Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Дорошенко Н.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пономаревой Т.А.,
судей Григорьевой Н.М., Тумашевич Н.С.,
при секретаре М.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца А.А. на решение Сланцевского городского суда Ленинградской области от 28 октября 2013 года, которым отказано в удовлетворении искового заявления А.А. к администрации муниципального образования Новосельское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области об оспаривании отказа органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Тумашевич Н.С., объяснения истца А.А., его представителя А.В.Э., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
А.А. обратился в Сланцевский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к администрации Новосельского сельского поселения Сланцевского района Ленинградской области о признании незаконным отказа администрации в согласовании заявления о предоставлении земельного участка в деревне Изборовье площадью 2500 кв. м для личного подсобного хозяйства, обязании изготовить проект границ запрашиваемого земельного участка.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что <...> он обратился в администрацию Новосельского сельского поселения Сланцевского муниципального района Ленинградской области с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 2500 кв. м в дер. Изборовье для ведения личного подсобного хозяйства с указанием места размещения испрашиваемого участка. <...> администрацией был направлен ответ, в котором сообщалось, что предоставление земельных участков под личное подсобное хозяйство (с возведением строений) и индивидуальное жилищное строительство в запрошенном месте не планируется. Таким образом, администрация Новосельского сельского поселения отказала А.А. в согласовании заявления о предоставлении земельного участка под личное подсобное хозяйство и направлении его в администрацию Сланцевского муниципального района. Вместе с тем, истец зарегистрирован по месту постоянного проживания в дер. Изборовье Новосельского сельского поселения, в собственности земельного участка не имеет. Испрашиваемый земельный участок свободен от прав третьих лиц и никем не используется. Сведения о том, что спорный участок изъят из оборота, запрещен к приватизации, либо зарезервирован для государственных или муниципальных нужд у А.А. отсутствуют. Генеральный план и правила землепользования и застройки Новосельского сельского поселения не утверждены, в связи с чем указание администрации на то, что предоставление земельных участков не планируется, истец полагает необоснованным, а отказ в предоставлении земельного участка нарушает его законные права и интересы (л.д. 4).
Определением Сланцевского городского суда Ленинградской области от 26 августа 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация Сланцевского муниципального района Ленинградской области (л.д. 24).
Решением Сланцевского городского суда Ленинградской области от 28 октября 2013 года А.А. в удовлетворении исковых требований отказано (л.д. 173 - 181).
А.А. не согласился с законностью и обоснованностью постановленного решения, представил апелляционную жалобу, в которой просил решение Сланцевского городского суда Ленинградской области от 28 октября 2013 года отменить и принять по делу новое решение. В качестве оснований для отмены постановленного решения ссылается на неправильное применение норм материального права.
Податель жалобы указывает на то, что суд не принял во внимание отсутствие схемы расположения земельного участка, что является препятствием для дальнейшего рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка администрацией Сланцевского муниципального района. Суд неправильно применил ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и не применил ст. 4 Федерального закона от 07 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве". Суд не учел, что предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на землях населенных пунктов осуществляется по правилам, установленным Земельным кодексом РФ для земельных участков, предоставляемых для целей, связанных со строительством, а именно, в порядке ст. ст. 30, 30.1 ЗК РФ.
Вывод суда о том, что отсутствие зонирования является препятствием для формирования каких-либо земельных участков противоречит п. 14 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в котором установлен срок предоставления земельных участков для строительства в отсутствие утвержденных правил землепользования и застройки сельских поселений до 01 июня 2014 года (л.д. 184).
На рассмотрение и разрешение жалобы в суде апелляционной инстанции представитель администрации муниципального образования Новосельское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области не явился, направил в суд апелляционной инстанции заявление с просьбой дело рассмотреть в его отсутствие, представитель администрации Сланцевского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, об уважительной причине неявки не сообщил (л.д. 194 - 199).
Присутствовавший в судебном заседании А.А., его представитель А.В.Э., действующая на основании письменной доверенности от <...> сроком на три года, поддержали доводы апелляционной жалобы.
В отсутствие возражений со стороны истца и его представителя суд апелляционной инстанции постановил определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц с учетом имеющихся в материалах дела сведений о надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что А.А. зарегистрирован по месту жительства постоянно с <...> по адресу: <адрес>, в жилом доме, принадлежащем его матери А.Л. (л. д. 76).
