Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.07.2015 N 18АП-7510/2015 ПО ДЕЛУ N А34-569/2015

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2015 г. N 18АП-7510/2015

Дело N А34-569/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Пивоваровой Л.В., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 20.05.2015 по делу N А34-569/2015 (судья Григорьев А.А.).
В судебном заседании, проводимом посредством использования систем видеоконференц-связи, приняли участие представители:
- Администрации Верхнеярского сельсовета - Ильиных А.В. (доверенность от 02.02.2015, паспорт);
- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области - Якушева Т.В. (доверенность от 07.10.2014, служебное удостоверение).

Администрация Верхнеярского сельсовета Далматовского района Курганской области (далее - Администрация сельсовета, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - сооружение, расположенное по адресу: Курганская область, Далматовский район, с. Верхний Яр, кадастровый номер 45:04:030101:439, протяженностью 10387 м, выраженного в сообщении N 03/315/2014-730 от 23.12.2014 и возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курганской области обязанности осуществить государственную регистрацию права на указанное сооружение.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Далматовского района Курганской области (далее - Администрация района, третье лицо), Управление имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района (далее - Управление по имуществу, третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 20.05.2015 (резолютивная часть объявлена 13.05.2015) требования заявителя удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Управление Росреестра обратилось с апелляционной жалобой.
В обоснование жалобы апеллянт ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение судом норм материального права.
Вывод суда о том, что администрация Далматовского района распорядилась земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, передав его застройщику на период строительства по договору безвозмездного пользования, является ошибочным.
Суд не учел, что предмет договора безвозмездного срочного пользования земельным участком от 15.06.2012 не определен в качестве земельного участка, т.к. объектом аренды, согласно договору, являлся кадастровый квартал. Вместе с тем из кадастрового паспорта на объект недвижимости - сооружение следует, что в данном квартале располагается три участка, права на которые в ЕГРП зарегистрированы, в том числе, за физическими лицами. При названных обстоятельствах вывод суда о том, что под строительство газопровода был предоставлен сформированный земельный участок, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Суд не учел, что в силу п. 1 ст. 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества, регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект.
Отсутствие такого правоустанавливающего документа является основанием для отказа в государственной регистрации права, в силу чего оснований для признания отказа в регистрации незаконным не имеется.
Представитель Управления Росреестра в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель заявителя с доводами жалобы не согласился, полагая решение законным и обоснованным.
Администрация Далматовского района и Управление по имуществу явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представителем Управления Росреестра заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащей информацию о зарегистрированных правах на земельные участки, через которые, согласно кадастровому паспорту объекта, проходит спорный газопровод.
Судебная коллегия полагает необходимым приобщить данный документ к материалам дела, поскольку установление обстоятельств наличия зарегистрированных прав на землю входит в предмет доказывания по настоящему спору и подлежало исследованию при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 05.05.2012 Администрация Далматовского района (заказчик) на основании протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N 2 от 24.04.2012 заключило с ЗАО "Газстрой" (подрядчик) муниципальный контракт N 1, по условиям которого подрядчик обязуется выполнить полный комплекс работ по строительству объекта "Газоснабжение жилых домов в с. Верхний Яр Далматовского района Курганской области" и вводу его в эксплуатацию, а заказчик обязался принять и оплатить выполненные работы (т. 1 л.д. 10-15).
На основании Постановления Администрации Далматовского района от 15.05.2012 N 423 (т. 1 л.д. 17) между Управлением имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района и ЗАО "Газстрой" подписан договор безвозмездного срочного пользования земельным участком от 15.05.2012, в соответствии с которым в безвозмездное срочное пользование ЗАО "Газстрой" на период строительства газопровода предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Курганская область, Далматовский район, с. Верхний Яр, в кадастровом квартале 45:04:030101, площадью 39288 кв. м для строительства распределительных газовых сетей в с. Верхний Яр Далматовского района Курганской области на срок с 15.05.2012 по 18.06.2012 (т. 1 л.д. 18-20).
Обществу "Газстрой" 17.05.2012 администрацией Далматовского района выдано разрешение на строительство объекта недвижимости N RU 45504303-03 со сроком действия до 1.09.2012 (т. 1 л.д. 68).
19.10.2012 Администрацией Далматовского района на имя Администрации Верхнеярского сельсовета выдано разрешение N RU 45504303-02 на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - газопровода протяженностью 10387,3 п. м в составе объекта - Газоснабжение жилых домов в с. Верхний Яр Далматовского района Курганской области (т. 1 л.д. 21).
Как следует из материалов дела, администрация Верхнеярского сельсовета имеет статус сельского поселения, территория которого входит в состав территории муниципального образования Далматовского района (Устав заявителя, л.д. 69-92).
06.11.2014 Администрация Верхнеярского сельсовета обратилась в регистрирующий орган с заявлениями о государственной регистрации права собственности на указанный газопровод (т. 1 л.д. 50).
В качестве документов, необходимых для государственной регистрации, представлено разрешение на ввод названного объекта в эксплуатацию N RU 45504303-02 от 19.10.2012 (т. 1 л.д. 53), договор безвозмездного срочного пользования земельным участком от 15.05.2012 (л.д. 18-20), доверенность на представительство интересов администрации Верхнеярского сельсовета (т. 1 л.д. 52).
