица: 1) Администрация Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, с. Верх-Тула Новосибирской области
2) Муниципальное казенное учреждение Новосибирского района Новосибирской области "Земельное бюро", г. Новосибирск
о признании незаконным решения от 25.03.2013 года N 2726/01-12,
установил:
Дачное некоммерческое товарищество "Дачник" (далее по тексту - заявитель, ДНТ "Дачник") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 25.03.2013 года N 2726/01-12.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Администрация Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (далее по тексту - Администрация Верх-Тулинского сельсовета) и Муниципальное казенное учреждение Новосибирского района Новосибирской области "Земельное бюро" (далее по тексту - МКУ "Земельное бюро").
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 01 ноября 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Администрация обязана устранить допущенные нарушения прав заявителя путем предоставления дачному некоммерческому товариществу "Дачник" для ведения садоводства земельного участка с кадастровым номером 54:19:062501:541 площадью 310 619 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области от 01 ноября 2013 года отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ДНТ "Дачник" требований, поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права; арбитражным судом не дана надлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам Администрации.
Подробно доводы заинтересованного лица изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании возражали против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заинтересованного лица не подлежащей удовлетворению, поскольку судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы представленные в материалы дела доказательства, им дана надлежащая правовая оценка; Администрацией не представлено доказательств в обоснование своей позиции о законности и обоснованности вынесенного решения.
Письменный отзыв заявителя приобщен к материалам дела.
Администрация Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и Муниципальное казенное учреждение Новосибирского района Новосибирской области "Земельное бюро" отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ в материалы дела не представили, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, части 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив материалы дела, в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 01 ноября 2013 года не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 21.01.2013 года ДНТ "Дачник" в Администрацию Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области подано заявление с просьбой рассмотреть возможность предоставления для ведения садоводства земельного участка с кадастровым номером 54:19:062501:541 площадью 310 619 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения Верх-Тулинского сельсовета фонда перераспределения земель Новосибирского района в кадастровом квартале 54:19:062501, согласно приложенной схеме.
По результатам рассмотрения указанного заявления, Администрацией Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, на имя главы Администрации Новосибирского района Новосибирской области выдано ходатайство о предоставлении ДНТ "Дачник" испрашиваемого им земельного участка.
25.02.2013 года заявитель обратился в Администрацию Новосибирского района Новосибирской области с заявлением о предоставлении для ведения садоводства земельного участка с кадастровым номером 54:19:062501:541 площадью 310 619 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения Верх-Тулинского сельсовета (схематично на местности участок обозначен в приложении N 6).
Решением от 25.03.2013 года N 2726/01-12 Администрация отказала в предоставлении испрашиваемого земельного участка на том основании, что по испрашиваемому земельному участку принято решение о предоставлении другому лицу.
Полагая незаконными действия Администрации Новосибирского района Новосибирской области по отказу в предоставлении спорного земельного участка, изложенного в письме от 25.03.2013 года N 2726/01-12, заявитель обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим требованием.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ от 25.03.2013 года N 2726/01-12 не основан на положениях пункта 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ, является незаконным, нарушающим права и законные интересы ДНТ "Дачник".
Суд апелляционной инстанции находит правильными выводы суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных ДНТ "Дачник" требований, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта, действия (бездействия) по закону возлагается на орган, принявший акт, совершивший действие; обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за признанием акта недействительным, действия (бездействия) незаконным.
Частью 2 статьи 81 Земельного кодекса РФ определено, что порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации, а также Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусмотрено, что орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе соответствующих земельных участков.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (статья 29 Земельного кодекса РФ).
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регламентирован статьей 34 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Согласно пунктов 2 и 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса с определением цели использования земельного участка, его предполагаемых размеров и местоположения, испрашиваемого права на землю.
В силу пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявлений или обращений утверждает и выдает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Нормы настоящей статьи направлены на обеспечение прав и интересов граждан при осуществлении предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности.
