Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Киричек Ю.Н., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7236/2014) индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича на решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.06.2014 по делу N А70-4151/2014 (судья Стафеев С.А.), принятое по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича к Администрации г. Тюмени о признании недействительным (незаконным) отказа в предоставлении в собственность земельных участков, изложенного в письме Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени "О невозможности предоставления земельных участков" от 16.04.2014 N 05-07-1640/4-1, 05-07-1640/4 и обязании устранить нарушения прав и законных интересов,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Индивидуальный предприниматель Крицкий Александр Владимирович обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Администрации г. Тюмени о признании недействительным (незаконным) отказа Администрации г. Тюмени в предоставлении в собственность заявителю земельных участков с кадастровыми номерами: 72:23:0214004:157, 72:23:0216004:60, 72:23:0216003:392, 72:23:0217001:92, 72:23:0217001:311, 72:23:0217001:318, 72:23:0217001:331, 72:23:0217001:332, 72:23:0217001:333, 72:23:0218004:61, 72:23:0218004:244, 72:23:0218004:4200, 72:23:0428001:1213, изложенного в письме Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени "о невозможности предоставления земельных участков" от 16.04.2014 г. N 05-07-1640/4-1, 05-07-1640/4.
В качестве способа по устранению нарушенных прав и законных интересов заявитель просит суд обязать Администрацию г. Тюмени принять решение о предоставлении в собственность за плату Крицкому А.В. земельных участков с кадастровыми номерами: 72:23:0214004:157, площадью 1345 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Льва Толстого, 29; 72:23:0216004:60, площадью 730,1 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Ленина; 72:23:0216003:392, площадью 1074 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Луначарского 15; 72:23:0217001:92, площадью 1211 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Семакова 15; 72:23:0217001:311, площадью 3940 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Ленина; 72:23:0217001:318, площадью 4061 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Хохрякова 17; 72:23:0217001:331, площадью 1446 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Хохрякова 17; 72:23:0217001:332, площадью 1052 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Хохрякова 13А; 72:23:0217001:333, площадью 1133 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Кирова 13; 72:23:0218004:61, площадью 7757,8 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. М. Горького 61; 72:23:0218004:244, площадью 1423 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. М. Горького 51а; 72:23:0218004:4200, площадью 2406 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. М. Горького 51б; 72:23:0428001:1213, площадью 1211 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Молодогвардейцев 1а, для целей, не связанных со строительством (организации платной автостоянки).
В недельный срок со дня принятия судебного акта, вынесенного Арбитражным судом Тюменской области по результатам рассмотрения настоящего дела издать постановление Администрации г. Тюмени о предоставлении указанных земельных участков индивидуальному предпринимателю Крицкому А.В. и вручить лично предпринимателю копии такого постановления с приложением проектов договоров купли-продажи земельных участков.
В ходе производства по настоящему делу заявитель неоднократно уточнял заявленные требования. В соответствии с последним заявлением об изменении предмета от 02.06.2014 (поступило в суд 04.04.2014) заявитель просит суд признать незаконным бездействие Администрации городского округа г. Тюмени в лице Главы Администрации, выраженное в нерассмотрении в установленный законом срок заявления от 20.03.2014 вх.N 05-07-1640/4 индивидуального предпринимателя Крицкого А.В. о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами: 72:23:0216003:392, площадью 1074 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Луначарского 15; 72:23:0217001:331, площадью 1446 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Хохрякова 13; 72:23:0217001:332, площадью 1052 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Хохрякова 13А; 72:23:0217001:333, площадью 1133 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Кирова 13; 72:23:0218004:61, площадью 7757, 8 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. М. Горького 61; для целей, не связанных со строительством (организации платной автостоянки) и непринятии решения, предусмотренного частью 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В качестве способа по устранению допущенного нарушения прав и законных интересов, заявитель просит суд обязать Администрацию г. Тюмени в лице Главы Администрации г. Тюмени рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя Крицкого А.В. от 20.03.2014 вх.N 05-07-1640/4 о предоставлении в собственность за плату Крицкому А.В. земельных участков с кадастровыми номерами: 72:23:0216003:392, площадью 1074 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Луначарского 15; 72:23:0217001:331, площадью 1446 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Хохрякова 13; 72:23:0217001:332, площадью 1052 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Хохрякова 13А; 72:23:0217001:333, площадью 1133 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Кирова 13; 72:23:0218004:61, площадью 7757, 8 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. М. Горького 61; для целей, не связанных со строительством (организации платной автостоянки) и принять решение, предусмотренное частью 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В недельный срок со дня принятия судебного акта, вынесенного Арбитражным судом Тюменской области по результатам рассмотрения дела N А70-4151/2014 вручить решение лично Крицкому А.В.
