Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Коновалова С.А., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Анкер": Тарасов А.Ю. по доверенности от 12.08.13;
- от некоммерческой организации Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий: Рыбаков М.Е. по нотариальной доверенности от 02.12.13, зарегистрированной в реестре за N 1Д-792; Зерова Е.А. по нотариальной доверенности от 02.12.13, зарегистрированной в реестре за N 1Д-791,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Анкер" на решение Арбитражного суда Московской области от 10 февраля 2014 года по делу N А41-43482/13, принятое судьей Неяскиной Е.А., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Анкер" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, администрации Одинцовского муниципального района Московской области, некоммерческой организации Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий, обществу с ограниченной ответственностью "Ревес", Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области, с участием третьих лиц: Министерство имущественных отношений Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
о признании недействительным постановления, применении последствий недействительности ничтожных сделок, обязании исключить сведения из Государственного кадастра недвижимости, обязании принять решение о постановке на кадастровый учет земельного участка,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Анкер" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") по Московской области, администрации Одинцовского муниципального района Московской области, некоммерческой организации Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд "Сколково"), обществу с ограниченной ответственностью (ООО) "Ревес" о:
- - признать недействительным постановление администрации Одинцовского района Московской области N 3429 от 17.10.12 "О предоставлении земельного участка некоммерческой организации Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий, для строительства гаража, расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Новоивановское, с местоположением в р.п. Новоивановское";
- - применить последствия недействительности ничтожных сделок - договора аренды земельного участка N 5563/д-13-50108/151-115 от 29.03.13 и договора о передаче прав и обязанностей по договору N 5563/д-13-50108/151-115 аренды земельного участка от 29.03.13 и договору 5545 аренды земельного участка от 12.03.13 от 12.07.13 N 7:
- 1. прекратить право аренды ООО "Ревес" на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:1773;
- 2. исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о праве аренды ООО "Ревес" на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:1773;
- 3. истребовать земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:1773 из незаконного владения некоммерческой организации ООО "Ревес" в распоряжение администрации Одинцовского муниципального района Московской области;
- - обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области исключить сведения об уникальных характеристиках земельного участка - описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:1773 из государственного кадастра недвижимости;
- - обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области принять решение о постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 8 470 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский муниципальный район, городское поселение Новоивановское, с местоположением в районе рабочего поселка Новоивановское по заявлению N 5020/101/11-8220 от 26.05.11 (т. 1, л.д. 4-7).
Иск заявлен на основании статей 8, 12, 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Московской области от 13 ноября 2013 года к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области (т. 1, л.д. 123).
Определением Арбитражного суда Московской области от 13 ноября 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Министерство имущественных отношений Московской области (Миноблимущество) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра) по Московской области (т. 1, л.д. 158).
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 февраля 2014 года в удовлетворении заявленных требований было отказано (т. 3, л.д. 15-17).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Анкер" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на наличие у общества исключительного права на предоставление спорного земельного участка (т. 3, л.д. 19-22).
В судебном заседании апелляционного суда представитель ООО "Анкер" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представители Фонд "Сколково" возражали против доводов заявителя апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, администрации Одинцовского муниципального района Московской области, ООО "Ревес", Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Миноблимущества, Управления Росреестра по Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 26.08.08 ООО "Анкер" обратилось к руководителю администрации Одинцовского муниципального района Московской области с заявлением вх. N 10127/юр о выборе земельного участка общей площадью 8 470 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский муниципальный район, г/п Новоивановское, для строительства и предварительного согласования места размещения производственного комплекса.
По факту бездействия администрации при решении данного вопроса ООО "Анкер" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 апреля 2010 года по делу N А41-43854/09 бездействие администрации Одинцовского муниципального района Московской области было признано незаконным, администрация Одинцовского муниципального района Московской области была обязана принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу (т. 1, л.д. 16-18).
Постановлением N 3057 от 15.09.10 администрацией Одинцовского муниципального района Московской области был утвержден акт выбора земельного участка площадью 8 470 кв. м. ООО "Анкер" для размещения производственного комплекса, расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Новоивановское, с местоположением в районе рабочего поселка Новоивановское, предварительно согласовано место размещения производственного комплекса ООО "Анкер" в районе рабочего поселка Новоивановское (т. 1, л.д. 19).