Судом первой инстанции установлено, что ДНТ "Дачник" с заявлением о предоставлении земельного участка в Администрацию Новосибирского района Новосибирской области представило все необходимые документы, в соответствии с требованиями законодательства (свидетельства о государственной регистрации товарищества в качестве юридического лица и постановке его на налоговый учет, устав, выписка из протокола от 25.02.2013 года, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, схема расположения земельного участка, уведомление об отсутствии в отношении испрашиваемого земельного участка зарегистрированных в реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним каких-либо прав, ходатайство органа местного самоуправления - Администрации Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, кадастровый паспорт земельного участка), с указанием цели получения земельного участка - для ведения садоводства.
Из представленных в материалы дела уведомлений регистрирующего органа от 10.01.2013 года, от 19.02.2013 года, от 03.07.2013 года следует, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:19:062501:541 площадью 310 619 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения Верх-Тулинского сельсовета фонда перераспределения земель Новосибирского района информация о правообладателях отсутствует.
Какого-либо решения о предоставлении указанного земельного участка какому бы то ни было лицу Администрацией в нарушение требований статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ в материалы дела не представлено.
Проанализировав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение об отказе в предоставлении заявителю испрашиваемого им земельного участка нельзя признать соответствующим требованиям действующего законодательства в регулируемой сфере правоотношений, поскольку ДНТ "Дачник" выполнило требования законодательства, предъявляемые при обращении в соответствующий уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, представив, в том числе, ходатайство от органа местного самоуправления.
В свою очередь, Администрация необоснованно отказала ему в предоставлении земельного участка для целей, преследуя которые, ДНТ "Дачник" создано.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, в обоснование правомерности отказа в предоставлении земельного участка заинтересованное лицо ссылается на обращение от 25.01.2013 года в Администрацию Новосибирского района Новосибирской области с заявлением о предоставлении земельного участка, не связанного со строительством, Муниципального казенного предприятия Новосибирского района Новосибирской области "Земельное бюро" и утверждение схемы расположения земельного участка указанному лицу в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что у Администрации Новосибирского района Новосибирской области отсутствовали правовые основания для отказа по изложенному в решении основанию.
Так, Порядок согласования, утверждения схем расположения земельного участка или участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, требования к ее разработке также содержатся в Положении о порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования Новосибирского района Новосибирской области", утвержденного решением N 5 Совета депутатов Новосибирского района Новосибирской области от 17.02.2011 года (далее - Положение).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 8 Положения граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка должны обратиться с заявлением в Администрацию Новосибирского района с заявлением, в котором должны содержаться: цель использования земельного участка; предполагаемые размеры и местонахождение земельного участка; испрашиваемое право на землю (собственность или аренда); данные о заявителе, включая фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о регистрации по месту жительства.
В нарушение пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ в заявлении Муниципального казенного предприятия Новосибирского района Новосибирской области "Земельное бюро" не указаны: цель использования земельного участка; предполагаемые размеры и местонахождение земельного участка; испрашиваемое право на землю (собственность или аренда); данные о заявителе, включая фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о регистрации по месту жительства.
Доказательств о принятии решения о предоставлении указанного земельного участка иному заявителю Администрацией в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ в материалы дела не представлено.
Кроме того, статьей 34 Земельного кодекса РФ регулируется порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством гражданам, а не юридическим лицам.
Согласно статье 82 Земельного кодекса РФ условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Федеральный закон от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно статье 10 Федерального закона 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах), за исключением пункта 4.
Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи (пункт 2).
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Заинтересованным лицом не представлено доказательств соблюдения установленного земельным законодательством порядка.
Учитывая изложенное, апелляционный суд отклоняет доводы апеллянта о невозможности предоставления доказательств соблюдения установленного порядка в связи с тем, что Муниципальное казенное предприятие Новосибирского района Новосибирской области "Земельное бюро" просило предоставить земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования, а не аренды.
В силу пункта 1 части 3 статьи 1 Федерального закона 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельного участка.
В заявлении Муниципального казенного предприятия Новосибирского района Новосибирской области "Земельное бюро" указано на то, что земельный участок необходим, как для развития сельскохозяйственного производства, так и для осуществления градостроительной деятельности, что не соответствует целевому использованию земли для осуществления сельскохозяйственного использования.
Иных правовых оснований, препятствующих принятию решения о предоставлении спорного земельного участка ДНТ "Дачник", перечисленных в статье 27 Земельного кодекса РФ, статье 15 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", Администрацией не указано.