Руководствуясь статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд первой инстанции принял указанные уточнения заявленных требований, поскольку это не противоречит закону, а также не нарушает права других лиц.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 16.06.2014 по делу N А70-4151/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что поскольку обращение Крицкого А.В. от 20.03.2014 вх. N 05-07-1640/4 рассмотрено уполномоченным органом и по нему дан ответ, постольку бездействие со стороны Администрации городского округа г. Тюмени в лице Главы Администрации отсутствует.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование требований апелляционной жалобы ее податель ссылается на пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственным и муниципальных служащих", согласно которому К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом. Так как, податель жалобы обращался с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков от 20.03.2014 именно к Главе Администрации города Тюмени, следовательно, ответ должно было дать именно данное лицо, а не директор Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени. По мнению предпринимателя, распоряжение администрации города Тюмени от 09.04.2009 N 576 "О департаменте земельных ресурсов администрации города Тюмени" не содержит прямого указания на полномочия Департамента по рассмотрению таких заявлений.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании статей 156, 266 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
20.03.2014 в Администрацию г. Тюмени на имя Главы Администрации г. Тюмени поступило обращение Крицкого А.В. от 20.03.2014 вх. N 05-07-1640/4 в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении в собственность в том числе земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0216003:392, площадью 1074 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Луначарского 15; 72:23:0217001:331, площадью 1446 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Хохрякова 13; 72:23:0217001:332, площадью 1052 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Хохрякова 13А; 72:23:0217001:333, площадью 1133 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Кирова 13; 72:23:0218004:61, площадью 7757, 8 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. М. Горького 61 для целей, не связанных со строительством (организация платных автостоянок).
Письмом от 16.04.2014 Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени (далее - Департамент) по результатам обращения Крицкого А.В. от 20.03.2014 г. вх. N 05-07-1640/4 сообщил указанному лицу о невозможности представления в собственность испрашиваемых земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0216003:392, 72:23:0217001:331, 72:23:0217001:332, 72:23:0217001:333, 72:23:0218004:61, а также иных земельных участков.
Департаментом установлено, что планируемая к размещению автостоянка является временным объектом. Размещение и возведение указанных объектов осуществляется в соответствии с Порядком размещения временных построек, утвержденным постановлением Администрации г. Тюмени от 28.01.2010 г. N 11-пк "О порядке размещения временных объектов на территории г. Тюмени", а также Административным регламентом предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений, утвержденным Администрации г. Тюмени от 01.08.2011 г. N 81-пк (далее по тексту - Административный регламент). Однако в нарушение требований пп. "ж" п. 2.12.1 Административного регламента Крицким А.В. не были представлены документы, необходимые для рассмотрения заявления.
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0217001:331, 72:23:0217001:332, 72:23:0217001:333, 72:23:0216003:392 Департаментом было установлено также наличие дополнительного основания для отказа в предоставлении указанных земельных участков, а именно нахождение данных земельных участков в безвозмездном срочном пользовании третьих лиц (пп. "б" п. 2.20.1 Административного регламента).
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0217001:331, 72:23:0217001:332, 72:23:0217001:333 Департаментом было установлено наличие еще одного дополнительного основания для отказа в предоставлении испрашиваемых земельных участков, а именно предложение разместить временные объекты на территориях, специально предназначенных для парковки автотранспорта (пп. "п" п. 2.20.1 Административного регламента).
Полагая, что Администрация г. Тюмени, получив заявление Крицкого А.В. от 20.03.2014 г. вх. N 05-07-1640/4, допустила противоправное бездействие, выразившееся в том, что заявление Крицкого А.В. о предоставлении в собственность земельных участок не было рассмотрено уполномоченным органом, и не принято решение, предусмотренное частью 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, предприниматель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
16.06.2014 Арбитражный суд Тюменской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта, действия (бездействия) закону возлагается на орган, принявший акт, совершивший действие; обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за признанием ненормативного акта и действия (бездействия) незаконным.
При этом лицо, обратившееся в арбитражный суд, на основании части 1 статьи 65 АПК РФ обязано доказать факт нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми актами, действиями (бездействием).