Постановлением администрации Одинцовского муниципального района Московской области N 3475 от 14.10.10 была утверждена схема расположения земельного участка площадью 8 470 кв. м для размещения производственного комплекса, из земель населенных пунктов, расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Новоивановское, с местоположением в районе рабочего поселка Новоивановское (т. 1, л.д. 15).
17.06.11 ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области на основании пункта 2 части 2 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости" было принято решение N МО-11/РКФ/1-173875 "О приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости" со ссылкой на то, что границы земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:1773 (т. 1, л.д. 20).
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области N МО-11/РКФ/1-306021 от 20.09.11 ООО "Анкер" было отказано в осуществлении кадастрового учета по причине истечения срока приостановления осуществления кадастрового учета (т. 1, л.д. 21).
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке N МО-13/ЗВ-1332447 от 25.10.13 земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:1773 был поставлен на кадастровый учет 01.02.11 (т. 1, л.д. 62-66).
17.10.12 администрацией Одинцовского муниципального района Московской области было издано постановление N 3429 о предоставлении Фонду "Сколково" земельного участка площадью 33 887 кв. м, с кадастровым номером 50:20:0000000:1773, свободного от строений, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства гаража, расположенный в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Новоивановское, с местоположением в р.п. Новоивановское, в аренду сроком на 49 лет, на основании которого между Фондом "Сколково" и Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области 12.03.13 был заключен договор аренды N 5563/Д-13-50108/151-115 (т. 1, л.д. 22).
На основании договора N 7 от 12.07.13 право аренды земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:1773 перешло к ООО "Ревес" (т. 1, л.д. 125-130).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 66/052/2013-172 от 20.08.13 земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:1773, площадью 33 887 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, р-н Одинцовский, р.п. Новоивановское, категория земель: земли населенных пунктов, назначение: для строительства гаража, находится в аренде у ООО "Ревес" (т. 1, л.д. 23).
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, ООО "Анкер" указало, что постановление администрации Одинцовского муниципального района Московской области N 3429 от 17.10.12 было издано с нарушением действующего законодательства, поскольку в состав земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:1773 были включены земли, право на предоставление которых принадлежит ООО "Анкер" на основании вступившего в законную силу решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что заявителем не представлено доказательств наличия у него преимущественного либо исключительного права на часть земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:1773.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов (п. 2 ч. 1 ст. 30 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что выбором земельного участка является определение вариантов размещения объекта заявителя и проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Одинцовского муниципального района Московской области N 3057 от 15.09.10 был утвержден акт выбора земельного участка площадью 8 470 кв. м. ООО "Анкер" для размещения производственного комплекса, расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Новоивановское, с местоположением в районе рабочего поселка Новоивановское, предварительно согласовано место размещения производственного комплекса ООО "Анкер" в районе рабочего поселка Новоивановское (т. 1, л.д. 19).
После проведения кадастровых работ в отношении испрашиваемого земельного участка ООО "Анкер 26.05.11 обратилось в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением о постановке указанного участка на кадастровый учет.
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области N МО-11/РКФ/1-173875 от 17.06.11 осуществление кадастрового учета спорного объекта недвижимости было приостановлено со ссылкой на пункт 2 части 2 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости", поскольку границы испрашиваемого земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:1773; обществу было предложено внести дополнения в межевой план (т. 1, л.д. 20).
ООО "Анкер" действий по устранению обстоятельств, послуживших основанием для приостановления кадастрового учета земельного участка общей площадью 8 470 кв. м не предприняло, вышеназванное решение органа кадастрового учета в установленном порядке не обжаловало, в результате чего решением ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области N МО-11/РКФ/1-306021 от 20.09.11 обществу было отказано в осуществлении кадастрового учета по причине истечения срока приостановления осуществления кадастрового учета.
Таким образом, в отношении спорного земельного участка был осуществлен выбор земельного участка и принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, однако следующая стадия процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - кадастровый учет участка - пройдена не была.
Поскольку в отношении земельного участка общей площадью 8 470 кв. м, предоставленного ООО "Анкер" для размещения производственного комплекса, расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Новоивановское, с местоположением в районе рабочего поселка Новоивановское, кадастровые работы надлежащим образом не были произведены, участок надлежащим образом до настоящего времени не сформирован, оснований для принятия администрацией Одинцовского муниципального района Московской области решения о предоставлении указанного земельного участка ООО "Анкер" для строительства не имеется.
