Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смольниковой М.В.,
судей Семеновой Т.П., Шаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-310/2014) департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 11 декабря 2013 года по делу N А46-12475/2013 (судья Ярковой С.В.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Райдер-сервис" (ОГРН 1025500976819, ИНН 5504076953) к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ОГРН 1025500761142, ИНН 5503031117) о признании незаконным распоряжения от 19.09.2013 N 2364-р,
при участии в судебном заседании представителей:
- от департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска -Якимова Т.Ю. по доверенности N 39 от 14.08.2013, сроком действия 1 год;
- от общества с ограниченной ответственностью "Райдер-сервис" - Николаев А.В. по доверенности от 07.10.2013, сроком действия 1 год; Мишуров Д.А. по доверенности от 07.10.2013, сроком действия 1 год;
- установил:
общество с ограниченной ответственностью "Райдер-сервис" (далее - ООО "Райдер-сервис", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным распоряжения от 19.09.2013 N 2364-р "Об отказе ООО "Райдер-сервис" в размещении выставочных залов в 180 м юго-западнее относительно строения 1а по ул. Енисейская в КАО г. Омска". В качестве восстановления нарушенного права обязать департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска:
- - оформить результаты выбора земельного участка площадью 15 000 кв. м актом о выборе земельного участка под строительство выставочных залов, местоположение которых установлено в 180 м юго-западнее относительно строения 1а по ул. Енисейская в КАО г. Омска;
- - принять решение о предварительном согласовании размещения выставочных залов, местоположение которых установлено в 180 м юго-западнее относительно строения 1а по ул. Енисейская в КАО г. Омска, утверждающее акт о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Решением Арбитражного суда Омской области от 11.12.2013 по делу N А46-12475/2013 заявленные требования удовлетворены полностью. Распоряжение от 19.09.2013 N 2364-р "Об отказе ООО "Райдер-сервис" в размещении выставочных залов в 180 м юго-западнее относительно строения 1а по ул. Енисейская в КАО г. Омска" признано незаконным. На Департамент возложена обязанность:
- - оформить результаты выбора земельного участка площадью 15 000 кв. м актом о выборе земельного участка под строительство выставочных залов, местоположение которых установлено в 180 м юго-западнее относительно строения 1а по ул. Енисейская в КАО г. Омска;
- - принять решение о предварительном согласовании размещения выставочных залов, местоположение которых установлено в 180 м юго-западнее относительно строения 1а по ул. Енисейская в КАО г. Омска, утверждающее акт о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
С Департамента в пользу ООО "Райдер-сервис" взыскано 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо ссылается на неправомерность выводов суда первой инстанции о том, что материалы по обоснованию проекта планировки не могут определять возможность или невозможность размещения выставочного зала на испрашиваемом земельном участке. Считает, что принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта противоречит требованиям Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", вступившего в силу 29.06.2013.
Оспаривая доводы апелляционной жалобы, ООО "Райдер-сервис" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представители ООО "Райдер-сервис" высказались согласно отзыву на апелляционную жалобу и дополнениям к нему.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим изменению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 19.03.2013 ООО "Райдер-сервис" обратилось в Департамент с заявлением о выборе земельного участка, площадью 15 000 кв. м, для строительства выставочных залов, местоположение которого установлено в 180 м юго-западнее относительно строения 1а по ул. Енисейская в Кировском административном округе г. Омска и предварительном согласовании места размещения данного объекта.
19.09.2013 Департаментом вынесено распоряжение N 2364-р "Об отказе ООО "Райдер-сервис" в размещении выставочных залов в 180 м юго-западнее относительно строения 1а по ул. Енисейская в Кировском административном округе г. Омска".
Полагая, что распоряжение N 2364-р "от 19.09.2013 является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в Арбитражный суд Омской области с настоящими требованиями.
Удовлетворение требований заявителя в полном объеме послужило основанием для обращения Департамента с апелляционной жалобой, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции учел следующее.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан недействительным при одновременном наличии двух условий: данный акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также регулирование застройки территорий городских и сельских поселений регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Испрашиваемый земельный участок расположен на землях, государственная собственность на которые не разграничена.
Пунктами 2, 5, 6, 7 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Далее исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Таким образом, процедура выбора земельного участка начинается с заявления о выборе земельного участка и заканчивается решением о предварительном согласовании места размещения объекта.
