Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Городищенский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Пашковой Т.В.
при секретаре С.
с участием прокурора Зубанковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Городищенского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании нормативного правового акта противоречащим закону,
Прокурор Городищенского района Волгоградской области в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании нормативного правового акта противоречащим закону. В обоснование своих требований указал, что в результате проведенной прокуратурой Городищенского района Волгоградской области проверки исполнения требований земельного законодательства было установлено, что согласно постановлению администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области N 1315 от 21.06.2010 года "Об утверждении "Положения о порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий" подготовка схем расположения земельных участков возложена на заявителя, чем, по их мнению, нарушаются права граждан и юридических лиц, обращающихся с заявлениями о предоставлении земельных участков. Считает, что указанное постановление, обладая признаками нормативно-правового акта, затрагивает права неопределенного круга лиц, всех граждан, желающих получить земельные участки, поэтому просит признать его противоречащим закону.
14.12.2011 года помощник прокурора Зубанкова И.А. представила заявление об уточнении исковых требований, просила признать противоречащими закону пункты 6, 7 раздела 1, раздел 2, пункты 1, 2, 9 - 28 раздела 3 постановления администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области N 1315 от 21.06.2010 года "Об утверждении "Положения о порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий" и обязать ответчика привести в соответствие с действующим законодательством указанные пункты постановления.
В судебном заседании помощник прокурора Зубанкова И.А. на уточненных исковых требованиях настаивала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области М. исковые требования не признала, пояснила, что в нарушение действующего законодательства, в исковом заявлении прокурора не указано, какие права и свободы заявителя нарушаются оспариваемым нормативным актом или его частью, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и свобод заявителя, каким средством массовой информации и когда данный акт опубликован или обнародован в установленном порядке, а также не указано какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, оспариваемый акт или его часть, не соответствует. Считает, что оспариваемое в части постановление администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области N 1315 от 21.06.2010 года "Об утверждении "Положения о порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий" принято администрацией в пределах предоставленных ей полномочий и во исполнение иных нормативных актов, имеющих большую юридическую силу и не противоречит нормам действующего законодательства, так как работу по разработке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории вправе вести любое лицо, в том числе орган местного самоуправления или действующее на основании муниципального заказа юридическое лицо, поэтому просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает исковые требования не обоснованными и подлежащими отказу в удовлетворении по следующим основаниям.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В судебном заседании установлено, что администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области принято постановление N 1315 от 21.06.2010 года "Об утверждении "Положения о порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий" (л.д. 4 - 8).
На основании положений ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Кроме того, в соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращение утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Прокурор в исковом заявлении утверждает, что оспариваемый нормативный акт противоречит ст. 36 п. 7 ЗК РФ, поскольку возлагает обязанность по подготовке схем расположения земельных участков на заявителя, по мнению прокурора, обязанность по изготовлению СРЗУ законом возложена на органы местного самоуправления.
Однако указанный законодательный акт, а именно ст. 36 п. 7 ЗК РФ не содержит норм, обязывающих органы местного самоуправления самостоятельно осуществлять изготовление схем расположения земельного участка.
Как указано в письме Минэкономразвития N Д23-1073 от 16.03.2011 года, работу по разработке схем вправе вести любое лицо, в том числе орган местного самоуправления или действующее на основании муниципального заказа юридическое лицо.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Как следует из п. 6 постановления администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области N 1315 от 21.06.2010 года "Об утверждении "Положения о порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий" СРЗУ изготавливается по инициативе заинтересованного юридического и физического лица, а также уполномоченного государственного или муниципального органа. Изготовление СРЗУ вправе осуществлять любое юридическое или физическое лицо. Оспариваемые пункты постановления содержат рекомендации по изготовлению СРЗУ.
Суд не усматривает, что в оспариваемом Положении возложена обязанность по изготовлению СРЗУ на заявителя.
Более того, в соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, или его части, должно быть указано, какие права и свободы заявителя нарушаются этим актом или его частью, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и свобод заявителя, каким средством массовой информации и когда данный акт опубликован или обнародован в установленном порядке, а также какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует оспариваемый акт или его часть, чего истцом не сделано.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом пункты 6, 7 раздела 1, раздел 2, пункты 1, 2, 9 - 28 раздела 3 постановления администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области N 1315 от 21.06.2010 года "Об утверждении "Положения о порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий" являются не противоречащими нормам действующего законодательства, а потому исковые требования подлежат отказу в удовлетворении.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
В удовлетворении исковых требований прокурора Городищенского района Волгоградской области к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании противоречащими закону пунктов 6, 7 раздела 1, раздела 2, пунктов 1, 2, 9 - 28 раздела 3 постановления администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области N 1315 от 21.06.2010 года "Об утверждении "Положения о порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий", обязании приведения указанных пунктов постановления в соответствие с действующим законодательством - отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Городищенский районный суд Волгоградской области путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме - 18 января 2012 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ГОРОДИЩЕНСКОГО РАЙОННОГО СУДА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13.01.2012 ПО ДЕЛУ N 2-21/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ГОРОДИЩЕНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 января 2012 г. по делу N 2-21/2012
Городищенский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Пашковой Т.В.