<...> истец обратился в администрацию Новосельского сельского поселения с заявлением о предоставлении ему земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью 2500 кв. м в аренду сроком на 5 лет, указав на обороте заявления место расположения испрашиваемого земельного участка (л.д. 5).
Как установлено судом первой инстанции, в компетенцию администрации Новосельского сельского поселения входят согласование заявления о предоставлении земельного участка, расположенного в границах этого поселения и изготовление схемы расположения запрашиваемого земельного участка.
В согласовании заявления и изготовлении схемы расположения конкретного земельного участка, о котором просил А.А., администрацией Новосельского сельского поселения ему было отказано письмом от <...> за N.
Основанием для отказа в выдаче схемы расположения испрашиваемого истцом земельного участка и согласования его расположения, администрация указала то, что в запрошенном месте не планируется предоставление земельных участков под личное подсобное хозяйство и индивидуальное жилищное строительство.
При этом суд указал на то, что Правила землепользования и застройки поселения, в том числе, и населенного пункта дер. Изборовье, не утверждены, равно как не утвержден и генеральный план поселения.
Это подтверждается проектом Правил землепользования и застройки Новосельского сельского поселения Сланцевского муниципального района Ленинградской области и схемами д. Изборовье на проекте генерального плана.
С учетом приведенного выше суд первой инстанции пришел к выводу о том, что зонирование территорий в данном сельском поселении пока не проведено, проект планировки территории, где расположен спорный участок не разработан, категория земли не установлена, испрашиваемый земельный участок не имеет вида разрешенного использования, в связи с чем исключается возможность его предоставления в аренду для ведения личного подсобного хозяйства.
Данный вывод суда является правильным, поскольку основан на законе и сделан с учетом характера заявленных исковых требований и содержания подлежащих применению к отношениям сторон норм материального права.
Возможность предоставления гражданам земельных участков в аренду предусмотрена ст. ст. 22, 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.
При этом в силу части 4 ст. 81 ЗК РФ условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота устанавливаются настоящим Кодексом, Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
В соответствии со ст. 3 названного Закона земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях (п. 3).
В статье 4 этого же Закона определено, что для ведения личного подсобного хозяйства может использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (ч. 1). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (ч. 2).
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен ст. 34 ЗК РФ.
Так, в силу п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе, сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3 ст. 34 ЗК РФ).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4 ст. 34 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (п. 5 ст. 34 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; принятие решений о развитии застроенных территорий.
В силу пунктов 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
По смыслу п. п. 1, 2 статьи 85 ЗК РФ уполномоченные органы должны осуществлять предоставление земельных участков с учетом требований градостроительных условий использования, в частности - с учетом границ территориальных зон, которые в свою очередь должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Исходя из приведенных выше норм права вывод суда первой инстанции о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства в связи с отсутствием проекта планировки территории, установления категории земли и вида разрешенного использования является правильным.
При этом судебная коллегия отмечает, что право выбора земельного участка принадлежит не заявителю, а органу местного самоуправления.
Решение вопроса о предоставлении земельных участков в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" N 137-ФЗ от 25.10.2001 г. находится в компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов, то есть в данном случае администрации Сланцевского муниципального района, при этом схема земельного участка изготавливается до принятия решения о предоставлении или непредоставлении земельного участка.
Решением Совета депутатов МО Сланцевский муниципальный район от 20.12.2006 г. N 164-рсд утверждено Положение о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области.
