Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.03.2015 ПО ДЕЛУ N 11-2334/2015

Требование: О признании недействительным решения совета депутатов, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границе населенного пункта.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Оспариваемым решением утверждены генеральный план и правила землепользования и застройки поселения, при этом ни проект генерального плана, ни сам утвержденный генеральный план опубликованы не были.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 марта 2015 г. по делу N 11-2334/2015


Судья: Куценко Т.Н.

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Шигаповой С.В.,
судей Зариповой Ю.С., Загайновой А.А.,
при секретаре Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске "02" марта 2015 года в зале суда гражданское дело по заявлению прокурора Сосновского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц о признании недействительным решения Совета депутатов Полетаевского сельского поселения Сосновского района Челябинской области, с апелляционной жалобой Совета депутатов Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области на решение Сосновского районного суда Челябинской области от 11 декабря 2014 года.
Заслушав доклад судьи Зариповой Ю.С. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав мнения прокурора, представителя заинтересованного лица, судебная коллегия

установила:

Прокурор Сосновского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании недействительным решения Совета депутатов Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 28 июня 2012 года N 82 "Об утверждении генерального плана, правил землепользования и застройки п. Полетаево Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области", как противоречащее требованиям федерального законодательства, со дня его принятия, об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границе населенного пункта п. Полетаево Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области.
В обоснование требований указано, что в прокуратуре Сосновского района рассмотрено обращение руководителя Управления Росреестра по Челябинской области от 17 июня 2014 года по факту нарушения законодательства, допущенных при принятии и утверждении генеральных планов сельских поселений Сосновского муниципального района, по результатом которого установлено, что решением Совета депутатов Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 28 июня 2012 года N 82 утвержден генеральный план, правила землепользования и застройки п. Полетаево Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области. Данное решение не соответствует требованиям закона. Порядок подготовки и утверждения генеральных планов установлен ст. 24 Градостроительного кодекса РФ. В нарушение указанных норм ни проект генерального плана, ни сам утвержденный генеральный план не были опубликованы. Проведенные по генеральному плану публичные слушание не могут быть признаны соответствующими требованиям Градостроительного кодекса РФ, поскольку они проведены в отсутствие указанной информации и доведения до неограниченного круга лиц информации об издаваемом правовом акте. Официальным опубликованием решений Совета депутатов Полетаевского сельского поселения считается публикация полного текста в газете "Сосновская нива" (Информационном бюллетене газеты "Сосновская Нива"), но решение Совета депутатов Полетаевского сельского поселения от 26 апреля 2012 года в соответствии с требованиями законодательства не было опубликовано. Оспариваемый нормативный правовой акт был принят в результате проведения публичных слушаний. Газета "Сосновская нива" (информационный бюллетень газеты "Сосновская нива") является официальным источником информации органов местного самоуправления Полетаевского сельского поселения. Согласно представленной копии публикации, размещенной в информационном бюллетене газеты "Сосновская нива", опубликовано было только решение Совета депутатов Полетаевского сельского поселения от 28 июня 2012 года. Согласно информации, представленной Главным управлением лесами Челябинской области от 16 июня 2014 года N 4361, в проектируемые границы п. Полетаево включены земли лесного фонда ОГУ "Шершневское лесничество" без соответствующей процедуры согласования в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Совет депутатов Полетаевского сельского поселения принял решение об утверждении генерального плана в нарушение соответствующей процедуры согласования. Сведения о границе населенного пункта п. Полетаево включены в государственный кадастр недвижимости 23 июля 2013 года. При проведении публичных слушаний и принятии итогового документа были допущены существенные нарушения, а именно - предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, отсутствие публикации проекта генерального плана, неполная публикации самого генерального плана.
Помощник прокурора Ботев В.Ю. в судебном заседании поддержал требования в полном объеме по указанным в заявлении основаниям.
Представитель Администрации Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района, являющаяся одновременно представителем Совета депутатов Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района М. с заявлением прокурора не согласилась.
Заинтересованные лица Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области, Управление Росреестра по Челябинской области, Главное управление лесами Челябинской области в судебное заседание не явились, извещены.
Суд постановил решение, которым признал недействующим с момента принятия Решение Совета депутатов Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 28 июня 2012 года N 82 "Об утверждении генерального плана, правил землепользования и застройки пос. Полетаево Полетаевского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области". Исключил из государственного кадастра недвижимости сведения о границе населенного пункта пос. Полетаево Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Совет депутатов Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области обратился в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование доводов жалобы указывает, что в случае предоставления времени для осуществления публикации в полном виде оспариваемого Решения Совета депутатов Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, то все имеющиеся замечания со стороны Прокуратуры были бы устранены, что является основанием для прекращения производства по делу в порядке статьи 220 Гражданского процессуального кодекса РФ. Указывают, на момент рассмотрения дела, в редакции газеты "Сосновская нива" отсутствовала техническая возможность в осуществлении публикации, что было подтверждено официальным ответом, приобщенным к материалам дела. Не согласны с выводом суда о том, что границы населенного пункта пос. Полетаево включают в себя земли лесного фонда, а также то, что не были представлены сведения о соблюдении установленного порядка перевода лесных участков категории "земли лесного фонда" и земельные участки категории "земли населенных пунктов" или исключения лесных участков из границ населенных пунктов пос. Полетаево, поскольку письмом Главного управления лесами Челябинской области N 895 от 21 февраля 2012 года сообщено, что лесные участки исключены из проекта Генерального плана, правил застройки и землепользования пос. Полетаево, примыкают только к внешним границам. Статья 24 Градостроительного кодекса РФ, в редакции действовавшей на момент принятия оспариваемого решения, не содержала требование об обязательстве публикации проекта генерального плана не менее чем за три месяца до его утверждения, поскольку данная норма, ранее предусмотренная п. 9 данной статьи утратила силу на основании Федерального закона от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ. Поэтому со стороны Совета депутатов Полетаевского сельского поселения и администрации Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области требования действующего законодательства не были нарушены.