Положением о Департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утвержденным решением Омского городского Совета от 11.04.2013 N 3, определено, что в функции Департамента в сфере земельных отношений входит (пункт 19):
- - обеспечивает выбор земельных участков на территории города Омска в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, результаты которого оформляются актами о выборе земельных участков для строительства;
- - разрабатывает и утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровых планах (картах) территории в отношении земельных участков, предоставляемых для строительства;
- - в отношении земельных участков, расположенных в городе Омске, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
- - принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта.
Отказывая ООО "Райдер-сервис" в предварительном согласовании выбора земельного участка для размещения выставочных залов, Департамент в оспариваемом распоряжении указал, в том числе, на несоответствие размещения объекта проекту планировки территории, расположенной в границах: Ленинградский проспект - улица Волгоградская - улица Конева - Левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска, утвержденному постановлением Администрации г. Омска от 10.09.2010 N 805-п, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в зоне планируемого размещения офисов коммерческих и некоммерческих организаций и проездов согласно материалам по обоснованию проекта планировки территории (чертежом планировки территории, отображающим объектов капитального строительства с элементами благоустройства.).
Как указывает заинтересованное лицо в отзыве на заявление и в апелляционной жалобе, в соответствии с чертежом планировки территории, отображающим объекты капитального строительства с элементами благоустройства (в составе по обоснованию указанного проекта планировки территории) испрашиваемый земельный участок расположен в зоне размещения офисов коммерческих и некоммерческих организаций, что исключает возможность размещения на нем выставочных залов.
Суд апелляционной инстанции считает такой довод Департамента не обоснованным.
Согласно пункту 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 статьи 30 ГрК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В силу части 10 статьи 45 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Из чертежа проекта планировки территории в границах: Ленинградский мост -улица Волгоградская - улица Конева - левый берег реки Иртыш в КАО города Омска, утвержденного Постановлением Администрации города Омска от 10.09.2010 N 805-п, следует, что спорный земельный участок размещается в зоне планируемого размещения объектов административно-делового и общественного назначения с номером 14.2, то есть, размещение выставочных залов на нем соответствует проекту планировки.
Также в статье 42 ГрК РФ содержится перечень материалов по обоснованию проекта планировки; при этом в указанной норме отсутствует указание на то, что в составе таких материалов могут содержаться чертежи, определяющие виды объектов капитального строительства на рассматриваемой территории, о чем заявляет Департамент.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, материалы по обоснованию проекта планировки не могут определять возможность или невозможность размещения выставочного зала на испрашиваемом земельном участке. Тогда как размещение выставочного зала не противоречит утвержденной основной части проекта планировки, определяющей границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства, а также размещение объектов инженерной и транспортной инфраструктур (участок располагается в зоне планируемого размещения объектов административно-делового и общественного назначения 14.2).
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета N 201 от 10.12.2008, испрашиваемый участок расположен в зоне ОД-1.
В силу статьи 45 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, зона объектов административно-делового и общественного назначения (ОД-1) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения административно-деловых, общественных, культурных и иных объектов федерального, регионального и общегородского значения, коммерческих объектов, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания и иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне объектов административно-делового и общественного назначения приведены в таблице N 1 (статья 42 Правил) и статье 43 данных Правил.
Согласно таблице N 1 статьи 42 Правил к основным видам разрешенного использования земельных участков в зоне объектов административно-делового и общественного назначения (ОД-1) отнесено размещение выставочных залов.
Из указанного выше следует, что проект планировки территории, расположенной в границах: Ленинградский проспект - улица Волгоградская - улица Конева - левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска, утвержденному постановлением Администрации города Омска от 10.09.2010 N 805-п, допускает размещение выставочных залов, являющихся объектами административно-делового и общественного назначения.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции в данной части.
Выводы суда первой инстанции о неправомерности ссылки Департамента в распоряжении на пункт 3.4.10.17 региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области, утв. Приказом от 30.09.2008 N 22-п, пункт 27 Федеральных авиационных правил, не являются предметом оспаривания в апелляционной жалобе, в связи с чем, судом апелляционной инстанции решение суда в данной части не проверяется.