Согласно п. 1.2 данного Положения уполномоченным органом по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, является администрация Сланцевского муниципального района, решение о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, принимает глава администрации Сланцевского муниципального района. При этом формирование земельного участка как объекта договора аренды в целях, не связанных со строительством, должно проводиться с учетом границ территориальных зон (статья 85 Земельного кодекса РФ). В данном случае на момент обращения заявителя в орган местного самоуправления и рассмотрения этих обращений зонирование территории еще не проведено, что препятствовало формированию на этой территории какого-либо земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства Российской Федерации, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки этих доказательств у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба А.А. не содержит.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ч. 1 ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Сланцевского городского суда Ленинградской области от 28 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца А.А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.01.2014 N 33-155/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 января 2014 г. N 33-155/2014
Судья Дорошенко Н.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пономаревой Т.А.,
судей Григорьевой Н.М., Тумашевич Н.С.,
при секретаре М.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца А.А. на решение Сланцевского городского суда Ленинградской области от 28 октября 2013 года, которым отказано в удовлетворении искового заявления А.А. к администрации муниципального образования Новосельское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области об оспаривании отказа органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Тумашевич Н.С., объяснения истца А.А., его представителя А.В.Э., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
А.А. обратился в Сланцевский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к администрации Новосельского сельского поселения Сланцевского района Ленинградской области о признании незаконным отказа администрации в согласовании заявления о предоставлении земельного участка в деревне Изборовье площадью 2500 кв. м для личного подсобного хозяйства, обязании изготовить проект границ запрашиваемого земельного участка.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что <...> он обратился в администрацию Новосельского сельского поселения Сланцевского муниципального района Ленинградской области с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 2500 кв. м в дер. Изборовье для ведения личного подсобного хозяйства с указанием места размещения испрашиваемого участка. <...> администрацией был направлен ответ, в котором сообщалось, что предоставление земельных участков под личное подсобное хозяйство (с возведением строений) и индивидуальное жилищное строительство в запрошенном месте не планируется. Таким образом, администрация Новосельского сельского поселения отказала А.А. в согласовании заявления о предоставлении земельного участка под личное подсобное хозяйство и направлении его в администрацию Сланцевского муниципального района. Вместе с тем, истец зарегистрирован по месту постоянного проживания в дер. Изборовье Новосельского сельского поселения, в собственности земельного участка не имеет. Испрашиваемый земельный участок свободен от прав третьих лиц и никем не используется. Сведения о том, что спорный участок изъят из оборота, запрещен к приватизации, либо зарезервирован для государственных или муниципальных нужд у А.А. отсутствуют. Генеральный план и правила землепользования и застройки Новосельского сельского поселения не утверждены, в связи с чем указание администрации на то, что предоставление земельных участков не планируется, истец полагает необоснованным, а отказ в предоставлении земельного участка нарушает его законные права и интересы (л.д. 4).
Определением Сланцевского городского суда Ленинградской области от 26 августа 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация Сланцевского муниципального района Ленинградской области (л.д. 24).
Решением Сланцевского городского суда Ленинградской области от 28 октября 2013 года А.А. в удовлетворении исковых требований отказано (л.д. 173 - 181).
А.А. не согласился с законностью и обоснованностью постановленного решения, представил апелляционную жалобу, в которой просил решение Сланцевского городского суда Ленинградской области от 28 октября 2013 года отменить и принять по делу новое решение. В качестве оснований для отмены постановленного решения ссылается на неправильное применение норм материального права.
Податель жалобы указывает на то, что суд не принял во внимание отсутствие схемы расположения земельного участка, что является препятствием для дальнейшего рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка администрацией Сланцевского муниципального района. Суд неправильно применил ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и не применил ст. 4 Федерального закона от 07 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве". Суд не учел, что предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на землях населенных пунктов осуществляется по правилам, установленным Земельным кодексом РФ для земельных участков, предоставляемых для целей, связанных со строительством, а именно, в порядке ст. ст. 30, 30.1 ЗК РФ.
Вывод суда о том, что отсутствие зонирования является препятствием для формирования каких-либо земельных участков противоречит п. 14 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в котором установлен срок предоставления земельных участков для строительства в отсутствие утвержденных правил землепользования и застройки сельских поселений до 01 июня 2014 года (л.д. 184).
На рассмотрение и разрешение жалобы в суде апелляционной инстанции представитель администрации муниципального образования Новосельское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области не явился, направил в суд апелляционной инстанции заявление с просьбой дело рассмотреть в его отсутствие, представитель администрации Сланцевского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, об уважительной причине неявки не сообщил (л.д. 194 - 199).
Присутствовавший в судебном заседании А.А., его представитель А.В.Э., действующая на основании письменной доверенности от <...> сроком на три года, поддержали доводы апелляционной жалобы.
В отсутствие возражений со стороны истца и его представителя суд апелляционной инстанции постановил определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц с учетом имеющихся в материалах дела сведений о надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что А.А. зарегистрирован по месту жительства постоянно с <...> по адресу: <адрес>, в жилом доме, принадлежащем его матери А.Л. (л. д. 76).
