Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей; Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Роговой И.В.,
судей Степановой Т.Г., Коваленко С.В.
при секретаре Б.Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 05 марта 2014 г. по иску М.С.В. к администрации Петрозаводского городского округа об обязании предоставить в первоочередном порядке земельный участок в аренду.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия,
установила:
М.С.В. обратился в суд с иском по тем основаниям, что он является инвалидом, в целях реализации своего права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предусмотренного ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", он обратился в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду под индивидуальную застройку, расположенного в районе кадастрового квартала <...>, ориентировочной площадью <...> кв. м, согласно прилагаемой схемы в районе улицы <...>. Администрация Петрозаводского городского округа письмом от <...> <...> сообщила о невозможности предоставления данного земельного участка в связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке находится пожарный водоем, инженерные сети и сооружения (электрический кабель, канализация, трансформаторная подстанция), а также имеется значительный перепад рельефа - 3 метра. Считая отказ в предоставлении земельного участка необоснованным, истец просил признать за ним право на получение земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, расположенного в районе кадастрового квартала <...>, ориентировочной площадью <...> кв. м, согласно прилагаемой схеме в районе ул. <...>; обязать ответчика предоставить испрашиваемый земельный участок в первоочередном порядке, согласно дате поданного заявления от <...>, в порядке, предусмотренном ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением положений, касающихся проведения аукциона.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" "Водоканал", ОАО "Прионежская сетевая компания", Карельское предприятие магистральных электрических сетей филиала ОАО "ФСК ЕЭС", ОАО "Петрозаводские коммунальные тепловые сети", ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" "Электрические сети".
Решением суда в иске отказано.
С решением не согласен истец, в апелляционной жалобе представитель С.В.В., действующий на основании доверенности, просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указывает на отсутствие в действующем законодательстве нормы, запрещающей предоставление земельных участков для строительства индивидуального жилого дома при отсутствии нуждаемости в улучшении жилищных условий и постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях; наличие такового, полагает, являлось бы нарушением конституционных принципов. Считает необоснованной ссылку суда на положения п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отмечает, что в материалах дела имеется техническое заключение о возможности строительства индивидуального жилого дома, судом не дана оценка данному заключению, доказательств, опровергающих выводы, изложенные в заключении, не представлено.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не присутствовали, о рассмотрении дела по жалобе извещались, согласно свидетельству о смерти <...> <...> от <...> М.С.В., <...> года рождения, умер <...>
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Пунктом 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", устанавливающих механизм предоставления льгот, определено, что инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Судом установлено, что М.С.В. является инвалидом <...> <...>, <...> обратился в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного в районе кадастрового квартала <...>, ориентировочной площадью <...> кв. м согласно прилагаемой схемы в районе улицы <...>.
Согласно ответу администрации Петрозаводского городского округа от <...> <...> отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку на испрашиваемом земельном участке находится пожарный водоем, инженерные сети и сооружения (электрический кабель, канализация, трансформаторная подстанция), а также имеется значительный перепад рельефа - 3 метра, между тем, в соответствии с региональными нормативами градостроительного проектирования расстояние по горизонтали (в свету) от подземных инженерных сетей до фундаментов зданий и сооружений следует принимать: от напорной канализации - 5 м, от силовых кабелей - 0,6 м, в соответствии с региональными нормативами от окон жилых зданий до трансформаторной подстанции необходимо предусматривать расстояние не менее 10 метров.
Исходя из сообщения управления архитектуры и градостроительства комитета экономики и управления муниципальным имуществом администрации Петрозаводского городского округа, согласно Правилам землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 N 26/38-771, испрашиваемый земельный участок находится в двух территориальных зонах - в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Жм) и в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Жи).
Пункт 6 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Градостроительным регламентом являются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Территориальные зоны и градостроительные регламенты регламентированы правилами землепользования и застройки, которые утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункты 7, 8, 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Кроме этого, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того обстоятельства, что истец не имеет права на первоочередное предоставление земельного участка на территории Петрозаводского городского округа в соответствии с положениями ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Действительно, Конституция Российской Федерации (ст. 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения ч. ч. 1, 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Статья 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
Предоставление гражданину земельного участка для строительства жилого дома является основанием для снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении (п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ).