Как указано ранее, заявитель обратился в Администрацию г. Тюмени на имя Главы Администрации г. Тюмени в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении в собственность в том числе земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0216003:392, площадью 1074 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Луначарского 15; 72:23:0217001:331, площадью 1446 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Хохрякова 13; 72:23:0217001:332, площадью 1052 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Хохрякова 13А; 72:23:0217001:333, площадью 1133 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Кирова 13; 72:23:0218004:61, площадью 7757, 8 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. М. Горького, 61 для целей, не связанных со строительством (организация платных автостоянок).
Письмом от 16.04.2014 Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени по результатам обращения Крицкого А.В. от 20.03.2014 сообщил предпринимателю о невозможности представления в собственность испрашиваемых земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0216003:392, 72:23:0217001:331, 72:23:0217001:332, 72:23:0217001:333, 72:23:0218004:61, а также иных земельных участков.
ИП Крицкий А.В. полагает, что Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени не является лицом, уполномоченным на рассмотрение таких заявлений, поскольку заявитель обращался непосредственно в Администрацию г. Тюмени, следовательно, именно Глава Администрации г. Тюмени должен был рассмотреть заявление предпринимателя.
Однако, суд апелляционной инстанции, вопреки доводам подателя жалобы, не может согласиться с данными доводами ИП Крицкого А.В., в силу следующего.
В силу пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 1 статьи 51 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
К органам местного самоуправления относится местная администрация, которая является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий (статьи 2, 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). В частности, к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (пункт 3 части 1 статьи 16 названного Закона).
Структура и компетенция органов Администрации г. Тюмени определяются ее Уставом, согласно части 1 статьи 43 которого Администрация г. Тюмени в соответствии с федеральным законодательством, законами Тюменской области, муниципальными правовыми актами города Тюмени осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, водными объектами, отнесенными к муниципальной собственности города Тюмени, а также в соответствии с переданными государственными полномочиями осуществляет распоряжение земельными участками, лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1.4 Положения о порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Тюмени, утвержденного решением Тюменской городской думы от 31.05.2007 N 575, в силу которых Администрация города Тюмени является органом, уполномоченным на осуществление функций по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности города Тюмени.
В пункте 3.2 Положения о порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Тюмени, утвержденного решением Тюменской городской думы от 31.05.2007 N 575 отражены полномочия Администрации города Тюмени.
В соответствии с частью 3 статьи 36 Устава города Тюмени структура Администрации г. Тюмени утверждается Тюменской городской Думой по представлению Главы Администрации г. Тюмени. В структуру Администрации города Тюмени могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации г. Тюмени.
Решением Тюменской городской Думы от 20.03.2008 N 818 утверждена структура Администрации г. Тюмени. В соответствии с названным решением одним из отраслевых (функциональных) органов Администрации г. Тюмени является Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени.
В соответствии с решением Тюменской городской Думы от 20.03.2008 N 818 "О структуре Администрации города Тюмени", распоряжением Администрации г. Тюмени от 09.04.2009 N 576 утверждено Положение о департаменте земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени.
Согласно пункту 3.1.2 Положения о Департаменте земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени, утвержденного распоряжением Администрации г. Тюмени от 09.04.2009 N 576, Департамент осуществляет прием и регистрацию обращений (заявлений) юридических лиц, физических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам земельных отношений в пределах предоставленных полномочий органам местного самоуправления, подготавливает, подписывает от имени Администрации г. Тюмени и направляет ответы заявителям, выдает заявителям по итогам рассмотрения обращений необходимый пакет документов.
Из пункта 5.5 указанного Положения следует, что директор Департамента подписывает от имени Администрации г. Тюмени ответы заявителям по вопросам земельных отношений и градостроительной деятельности в пределах предоставленных полномочий.
Таким образом, Департамент, являясь структурным подразделением Администрации города Тюмени, в силу указанных выше норм уполномочен рассматривать, подготавливать и подписывать ответы на заявления по вопросам земельных отношений.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии со стороны Администрации г. Тюмени бездействия по рассмотрению обращения Крицкого А.В. от 20.03.2014 вх. N 05-07-1640/4.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку.
