Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2014 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Петровой В.В.
при участии в заседании:
- от истца Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области: Тимошина О.О. (дов. N 12-19/11 от 18.02.2014 г.);
- от ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: Храброва Д.С. (дов. N ИЗ/08-4420/Д от 11.06.2013 г.);
- от третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явились, извещены;
- от третьего лица Компании "Асьенда Инвестментс Лимитед": Чикачкова Д.В. (дов. от 07.03.2014 г.), Додонова Д.В. (дов. от 07.03.2014 г.);
- от третьего лица Федерального государственного унитарного предприятия "Администрация аэропорта ДОМОДЕДОВО": не явились, извещены,
рассмотрев 21 мая 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2014 г.,
принятое судьями Коноваловым С.А., Епифанцевой С.Ю., Огурцовым Н.А.,
по делу N А41-17158/13
по иску Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области (ОГРН 1035002002474; 142000, Московская область, г. Домодедово, Центральный микрорайон, площадь 30-летия Победы, д. 1)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН 1097746296977; 129346, г. Москва, ул. Коминтерна, д. 38)
о признании отсутствующим права собственности,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; 143407, Московская область, г. Красногорск, ул. Речная, д. 8); Компания "Асьенда Инвестментс Лимитед" (142015, Московская область, Домодедовский район, аэропорт "Домодедово", а/я 56); Федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация аэропорта ДОМОДЕДОВО" (ОГРН 1035002005224; 142015, Московская область, г. Домодедово, аэропорт Домодедово Территория)
установил:
на основании постановления Главы Домодедовского муниципального района Московской области от 28 июня 2001 г. N 1823 "Об изъятии, предоставлении и утверждении границ земельного участка, предоставленного в аренду на 45 лет Компании "Асьенда Инвестментс Лимитед" под размещение почтово-грузового комплекса" земельный участок площадью 0,83 га, используемый под размещение почтово-грузового комплекса, был изъят у ЗАО "АТБ "Домодедово" и предоставлен в аренду сроком на 45 лет Компании "Асьенда Инвестментс Лимитед" по фактическому пользованию.
Пунктом 3 указанного постановления утверждены границы земельного участка, предоставленного в аренду сроком на 45 лет Компании "Асьенда Инвестментс Лимитед" площадью 0,83 га под размещение почтово-грузового комплекса (по фактическому пользованию) в границах представленного чертежа.
Указанным постановлением Компании "Асьенда Инвестментс Лимитед" также предписано заключить договор аренды с администрацией района (пункт 4).
Во исполнение указанного постановления 19 декабря 2001 г. между Комитетом по управлению имуществом Домодедовского района Московской области (арендодатель) и Компанией "Асьенда Инвестментс Лимитед" (арендатор) заключен договор N 176-КИЗ на аренду земельного участка под размещение почтово-грузового комплекса, площадью 8 300 кв. м, с кадастровым номером 50:28:0080107:239 (предыдущий кадастровый номер 50-28-080107-0046) сроком на 45 лет, расположенный по адресу: аэропорт "Домодедово".
05 февраля 2013 г. Комитетом по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области (далее - истец) была получена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) N 28/010/2013-43, согласно которой договор на аренду земельного участка от 19 декабря 2001 г. N 176-КИЗ зарегистрирован в установленном законом порядке, однако правообладателем земельного участка с кадастровым номером 50:28:0080107:239 указана Российская Федерация (регистрационная запись от 23 июля 2002 г. N 50-01.28-17.2002-43.1).
Полагая, что право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок зарегистрировано с нарушением действующего законодательства, Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области, ответчик) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 8 300 кв. м, с кадастровым номером 50:28:0080107:239, расположенный по адресу: Московская область, Домодедовский район, территория аэропорта Домодедово.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), Компания "Асьенда Инвестментс Лимитед", Федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация аэропорта ДОМОДЕДОВО" (далее - ФГУП "Администрация аэропорта ДОМОДЕДОВО").