Представитель заинтересованного лица филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Челябинской области, действующая на основании доверенности, Ж.в суде апелляционной инстанции возражала против удовлетворения жалобы.
Прокурор Соколова Н.Ф. в судебном заседании апелляционной инстанции возражала против удовлетворения доводов жалобы, полагая о законности постановленного по делу решения
Представители заинтересованных лиц Совета депутатов Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, администрации Полетаевского сельского поселения Сосновского района Челябинской области, Главного управления лесами Челябинской области, администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, Управления Росреестра по Челябинской области в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежаще. В соответствии с частью 1 статьи 327, статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, выслушав участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в пунктах 17 и 18 Постановления от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Из материалов дела следует, что в прокуратуру Сосновского района Челябинской области поступило обращение руководителя Управления Росреестра по Челябинской области от 17 июня 2014 года по факту нарушений законодательства, допущенных при принятии и утверждении генеральных планов сельских поселений Сосновского муниципального района, в том числе генерального плана п. Полетаево. В обращении указано, что решение Совета депутатов Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области Челябинской области N 82 "Об утверждении генерального плана, правил землепользования и застройки п. Полетаево Сосновского муниципального района" принято с нарушением действующего законодательства, поскольку генеральный план не был опубликован в полном объеме; к границам населенного пункта примыкают и включены земли лесного фонда, что противоречит положениям Земельного законодательства о том, что в пределах территории населенных пунктов иные категории земель находиться не могут, соответственно проект генерального плана поселка не был согласован с уполномоченным органом; к генеральному плану не приложен перечень всех земельных участков, включенных в границы поселка и входящих в состав поселка, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.
02 апреля 2008 года главой Сосновского муниципального района Челябинской области издано распоряжение N 354 "О разработке генерального плана, правил землепользования и застройки поселка Полетаево Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области". В данном распоряжении также дано указание на опубликование настоящего распоряжения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, и размещения распоряжения и графической схемы на официальном сайте администрации Сосновского муниципального района Челябинской области www.chelsosna.ru в сети Интернет.
Проект генерального плана, правил землепользования и застройки п. Полетаево Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области были предметом публичных слушаний. В ходе проведения публичных слушаний 25 февраля 2011 года в 15:00 часов составлен соответствующий протокол. Из протокола усматривается, что на слушаниях помимо организационного комитета, администрации Полетаевского сельского поселения, заказчика ООО "Умный дом", присутствовало также 7 человек из числа жителей г. Челябинска и пос. Полетаево.
11 марта 2011 года председателем публичных слушаний утверждено заключение о результатах публичных слушаний по рассмотрению проекта "Генеральный план, правила землепользования и застройки поселка Полетаево Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области", согласно которому публичные слушания, проведенные 25 февраля 2011 года, считаются состоявшимися, генеральный план рекомендован к утверждению.
Распоряжением администрации Сосновского муниципального района от 13 мая 2011 года N 568, опубликованным в газете "Сосновская Нива" от 17 мая 2011 года N 52 (10568), указанное заключение утверждено.
28 июня 2012 года Советом депутатов Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области принято решение N 82 "Об утверждении генерального плана, правил землепользования и застройки п. Полетаево Сосновского муниципального района".
Решением Совета депутатов Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 25 апреля 2013 года N 120 утверждены границы п. Полетаево Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, утвержден перечень кадастровых номеров земельных участков, входящих в установленную границу п. Полетаево Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, категория земель которых подлежит изменению с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов.
23 июля 2013 года филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области принято решение о внесении кадастровых сведений в ГКН.
По сообщению главного редактора АНО "Редакция газеты "Сосновская нива" генеральный план населенного пункта пос. Полетаево на основании решения от 28 июня 2012 года N 82 в газете "Сосновская нива" не публиковался.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что при проведении публичных слушаний и принятии итогового документа были допущены существенные нарушения правил введения нормативных правовых актов в действие.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 84 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона N 131 -ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу положений пп. 20 п. 1 ст. 14 указанного Федерального закона к вопросам местного значения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Кроме того, на основании пп. 1 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится, в частности, подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.
Статьей 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен перечень документов территориального планирования муниципальных образований, к которым относятся: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов.
















































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)