при секретаре С.
с участием прокурора Зубанковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Городищенского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании нормативного правового акта противоречащим закону,
установил:
Прокурор Городищенского района Волгоградской области в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании нормативного правового акта противоречащим закону. В обоснование своих требований указал, что в результате проведенной прокуратурой Городищенского района Волгоградской области проверки исполнения требований земельного законодательства было установлено, что согласно постановлению администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области N 1315 от 21.06.2010 года "Об утверждении "Положения о порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий" подготовка схем расположения земельных участков возложена на заявителя, чем, по их мнению, нарушаются права граждан и юридических лиц, обращающихся с заявлениями о предоставлении земельных участков. Считает, что указанное постановление, обладая признаками нормативно-правового акта, затрагивает права неопределенного круга лиц, всех граждан, желающих получить земельные участки, поэтому просит признать его противоречащим закону.
14.12.2011 года помощник прокурора Зубанкова И.А. представила заявление об уточнении исковых требований, просила признать противоречащими закону пункты 6, 7 раздела 1, раздел 2, пункты 1, 2, 9 - 28 раздела 3 постановления администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области N 1315 от 21.06.2010 года "Об утверждении "Положения о порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий" и обязать ответчика привести в соответствие с действующим законодательством указанные пункты постановления.
В судебном заседании помощник прокурора Зубанкова И.А. на уточненных исковых требованиях настаивала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области М. исковые требования не признала, пояснила, что в нарушение действующего законодательства, в исковом заявлении прокурора не указано, какие права и свободы заявителя нарушаются оспариваемым нормативным актом или его частью, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и свобод заявителя, каким средством массовой информации и когда данный акт опубликован или обнародован в установленном порядке, а также не указано какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, оспариваемый акт или его часть, не соответствует. Считает, что оспариваемое в части постановление администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области N 1315 от 21.06.2010 года "Об утверждении "Положения о порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий" принято администрацией в пределах предоставленных ей полномочий и во исполнение иных нормативных актов, имеющих большую юридическую силу и не противоречит нормам действующего законодательства, так как работу по разработке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории вправе вести любое лицо, в том числе орган местного самоуправления или действующее на основании муниципального заказа юридическое лицо, поэтому просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает исковые требования не обоснованными и подлежащими отказу в удовлетворении по следующим основаниям.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В судебном заседании установлено, что администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области принято постановление N 1315 от 21.06.2010 года "Об утверждении "Положения о порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий" (л.д. 4 - 8).
На основании положений ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Кроме того, в соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращение утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Прокурор в исковом заявлении утверждает, что оспариваемый нормативный акт противоречит ст. 36 п. 7 ЗК РФ, поскольку возлагает обязанность по подготовке схем расположения земельных участков на заявителя, по мнению прокурора, обязанность по изготовлению СРЗУ законом возложена на органы местного самоуправления.
Однако указанный законодательный акт, а именно ст. 36 п. 7 ЗК РФ не содержит норм, обязывающих органы местного самоуправления самостоятельно осуществлять изготовление схем расположения земельного участка.
Как указано в письме Минэкономразвития N Д23-1073 от 16.03.2011 года, работу по разработке схем вправе вести любое лицо, в том числе орган местного самоуправления или действующее на основании муниципального заказа юридическое лицо.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Как следует из п. 6 постановления администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области N 1315 от 21.06.2010 года "Об утверждении "Положения о порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий" СРЗУ изготавливается по инициативе заинтересованного юридического и физического лица, а также уполномоченного государственного или муниципального органа. Изготовление СРЗУ вправе осуществлять любое юридическое или физическое лицо. Оспариваемые пункты постановления содержат рекомендации по изготовлению СРЗУ.
Суд не усматривает, что в оспариваемом Положении возложена обязанность по изготовлению СРЗУ на заявителя.
Более того, в соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, или его части, должно быть указано, какие права и свободы заявителя нарушаются этим актом или его частью, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и свобод заявителя, каким средством массовой информации и когда данный акт опубликован или обнародован в установленном порядке, а также какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует оспариваемый акт или его часть, чего истцом не сделано.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом пункты 6, 7 раздела 1, раздел 2, пункты 1, 2, 9 - 28 раздела 3 постановления администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области N 1315 от 21.06.2010 года "Об утверждении "Положения о порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий" являются не противоречащими нормам действующего законодательства, а потому исковые требования подлежат отказу в удовлетворении.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований прокурора Городищенского района Волгоградской области к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании противоречащими закону пунктов 6, 7 раздела 1, раздела 2, пунктов 1, 2, 9 - 28 раздела 3 постановления администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области N 1315 от 21.06.2010 года "Об утверждении "Положения о порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий", обязании приведения указанных пунктов постановления в соответствие с действующим законодательством - отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Городищенский районный суд Волгоградской области путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме - 18 января 2012 года.
Судья:
Т.В.ПАШКОВА
Т.В.ПАШКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)