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 ноября 2013 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Суд первой инстанции исходил из тех обстоятельств, что избранный истцом способ защиты своего права является надлежащим, поскольку спор о праве на спорный земельный участок в данном случае не может быть разрешен путем признания права за истцом или истребования имущества из чужого незаконного владения, поскольку земельный участок фактически не находится в незаконном владении ни у Российской Федерации, ни у иных лиц; на земельном участке с кадастровым номером 50:28:0080107:239 расположен административно-бытовой комплекс с участком техобслуживания автотранспорта, право собственности на который зарегистрировано за Компанией "Асьенда Инвестментс Лимитед"; на момент государственной регистрации прав на данный земельный участок, а также в настоящий момент сведений о нахождении на спорном земельном участке каких-либо объектов недвижимого имущества, принадлежащих Российской Федерации, не имеется. Между тем, право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:28:0080107:239 возникло на основании критериев разграничения собственности согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 до государственной регистрации прав на него.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2014 г. решение суда первой инстанции отменено, исковые требования удовлетворены. Признано отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 8 300 кв. м с кадастровым номером 50:28:0080107:239, расположенный по адресу: Московская область Домодедовский район, территория аэропорта Домодедово.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Московской области просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзывах на кассационную жалобу Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области и Компания "Асьенда Инвестментс Лимитед" просят оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судом норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта.
Отзывы на кассационную жалобу от Управления Росреестра по Московской области и ФГУП "Администрация аэропорта ДОМОДЕДОВО" не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ТУ Росимущества в Московской области поддержал доводы кассационной жалобы. Представители Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области и Компании "Асьенда Инвестментс Лимитед" возражали против ее удовлетворения.
Представители Управления Росреестра по Московской области и ФГУП "Администрация аэропорта ДОМОДЕДОВО" в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
В соответствии пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю ранее было определено Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", который с 01 июля 2006 г. утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения такими земельными участками. По общему правилу, если иное не предусмотрено законом, распоряжение такими участками осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Согласно статье 2 Федерального закона от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ) право собственности на земельные участки возникало у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с момента его государственной регистрации, основанием которой являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении соответствующих перечней земельных участков и судебные решения по спорам о разграничении государственной собственности на землю.
Статьями 3 - 5 Закона N 101-ФЗ установлены основания внесения земельных участков в перечни разграничиваемых в пользу Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Находящиеся в государственной собственности земельные участки под приватизированными объектами недвижимости из земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, а также природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения, водного фонда подлежали разграничению исходя из того, в чьей публичной собственности находилось соответствующее недвижимое имущество до его приватизации.
Статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ изменены критерии разграничения государственной собственности на землю и порядок ее разграничения.
Ранее действовавший порядок разграничения путем утверждения перечней упразднен, участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом, на что обращено внимание в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 июля 2011 г. N 2178/11. При этом земельные участки, разграниченные посредством утверждения перечней по актам Правительства Российской Федерации, изданным до 01 июля 2006 г., подлежат государственной регистрации в соответствии с этими актами.
Такое основание разграничения находящихся в государственной собственности земельных участков, как принадлежность расположенного на них недвижимого имущества до его приватизации к определенному уровню публичной собственности, из критериев разграничения исключено.
В этой связи такие земельные участки, как не подпадающие под критерии разграничения, предусмотренные непосредственно Законом N 137-ФЗ, если они не были разграничены изданными до вступления в силу Закона N 137-ФЗ актами Правительства Российской Федерации, остались в неразграниченной государственной собственности, право распоряжения которыми за установленными законом изъятиями предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (статьи 3 и 3.1 Закона N 137-ФЗ).
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В силу пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ распоряжение земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, уполномочена осуществлять администрация.
Толкование указанных правовых норм приведено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. N 12790/13 по делу N А41-44318/12.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 52 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 (далее - Постановление N 10/22), в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции исходил из тех обстоятельств, что на момент введения в действие с 01 июля 2006 г. статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ земельный участок с кадастровым номером 50:28:0080107:239 не был разграничен в порядке, установленном Законом N 101-ФЗ по утвержденным актами Правительства Российской Федерации перечням, и был занят исключительно приватизированным (частным) недвижимым имуществом, и, следовательно, независимо от принадлежности такого имущества до приватизации названный земельный участок относится к тем, государственная собственность на которые не разграничена.
Вывод суда основан на имеющихся в деле доказательствах.
Поскольку в данном случае орган местного самоуправления по объективным причинам не может предъявить иск о признании права или истребовании участка из чужого незаконного владения, права муниципального образования могут быть защищены путем признания зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок отсутствующим.
Избранный истцом способ защиты права не противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
При таком положении постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2014 г. по делу N А41-17158/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
В.В.ПЕТРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 28.05.2014 N Ф05-3330/14 ПО ДЕЛУ N А41-17158/13
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2014 г. по делу N А41-17158/13
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2014 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Петровой В.В.