В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Как указывалось выше, решение о предварительном согласовании ООО "Анкер" места размещения объекта было принято администрацией Одинцовского муниципального района Московской области 15.09.10, то есть срок его действия истек 15.09.13.
Поскольку ООО "Анкер" земельный участок общей площадью 8 470 кв. м на кадастровый учет поставлен не был, за принятием нового решения о предварительном согласовании места размещения объекта общество не обращалось, апелляционный суд приходит к выводу о том, что на момент вынесения обжалуемого судебного акта ООО "Анкер" не обладало никакими правами на указанный земельный участок.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Поскольку доказательств наличия у ООО "Анкер" каких-либо прав на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:1773 или его часть не имеется, оснований для признания постановления администрации Одинцовского района Московской области N 3429 от 17.10.12 по причине нарушения прав и законных интересов заявителя не имеется.
В связи с тем, что оспариваемые сделки - договор аренды земельного участка N 5563/д-13-50108/151-115 от 29.03.13 и договор о передаче прав и обязанностей по договору N 5563/д-13-50108/151-115 аренды земельного участка от 29.03.13 и договору 5545 аренды земельного участка от 12.03.13 от 12.07.13 N 7 были заключены на основании постановления администрации Одинцовского района Московской области N 3429 от 17.10.12, учитывая отсутствие доказательств нарушения норм действующего законодательства при формировании, постановке на учет и передаче в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:1773, суд первой инстанции правомерно отказал ООО "Анкер" в удовлетворении остальных требований.
Доводы апелляционной жалобы о чинении препятствий со стороны ответчиков в постановке земельного участка общей площадью 8 470 кв. м на кадастровый учет подлежат отклонению как документально неподтвержденные. При этом апелляционный суд учитывает, что ООО "Анкер" не обжаловало действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области по отказу в постановке спорного земельного участка на кадастровый учет, не проводило мероприятий, направленных на устранение пересечения границ указанного земельного участка и земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:1773, не обращалось в администрацию Одинцовского муниципального района Московской области за принятием нового решения о предоставлении земельного участка для строительства, таким образом, общество утратило какие-либо исключительные права в отношении участка площадью 8 470 кв. м.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 10 февраля 2014 года по делу N А41-34382/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА
Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.05.2014 ПО ДЕЛУ N А41-43482/13
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2014 г. по делу N А41-43482/13
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Коновалова С.А., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Анкер": Тарасов А.Ю. по доверенности от 12.08.13;
- от некоммерческой организации Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий: Рыбаков М.Е. по нотариальной доверенности от 02.12.13, зарегистрированной в реестре за N 1Д-792; Зерова Е.А. по нотариальной доверенности от 02.12.13, зарегистрированной в реестре за N 1Д-791,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Анкер" на решение Арбитражного суда Московской области от 10 февраля 2014 года по делу N А41-43482/13, принятое судьей Неяскиной Е.А., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Анкер" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, администрации Одинцовского муниципального района Московской области, некоммерческой организации Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий, обществу с ограниченной ответственностью "Ревес", Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области, с участием третьих лиц: Министерство имущественных отношений Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
о признании недействительным постановления, применении последствий недействительности ничтожных сделок, обязании исключить сведения из Государственного кадастра недвижимости, обязании принять решение о постановке на кадастровый учет земельного участка,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Анкер" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") по Московской области, администрации Одинцовского муниципального района Московской области, некоммерческой организации Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд "Сколково"), обществу с ограниченной ответственностью (ООО) "Ревес" о:
- - признать недействительным постановление администрации Одинцовского района Московской области N 3429 от 17.10.12 "О предоставлении земельного участка некоммерческой организации Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий, для строительства гаража, расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Новоивановское, с местоположением в р.п. Новоивановское";
- - применить последствия недействительности ничтожных сделок - договора аренды земельного участка N 5563/д-13-50108/151-115 от 29.03.13 и договора о передаче прав и обязанностей по договору N 5563/д-13-50108/151-115 аренды земельного участка от 29.03.13 и договору 5545 аренды земельного участка от 12.03.13 от 12.07.13 N 7:
- 1. прекратить право аренды ООО "Ревес" на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:1773;
- 2. исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о праве аренды ООО "Ревес" на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:1773;
- 3. истребовать земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:1773 из незаконного владения некоммерческой организации ООО "Ревес" в распоряжение администрации Одинцовского муниципального района Московской области;
- - обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области исключить сведения об уникальных характеристиках земельного участка - описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:1773 из государственного кадастра недвижимости;
- - обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области принять решение о постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 8 470 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский муниципальный район, городское поселение Новоивановское, с местоположением в районе рабочего поселка Новоивановское по заявлению N 5020/101/11-8220 от 26.05.11 (т. 1, л.д. 4-7).
