Судебные решения, арбитраж
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 марта 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Зелениной Т.Л., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Решановой Д.М.,
при участии:
от ответчика - Блинова Е.В., доверенность от 09.10.2013,
от иных лиц, участвующие в деле - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика истца индивидуального предпринимателя Кайдарова Александра Яковлевича
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 27 ноября 2013 года
по делу N А50-15072/2013,
вынесенное судьей Гуляевой Е.И.,
по иску индивидуального предпринимателя Кайдарова Александра Яковлевича (ОГРНИП 304184011200312, ИНН 183466671596)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю,
третьи лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, общество с ограниченной ответственностью "Нефтересурсы" (ОГРН 1021801505340, ИНН 1833005929),
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
индивидуальный предприниматель Кайдаров Александр Яковлевич (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю (далее - ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:15:1120101:454 общей площадью 30000 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Большесосновский район, Урочище "Сотельная", в размере его рыночной стоимости 3 866 000 руб. с момента вступления решения суда в законную силу (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, общество с ограниченной ответственностью "Нефтересурсы".
Решением суда от 27.11.2013 в удовлетворении иска отказано.
Истец с решением суда от 27.11.2013 не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, иск удовлетворить. Истец полагает, что рыночная стоимость земельного участка определена на дату установления кадастровой стоимости, - 13.03.2012. Положения п. 1 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты в Российской Федерации" не применимы, поскольку работы по проведению этой оценки завершились до 26.09.2010. Истец не согласен с выводом суда о пропуске тридцатидневного срока для проведения экспертизы отчета от 05.03.2013 N 792-ЧЛ-13.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с доводами апелляционной жалобы не согласно по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу. Ссылаясь на правовую позицию, изложенную в Постановлении ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, указывает, что представленный истцом отчет об определении рыночной стоимости земельного участка не доказывает приведенных им доводов, поскольку рыночная стоимость участка, с учетом категории земель, должна быть доказана истцом на текущую дату. Также ответчик указывает на нарушение срока проведения экспертизы отчета.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 30000 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для строительства автозаправочной станции и объектов придорожного сервиса, кадастровый номер 59:15:1120101:454, расположенный по адресу: г. Пермь, Большесосновский район, Урочище "Сотельная", что подтверждается соответствующим свидетельством о государственной регистрации права от 02.07.2009 (л.д. 14).
Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена на основании Постановления Правительства Пермского края от 23.12.2010 N 1088-п "Об утверждении кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Пермского края по состоянию на 01.01.2011" (далее - Постановление N 1088-п) в размере 57 103 800 руб.
Ссылаясь на несоответствие кадастровой стоимости спорного земельного участка рыночной стоимости, истец обратился в суд с настоящим иском.
Согласно произведенной автономной некоммерческой организацией Агентство судебных экспертиз по УР оценке недвижимого имущества по состоянию на 13.03.2012 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:15:1120101:454 составляет 3 866 000 руб. (отчет от 05.03.2013 N 792-ЧЛ-13). В подтверждение достоверности отчета об оценке Агентство судебных экспертиз по УР истец представил экспертное заключение НП "Межрегиональный союз оценщиков" от 17.06.2013 283/06-13.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способ защиты должен соответствовать характеру нарушения права и приводить к его восстановлению.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п.п. 2, 4, 10 Правил (в редакции, действующей на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в Пермском крае), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).
При рассмотрении требований об установлении судом размера кадастровой стоимости земельного участка подлежит применению п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), который вступил в силу со дня его официального опубликования - 26.07.2010, были внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 167-ФЗ положения указанного Закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения 60 дней после дня его официального опубликования и работы, по проведению которой не завершились в указанный срок.
Постановлением N 1088-п по состоянию на 1 января 2011 года утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере в размере 57 103 800 руб.
Таким образом, положения Федерального закона N 167-ФЗ не применяются к государственной кадастровой оценке земель, в результате которой Постановлением N 1088-п была утверждена кадастровая стоимость земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Пермского края.
С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, при рассмотрении правоотношений, на которые действия Федерального закона N 167-ФЗ не распространяются, отчет об оценке должен быть выполнен на актуальную дату.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (Приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости") (Постановление Президиума ВАС РФ N 10761/11 от 25.06.2013).
Таким образом, принимая во внимание требования федерального законодательства (ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности), истцом в материалы дела должен был быть предоставлен отчет об определении рыночной стоимости земельного участка, составленный на дату, использованную оценщиком, осуществившим кадастровую оценку,
Изменение категории земельного участка после 01.01.2009 иные выводы не влечет, поскольку при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка применен удельный показатель кадастровой стоимости, утвержденный Постановлением N 1088-п.
Между тем, истцом в обоснование заявленных требований представлен отчет на 13.03.2012, то есть дату, которая актуальной не является.
При таких обстоятельствах иск удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о том, что кадастровая стоимость земельного участка подлежит установлению равной рыночной на дату рассмотрения спора судом, является ошибочном, однако, не повлек принятие неправильного решения.