при участии в заседании:
- от истца Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области: Тимошина О.О. (дов. N 12-19/11 от 18.02.2014 г.);
- от ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: Храброва Д.С. (дов. N ИЗ/08-4420/Д от 11.06.2013 г.);
- от третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явились, извещены;
- от третьего лица Компании "Асьенда Инвестментс Лимитед": Чикачкова Д.В. (дов. от 07.03.2014 г.), Додонова Д.В. (дов. от 07.03.2014 г.);
- от третьего лица Федерального государственного унитарного предприятия "Администрация аэропорта ДОМОДЕДОВО": не явились, извещены,
рассмотрев 21 мая 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2014 г.,
принятое судьями Коноваловым С.А., Епифанцевой С.Ю., Огурцовым Н.А.,
по делу N А41-17158/13
по иску Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области (ОГРН 1035002002474; 142000, Московская область, г. Домодедово, Центральный микрорайон, площадь 30-летия Победы, д. 1)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН 1097746296977; 129346, г. Москва, ул. Коминтерна, д. 38)
о признании отсутствующим права собственности,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; 143407, Московская область, г. Красногорск, ул. Речная, д. 8); Компания "Асьенда Инвестментс Лимитед" (142015, Московская область, Домодедовский район, аэропорт "Домодедово", а/я 56); Федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация аэропорта ДОМОДЕДОВО" (ОГРН 1035002005224; 142015, Московская область, г. Домодедово, аэропорт Домодедово Территория)
установил:
на основании постановления Главы Домодедовского муниципального района Московской области от 28 июня 2001 г. N 1823 "Об изъятии, предоставлении и утверждении границ земельного участка, предоставленного в аренду на 45 лет Компании "Асьенда Инвестментс Лимитед" под размещение почтово-грузового комплекса" земельный участок площадью 0,83 га, используемый под размещение почтово-грузового комплекса, был изъят у ЗАО "АТБ "Домодедово" и предоставлен в аренду сроком на 45 лет Компании "Асьенда Инвестментс Лимитед" по фактическому пользованию.
Пунктом 3 указанного постановления утверждены границы земельного участка, предоставленного в аренду сроком на 45 лет Компании "Асьенда Инвестментс Лимитед" площадью 0,83 га под размещение почтово-грузового комплекса (по фактическому пользованию) в границах представленного чертежа.
Указанным постановлением Компании "Асьенда Инвестментс Лимитед" также предписано заключить договор аренды с администрацией района (пункт 4).
Во исполнение указанного постановления 19 декабря 2001 г. между Комитетом по управлению имуществом Домодедовского района Московской области (арендодатель) и Компанией "Асьенда Инвестментс Лимитед" (арендатор) заключен договор N 176-КИЗ на аренду земельного участка под размещение почтово-грузового комплекса, площадью 8 300 кв. м, с кадастровым номером 50:28:0080107:239 (предыдущий кадастровый номер 50-28-080107-0046) сроком на 45 лет, расположенный по адресу: аэропорт "Домодедово".
05 февраля 2013 г. Комитетом по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области (далее - истец) была получена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) N 28/010/2013-43, согласно которой договор на аренду земельного участка от 19 декабря 2001 г. N 176-КИЗ зарегистрирован в установленном законом порядке, однако правообладателем земельного участка с кадастровым номером 50:28:0080107:239 указана Российская Федерация (регистрационная запись от 23 июля 2002 г. N 50-01.28-17.2002-43.1).
Полагая, что право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок зарегистрировано с нарушением действующего законодательства, Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области, ответчик) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 8 300 кв. м, с кадастровым номером 50:28:0080107:239, расположенный по адресу: Московская область, Домодедовский район, территория аэропорта Домодедово.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), Компания "Асьенда Инвестментс Лимитед", Федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация аэропорта ДОМОДЕДОВО" (далее - ФГУП "Администрация аэропорта ДОМОДЕДОВО").