Вместе с тем, в настоящем случае суд апелляционной инстанции не находит оснований для применения указанного заявителем способа восстановления нарушенного права в виде обязания Департамента оформить результаты выбора земельного участка площадью 15 000 кв. м актом о выборе земельного участка под строительство выставочных залов, местоположение которых установлено в 180 м юго-западнее относительно строения 1а по ул. Енисейская в КАО г. Омска и принять решение о предварительном согласовании размещения выставочных залов, местоположение которых установлено в 180 м юго-западнее относительно строения 1а по ул. Енисейская в КАО г. Омска, утверждающее акт о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно пункту 1.2 статьи 30 ЗК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Решением Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 (далее - Решение N 131), вступившим в законную силу 29.06.2013, установлен перечень случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах.
Пунктом 34 статьи 2 Решения N 131 предоставление находящихся в муниципальной собственности города Омска земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Омска, осуществляется исключительно на торгах в случае строительства, в том числе, выставочных залов.
Отношения по выбору земельного участка урегулированы статьей 31 ЗК РФ и начинаются с момента подачи заинтересованным лицом заявления о выборе земельного участка и принятии решения о предварительном согласовании/несогласовании места размещения объекта.
Статьей 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-03 "О регулировании земельных отношений в Омской области" установлен шестимесячный срок на обеспечение выбора земельных участков для строительства, а решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, принимается уполномоченным органом в течение одного месяца.
Применительно к настоящему случаю это означает, что процедура выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании/несогласовании места размещения объекта должна была быть завершена Департаментом в срок до 19.10.2013, то есть после вступления в силу Решения N 131, поскольку с соответствующим заявлением о ООО "Райдер-сервис" обратилось к заинтересованному лицу 19.03.2013, о чем указывалось выше.
Оспариваемое распоряжение принято Департаментом 19.09.2013.
В статье 2.2 Решения N 131 (введенной Решением Омского городского Совета от 20.11.2013 N 183) установлено, что действие Решения не распространяется на случаи предоставления земельных участков на основании решений о предварительном согласовании места размещения объектов, принятых до 29.06.2013.
Таким образом, на момент принятия распоряжения Департамента19.09.2013 N 2364-р "Об отказе ООО "Райдер-сервис" в размещении выставочных залов в 180 м юго-западнее относительно строения 1а по ул. Енисейская в КАО г. Омска" предоставление испрашиваемого заявителем земельного участка могло быть осуществлено исключительно на торгах.
Возражения заявителя о том, что Решение Омского городского Совета N 183 принято 20.11.2013 года, после той даты, когда в соответствии с Законом Омской области от 08.02.2006 N 731-03 "О регулировании земельных отношений в Омской области" должно быть принято решение по заявлению, в связи с чем, избранный заявителем способ защиты права правомерен, откланяются.
Устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя не должно противоречить нормативным актам, действующим в период времени, когда произошло нарушение права, учитывая, что Департаментом установленные законом сроки рассмотрения заявления не были нарушены.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться, в том числе указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По смыслу указанной нормы права возложение обязанности на государственный орган по восстановлению нарушенных прав не означает изменения судами избранного заявителем способа защиты.
Положения статьи 201 АПК РФ не наделяют полномочиями по определению порядка восстановления нарушенного права заявителя.
Указанные выводы суда апелляционной инстанции согласуются с судебно-арбитражной практикой, формируемой вышестоящими судами (постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.04.2012 по делу N А46-7744/2011, от 21.11.2013 по делу N А70-2118/2013).
Таким образом, учитывая изложенное выше, а также то, как ООО "Райдер-сервис" заявлен способ восстановления нарушенного права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его указания в редакции заявителя.
Между тем суд апелляционной инстанции считает возможным обязать Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решение суда подлежит изменению в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-310/2014) департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Омской области от 11 декабря 2013 года по делу N А46-12475/2013 изменить.
Изложить резолютивную часть судебного акта следующим образом.
Признать незаконным распоряжение департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска 19.09.2013 N 2364-р "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Райдер-сервис" в размещении выставочных залов в 180 м юго-западнее относительно строения 1а по ул. Енисейская в городе Омске".
