Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королевой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Набиева Магомед Магомедали Оглы на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 23 октября 2013 года по делу N А78-5841/2013 по заявлению индивидуального предпринимателя Набиева Магомед Магомедали Оглы (ОГРН 304752707200013, ИНН 752701400347) к Администрации городского поселения "Шилкинское" (ОГРН 1057527013477, ИНН 7527007205) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка под строительство, изложенного в письме от 19.06.2013 N 799, обязании обеспечить выбор земельного участка,
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Администрация муниципального района "Шилкинский район" (ОГРН 1027500953743, ИНН 7527002133) и Государственное казенное учреждение "Забайкалстройзаказчик" (ОГРН 1027501156506, ИНН 7536033730),
(суд первой инстанции: судья Горкин Д.С.),
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Набиева Магомед Магомедали Оглы - Войтенко Н.В. - представителя по доверенности от 02.08.2013,
от Администрации городского поселения "Шилкинское" - Присяжнюк Н.В. - представителя по доверенности от 19.09.2013,
от третьего лица: Администрации муниципального района "Шилкинский район" - не явился, извещен,
от третьего лица: Государственного казенного учреждения "Забайкалстройзаказчик" - не явился, извещен,
установил:
предприниматель без образования юридического лица Набиев Магомед Магомедали Оглы (далее - предприниматель, ИП Набиев М.М.) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края к Администрации городского поселения "Шилкинское" (далее - Администрация) с требованием о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка под строительство, изложенного в письме от 19.06.2013 N 799, обязании администрации обеспечить выбор земельного участка.
Определениями суда первой инстанции от 09 сентября и 09 октября 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального района "Шилкинский район" (далее - Администрация района) и Государственное казенное учреждение "Забайкалстройзаказчик" (далее - ГКУ "Забайкалстройзаказчик").
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 23 октября 2013 года в удовлетворении заявленного требования отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу, что принимая оспариваемый отказ в предоставлении земельного участка, Администрация действовала в пределах предоставленных ей полномочий в соответствии с требованиями, установленными законом.
Не согласившись с указанным решением, предприниматель обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного и необоснованного, принятого при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, при неправильном применении норм материального права.
Из апелляционной жалобы следует, что Администрацией не представлены доказательства невозможности размещения детского развлекательного центра на испрашиваемом земельном участке.
По мнению предпринимателя, суд первой инстанции неверно определил значимые для рассмотрения дела обстоятельства относительно формирования земельного участка на момент обращения ИП Набиева М.М. с заявлением о выборе земельного участка под строительство.
Как указывает предприниматель, суд первой инстанции не рассмотрел доводы предпринимателя о незаключенности и ничтожности договора N 4 безвозмездного срочного пользования земельным участком от 24.07.2013.
По мнению предпринимателя, Администрация оформила ГКУ "Забайкалстройзаказчик" акт о выборе земельного участка без проверки возражений о невозможности строительства предлагаемого объекта и без соблюдения установленных публичных процедур.
Представитель предпринимателя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Администрации в судебном заседании выразила свое несогласие с доводами апелляционной жалобы.
Третьи лица, участвующие в деле отзывы на апелляционную жалобу не представили.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако третьи лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей предпринимателя и Администрации, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ИП Набиев М.М. 21.05.2013 обратился в Администрацию с заявлением вх. N 826 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - детского развлекательного центра согласно приложенной к заявлению схеме генплана.
Администрация письмом от 19.06.2013 N 799 сообщила заявителю о том, что при рассмотрении вышеуказанного заявления установлено, что по испрашиваемому земельному участку для возведения пристройки к существующему зданию торгового центра с правой стороны от здания, находящегося по адресу: Забайкальский край, г. Шилка, ул. Балябина, 130, в соответствии со схемой планируемой прокладки теплотрассы, выданной МУП ЖКХ, планируется прокладка тепловых сетей. Согласно приказу N 197 от 17.08.1992 Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи, или препятствующие ремонту, загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей.
Указанная схема прокладки теплотрассы представлена Администрацией в материалы дела.
Полагая данный отказ необоснованным, ИП Набиев М.М. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого отказа неверными, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Как уже указывалось выше, основанием для отказа предпринимателю в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - детского развлекательного центра с правой стороны от здания, находящегося по адресу: Забайкальский край, г. Шилка, ул. Балябина, 130, явилась планируется прокладка тепловых сетей в соответствии со схемой прокладки теплотрассы, выданной МУП ЖКХ.
Пунктами 1 и 3.1 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, заключается на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования таких земель.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, ограничиваются в обороте (подпункт 13 пункта 5 статьи 27).