21.11.2014 уведомлением Управления Росреестра за N 03/315/2014-730 государственная регистрация была приостановлена до 19.12.2014 (т. 1 л.д. 49).
Сообщением Управления Росреестра N 03/315/2014-730 от 23.12.2014 в государственной регистрации права заявителю отказано на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) по причине отсутствия документов о предоставлении Администрации Верхнеярского сельсовета земельного участка под строительство.
Не согласившись с отказом в государственной регистрации права, Администрация сельсовета обратилась в арбитражный суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем представлены все необходимые документы, подтверждающие факт создания спорного объекта недвижимости. Кроме того судом сделан вывод о том, что действующим законодательством не предусмотрено оформление правоустанавливающих документов на земельный участок под строительство объекта газоснабжения передаваемого в собственность публичного образования в лице Администрации Верхнеярского сельсовета.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), проверив доводы апелляционной жалобы, полагает судебный акт подлежащим отмене.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (статьи 197 - 200 АПК РФ, пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ, Закон о государственной регистрации прав) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс РФ, ГК РФ).
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем (пункт 2 статьи 16 Закона о государственной регистрации прав).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП (пункт 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации прав).
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав (пункт 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации прав).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Закона N 122-ФЗ).
В государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом N 122-ФЗ для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона N 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применение правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", разъяснено, что положение пункта 4 статьи 25 Закона N 122-ФЗ о том, что право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании, помимо прочего, документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком, не препятствует государственной регистрации права собственности на созданный в период действия договора аренды объект незавершенного строительства, если к моменту подачи заявления о государственной регистрации срок аренды истек.
Вместе с тем в соответствии с положением абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Кроме того, согласно норме абзаца 12 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано также в случае, если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Орган государственной регистрации пришел к правильному выводу о том, что предъявленные Администрацией на регистрацию документы, в том числе договор безвозмездного срочного пользования земельным участком от 15.05.2012, не содержат информации, необходимой для проведения государственной регистрации.
Согласно п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Договор безвозмездного срочного пользования земельным участком от 15.05.2012 подписан между Управлением по имуществу и ЗАО "Газстрой" в отсутствие такого объекта недвижимости как земельный участок, поскольку не содержит сведений, позволяющих определить предоставляемые ссудополучателю для возведения газопровода земли, в качестве участка, имеющего индивидуальные признаки, позволяющие выделить его из состава других земель.
Тем самым представленный на регистрацию договор безвозмездного срочного пользования по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
При названных обстоятельствах орган государственной регистрации, руководствуясь вышеуказанной нормой федерального закона, обоснованно отказал в регистрации права собственности заявителя на вновь возведенный объект недвижимости.
Вывод суда о том, что действующим законодательством не предусмотрено оформление правоустанавливающих документов на земельный участок под строительство объекта газоснабжения передаваемого в собственность публичного образования, в настоящем случае следует считать ошибочным.
В силу п. 2.2 ст. 3.2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется, в том числе органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Наличие прав на распоряжение не разграниченными в собственности землями на территории поселения действительно исключает квалификацию построенного на таких землях и передаваемого в муниципальную собственность объекта, как возведенного в отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок.
Вместе с тем из кадастрового паспорта спорного объекта недвижимости следует его расположение, в том числе, на земельных участках, с кадастровыми номерами 45:04:030101:6, 45:04:030101:2, 45:04:030101:155 (т. 1 л.д. 9).
Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним подтверждено, что право собственности на данные участки зарегистрировано за физическими лицами.
Документов, свидетельствующих о наличии у заявителя полномочий на распоряжение названными участками, в части, занятой спорным объектом, а также доказательств предоставление таких документов в орган государственной регистрации при обращении с заявлением, суду не представлено.
С учетом изложенного отказ Управления Росреестра в регистрации права собственности заявителя на газопровод протяженностью 10387 м, выраженный в сообщении N 03/315/2014-730 от 23.12.2014 следует признать соответствующим требованиям действующего законодательства и в силу этого не нарушающим прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Выводы суда об удовлетворении требований Администрации Верхнеярского района следует признать ошибочными, решение суда подлежащим отмене на основании п. 1 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в ч. 4 ст. 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Курганской области от 20.05.2015 по делу N А34-569/2015 отменить.
В удовлетворении требований Администрации Верхнеярского сельсовета Далматовского района Курганской области отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Судьи
Л.В.ПИВОВАРОВА
Л.А.СУСПИЦИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)