Доводы Администрации о преждевременном возложении обязанности на нее по предоставлению ДНТ "Дачник" земельного участка, поскольку заинтересованным лицом не выяснялся вопрос о возможности предоставления заявителю в аренду спорного земельного участка, исходя из их категории, является несостоятельной, так как надлежащих доказательств, свидетельствующих о принятии решения о предоставлении спорного земельного участка МКУ "Земельное бюро" заинтересованным лицом представлено не было, что свидетельствует о нарушении законных прав и интересов заявителя.
При таких обстоятельствах, поскольку отказ Администрации не соответствует требованиям земельного законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции правомерно признал незаконным оспариваемое решение, в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ указал на обязанность заинтересованного лица в целях устранения допущенного нарушения прав заявителя предоставить для ведения садоводства земельный участок с кадастровым номером 54:19:062501:541 площадью 310 619 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06 декабря 2013 года по делу N А45-4304/2013.
Ссылка апеллянта на правовую позицию ВАС РФ, изложенную в определении от 26.10.2010 года N ВАС-12881/10, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных доказательств. При этом в рассматриваемом случае заявитель обратился в Администрацию с готовым кадастровым паспортом земельного участка, то есть спорный земельный участок на момент обращения уже был образован и прошел процедуру государственного кадастрового учета.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой инстанции, оснований для которой у суда апелляционной инстанции не имеется, при не опровержении соответствующими доказательствами установленных судом фактических обстоятельств дела.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 01 ноября 2013 года по делу N А45-11786/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
А.Л.ПОЛОСИН
Судьи
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
О.А.СКАЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.01.2014 ПО ДЕЛУ N А45-11786/2013
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2014 г. по делу N А45-11786/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.
судей Музыкантовой М.Х., Скачковой О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузнецовой Ю.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Марчинскас И.О. по доверенности N 1 от 25.02.2013 года (сроком 1 год)
от заинтересованного лица: Тимошенко И.В. по доверенности N 88 от 30.12.2013 года (сроком 1 год)
от третьих лиц: без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Новосибирского района Новосибирской области, г. Новосибирск (N 07АП-11148/13)
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 01 ноября 2013 года по делу N А45-11786/2013 (судья Полякова В.А.)
по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Дачник", Верх-Тулинский сельсовет Новосибирской области
к Администрации Новосибирского района Новосибирской области, г. Новосибирск
третьи лица: 1) Администрация Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, с. Верх-Тула Новосибирской области
2) Муниципальное казенное учреждение Новосибирского района Новосибирской области "Земельное бюро", г. Новосибирск
о признании незаконным решения от 25.03.2013 года N 2726/01-12,
установил:
Дачное некоммерческое товарищество "Дачник" (далее по тексту - заявитель, ДНТ "Дачник") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 25.03.2013 года N 2726/01-12.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Администрация Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (далее по тексту - Администрация Верх-Тулинского сельсовета) и Муниципальное казенное учреждение Новосибирского района Новосибирской области "Земельное бюро" (далее по тексту - МКУ "Земельное бюро").
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 01 ноября 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Администрация обязана устранить допущенные нарушения прав заявителя путем предоставления дачному некоммерческому товариществу "Дачник" для ведения садоводства земельного участка с кадастровым номером 54:19:062501:541 площадью 310 619 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области от 01 ноября 2013 года отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ДНТ "Дачник" требований, поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права; арбитражным судом не дана надлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам Администрации.
Подробно доводы заинтересованного лица изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании возражали против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заинтересованного лица не подлежащей удовлетворению, поскольку судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы представленные в материалы дела доказательства, им дана надлежащая правовая оценка; Администрацией не представлено доказательств в обоснование своей позиции о законности и обоснованности вынесенного решения.
Письменный отзыв заявителя приобщен к материалам дела.
