Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.08.2007 ПО ДЕЛУ N А55-4018/2007

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2007 г. по делу N А55-4018/2007


Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 августа 2007 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Васиной О.В.,
с участием:
представителя Министерства имущественных отношений Самарской области Ивановой М.В. (доверенность от 03.07.07 г. N 344),
представителя Департамента строительства и архитектуры Администрации городского округа Самары Мирошник О.В. (доверенность от 06.08.07 г. N Д05-01/1787),
представитель Общества с ограниченной ответственностью "Автоальянс" не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, Самарская область, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 июня 2007 года по делу N А55-4018/2007 (судья Мальцев Н.А.), рассмотренному по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, Самарская область, г. Самара,
к Департаменту строительства и архитектуры Администрации городского округа Самары, Самарская область, г. Самара,
третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Автоальянс", Самарская область, г. Самара,
о признании незаконными действий,

установил:

Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий Департамента строительства и архитектуры Администрации городского округа Самары (далее - Департамент), выразившихся в непредставлении в Министерство мотивированного с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель заключения о невозможности изготовления и утверждения проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Садовая, д. 258/342, площадью 3200,00 кв. м, под автомобильную стоянку, и неисполнении обязанности по утверждению проекта границ указанного земельного участка, и обязании обеспечить изготовление и утвердить проект границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Садовая, д. 258/342, площадью 3200,00 кв. м, под автомобильную стоянку, либо предоставить в Министерство мотивированное с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель заключение о невозможности его изготовления и утверждения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.06.2007 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд исходил из того, что бездействие со стороны ответчика отсутствует, направленные Министерству ответы Департамента строительства содержат в себе обоснованный отказ в изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка.
Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой, с учетом уточнения просительной части, просит решение суда от 07.06.2007 г. отменить. По мнению подателя апелляционной жалобы направленный Департаментом строительства в адрес Министерства ответ не содержит мотивированного с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель заключения о невозможности изготовления и утверждения проекта границ земельного участка, в результате непредставления Департаментом строительства мотивированного заключения нарушены права и законные интересы Министерства в сфере экономической деятельности, поскольку предоставление земельного участка в конечном итоге направлено на получение арендной платы за использование земельного участка.
Представитель Министерства в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить и признать незаконными действия Департамента строительства и архитектуры Администрации городского округа Самары, выразившиеся в непредставлении в Министерство мотивированного с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель заключения о невозможности изготовления и утверждения проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Садовая, д. 258/342, площадью 3200,00 кв. м, под автомобильную стоянку, и неисполнении обязанности по утверждению проекта границ указанного земельного участка, и обязать обеспечить изготовление и утвердить проект границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Садовая, д. 258/342, площадью 3200,00 кв. м, под автомобильную стоянку, либо предоставить в Министерство мотивированное с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель заключение о невозможности его изготовления и утверждения.
Представитель Департамента строительства в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Автоальянс" в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 27 сентября 2006 года Министерством имущественных отношений Самарской области было направлено в адрес Главы городского округа Самара обращение об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка, испрашиваемого в аренду ООО "Автоальянс" (л.д. 10).
20.10.2006 г. Администрация городского округа Самара в адрес Министерства имущественных отношений направила ответ на обращение о том, что изготовление проектов границ земельных участков и их утверждение под автомобильную стоянку, площадью 2300,00 кв. м каждый, ООО "Автоальянс" невозможно (л.д. 11).
20.12.2006 г. Министерство имущественных отношений повторно направило обращение в адрес Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара обращение с указанием на то, что представленный ранее ответ администрации не содержит мотивированного заключения о причинах невозможности утверждения проектов границ испрашиваемых земельных участков, в результате чего просит повторно обеспечить изготовление и утверждение проектов границ земельных участков либо предоставить мотивированный ответ о невозможности изготовления и утверждения проектов границ указанных земельных участков под установку торговых киосков по продаже питьевой воды. (л.д. 12)
15.12.2006 г. Департамент строительства и архитектуры Администрации города Самары повторно направило отказ на обращение в связи с невозможностью утвердить проект границ земельного участка, (л.д. 14).
07.02.2007 г. Министерство имущественных отношений снова обратилось с обращением к Департаменту строительства и архитектуры Администрации города Самары в котором указало, что в связи с тем, что представленные ранее ответы администрации не содержат мотивированного заключения о невозможности утвердить проекты границ земельного участка, просит повторно обеспечить изготовление и утверждение проектов границ земельных участков (л.д. 16).