В соответствии с п. 1 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями данных Правил.
Исходя из приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
С учетом изложенного, по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий. Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.
В силу же положений ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Положениями ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации определены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Из материалов дела, в т.ч. представленных в суд апелляционной инстанции документов, следует, что М.С.В. на учете нуждающихся в жилом помещении в администрации Петрозаводского городского округа не состоял, согласно данным <...> от <...> зарегистрирован по адресу: <...> совместно с супругой <...>
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <...> указанное выше жилое помещение, принадлежит истцу на праве собственности на основании договора купли-продажи от <...>, его площадь составляет <...> кв. м и составляет более учетной нормы площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе Петрозаводске (10 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека), установленной Решением Петрозаводского городского Совета от 27 декабря 2005 N XXV/XXV-256 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в г. Петрозаводске".
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие доказательств нуждаемости истца в улучшении жилищных условий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что действующим законодательством право инвалида на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства не ставится в зависимость от того, является ли он нуждающимся в улучшении жилищных условий, основан на неправильном толковании положений действующего законодательства.
Вместе с этим, поскольку после принятия судом решения, подачи апелляционной жалобы, но до вступления решения суда первой инстанции в законную силу истец умер, характер спорного правоотношения не допускает правопреемства, руководствуясь абз. 7 ст. 220, ст. 328 ГПК РФ, учитывая Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2013 года" (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 03.07.2013), следует отменить решение суда и прекратить производство по настоящему делу.
Руководствуясь ст. ст. 220, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 05 марта 2014 г. по настоящему делу отменить, производство по делу по иску М.С.В. к администрации Петрозаводского городского округа об обязании предоставить в первоочередном порядке земельный участок в аренду прекратить.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 20.05.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1757/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей; Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 мая 2014 г. по делу N 33-1757/2014
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Роговой И.В.,
судей Степановой Т.Г., Коваленко С.В.
при секретаре Б.Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 05 марта 2014 г. по иску М.С.В. к администрации Петрозаводского городского округа об обязании предоставить в первоочередном порядке земельный участок в аренду.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия,
установила:
М.С.В. обратился в суд с иском по тем основаниям, что он является инвалидом, в целях реализации своего права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предусмотренного ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", он обратился в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду под индивидуальную застройку, расположенного в районе кадастрового квартала <...>, ориентировочной площадью <...> кв. м, согласно прилагаемой схемы в районе улицы <...>. Администрация Петрозаводского городского округа письмом от <...> <...> сообщила о невозможности предоставления данного земельного участка в связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке находится пожарный водоем, инженерные сети и сооружения (электрический кабель, канализация, трансформаторная подстанция), а также имеется значительный перепад рельефа - 3 метра. Считая отказ в предоставлении земельного участка необоснованным, истец просил признать за ним право на получение земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, расположенного в районе кадастрового квартала <...>, ориентировочной площадью <...> кв. м, согласно прилагаемой схеме в районе ул. <...>; обязать ответчика предоставить испрашиваемый земельный участок в первоочередном порядке, согласно дате поданного заявления от <...>, в порядке, предусмотренном ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением положений, касающихся проведения аукциона.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" "Водоканал", ОАО "Прионежская сетевая компания", Карельское предприятие магистральных электрических сетей филиала ОАО "ФСК ЕЭС", ОАО "Петрозаводские коммунальные тепловые сети", ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" "Электрические сети".
Решением суда в иске отказано.