Согласно пункту 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены исключительные случаи, в том числе размещения объектов систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
Пунктами 2 и 4 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 (далее - Положение).
Настоящее Положение определяет порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (далее - резервирование земель) (пункт 1 Положения).
Согласно пунктам 2, 4, 5 - 7 Положения решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Подготовка решения о резервировании земель осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости.
Решение о резервировании земель должно содержать:
а) цели и сроки резервирования земель;
б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель;
в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель;
г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.
Решение о резервировании земель принимается по отношению к земельным участкам, находящимся в пределах одного кадастрового округа.
Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков.
Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.
Как следует из материалов дела и не оспаривается Администрацией, решение о резервировании земель для размещения теплотрассы, в которые входит, в том числе испрашиваемый предпринимателем земельный участок, Администрацией не принималось.
Доказательства того, что документацией по планировке территории установлена зона планируемого размещения объекта - теплотрассы, в пределах территории, необходимой для обеспечения муниципальных нужд, Администрацией не представлены и в материалах дела отсутствуют.
Следовательно, в силу приведенных норм Земельного кодекса Российской Федерации и Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд у Администрации отсутствовали законные основания для отказа в выборе испрашиваемого предпринимателем земельного участка и принятия в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Оспариваемый отказ Администрации нарушает права предпринимателя на проведение указанных процедур в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
С учетом указанного является ошибочным вывод суда первой инстанции о соответствии оспариваемого отказа Земельному кодексу Российской Федерации, изложенного в письме от 19.06.2013 N 799, и отсутствии нарушения прав и законных интересов предпринимателя.
Решение суд первой инстанции подлежит отмене, как принятое на неправильно установленных фактических обстоятельствах дела, имеющих существенное значение для его разрешения.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 АПК РФ одними из задач судопроизводства в арбитражных судах являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Частью 1 статьи 4 АПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.
Целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав. Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Администрацией и ГКУ "Забайкалстройзаказчик" было заключено Соглашение от 25.05.2013 о строительстве последним теплотрассы.
Строительство данной теплотрассы было инициировано техническим совещанием по объекту строительства котельной в г. Шилка под председательством министра территориального развития А.М.Бутырского (протокол от 01.02.2013). Впоследствии подрядчиком по строительству данного объекта было определено ГКУ "Забайкалстройзаказчик".
ГАУ "Госэкспертиза Забайкальского края" было дано положительное заключение на объект капитального строительства от 15.05.2013 на строительство тепловых сетей, сетей водопровода и канализации в г. Шилке.
В соответствии с заявлением ГКУ "Забайкалстройзаказчик" от 26.05.2013 Администрацией было выдано разрешение на строительство по объекту "Реконструкция и проектирование тепловых сетей, сетей водопровода и канализации в г. Шилка" (теплотрасса) от 02.07.2013.
ГКУ "Забайкалстройзаказчик" обратилось к разработчику проекта - ЗАО "СИБГИППОСЕЛЬМАШ" с просьбой внести изменения в схему прокладки тепловых сетей, в результате чего данные тепловые сети были проведены по испрашиваемому заявителем участку.
Согласно пояснениям Администрации, что также подтверждено представителем предпринимателя в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции данная теплотрасса осуществляет в настоящее время теплоснабжение населения с 20.09.2013.
Согласно приказу N 197 от 17.08.1992 Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи, или препятствующие ремонту, загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей.
