Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.08.2015 N 11АП-10625/2015 ПО ДЕЛУ N А55-21337/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2015 г. по делу N А55-21337/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 августа 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Кувшинова В.Е., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой А.С.,
с участием:
от заявителя - Герасимов С.А., доверенность от 26.12.2014 г.,
от ответчиков:
Министерства имущественных отношений Самарской области - не явился, извещен,
Администрации городского округа Самара - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 июня 2015 года по делу N А55-21337/2013 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению открытого акционерного общества "Железнодорожная торговая компания" в лице Самарского филиала (ОГРН 5077746868403, ИНН 7708639622), город Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области (ОГРН 1066315051824, ИНН 6315800964), город Самара,
Администрации городского округа Самара, город Самара,
с участием третьего лица: Департамента управления имуществом городского округа Самара, город Самара,
о признании незаконным отказа и обязании совершить определенные действия,

установил:

Открытое акционерное общество "Железнодорожная торговая компания" в лице Самарского филиала (далее - компания, общество, ОАО "ЖТК") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) и Администрации городского округа Самара (далее - Администрация), с привлечением в качестве третьего лица Департамента управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент), о признании незаконным отказа Министерства в предоставлении в собственность общества за плату земельного участка площадью 527 +/- 8 кв. м, кадастровый номер 63:01:0512002:580, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: под магазин товаров первой необходимости, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Арцыбушевская, д. 34, обязании принять решение о продаже указанного земельного участка в собственность общества и заключить договор купли-продажи указанного земельного участка на условиях, установленных действующим законодательством РФ, а именно по цене 80 092 руб. 14 коп., исчисляемой в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Решением суда от 24.01.2014 г., оставленное без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.08.2014 г., заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда кассационной инстанции от 04.12.2014 г. решение от 24.01.2014 г. и постановление от 07.08.2014 г. отменены, а дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении дела необходимо проверить основания для установления льготной цены по выкупу земельного участка, исследовать вопрос действительности приобретения имущества в процессе приватизации участниками компании, либо самим обществом, которые в соответствии с ч. 2 ст. 289 АПК РФ, в том числе толкования закона, изложенные в постановлении об отмене решения и постановления, обязательны для суда, вновь рассматривающего данное дело.
При новом рассмотрении решением суда от 11.06.2015 г. признан незаконным отказ Министерства в предоставлении в собственность общества за плату земельного участка площадью 527+/-8 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0512002:580, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: под магазин товаров первой необходимости, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Арцыбушевская, д. 34, и суд обязал Министерство в установленном Законом порядке передать в Администрацию заявление общества от 01.11.2011 г. N 12-4/1363/11-с с приложениями к нему, а Администрацию обязал по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем направления обществу проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 527+/-8 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0512002:580, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Арцыбушевская, д. 34, на условиях, установленных действующим законодательством РФ, а именно по цене 80 092 руб. 14 коп., исчисляемой в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Министерство, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Представитель общества в судебном заседании апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя общества, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Согласно ст. ст. 35, 36 Земельного кодекса РФ (в редакции до 01.03.2015 г.) при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Земельного кодекса РФ (в редакции до 01.03.2015 г.) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 г. возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 г. был утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
В силу п. п. 2.1, 2.2 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю с приложением документов, указанных в приложении N 2 к настоящему порядку.
В связи с принятием Закона Самарской области от 26.02.2015 г. N 11-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов РФ, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в ст. 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" и ст. 5.1 Закона Самарской области "О земле", полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в г.о. Самара осуществляются органами местного самоуправления.
С 01.03.2015 г. порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности предусмотрен главой 6 Земельного кодекса РФ, Законом Самарской области "О земле", из которых следует, что полномочия по предоставлению земельных участков на территории г. Самары осуществляют органы местного самоуправления г.о. Самара.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд правильно сделал вывод, что при рассмотрении заявления общества подлежат применению нормативные акты, действовавшие до 01.03.2015 г.
Как следует из материалов, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 24.10.2007 г. обществу на праве собственности принадлежит нежилое здание стройгруппы, одноэтажное, общей площадью 375,80 кв. м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Арцыбушевская, д. 34 (т. 1 л.д. 12), а основанием для государственной регистрации права собственности на данный объект является договор о создании ОАО "Железнодорожная торговая компания" N 317 от 15.05.2007 г. (т. 1 л.д. 112-116).