При названных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по данному делу решения не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение жалобы относятся на лицо, подавшее жалобу, то есть на предпринимателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.06.2014 по делу N А70-4151/2014-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Ю.Н.КИРИЧЕК
Е.П.КЛИВЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.08.2014 N 08АП-7236/2014 ПО ДЕЛУ N А70-4151/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 2014 г. N 08АП-7236/2014
Дело N А70-4151/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Киричек Ю.Н., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7236/2014) индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича на решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.06.2014 по делу N А70-4151/2014 (судья Стафеев С.А.), принятое по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича к Администрации г. Тюмени о признании недействительным (незаконным) отказа в предоставлении в собственность земельных участков, изложенного в письме Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени "О невозможности предоставления земельных участков" от 16.04.2014 N 05-07-1640/4-1, 05-07-1640/4 и обязании устранить нарушения прав и законных интересов,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Индивидуальный предприниматель Крицкий Александр Владимирович обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Администрации г. Тюмени о признании недействительным (незаконным) отказа Администрации г. Тюмени в предоставлении в собственность заявителю земельных участков с кадастровыми номерами: 72:23:0214004:157, 72:23:0216004:60, 72:23:0216003:392, 72:23:0217001:92, 72:23:0217001:311, 72:23:0217001:318, 72:23:0217001:331, 72:23:0217001:332, 72:23:0217001:333, 72:23:0218004:61, 72:23:0218004:244, 72:23:0218004:4200, 72:23:0428001:1213, изложенного в письме Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени "о невозможности предоставления земельных участков" от 16.04.2014 г. N 05-07-1640/4-1, 05-07-1640/4.
В качестве способа по устранению нарушенных прав и законных интересов заявитель просит суд обязать Администрацию г. Тюмени принять решение о предоставлении в собственность за плату Крицкому А.В. земельных участков с кадастровыми номерами: 72:23:0214004:157, площадью 1345 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Льва Толстого, 29; 72:23:0216004:60, площадью 730,1 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Ленина; 72:23:0216003:392, площадью 1074 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Луначарского 15; 72:23:0217001:92, площадью 1211 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Семакова 15; 72:23:0217001:311, площадью 3940 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Ленина; 72:23:0217001:318, площадью 4061 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Хохрякова 17; 72:23:0217001:331, площадью 1446 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Хохрякова 17; 72:23:0217001:332, площадью 1052 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Хохрякова 13А; 72:23:0217001:333, площадью 1133 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Кирова 13; 72:23:0218004:61, площадью 7757,8 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. М. Горького 61; 72:23:0218004:244, площадью 1423 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. М. Горького 51а; 72:23:0218004:4200, площадью 2406 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. М. Горького 51б; 72:23:0428001:1213, площадью 1211 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Молодогвардейцев 1а, для целей, не связанных со строительством (организации платной автостоянки).
В недельный срок со дня принятия судебного акта, вынесенного Арбитражным судом Тюменской области по результатам рассмотрения настоящего дела издать постановление Администрации г. Тюмени о предоставлении указанных земельных участков индивидуальному предпринимателю Крицкому А.В. и вручить лично предпринимателю копии такого постановления с приложением проектов договоров купли-продажи земельных участков.
В ходе производства по настоящему делу заявитель неоднократно уточнял заявленные требования. В соответствии с последним заявлением об изменении предмета от 02.06.2014 (поступило в суд 04.04.2014) заявитель просит суд признать незаконным бездействие Администрации городского округа г. Тюмени в лице Главы Администрации, выраженное в нерассмотрении в установленный законом срок заявления от 20.03.2014 вх.N 05-07-1640/4 индивидуального предпринимателя Крицкого А.В. о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами: 72:23:0216003:392, площадью 1074 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Луначарского 15; 72:23:0217001:331, площадью 1446 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Хохрякова 13; 72:23:0217001:332, площадью 1052 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Хохрякова 13А; 72:23:0217001:333, площадью 1133 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Кирова 13; 72:23:0218004:61, площадью 7757, 8 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. М. Горького 61; для целей, не связанных со строительством (организации платной автостоянки) и непринятии решения, предусмотренного частью 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В качестве способа по устранению допущенного нарушения прав и законных интересов, заявитель просит суд обязать Администрацию г. Тюмени в лице Главы Администрации г. Тюмени рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя Крицкого А.В. от 20.03.2014 вх.N 05-07-1640/4 о предоставлении в собственность за плату Крицкому А.В. земельных участков с кадастровыми номерами: 72:23:0216003:392, площадью 1074 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Луначарского 15; 72:23:0217001:331, площадью 1446 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Хохрякова 13; 72:23:0217001:332, площадью 1052 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Хохрякова 13А; 72:23:0217001:333, площадью 1133 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Кирова 13; 72:23:0218004:61, площадью 7757, 8 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. М. Горького 61; для целей, не связанных со строительством (организации платной автостоянки) и принять решение, предусмотренное частью 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В недельный срок со дня принятия судебного акта, вынесенного Арбитражным судом Тюменской области по результатам рассмотрения дела N А70-4151/2014 вручить решение лично Крицкому А.В.