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 ноября 2013 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Суд первой инстанции исходил из тех обстоятельств, что избранный истцом способ защиты своего права является надлежащим, поскольку спор о праве на спорный земельный участок в данном случае не может быть разрешен путем признания права за истцом или истребования имущества из чужого незаконного владения, поскольку земельный участок фактически не находится в незаконном владении ни у Российской Федерации, ни у иных лиц; на земельном участке с кадастровым номером 50:28:0080107:239 расположен административно-бытовой комплекс с участком техобслуживания автотранспорта, право собственности на который зарегистрировано за Компанией "Асьенда Инвестментс Лимитед"; на момент государственной регистрации прав на данный земельный участок, а также в настоящий момент сведений о нахождении на спорном земельном участке каких-либо объектов недвижимого имущества, принадлежащих Российской Федерации, не имеется. Между тем, право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:28:0080107:239 возникло на основании критериев разграничения собственности согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 до государственной регистрации прав на него.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2014 г. решение суда первой инстанции отменено, исковые требования удовлетворены. Признано отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 8 300 кв. м с кадастровым номером 50:28:0080107:239, расположенный по адресу: Московская область Домодедовский район, территория аэропорта Домодедово.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Московской области просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзывах на кассационную жалобу Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области и Компания "Асьенда Инвестментс Лимитед" просят оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судом норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта.
Отзывы на кассационную жалобу от Управления Росреестра по Московской области и ФГУП "Администрация аэропорта ДОМОДЕДОВО" не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ТУ Росимущества в Московской области поддержал доводы кассационной жалобы. Представители Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области и Компании "Асьенда Инвестментс Лимитед" возражали против ее удовлетворения.
Представители Управления Росреестра по Московской области и ФГУП "Администрация аэропорта ДОМОДЕДОВО" в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
В соответствии пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю ранее было определено Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", который с 01 июля 2006 г. утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения такими земельными участками. По общему правилу, если иное не предусмотрено законом, распоряжение такими участками осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Согласно статье 2 Федерального закона от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ) право собственности на земельные участки возникало у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с момента его государственной регистрации, основанием которой являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении соответствующих перечней земельных участков и судебные решения по спорам о разграничении государственной собственности на землю.
Статьями 3 - 5 Закона N 101-ФЗ установлены основания внесения земельных участков в перечни разграничиваемых в пользу Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Находящиеся в государственной собственности земельные участки под приватизированными объектами недвижимости из земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, а также природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения, водного фонда подлежали разграничению исходя из того, в чьей публичной собственности находилось соответствующее недвижимое имущество до его приватизации.
Статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ изменены критерии разграничения государственной собственности на землю и порядок ее разграничения.
Ранее действовавший порядок разграничения путем утверждения перечней упразднен, участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом, на что обращено внимание в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 июля 2011 г. N 2178/11. При этом земельные участки, разграниченные посредством утверждения перечней по актам Правительства Российской Федерации, изданным до 01 июля 2006 г., подлежат государственной регистрации в соответствии с этими актами.
Такое основание разграничения находящихся в государственной собственности земельных участков, как принадлежность расположенного на них недвижимого имущества до его приватизации к определенному уровню публичной собственности, из критериев разграничения исключено.
В этой связи такие земельные участки, как не подпадающие под критерии разграничения, предусмотренные непосредственно Законом N 137-ФЗ, если они не были разграничены изданными до вступления в силу Закона N 137-ФЗ актами Правительства Российской Федерации, остались в неразграниченной государственной собственности, право распоряжения которыми за установленными законом изъятиями предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (статьи 3 и 3.1 Закона N 137-ФЗ).
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В силу пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ распоряжение земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, уполномочена осуществлять администрация.
Толкование указанных правовых норм приведено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. N 12790/13 по делу N А41-44318/12.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 52 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 (далее - Постановление N 10/22), в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции исходил из тех обстоятельств, что на момент введения в действие с 01 июля 2006 г. статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ земельный участок с кадастровым номером 50:28:0080107:239 не был разграничен в порядке, установленном Законом N 101-ФЗ по утвержденным актами Правительства Российской Федерации перечням, и был занят исключительно приватизированным (частным) недвижимым имуществом, и, следовательно, независимо от принадлежности такого имущества до приватизации названный земельный участок относится к тем, государственная собственность на которые не разграничена.
Вывод суда основан на имеющихся в деле доказательствах.
Поскольку в данном случае орган местного самоуправления по объективным причинам не может предъявить иск о признании права или истребовании участка из чужого незаконного владения, права муниципального образования могут быть защищены путем признания зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок отсутствующим.
Избранный истцом способ защиты права не противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
При таком положении постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2014 г. по делу N А41-17158/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
В.В.ПЕТРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)