Обязать департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
М.В.СМОЛЬНИКОВА
Судьи
Т.П.СЕМЕНОВА
Н.А.ШАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.04.2014 N 08АП-310/2014 ПО ДЕЛУ N А46-12475/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2014 г. N 08АП-310/2014
Дело N А46-12475/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смольниковой М.В.,
судей Семеновой Т.П., Шаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-310/2014) департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 11 декабря 2013 года по делу N А46-12475/2013 (судья Ярковой С.В.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Райдер-сервис" (ОГРН 1025500976819, ИНН 5504076953) к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ОГРН 1025500761142, ИНН 5503031117) о признании незаконным распоряжения от 19.09.2013 N 2364-р,
при участии в судебном заседании представителей:
- от департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска -Якимова Т.Ю. по доверенности N 39 от 14.08.2013, сроком действия 1 год;
- от общества с ограниченной ответственностью "Райдер-сервис" - Николаев А.В. по доверенности от 07.10.2013, сроком действия 1 год; Мишуров Д.А. по доверенности от 07.10.2013, сроком действия 1 год;
- установил:
общество с ограниченной ответственностью "Райдер-сервис" (далее - ООО "Райдер-сервис", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным распоряжения от 19.09.2013 N 2364-р "Об отказе ООО "Райдер-сервис" в размещении выставочных залов в 180 м юго-западнее относительно строения 1а по ул. Енисейская в КАО г. Омска". В качестве восстановления нарушенного права обязать департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска:
- - оформить результаты выбора земельного участка площадью 15 000 кв. м актом о выборе земельного участка под строительство выставочных залов, местоположение которых установлено в 180 м юго-западнее относительно строения 1а по ул. Енисейская в КАО г. Омска;
- - принять решение о предварительном согласовании размещения выставочных залов, местоположение которых установлено в 180 м юго-западнее относительно строения 1а по ул. Енисейская в КАО г. Омска, утверждающее акт о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Решением Арбитражного суда Омской области от 11.12.2013 по делу N А46-12475/2013 заявленные требования удовлетворены полностью. Распоряжение от 19.09.2013 N 2364-р "Об отказе ООО "Райдер-сервис" в размещении выставочных залов в 180 м юго-западнее относительно строения 1а по ул. Енисейская в КАО г. Омска" признано незаконным. На Департамент возложена обязанность:
- - оформить результаты выбора земельного участка площадью 15 000 кв. м актом о выборе земельного участка под строительство выставочных залов, местоположение которых установлено в 180 м юго-западнее относительно строения 1а по ул. Енисейская в КАО г. Омска;
- - принять решение о предварительном согласовании размещения выставочных залов, местоположение которых установлено в 180 м юго-западнее относительно строения 1а по ул. Енисейская в КАО г. Омска, утверждающее акт о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
С Департамента в пользу ООО "Райдер-сервис" взыскано 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо ссылается на неправомерность выводов суда первой инстанции о том, что материалы по обоснованию проекта планировки не могут определять возможность или невозможность размещения выставочного зала на испрашиваемом земельном участке. Считает, что принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта противоречит требованиям Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", вступившего в силу 29.06.2013.
Оспаривая доводы апелляционной жалобы, ООО "Райдер-сервис" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представители ООО "Райдер-сервис" высказались согласно отзыву на апелляционную жалобу и дополнениям к нему.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим изменению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 19.03.2013 ООО "Райдер-сервис" обратилось в Департамент с заявлением о выборе земельного участка, площадью 15 000 кв. м, для строительства выставочных залов, местоположение которого установлено в 180 м юго-западнее относительно строения 1а по ул. Енисейская в Кировском административном округе г. Омска и предварительном согласовании места размещения данного объекта.
19.09.2013 Департаментом вынесено распоряжение N 2364-р "Об отказе ООО "Райдер-сервис" в размещении выставочных залов в 180 м юго-западнее относительно строения 1а по ул. Енисейская в Кировском административном округе г. Омска".
Полагая, что распоряжение N 2364-р "от 19.09.2013 является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в Арбитражный суд Омской области с настоящими требованиями.
Удовлетворение требований заявителя в полном объеме послужило основанием для обращения Департамента с апелляционной жалобой, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции учел следующее.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан недействительным при одновременном наличии двух условий: данный акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также регулирование застройки территорий городских и сельских поселений регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Испрашиваемый земельный участок расположен на землях, государственная собственность на которые не разграничена.