Администрация Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и Муниципальное казенное учреждение Новосибирского района Новосибирской области "Земельное бюро" отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ в материалы дела не представили, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, части 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив материалы дела, в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 01 ноября 2013 года не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 21.01.2013 года ДНТ "Дачник" в Администрацию Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области подано заявление с просьбой рассмотреть возможность предоставления для ведения садоводства земельного участка с кадастровым номером 54:19:062501:541 площадью 310 619 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения Верх-Тулинского сельсовета фонда перераспределения земель Новосибирского района в кадастровом квартале 54:19:062501, согласно приложенной схеме.
По результатам рассмотрения указанного заявления, Администрацией Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, на имя главы Администрации Новосибирского района Новосибирской области выдано ходатайство о предоставлении ДНТ "Дачник" испрашиваемого им земельного участка.
25.02.2013 года заявитель обратился в Администрацию Новосибирского района Новосибирской области с заявлением о предоставлении для ведения садоводства земельного участка с кадастровым номером 54:19:062501:541 площадью 310 619 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения Верх-Тулинского сельсовета (схематично на местности участок обозначен в приложении N 6).
Решением от 25.03.2013 года N 2726/01-12 Администрация отказала в предоставлении испрашиваемого земельного участка на том основании, что по испрашиваемому земельному участку принято решение о предоставлении другому лицу.
Полагая незаконными действия Администрации Новосибирского района Новосибирской области по отказу в предоставлении спорного земельного участка, изложенного в письме от 25.03.2013 года N 2726/01-12, заявитель обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим требованием.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ от 25.03.2013 года N 2726/01-12 не основан на положениях пункта 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ, является незаконным, нарушающим права и законные интересы ДНТ "Дачник".
Суд апелляционной инстанции находит правильными выводы суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных ДНТ "Дачник" требований, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта, действия (бездействия) по закону возлагается на орган, принявший акт, совершивший действие; обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за признанием акта недействительным, действия (бездействия) незаконным.
Частью 2 статьи 81 Земельного кодекса РФ определено, что порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации, а также Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусмотрено, что орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе соответствующих земельных участков.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (статья 29 Земельного кодекса РФ).
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регламентирован статьей 34 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Согласно пунктов 2 и 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса с определением цели использования земельного участка, его предполагаемых размеров и местоположения, испрашиваемого права на землю.
В силу пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявлений или обращений утверждает и выдает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Нормы настоящей статьи направлены на обеспечение прав и интересов граждан при осуществлении предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности.
Судом первой инстанции установлено, что ДНТ "Дачник" с заявлением о предоставлении земельного участка в Администрацию Новосибирского района Новосибирской области представило все необходимые документы, в соответствии с требованиями законодательства (свидетельства о государственной регистрации товарищества в качестве юридического лица и постановке его на налоговый учет, устав, выписка из протокола от 25.02.2013 года, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, схема расположения земельного участка, уведомление об отсутствии в отношении испрашиваемого земельного участка зарегистрированных в реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним каких-либо прав, ходатайство органа местного самоуправления - Администрации Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, кадастровый паспорт земельного участка), с указанием цели получения земельного участка - для ведения садоводства.
Из представленных в материалы дела уведомлений регистрирующего органа от 10.01.2013 года, от 19.02.2013 года, от 03.07.2013 года следует, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:19:062501:541 площадью 310 619 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения Верх-Тулинского сельсовета фонда перераспределения земель Новосибирского района информация о правообладателях отсутствует.
Какого-либо решения о предоставлении указанного земельного участка какому бы то ни было лицу Администрацией в нарушение требований статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ в материалы дела не представлено.
Проанализировав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение об отказе в предоставлении заявителю испрашиваемого им земельного участка нельзя признать соответствующим требованиям действующего законодательства в регулируемой сфере правоотношений, поскольку ДНТ "Дачник" выполнило требования законодательства, предъявляемые при обращении в соответствующий уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, представив, в том числе, ходатайство от органа местного самоуправления.
В свою очередь, Администрация необоснованно отказала ему в предоставлении земельного участка для целей, преследуя которые, ДНТ "Дачник" создано.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, в обоснование правомерности отказа в предоставлении земельного участка заинтересованное лицо ссылается на обращение от 25.01.2013 года в Администрацию Новосибирского района Новосибирской области с заявлением о предоставлении земельного участка, не связанного со строительством, Муниципального казенного предприятия Новосибирского района Новосибирской области "Земельное бюро" и утверждение схемы расположения земельного участка указанному лицу в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что у Администрации Новосибирского района Новосибирской области отсутствовали правовые основания для отказа по изложенному в решении основанию.