Иск заявлен на основании статей 8, 12, 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Московской области от 13 ноября 2013 года к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области (т. 1, л.д. 123).
Определением Арбитражного суда Московской области от 13 ноября 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Министерство имущественных отношений Московской области (Миноблимущество) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра) по Московской области (т. 1, л.д. 158).
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 февраля 2014 года в удовлетворении заявленных требований было отказано (т. 3, л.д. 15-17).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Анкер" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на наличие у общества исключительного права на предоставление спорного земельного участка (т. 3, л.д. 19-22).
В судебном заседании апелляционного суда представитель ООО "Анкер" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представители Фонд "Сколково" возражали против доводов заявителя апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, администрации Одинцовского муниципального района Московской области, ООО "Ревес", Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Миноблимущества, Управления Росреестра по Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 26.08.08 ООО "Анкер" обратилось к руководителю администрации Одинцовского муниципального района Московской области с заявлением вх. N 10127/юр о выборе земельного участка общей площадью 8 470 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский муниципальный район, г/п Новоивановское, для строительства и предварительного согласования места размещения производственного комплекса.
По факту бездействия администрации при решении данного вопроса ООО "Анкер" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 апреля 2010 года по делу N А41-43854/09 бездействие администрации Одинцовского муниципального района Московской области было признано незаконным, администрация Одинцовского муниципального района Московской области была обязана принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу (т. 1, л.д. 16-18).
Постановлением N 3057 от 15.09.10 администрацией Одинцовского муниципального района Московской области был утвержден акт выбора земельного участка площадью 8 470 кв. м. ООО "Анкер" для размещения производственного комплекса, расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Новоивановское, с местоположением в районе рабочего поселка Новоивановское, предварительно согласовано место размещения производственного комплекса ООО "Анкер" в районе рабочего поселка Новоивановское (т. 1, л.д. 19).
Постановлением администрации Одинцовского муниципального района Московской области N 3475 от 14.10.10 была утверждена схема расположения земельного участка площадью 8 470 кв. м для размещения производственного комплекса, из земель населенных пунктов, расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Новоивановское, с местоположением в районе рабочего поселка Новоивановское (т. 1, л.д. 15).
17.06.11 ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области на основании пункта 2 части 2 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости" было принято решение N МО-11/РКФ/1-173875 "О приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости" со ссылкой на то, что границы земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:1773 (т. 1, л.д. 20).
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области N МО-11/РКФ/1-306021 от 20.09.11 ООО "Анкер" было отказано в осуществлении кадастрового учета по причине истечения срока приостановления осуществления кадастрового учета (т. 1, л.д. 21).
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке N МО-13/ЗВ-1332447 от 25.10.13 земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:1773 был поставлен на кадастровый учет 01.02.11 (т. 1, л.д. 62-66).
17.10.12 администрацией Одинцовского муниципального района Московской области было издано постановление N 3429 о предоставлении Фонду "Сколково" земельного участка площадью 33 887 кв. м, с кадастровым номером 50:20:0000000:1773, свободного от строений, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства гаража, расположенный в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Новоивановское, с местоположением в р.п. Новоивановское, в аренду сроком на 49 лет, на основании которого между Фондом "Сколково" и Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области 12.03.13 был заключен договор аренды N 5563/Д-13-50108/151-115 (т. 1, л.д. 22).
На основании договора N 7 от 12.07.13 право аренды земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:1773 перешло к ООО "Ревес" (т. 1, л.д. 125-130).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 66/052/2013-172 от 20.08.13 земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:1773, площадью 33 887 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, р-н Одинцовский, р.п. Новоивановское, категория земель: земли населенных пунктов, назначение: для строительства гаража, находится в аренде у ООО "Ревес" (т. 1, л.д. 23).