Руководствуясь статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд первой инстанции принял указанные уточнения заявленных требований, поскольку это не противоречит закону, а также не нарушает права других лиц.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 16.06.2014 по делу N А70-4151/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что поскольку обращение Крицкого А.В. от 20.03.2014 вх. N 05-07-1640/4 рассмотрено уполномоченным органом и по нему дан ответ, постольку бездействие со стороны Администрации городского округа г. Тюмени в лице Главы Администрации отсутствует.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование требований апелляционной жалобы ее податель ссылается на пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственным и муниципальных служащих", согласно которому К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом. Так как, податель жалобы обращался с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков от 20.03.2014 именно к Главе Администрации города Тюмени, следовательно, ответ должно было дать именно данное лицо, а не директор Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени. По мнению предпринимателя, распоряжение администрации города Тюмени от 09.04.2009 N 576 "О департаменте земельных ресурсов администрации города Тюмени" не содержит прямого указания на полномочия Департамента по рассмотрению таких заявлений.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании статей 156, 266 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
20.03.2014 в Администрацию г. Тюмени на имя Главы Администрации г. Тюмени поступило обращение Крицкого А.В. от 20.03.2014 вх. N 05-07-1640/4 в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении в собственность в том числе земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0216003:392, площадью 1074 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Луначарского 15; 72:23:0217001:331, площадью 1446 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Хохрякова 13; 72:23:0217001:332, площадью 1052 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Хохрякова 13А; 72:23:0217001:333, площадью 1133 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Кирова 13; 72:23:0218004:61, площадью 7757, 8 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. М. Горького 61 для целей, не связанных со строительством (организация платных автостоянок).
Письмом от 16.04.2014 Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени (далее - Департамент) по результатам обращения Крицкого А.В. от 20.03.2014 г. вх. N 05-07-1640/4 сообщил указанному лицу о невозможности представления в собственность испрашиваемых земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0216003:392, 72:23:0217001:331, 72:23:0217001:332, 72:23:0217001:333, 72:23:0218004:61, а также иных земельных участков.
Департаментом установлено, что планируемая к размещению автостоянка является временным объектом. Размещение и возведение указанных объектов осуществляется в соответствии с Порядком размещения временных построек, утвержденным постановлением Администрации г. Тюмени от 28.01.2010 г. N 11-пк "О порядке размещения временных объектов на территории г. Тюмени", а также Административным регламентом предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений, утвержденным Администрации г. Тюмени от 01.08.2011 г. N 81-пк (далее по тексту - Административный регламент). Однако в нарушение требований пп. "ж" п. 2.12.1 Административного регламента Крицким А.В. не были представлены документы, необходимые для рассмотрения заявления.
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0217001:331, 72:23:0217001:332, 72:23:0217001:333, 72:23:0216003:392 Департаментом было установлено также наличие дополнительного основания для отказа в предоставлении указанных земельных участков, а именно нахождение данных земельных участков в безвозмездном срочном пользовании третьих лиц (пп. "б" п. 2.20.1 Административного регламента).
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0217001:331, 72:23:0217001:332, 72:23:0217001:333 Департаментом было установлено наличие еще одного дополнительного основания для отказа в предоставлении испрашиваемых земельных участков, а именно предложение разместить временные объекты на территориях, специально предназначенных для парковки автотранспорта (пп. "п" п. 2.20.1 Административного регламента).
Полагая, что Администрация г. Тюмени, получив заявление Крицкого А.В. от 20.03.2014 г. вх. N 05-07-1640/4, допустила противоправное бездействие, выразившееся в том, что заявление Крицкого А.В. о предоставлении в собственность земельных участок не было рассмотрено уполномоченным органом, и не принято решение, предусмотренное частью 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, предприниматель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
16.06.2014 Арбитражный суд Тюменской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта, действия (бездействия) закону возлагается на орган, принявший акт, совершивший действие; обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за признанием ненормативного акта и действия (бездействия) незаконным.
При этом лицо, обратившееся в арбитражный суд, на основании части 1 статьи 65 АПК РФ обязано доказать факт нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми актами, действиями (бездействием).