Так, Порядок согласования, утверждения схем расположения земельного участка или участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, требования к ее разработке также содержатся в Положении о порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования Новосибирского района Новосибирской области", утвержденного решением N 5 Совета депутатов Новосибирского района Новосибирской области от 17.02.2011 года (далее - Положение).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 8 Положения граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка должны обратиться с заявлением в Администрацию Новосибирского района с заявлением, в котором должны содержаться: цель использования земельного участка; предполагаемые размеры и местонахождение земельного участка; испрашиваемое право на землю (собственность или аренда); данные о заявителе, включая фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о регистрации по месту жительства.
В нарушение пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ в заявлении Муниципального казенного предприятия Новосибирского района Новосибирской области "Земельное бюро" не указаны: цель использования земельного участка; предполагаемые размеры и местонахождение земельного участка; испрашиваемое право на землю (собственность или аренда); данные о заявителе, включая фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о регистрации по месту жительства.
Доказательств о принятии решения о предоставлении указанного земельного участка иному заявителю Администрацией в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ в материалы дела не представлено.
Кроме того, статьей 34 Земельного кодекса РФ регулируется порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством гражданам, а не юридическим лицам.
Согласно статье 82 Земельного кодекса РФ условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Федеральный закон от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно статье 10 Федерального закона 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах), за исключением пункта 4.
Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи (пункт 2).
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Заинтересованным лицом не представлено доказательств соблюдения установленного земельным законодательством порядка.
Учитывая изложенное, апелляционный суд отклоняет доводы апеллянта о невозможности предоставления доказательств соблюдения установленного порядка в связи с тем, что Муниципальное казенное предприятие Новосибирского района Новосибирской области "Земельное бюро" просило предоставить земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования, а не аренды.
В силу пункта 1 части 3 статьи 1 Федерального закона 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельного участка.
В заявлении Муниципального казенного предприятия Новосибирского района Новосибирской области "Земельное бюро" указано на то, что земельный участок необходим, как для развития сельскохозяйственного производства, так и для осуществления градостроительной деятельности, что не соответствует целевому использованию земли для осуществления сельскохозяйственного использования.
Иных правовых оснований, препятствующих принятию решения о предоставлении спорного земельного участка ДНТ "Дачник", перечисленных в статье 27 Земельного кодекса РФ, статье 15 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", Администрацией не указано.
Доводы Администрации о преждевременном возложении обязанности на нее по предоставлению ДНТ "Дачник" земельного участка, поскольку заинтересованным лицом не выяснялся вопрос о возможности предоставления заявителю в аренду спорного земельного участка, исходя из их категории, является несостоятельной, так как надлежащих доказательств, свидетельствующих о принятии решения о предоставлении спорного земельного участка МКУ "Земельное бюро" заинтересованным лицом представлено не было, что свидетельствует о нарушении законных прав и интересов заявителя.
При таких обстоятельствах, поскольку отказ Администрации не соответствует требованиям земельного законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции правомерно признал незаконным оспариваемое решение, в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ указал на обязанность заинтересованного лица в целях устранения допущенного нарушения прав заявителя предоставить для ведения садоводства земельный участок с кадастровым номером 54:19:062501:541 площадью 310 619 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06 декабря 2013 года по делу N А45-4304/2013.
Ссылка апеллянта на правовую позицию ВАС РФ, изложенную в определении от 26.10.2010 года N ВАС-12881/10, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных доказательств. При этом в рассматриваемом случае заявитель обратился в Администрацию с готовым кадастровым паспортом земельного участка, то есть спорный земельный участок на момент обращения уже был образован и прошел процедуру государственного кадастрового учета.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой инстанции, оснований для которой у суда апелляционной инстанции не имеется, при не опровержении соответствующими доказательствами установленных судом фактических обстоятельств дела.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 01 ноября 2013 года по делу N А45-11786/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
А.Л.ПОЛОСИН
Судьи
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
О.А.СКАЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)