Пунктами 2, 5, 6, 7 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Далее исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Таким образом, процедура выбора земельного участка начинается с заявления о выборе земельного участка и заканчивается решением о предварительном согласовании места размещения объекта.
Положением о Департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утвержденным решением Омского городского Совета от 11.04.2013 N 3, определено, что в функции Департамента в сфере земельных отношений входит (пункт 19):
- - обеспечивает выбор земельных участков на территории города Омска в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, результаты которого оформляются актами о выборе земельных участков для строительства;
- - разрабатывает и утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровых планах (картах) территории в отношении земельных участков, предоставляемых для строительства;
- - в отношении земельных участков, расположенных в городе Омске, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
- - принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта.
Отказывая ООО "Райдер-сервис" в предварительном согласовании выбора земельного участка для размещения выставочных залов, Департамент в оспариваемом распоряжении указал, в том числе, на несоответствие размещения объекта проекту планировки территории, расположенной в границах: Ленинградский проспект - улица Волгоградская - улица Конева - Левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска, утвержденному постановлением Администрации г. Омска от 10.09.2010 N 805-п, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в зоне планируемого размещения офисов коммерческих и некоммерческих организаций и проездов согласно материалам по обоснованию проекта планировки территории (чертежом планировки территории, отображающим объектов капитального строительства с элементами благоустройства.).
Как указывает заинтересованное лицо в отзыве на заявление и в апелляционной жалобе, в соответствии с чертежом планировки территории, отображающим объекты капитального строительства с элементами благоустройства (в составе по обоснованию указанного проекта планировки территории) испрашиваемый земельный участок расположен в зоне размещения офисов коммерческих и некоммерческих организаций, что исключает возможность размещения на нем выставочных залов.
Суд апелляционной инстанции считает такой довод Департамента не обоснованным.
Согласно пункту 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 статьи 30 ГрК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В силу части 10 статьи 45 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Из чертежа проекта планировки территории в границах: Ленинградский мост -улица Волгоградская - улица Конева - левый берег реки Иртыш в КАО города Омска, утвержденного Постановлением Администрации города Омска от 10.09.2010 N 805-п, следует, что спорный земельный участок размещается в зоне планируемого размещения объектов административно-делового и общественного назначения с номером 14.2, то есть, размещение выставочных залов на нем соответствует проекту планировки.
Также в статье 42 ГрК РФ содержится перечень материалов по обоснованию проекта планировки; при этом в указанной норме отсутствует указание на то, что в составе таких материалов могут содержаться чертежи, определяющие виды объектов капитального строительства на рассматриваемой территории, о чем заявляет Департамент.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, материалы по обоснованию проекта планировки не могут определять возможность или невозможность размещения выставочного зала на испрашиваемом земельном участке. Тогда как размещение выставочного зала не противоречит утвержденной основной части проекта планировки, определяющей границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства, а также размещение объектов инженерной и транспортной инфраструктур (участок располагается в зоне планируемого размещения объектов административно-делового и общественного назначения 14.2).
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета N 201 от 10.12.2008, испрашиваемый участок расположен в зоне ОД-1.
В силу статьи 45 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, зона объектов административно-делового и общественного назначения (ОД-1) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения административно-деловых, общественных, культурных и иных объектов федерального, регионального и общегородского значения, коммерческих объектов, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания и иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне объектов административно-делового и общественного назначения приведены в таблице N 1 (статья 42 Правил) и статье 43 данных Правил.
Согласно таблице N 1 статьи 42 Правил к основным видам разрешенного использования земельных участков в зоне объектов административно-делового и общественного назначения (ОД-1) отнесено размещение выставочных залов.
Из указанного выше следует, что проект планировки территории, расположенной в границах: Ленинградский проспект - улица Волгоградская - улица Конева - левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска, утвержденному постановлением Администрации города Омска от 10.09.2010 N 805-п, допускает размещение выставочных залов, являющихся объектами административно-делового и общественного назначения.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции в данной части.
Выводы суда первой инстанции о неправомерности ссылки Департамента в распоряжении на пункт 3.4.10.17 региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области, утв. Приказом от 30.09.2008 N 22-п, пункт 27 Федеральных авиационных правил, не являются предметом оспаривания в апелляционной жалобе, в связи с чем, судом апелляционной инстанции решение суда в данной части не проверяется.