Принимая во внимание основания отказа в удовлетворении иска, довод апелляционной жалобы о достоверности экспертизы отчета об определении рыночной стоимости земельного участка не имеет значения, поскольку отчет составлен на произвольную дату.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены (изменения) решения суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе отнесены на заявителя на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 27 ноября 2013 года по делу N А50-15072/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Судьи
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Г.Л.ПАНЬКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.03.2014 N 17АП-360/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-15072/2013
Разделы:Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 марта 2014 г. N 17АП-360/2014-ГК
Дело N А50-15072/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 марта 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Зелениной Т.Л., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Решановой Д.М.,
при участии:
от ответчика - Блинова Е.В., доверенность от 09.10.2013,
от иных лиц, участвующие в деле - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика истца индивидуального предпринимателя Кайдарова Александра Яковлевича
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 27 ноября 2013 года
по делу N А50-15072/2013,
вынесенное судьей Гуляевой Е.И.,
по иску индивидуального предпринимателя Кайдарова Александра Яковлевича (ОГРНИП 304184011200312, ИНН 183466671596)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю,
третьи лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, общество с ограниченной ответственностью "Нефтересурсы" (ОГРН 1021801505340, ИНН 1833005929),
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
индивидуальный предприниматель Кайдаров Александр Яковлевич (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю (далее - ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:15:1120101:454 общей площадью 30000 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Большесосновский район, Урочище "Сотельная", в размере его рыночной стоимости 3 866 000 руб. с момента вступления решения суда в законную силу (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, общество с ограниченной ответственностью "Нефтересурсы".
Решением суда от 27.11.2013 в удовлетворении иска отказано.
Истец с решением суда от 27.11.2013 не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, иск удовлетворить. Истец полагает, что рыночная стоимость земельного участка определена на дату установления кадастровой стоимости, - 13.03.2012. Положения п. 1 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты в Российской Федерации" не применимы, поскольку работы по проведению этой оценки завершились до 26.09.2010. Истец не согласен с выводом суда о пропуске тридцатидневного срока для проведения экспертизы отчета от 05.03.2013 N 792-ЧЛ-13.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с доводами апелляционной жалобы не согласно по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу. Ссылаясь на правовую позицию, изложенную в Постановлении ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, указывает, что представленный истцом отчет об определении рыночной стоимости земельного участка не доказывает приведенных им доводов, поскольку рыночная стоимость участка, с учетом категории земель, должна быть доказана истцом на текущую дату. Также ответчик указывает на нарушение срока проведения экспертизы отчета.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 30000 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для строительства автозаправочной станции и объектов придорожного сервиса, кадастровый номер 59:15:1120101:454, расположенный по адресу: г. Пермь, Большесосновский район, Урочище "Сотельная", что подтверждается соответствующим свидетельством о государственной регистрации права от 02.07.2009 (л.д. 14).
Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена на основании Постановления Правительства Пермского края от 23.12.2010 N 1088-п "Об утверждении кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Пермского края по состоянию на 01.01.2011" (далее - Постановление N 1088-п) в размере 57 103 800 руб.
Ссылаясь на несоответствие кадастровой стоимости спорного земельного участка рыночной стоимости, истец обратился в суд с настоящим иском.
Согласно произведенной автономной некоммерческой организацией Агентство судебных экспертиз по УР оценке недвижимого имущества по состоянию на 13.03.2012 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:15:1120101:454 составляет 3 866 000 руб. (отчет от 05.03.2013 N 792-ЧЛ-13). В подтверждение достоверности отчета об оценке Агентство судебных экспертиз по УР истец представил экспертное заключение НП "Межрегиональный союз оценщиков" от 17.06.2013 283/06-13.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способ защиты должен соответствовать характеру нарушения права и приводить к его восстановлению.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п.п. 2, 4, 10 Правил (в редакции, действующей на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в Пермском крае), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).
При рассмотрении требований об установлении судом размера кадастровой стоимости земельного участка подлежит применению п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), который вступил в силу со дня его официального опубликования - 26.07.2010, были внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 167-ФЗ положения указанного Закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения 60 дней после дня его официального опубликования и работы, по проведению которой не завершились в указанный срок.
Постановлением N 1088-п по состоянию на 1 января 2011 года утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере в размере 57 103 800 руб.
Таким образом, положения Федерального закона N 167-ФЗ не применяются к государственной кадастровой оценке земель, в результате которой Постановлением N 1088-п была утверждена кадастровая стоимость земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Пермского края.
С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, при рассмотрении правоотношений, на которые действия Федерального закона N 167-ФЗ не распространяются, отчет об оценке должен быть выполнен на актуальную дату.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (Приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости") (Постановление Президиума ВАС РФ N 10761/11 от 25.06.2013).
Таким образом, принимая во внимание требования федерального законодательства (ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности), истцом в материалы дела должен был быть предоставлен отчет об определении рыночной стоимости земельного участка, составленный на дату, использованную оценщиком, осуществившим кадастровую оценку,
Изменение категории земельного участка после 01.01.2009 иные выводы не влечет, поскольку при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка применен удельный показатель кадастровой стоимости, утвержденный Постановлением N 1088-п.
Между тем, истцом в обоснование заявленных требований представлен отчет на 13.03.2012, то есть дату, которая актуальной не является.
При таких обстоятельствах иск удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о том, что кадастровая стоимость земельного участка подлежит установлению равной рыночной на дату рассмотрения спора судом, является ошибочном, однако, не повлек принятие неправильного решения.
Принимая во внимание основания отказа в удовлетворении иска, довод апелляционной жалобы о достоверности экспертизы отчета об определении рыночной стоимости земельного участка не имеет значения, поскольку отчет составлен на произвольную дату.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены (изменения) решения суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе отнесены на заявителя на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 27 ноября 2013 года по делу N А50-15072/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Судьи
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Г.Л.ПАНЬКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)