С учетом указанного удовлетворение требований предпринимателя о признании незаконным отказа в выборе испрашиваемого земельного участка и принятия в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта в целях предоставления данного земельного участка в аренду для строительства в рамках настоящего спора, по мнению суда апелляционной инстанции, не может привести к восстановлению его нарушенных прав.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 23 октября 2013 года по делу N А78-5841/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований предпринимателя без образования юридического лица Набиева Магомеда Магомедали Оглы (ОГРН 304752707200013, ИНН 752701400347) о признании незаконным отказа Администрации городского поселения "Шилкинское" (ОГРН 1057527013477, ИНН 7527007205) в предоставлении земельного участка под строительство, изложенного в письме от 19.06.2013 N 799, как несоответствующего Земельному кодексу Российской Федерации, обязании Администрацию городского поселения "Шилкинское" обеспечить выбор земельного участка, отказать.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Набиеву Магомеду Магомедали Оглы (ОГРН 304752707200013, ИНН 752701400347) государственную пошлину в размере 1 900 рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 19.11.2013 сертификат чека 14032638 при подаче апелляционной жалобы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья
В.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.01.2014 ПО ДЕЛУ N А78-5841/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2014 г. по делу N А78-5841/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королевой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Набиева Магомед Магомедали Оглы на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 23 октября 2013 года по делу N А78-5841/2013 по заявлению индивидуального предпринимателя Набиева Магомед Магомедали Оглы (ОГРН 304752707200013, ИНН 752701400347) к Администрации городского поселения "Шилкинское" (ОГРН 1057527013477, ИНН 7527007205) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка под строительство, изложенного в письме от 19.06.2013 N 799, обязании обеспечить выбор земельного участка,
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Администрация муниципального района "Шилкинский район" (ОГРН 1027500953743, ИНН 7527002133) и Государственное казенное учреждение "Забайкалстройзаказчик" (ОГРН 1027501156506, ИНН 7536033730),
(суд первой инстанции: судья Горкин Д.С.),
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Набиева Магомед Магомедали Оглы - Войтенко Н.В. - представителя по доверенности от 02.08.2013,
от Администрации городского поселения "Шилкинское" - Присяжнюк Н.В. - представителя по доверенности от 19.09.2013,
от третьего лица: Администрации муниципального района "Шилкинский район" - не явился, извещен,
от третьего лица: Государственного казенного учреждения "Забайкалстройзаказчик" - не явился, извещен,
установил:
предприниматель без образования юридического лица Набиев Магомед Магомедали Оглы (далее - предприниматель, ИП Набиев М.М.) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края к Администрации городского поселения "Шилкинское" (далее - Администрация) с требованием о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка под строительство, изложенного в письме от 19.06.2013 N 799, обязании администрации обеспечить выбор земельного участка.
Определениями суда первой инстанции от 09 сентября и 09 октября 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального района "Шилкинский район" (далее - Администрация района) и Государственное казенное учреждение "Забайкалстройзаказчик" (далее - ГКУ "Забайкалстройзаказчик").
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 23 октября 2013 года в удовлетворении заявленного требования отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу, что принимая оспариваемый отказ в предоставлении земельного участка, Администрация действовала в пределах предоставленных ей полномочий в соответствии с требованиями, установленными законом.
Не согласившись с указанным решением, предприниматель обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного и необоснованного, принятого при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, при неправильном применении норм материального права.
Из апелляционной жалобы следует, что Администрацией не представлены доказательства невозможности размещения детского развлекательного центра на испрашиваемом земельном участке.
По мнению предпринимателя, суд первой инстанции неверно определил значимые для рассмотрения дела обстоятельства относительно формирования земельного участка на момент обращения ИП Набиева М.М. с заявлением о выборе земельного участка под строительство.
Как указывает предприниматель, суд первой инстанции не рассмотрел доводы предпринимателя о незаключенности и ничтожности договора N 4 безвозмездного срочного пользования земельным участком от 24.07.2013.
По мнению предпринимателя, Администрация оформила ГКУ "Забайкалстройзаказчик" акт о выборе земельного участка без проверки возражений о невозможности строительства предлагаемого объекта и без соблюдения установленных публичных процедур.
Представитель предпринимателя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Администрации в судебном заседании выразила свое несогласие с доводами апелляционной жалобы.
Третьи лица, участвующие в деле отзывы на апелляционную жалобу не представили.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако третьи лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей предпринимателя и Администрации, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ИП Набиев М.М. 21.05.2013 обратился в Администрацию с заявлением вх. N 826 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - детского развлекательного центра согласно приложенной к заявлению схеме генплана.
Администрация письмом от 19.06.2013 N 799 сообщила заявителю о том, что при рассмотрении вышеуказанного заявления установлено, что по испрашиваемому земельному участку для возведения пристройки к существующему зданию торгового центра с правой стороны от здания, находящегося по адресу: Забайкальский край, г. Шилка, ул. Балябина, 130, в соответствии со схемой планируемой прокладки теплотрассы, выданной МУП ЖКХ, планируется прокладка тепловых сетей. Согласно приказу N 197 от 17.08.1992 Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи, или препятствующие ремонту, загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей.
Указанная схема прокладки теплотрассы представлена Администрацией в материалы дела.
Полагая данный отказ необоснованным, ИП Набиев М.М. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого отказа неверными, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Как уже указывалось выше, основанием для отказа предпринимателю в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - детского развлекательного центра с правой стороны от здания, находящегося по адресу: Забайкальский край, г. Шилка, ул. Балябина, 130, явилась планируется прокладка тепловых сетей в соответствии со схемой прокладки теплотрассы, выданной МУП ЖКХ.
Пунктами 1 и 3.1 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, заключается на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования таких земель.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, ограничиваются в обороте (подпункт 13 пункта 5 статьи 27).