Как указано ранее, заявитель обратился в Администрацию г. Тюмени на имя Главы Администрации г. Тюмени в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении в собственность в том числе земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0216003:392, площадью 1074 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Луначарского 15; 72:23:0217001:331, площадью 1446 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Хохрякова 13; 72:23:0217001:332, площадью 1052 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Хохрякова 13А; 72:23:0217001:333, площадью 1133 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Кирова 13; 72:23:0218004:61, площадью 7757, 8 м 2, с адресным описанием г. Тюмень, ул. М. Горького, 61 для целей, не связанных со строительством (организация платных автостоянок).
Письмом от 16.04.2014 Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени по результатам обращения Крицкого А.В. от 20.03.2014 сообщил предпринимателю о невозможности представления в собственность испрашиваемых земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0216003:392, 72:23:0217001:331, 72:23:0217001:332, 72:23:0217001:333, 72:23:0218004:61, а также иных земельных участков.
ИП Крицкий А.В. полагает, что Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени не является лицом, уполномоченным на рассмотрение таких заявлений, поскольку заявитель обращался непосредственно в Администрацию г. Тюмени, следовательно, именно Глава Администрации г. Тюмени должен был рассмотреть заявление предпринимателя.
Однако, суд апелляционной инстанции, вопреки доводам подателя жалобы, не может согласиться с данными доводами ИП Крицкого А.В., в силу следующего.
В силу пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 1 статьи 51 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
К органам местного самоуправления относится местная администрация, которая является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий (статьи 2, 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). В частности, к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (пункт 3 части 1 статьи 16 названного Закона).
Структура и компетенция органов Администрации г. Тюмени определяются ее Уставом, согласно части 1 статьи 43 которого Администрация г. Тюмени в соответствии с федеральным законодательством, законами Тюменской области, муниципальными правовыми актами города Тюмени осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, водными объектами, отнесенными к муниципальной собственности города Тюмени, а также в соответствии с переданными государственными полномочиями осуществляет распоряжение земельными участками, лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1.4 Положения о порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Тюмени, утвержденного решением Тюменской городской думы от 31.05.2007 N 575, в силу которых Администрация города Тюмени является органом, уполномоченным на осуществление функций по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности города Тюмени.
В пункте 3.2 Положения о порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Тюмени, утвержденного решением Тюменской городской думы от 31.05.2007 N 575 отражены полномочия Администрации города Тюмени.
В соответствии с частью 3 статьи 36 Устава города Тюмени структура Администрации г. Тюмени утверждается Тюменской городской Думой по представлению Главы Администрации г. Тюмени. В структуру Администрации города Тюмени могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации г. Тюмени.
Решением Тюменской городской Думы от 20.03.2008 N 818 утверждена структура Администрации г. Тюмени. В соответствии с названным решением одним из отраслевых (функциональных) органов Администрации г. Тюмени является Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени.
В соответствии с решением Тюменской городской Думы от 20.03.2008 N 818 "О структуре Администрации города Тюмени", распоряжением Администрации г. Тюмени от 09.04.2009 N 576 утверждено Положение о департаменте земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени.
Согласно пункту 3.1.2 Положения о Департаменте земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени, утвержденного распоряжением Администрации г. Тюмени от 09.04.2009 N 576, Департамент осуществляет прием и регистрацию обращений (заявлений) юридических лиц, физических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам земельных отношений в пределах предоставленных полномочий органам местного самоуправления, подготавливает, подписывает от имени Администрации г. Тюмени и направляет ответы заявителям, выдает заявителям по итогам рассмотрения обращений необходимый пакет документов.
Из пункта 5.5 указанного Положения следует, что директор Департамента подписывает от имени Администрации г. Тюмени ответы заявителям по вопросам земельных отношений и градостроительной деятельности в пределах предоставленных полномочий.
Таким образом, Департамент, являясь структурным подразделением Администрации города Тюмени, в силу указанных выше норм уполномочен рассматривать, подготавливать и подписывать ответы на заявления по вопросам земельных отношений.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии со стороны Администрации г. Тюмени бездействия по рассмотрению обращения Крицкого А.В. от 20.03.2014 вх. N 05-07-1640/4.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку.
При названных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по данному делу решения не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение жалобы относятся на лицо, подавшее жалобу, то есть на предпринимателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.06.2014 по делу N А70-4151/2014-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Ю.Н.КИРИЧЕК
Е.П.КЛИВЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)