<...> истец обратился в администрацию Новосельского сельского поселения с заявлением о предоставлении ему земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью 2500 кв. м в аренду сроком на 5 лет, указав на обороте заявления место расположения испрашиваемого земельного участка (л.д. 5).
Как установлено судом первой инстанции, в компетенцию администрации Новосельского сельского поселения входят согласование заявления о предоставлении земельного участка, расположенного в границах этого поселения и изготовление схемы расположения запрашиваемого земельного участка.
В согласовании заявления и изготовлении схемы расположения конкретного земельного участка, о котором просил А.А., администрацией Новосельского сельского поселения ему было отказано письмом от <...> за N.
Основанием для отказа в выдаче схемы расположения испрашиваемого истцом земельного участка и согласования его расположения, администрация указала то, что в запрошенном месте не планируется предоставление земельных участков под личное подсобное хозяйство и индивидуальное жилищное строительство.
При этом суд указал на то, что Правила землепользования и застройки поселения, в том числе, и населенного пункта дер. Изборовье, не утверждены, равно как не утвержден и генеральный план поселения.
Это подтверждается проектом Правил землепользования и застройки Новосельского сельского поселения Сланцевского муниципального района Ленинградской области и схемами д. Изборовье на проекте генерального плана.
С учетом приведенного выше суд первой инстанции пришел к выводу о том, что зонирование территорий в данном сельском поселении пока не проведено, проект планировки территории, где расположен спорный участок не разработан, категория земли не установлена, испрашиваемый земельный участок не имеет вида разрешенного использования, в связи с чем исключается возможность его предоставления в аренду для ведения личного подсобного хозяйства.
Данный вывод суда является правильным, поскольку основан на законе и сделан с учетом характера заявленных исковых требований и содержания подлежащих применению к отношениям сторон норм материального права.
Возможность предоставления гражданам земельных участков в аренду предусмотрена ст. ст. 22, 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.
При этом в силу части 4 ст. 81 ЗК РФ условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота устанавливаются настоящим Кодексом, Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
В соответствии со ст. 3 названного Закона земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях (п. 3).
В статье 4 этого же Закона определено, что для ведения личного подсобного хозяйства может использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (ч. 1). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (ч. 2).
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен ст. 34 ЗК РФ.
Так, в силу п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе, сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3 ст. 34 ЗК РФ).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4 ст. 34 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (п. 5 ст. 34 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; принятие решений о развитии застроенных территорий.
В силу пунктов 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
По смыслу п. п. 1, 2 статьи 85 ЗК РФ уполномоченные органы должны осуществлять предоставление земельных участков с учетом требований градостроительных условий использования, в частности - с учетом границ территориальных зон, которые в свою очередь должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Исходя из приведенных выше норм права вывод суда первой инстанции о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства в связи с отсутствием проекта планировки территории, установления категории земли и вида разрешенного использования является правильным.
При этом судебная коллегия отмечает, что право выбора земельного участка принадлежит не заявителю, а органу местного самоуправления.
Решение вопроса о предоставлении земельных участков в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" N 137-ФЗ от 25.10.2001 г. находится в компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов, то есть в данном случае администрации Сланцевского муниципального района, при этом схема земельного участка изготавливается до принятия решения о предоставлении или непредоставлении земельного участка.
Решением Совета депутатов МО Сланцевский муниципальный район от 20.12.2006 г. N 164-рсд утверждено Положение о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области.
Согласно п. 1.2 данного Положения уполномоченным органом по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, является администрация Сланцевского муниципального района, решение о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, принимает глава администрации Сланцевского муниципального района. При этом формирование земельного участка как объекта договора аренды в целях, не связанных со строительством, должно проводиться с учетом границ территориальных зон (статья 85 Земельного кодекса РФ). В данном случае на момент обращения заявителя в орган местного самоуправления и рассмотрения этих обращений зонирование территории еще не проведено, что препятствовало формированию на этой территории какого-либо земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства Российской Федерации, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки этих доказательств у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба А.А. не содержит.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ч. 1 ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Сланцевского городского суда Ленинградской области от 28 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца А.А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)