Вместе с тем, в настоящем случае суд апелляционной инстанции не находит оснований для применения указанного заявителем способа восстановления нарушенного права в виде обязания Департамента оформить результаты выбора земельного участка площадью 15 000 кв. м актом о выборе земельного участка под строительство выставочных залов, местоположение которых установлено в 180 м юго-западнее относительно строения 1а по ул. Енисейская в КАО г. Омска и принять решение о предварительном согласовании размещения выставочных залов, местоположение которых установлено в 180 м юго-западнее относительно строения 1а по ул. Енисейская в КАО г. Омска, утверждающее акт о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно пункту 1.2 статьи 30 ЗК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Решением Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 (далее - Решение N 131), вступившим в законную силу 29.06.2013, установлен перечень случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах.
Пунктом 34 статьи 2 Решения N 131 предоставление находящихся в муниципальной собственности города Омска земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Омска, осуществляется исключительно на торгах в случае строительства, в том числе, выставочных залов.
Отношения по выбору земельного участка урегулированы статьей 31 ЗК РФ и начинаются с момента подачи заинтересованным лицом заявления о выборе земельного участка и принятии решения о предварительном согласовании/несогласовании места размещения объекта.
Статьей 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-03 "О регулировании земельных отношений в Омской области" установлен шестимесячный срок на обеспечение выбора земельных участков для строительства, а решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, принимается уполномоченным органом в течение одного месяца.
Применительно к настоящему случаю это означает, что процедура выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании/несогласовании места размещения объекта должна была быть завершена Департаментом в срок до 19.10.2013, то есть после вступления в силу Решения N 131, поскольку с соответствующим заявлением о ООО "Райдер-сервис" обратилось к заинтересованному лицу 19.03.2013, о чем указывалось выше.
Оспариваемое распоряжение принято Департаментом 19.09.2013.
В статье 2.2 Решения N 131 (введенной Решением Омского городского Совета от 20.11.2013 N 183) установлено, что действие Решения не распространяется на случаи предоставления земельных участков на основании решений о предварительном согласовании места размещения объектов, принятых до 29.06.2013.
Таким образом, на момент принятия распоряжения Департамента19.09.2013 N 2364-р "Об отказе ООО "Райдер-сервис" в размещении выставочных залов в 180 м юго-западнее относительно строения 1а по ул. Енисейская в КАО г. Омска" предоставление испрашиваемого заявителем земельного участка могло быть осуществлено исключительно на торгах.
Возражения заявителя о том, что Решение Омского городского Совета N 183 принято 20.11.2013 года, после той даты, когда в соответствии с Законом Омской области от 08.02.2006 N 731-03 "О регулировании земельных отношений в Омской области" должно быть принято решение по заявлению, в связи с чем, избранный заявителем способ защиты права правомерен, откланяются.
Устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя не должно противоречить нормативным актам, действующим в период времени, когда произошло нарушение права, учитывая, что Департаментом установленные законом сроки рассмотрения заявления не были нарушены.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться, в том числе указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По смыслу указанной нормы права возложение обязанности на государственный орган по восстановлению нарушенных прав не означает изменения судами избранного заявителем способа защиты.
Положения статьи 201 АПК РФ не наделяют полномочиями по определению порядка восстановления нарушенного права заявителя.
Указанные выводы суда апелляционной инстанции согласуются с судебно-арбитражной практикой, формируемой вышестоящими судами (постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.04.2012 по делу N А46-7744/2011, от 21.11.2013 по делу N А70-2118/2013).
Таким образом, учитывая изложенное выше, а также то, как ООО "Райдер-сервис" заявлен способ восстановления нарушенного права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его указания в редакции заявителя.
Между тем суд апелляционной инстанции считает возможным обязать Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решение суда подлежит изменению в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-310/2014) департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Омской области от 11 декабря 2013 года по делу N А46-12475/2013 изменить.
Изложить резолютивную часть судебного акта следующим образом.
Признать незаконным распоряжение департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска 19.09.2013 N 2364-р "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Райдер-сервис" в размещении выставочных залов в 180 м юго-западнее относительно строения 1а по ул. Енисейская в городе Омске".
Обязать департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
М.В.СМОЛЬНИКОВА
Судьи
Т.П.СЕМЕНОВА
Н.А.ШАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)