Согласно пункту 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены исключительные случаи, в том числе размещения объектов систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
Пунктами 2 и 4 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 (далее - Положение).
Настоящее Положение определяет порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (далее - резервирование земель) (пункт 1 Положения).
Согласно пунктам 2, 4, 5 - 7 Положения решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Подготовка решения о резервировании земель осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости.
Решение о резервировании земель должно содержать:
а) цели и сроки резервирования земель;
б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель;
в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель;
г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.
Решение о резервировании земель принимается по отношению к земельным участкам, находящимся в пределах одного кадастрового округа.
Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков.
Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.
Как следует из материалов дела и не оспаривается Администрацией, решение о резервировании земель для размещения теплотрассы, в которые входит, в том числе испрашиваемый предпринимателем земельный участок, Администрацией не принималось.
Доказательства того, что документацией по планировке территории установлена зона планируемого размещения объекта - теплотрассы, в пределах территории, необходимой для обеспечения муниципальных нужд, Администрацией не представлены и в материалах дела отсутствуют.
Следовательно, в силу приведенных норм Земельного кодекса Российской Федерации и Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд у Администрации отсутствовали законные основания для отказа в выборе испрашиваемого предпринимателем земельного участка и принятия в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Оспариваемый отказ Администрации нарушает права предпринимателя на проведение указанных процедур в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
С учетом указанного является ошибочным вывод суда первой инстанции о соответствии оспариваемого отказа Земельному кодексу Российской Федерации, изложенного в письме от 19.06.2013 N 799, и отсутствии нарушения прав и законных интересов предпринимателя.
Решение суд первой инстанции подлежит отмене, как принятое на неправильно установленных фактических обстоятельствах дела, имеющих существенное значение для его разрешения.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 АПК РФ одними из задач судопроизводства в арбитражных судах являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Частью 1 статьи 4 АПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.
Целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав. Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Администрацией и ГКУ "Забайкалстройзаказчик" было заключено Соглашение от 25.05.2013 о строительстве последним теплотрассы.
Строительство данной теплотрассы было инициировано техническим совещанием по объекту строительства котельной в г. Шилка под председательством министра территориального развития А.М.Бутырского (протокол от 01.02.2013). Впоследствии подрядчиком по строительству данного объекта было определено ГКУ "Забайкалстройзаказчик".
ГАУ "Госэкспертиза Забайкальского края" было дано положительное заключение на объект капитального строительства от 15.05.2013 на строительство тепловых сетей, сетей водопровода и канализации в г. Шилке.
В соответствии с заявлением ГКУ "Забайкалстройзаказчик" от 26.05.2013 Администрацией было выдано разрешение на строительство по объекту "Реконструкция и проектирование тепловых сетей, сетей водопровода и канализации в г. Шилка" (теплотрасса) от 02.07.2013.
ГКУ "Забайкалстройзаказчик" обратилось к разработчику проекта - ЗАО "СИБГИППОСЕЛЬМАШ" с просьбой внести изменения в схему прокладки тепловых сетей, в результате чего данные тепловые сети были проведены по испрашиваемому заявителем участку.
Согласно пояснениям Администрации, что также подтверждено представителем предпринимателя в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции данная теплотрасса осуществляет в настоящее время теплоснабжение населения с 20.09.2013.
Согласно приказу N 197 от 17.08.1992 Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи, или препятствующие ремонту, загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей.
С учетом указанного удовлетворение требований предпринимателя о признании незаконным отказа в выборе испрашиваемого земельного участка и принятия в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта в целях предоставления данного земельного участка в аренду для строительства в рамках настоящего спора, по мнению суда апелляционной инстанции, не может привести к восстановлению его нарушенных прав.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 23 октября 2013 года по делу N А78-5841/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований предпринимателя без образования юридического лица Набиева Магомеда Магомедали Оглы (ОГРН 304752707200013, ИНН 752701400347) о признании незаконным отказа Администрации городского поселения "Шилкинское" (ОГРН 1057527013477, ИНН 7527007205) в предоставлении земельного участка под строительство, изложенного в письме от 19.06.2013 N 799, как несоответствующего Земельному кодексу Российской Федерации, обязании Администрацию городского поселения "Шилкинское" обеспечить выбор земельного участка, отказать.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Набиеву Магомеду Магомедали Оглы (ОГРН 304752707200013, ИНН 752701400347) государственную пошлину в размере 1 900 рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 19.11.2013 сертификат чека 14032638 при подаче апелляционной жалобы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья
В.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)