С решением не согласен истец, в апелляционной жалобе представитель С.В.В., действующий на основании доверенности, просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указывает на отсутствие в действующем законодательстве нормы, запрещающей предоставление земельных участков для строительства индивидуального жилого дома при отсутствии нуждаемости в улучшении жилищных условий и постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях; наличие такового, полагает, являлось бы нарушением конституционных принципов. Считает необоснованной ссылку суда на положения п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отмечает, что в материалах дела имеется техническое заключение о возможности строительства индивидуального жилого дома, судом не дана оценка данному заключению, доказательств, опровергающих выводы, изложенные в заключении, не представлено.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не присутствовали, о рассмотрении дела по жалобе извещались, согласно свидетельству о смерти <...> <...> от <...> М.С.В., <...> года рождения, умер <...>
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Пунктом 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", устанавливающих механизм предоставления льгот, определено, что инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Судом установлено, что М.С.В. является инвалидом <...> <...>, <...> обратился в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного в районе кадастрового квартала <...>, ориентировочной площадью <...> кв. м согласно прилагаемой схемы в районе улицы <...>.
Согласно ответу администрации Петрозаводского городского округа от <...> <...> отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку на испрашиваемом земельном участке находится пожарный водоем, инженерные сети и сооружения (электрический кабель, канализация, трансформаторная подстанция), а также имеется значительный перепад рельефа - 3 метра, между тем, в соответствии с региональными нормативами градостроительного проектирования расстояние по горизонтали (в свету) от подземных инженерных сетей до фундаментов зданий и сооружений следует принимать: от напорной канализации - 5 м, от силовых кабелей - 0,6 м, в соответствии с региональными нормативами от окон жилых зданий до трансформаторной подстанции необходимо предусматривать расстояние не менее 10 метров.
Исходя из сообщения управления архитектуры и градостроительства комитета экономики и управления муниципальным имуществом администрации Петрозаводского городского округа, согласно Правилам землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 N 26/38-771, испрашиваемый земельный участок находится в двух территориальных зонах - в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Жм) и в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Жи).
Пункт 6 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Градостроительным регламентом являются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Территориальные зоны и градостроительные регламенты регламентированы правилами землепользования и застройки, которые утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункты 7, 8, 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Кроме этого, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того обстоятельства, что истец не имеет права на первоочередное предоставление земельного участка на территории Петрозаводского городского округа в соответствии с положениями ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Действительно, Конституция Российской Федерации (ст. 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения ч. ч. 1, 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Статья 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
Предоставление гражданину земельного участка для строительства жилого дома является основанием для снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении (п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ).
В соответствии с п. 1 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями данных Правил.
Исходя из приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
С учетом изложенного, по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий. Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.
В силу же положений ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Положениями ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации определены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Из материалов дела, в т.ч. представленных в суд апелляционной инстанции документов, следует, что М.С.В. на учете нуждающихся в жилом помещении в администрации Петрозаводского городского округа не состоял, согласно данным <...> от <...> зарегистрирован по адресу: <...> совместно с супругой <...>
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <...> указанное выше жилое помещение, принадлежит истцу на праве собственности на основании договора купли-продажи от <...>, его площадь составляет <...> кв. м и составляет более учетной нормы площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе Петрозаводске (10 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека), установленной Решением Петрозаводского городского Совета от 27 декабря 2005 N XXV/XXV-256 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в г. Петрозаводске".
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие доказательств нуждаемости истца в улучшении жилищных условий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что действующим законодательством право инвалида на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства не ставится в зависимость от того, является ли он нуждающимся в улучшении жилищных условий, основан на неправильном толковании положений действующего законодательства.
Вместе с этим, поскольку после принятия судом решения, подачи апелляционной жалобы, но до вступления решения суда первой инстанции в законную силу истец умер, характер спорного правоотношения не допускает правопреемства, руководствуясь абз. 7 ст. 220, ст. 328 ГПК РФ, учитывая Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2013 года" (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 03.07.2013), следует отменить решение суда и прекратить производство по настоящему делу.
Руководствуясь ст. ст. 220, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 05 марта 2014 г. по настоящему делу отменить, производство по делу по иску М.С.В. к администрации Петрозаводского городского округа об обязании предоставить в первоочередном порядке земельный участок в аренду прекратить.
Председательствующий
Судьи
Судьи
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)