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, ООО "Анкер" указало, что постановление администрации Одинцовского муниципального района Московской области N 3429 от 17.10.12 было издано с нарушением действующего законодательства, поскольку в состав земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:1773 были включены земли, право на предоставление которых принадлежит ООО "Анкер" на основании вступившего в законную силу решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что заявителем не представлено доказательств наличия у него преимущественного либо исключительного права на часть земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:1773.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов (п. 2 ч. 1 ст. 30 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что выбором земельного участка является определение вариантов размещения объекта заявителя и проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Одинцовского муниципального района Московской области N 3057 от 15.09.10 был утвержден акт выбора земельного участка площадью 8 470 кв. м. ООО "Анкер" для размещения производственного комплекса, расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Новоивановское, с местоположением в районе рабочего поселка Новоивановское, предварительно согласовано место размещения производственного комплекса ООО "Анкер" в районе рабочего поселка Новоивановское (т. 1, л.д. 19).
После проведения кадастровых работ в отношении испрашиваемого земельного участка ООО "Анкер 26.05.11 обратилось в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением о постановке указанного участка на кадастровый учет.
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области N МО-11/РКФ/1-173875 от 17.06.11 осуществление кадастрового учета спорного объекта недвижимости было приостановлено со ссылкой на пункт 2 части 2 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости", поскольку границы испрашиваемого земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:1773; обществу было предложено внести дополнения в межевой план (т. 1, л.д. 20).
ООО "Анкер" действий по устранению обстоятельств, послуживших основанием для приостановления кадастрового учета земельного участка общей площадью 8 470 кв. м не предприняло, вышеназванное решение органа кадастрового учета в установленном порядке не обжаловало, в результате чего решением ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области N МО-11/РКФ/1-306021 от 20.09.11 обществу было отказано в осуществлении кадастрового учета по причине истечения срока приостановления осуществления кадастрового учета.
Таким образом, в отношении спорного земельного участка был осуществлен выбор земельного участка и принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, однако следующая стадия процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - кадастровый учет участка - пройдена не была.
Поскольку в отношении земельного участка общей площадью 8 470 кв. м, предоставленного ООО "Анкер" для размещения производственного комплекса, расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Новоивановское, с местоположением в районе рабочего поселка Новоивановское, кадастровые работы надлежащим образом не были произведены, участок надлежащим образом до настоящего времени не сформирован, оснований для принятия администрацией Одинцовского муниципального района Московской области решения о предоставлении указанного земельного участка ООО "Анкер" для строительства не имеется.
В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Как указывалось выше, решение о предварительном согласовании ООО "Анкер" места размещения объекта было принято администрацией Одинцовского муниципального района Московской области 15.09.10, то есть срок его действия истек 15.09.13.
Поскольку ООО "Анкер" земельный участок общей площадью 8 470 кв. м на кадастровый учет поставлен не был, за принятием нового решения о предварительном согласовании места размещения объекта общество не обращалось, апелляционный суд приходит к выводу о том, что на момент вынесения обжалуемого судебного акта ООО "Анкер" не обладало никакими правами на указанный земельный участок.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Поскольку доказательств наличия у ООО "Анкер" каких-либо прав на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:1773 или его часть не имеется, оснований для признания постановления администрации Одинцовского района Московской области N 3429 от 17.10.12 по причине нарушения прав и законных интересов заявителя не имеется.
В связи с тем, что оспариваемые сделки - договор аренды земельного участка N 5563/д-13-50108/151-115 от 29.03.13 и договор о передаче прав и обязанностей по договору N 5563/д-13-50108/151-115 аренды земельного участка от 29.03.13 и договору 5545 аренды земельного участка от 12.03.13 от 12.07.13 N 7 были заключены на основании постановления администрации Одинцовского района Московской области N 3429 от 17.10.12, учитывая отсутствие доказательств нарушения норм действующего законодательства при формировании, постановке на учет и передаче в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:1773, суд первой инстанции правомерно отказал ООО "Анкер" в удовлетворении остальных требований.
Доводы апелляционной жалобы о чинении препятствий со стороны ответчиков в постановке земельного участка общей площадью 8 470 кв. м на кадастровый учет подлежат отклонению как документально неподтвержденные. При этом апелляционный суд учитывает, что ООО "Анкер" не обжаловало действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области по отказу в постановке спорного земельного участка на кадастровый учет, не проводило мероприятий, направленных на устранение пересечения границ указанного земельного участка и земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:1773, не обращалось в администрацию Одинцовского муниципального района Московской области за принятием нового решения о предоставлении земельного участка для строительства, таким образом, общество утратило какие-либо исключительные права в отношении участка площадью 8 470 кв. м.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 10 февраля 2014 года по делу N А41-34382/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА
Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)