В соответствии со статьей 34 Земельного Кодекса РФ и пунктом 2.7 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность которых не разграничена, в городском Округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74, ответчик обязан был в недельный срок с момента поступления указанного обращения с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами застройки, целевым назначением земель подготовить и направить в Министерство мотивированное заключение о возможности, либо невозможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения, а в месячный срок с момента поступления вышеуказанного обращения Министерства обеспечить изготовление и утверждение проекта границ земельного участка.
В соответствии с Постановлением Главы Городского округа Самара от 19.09.2006 года N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" уполномоченным органом по утверждению проектов границ указанных земельных участков является Департамент строительства и архитектуры администрации г. Самара.
Судом установлено, что Департаментом строительства 15 декабря 2006 года предоставлен ответ Министерству, которым отказано в изготовлении и утверждении проектов границ испрашиваемого земельного участка (л.д. 14).
Вывод суда первой инстанции о том, что ответчик впоследствии (после направления Министерством письма от 07.02.2007 г.) несколько раз отвечал заявителю, не подтвержден материалами дела.
Вышеуказанный ответ Департамента строительства от 15.12.2006 г. содержит указание на то, что данный земельный участок расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций и находится в красных линиях улицы Ново-Садовой, и ссылки на нормы п. 11 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ, определяющие понятие красных линий. Далее на основе изложенного и со ссылками на несоответствие градостроительной документации, правилам землепользования и застройки, целевому назначению земель, указано на невозможность подготовить и утвердить проекты границ испрашиваемого земельного участка.
Оценка о соответствии вышеуказанного отказа в утверждении проекта границ земельного участка установленным требованиям судом первой инстанции не дана.
Между тем, в нарушение ст. 34 Земельного Кодекса РФ, п. 2.5 Порядка предоставления земельных участков государственная собственность которых не разграничена, в городском Округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74, вышеуказанный ответ Департамента не содержал мотивированного, с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами застройки, целевым назначением земель, заключения о невозможности изготовления и утверждения проекта границ.
В указанном ответе отсутствуют ссылки на какие-либо правовые акты, строительные и иные нормы и правила, препятствующие размещению на испрашиваемом ООО "Автоальянс" земельном участке автостоянки.
Кроме того, судом первой инстанции, с учетом того, что Департаментом был дан 15.12.2006 г. ответ Министерству, сделан вывод о том, что бездействие со стороны Департамента строительства отсутствует. Между тем, предметом настоящего спора являлось обжалование не бездействия ответчика, а действий, выразившихся в непредставлении в Министерство мотивированного с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель заключения о невозможности изготовления и утверждения проекта границ земельного участка.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушения оспариваемыми действиями прав заявителя, является необоснованным.
В соответствии с действующим законодательством решение Министерства о предоставлении земельного участка может быть принято после утверждения уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара проекта границ земельного участка. Поэтому представление в министерство ответчиком заключения о невозможности изготовления и утверждения проекта границ земельного участка, не содержащего ссылок на нормативные правовые акты, градостроительные и иные нормы и правила, препятствует министерству в проведении процедуры предоставления данного земельного участка в аренду в порядке, установленном действующим законодательством, а также в подготовке отказа ООО "Автоальянс" в предоставлении земельного участка в аренду для размещения автостоянки.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, принятых и введенных в действие с 01.01.2003 постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 N 454-ст, деятельность министерства в рамках реализации возложенных на него полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, предоставленных постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67, является одним из видов экономической деятельности, соответственно, действиями администрации района нарушаются права и законные интересы министерства в сфере экономической деятельности.
Кроме того, соблюдение предусмотренной законодательством процедуры утверждения проекта границ земельного участка и предоставления его в установленном порядке направлено в конечном итоге на получение арендной платы за использование земельного участка.
Поскольку при вынесении решения об отказе в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ решение суда следует отменить и требования заявителя удовлетворить.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 июня 2007 года по делу N А55-4018/2007 отменить.
Заявление Министерства имущественных отношений Самарской области удовлетворить.
Признать незаконными действия Департамента строительства и архитектуры Администрации городского округа Самара, выразившиеся в непредоставлении в Министерство имущественных отношений Самарской области мотивированного, с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель заключения о невозможности изготовления и утверждения проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Садовая, д. 258/342, площадью 3200,00 кв. м под автомобильную стоянку, и неисполнении обязанности по утверждению проекта границ указанного земельного участка.
Обязать Департамент строительства и архитектуры Администрации городского округа Самара обеспечить изготовление и утвердить проект границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Садовая, д. 258/342, площадью 3200,00 кв. м под автомобильную стоянку, либо предоставить в Министерство имущественных отношений Самарской области мотивированное, с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель заключение о невозможности его изготовления и утверждения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА

Судьи
В.С.СЕМУШКИН
В.В.КУЗНЕЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)