Из кадастрового паспорта земельного участка от 12.07.2013 г. следует, что земельный участок с кадастровым номером 63601:0512002:580, общей площадью 527 +/- 8 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Арцыбушевская, д. 34, поставлен на кадастровый учет 08.07.2013 г. (т. 1 л.д. 55-57), а разрешенное использование - под магазином товаров первой необходимости.
01.11.2011 г. общество обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 527 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Арцыбушевская, д. 34, в целях использования под магазин и организацию пункта общественного питания (т. 1 л.д. 10), а к заявлению в соответствии с требованиями п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ были приложены документы, согласно перечню, установленному приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 г. N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок": схема расположения земельного участка, выписка из ФБУ "Кадастровая палата" на земельный участок, выписки из ЕГРП на земельный участок, на здание, учредительные документы заявителя, документы, подтверждающие полномочия представителя.
Из материалов дела следует, что 15.07.2013 г. в адрес общества поступило уведомление об отказе в предоставлении земельного участка исх. N 12-4/1363/11-с от 10.07.2013 г. (т. 1 л.д. 7-9), а основанием для отказа явилось не представление кадастрового паспорта земельного участка.
Не согласившись с отказом, общество оспорило его в судебном порядке.
При принятии нового решения об удовлетворении заявленных обществом требований суд первой инстанции правильно исходил из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, право собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение (здание стройгруппы), расположенное на земельном участке по адресу: г. Самара, ул. Арцыбушевская, д. 34, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.10.2007 г. серия 63-АВ N 819516 (т. 1 л.д. 12), а находящееся на указанном земельном участке нежилое здание является объектом недвижимости, переданным от ОАО "Российские железные дороги" к ОАО "Железнодорожная Торговая Компания" при учреждении заявителя - ОАО "ЖТК", что подтверждается договором N 317 о создании ОАО "Железнодорожная торговая компания" от 15.05.2007 г. (т. 1 л.д. 112-116, т. 2 л.д. 83-89).
ОАО "Российские железные дороги" было наделено указанным объектом недвижимости на основании Постановления Правительства РФ от 18.09.2003 г. N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (т. 2 л.д. 89-91), распоряжения Министерства имущественных отношений РФ, Федеральной энергетической комиссии РФ, Министерства путей сообщения РФ N 4557-р/6-р/884р от 30.09.2003 г. (т. 2 л.д. 92), сводного передаточного акта от 30.09.2003 г. (приложение N 508 к Сводному передаточному акту на имущество), составленного в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (т. 2 л.д. 93-96).
В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ (в редакции до 01.03.2015 г.) в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 названной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ (в редакции до 01.03.2015 г.) перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержден приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 г. N 475, в соответствии с п. 6 которого к заявлению должен быть приложен кадастровый паспорт земельного участка.
Из п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ (в редакции до 01.03.2015 г.) следует, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу п. 8 ст. 36 Земельного кодекса РФ (в редакции до 01.03.2015 г.) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в п. 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Подпунктом 2 п. 1.1 ст. 36 Земельного кодекса РФ (в редакции до 01.03.2015 г.) установлено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, которые находятся в собственности субъектов РФ или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов РФ.
Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ) установлено, что до 01.07.2012 г. в соответствии с названным пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами РФ в пределах: 20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Приобретение в собственность земельного участка по цене, предусмотренной в п. 1 ст. 2 Федерального закона N 137-ФЗ, достаточным критерием установления права собственника недвижимого имущества на льготу служит факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, факт наличия у заявителя права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Данный вывод подтверждается правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 09.04.2009 г. N 14649/08 и определении ВАС РФ от 04.05.2009 г. N ВАС-5230/09.
В этой связи любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного (муниципального) образования, имеет право на получение земельного участка на льготных условиях.
Поскольку реализация права заявителя на приобретение земельного участка в настоящем случае зависит от совершения заинтересованным лицом предусмотренных законом обязательных для него действий, ограничения на применение правил ст. 36 Земельного кодекса РФ только по отношению к сформированным и поставленным на кадастровый учет земельным участкам действующим законодательством не предусмотрены, при применении положений ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ следует исходить из того, что истечение установленного в ней пресекательного срока означает невозможность в дальнейшем для поименованных в ней лиц обратиться с заявлением о предоставлении земельных участков по цене, равной 2,5% их кадастровой стоимости. Заявления, поданные до 01.07.2012 г., должны быть рассмотрены уполномоченными органами в установленном законом порядке.
Судом установлено, материалами дела подтверждается и заинтересованным лицом не оспаривается, что общество обратилось к Министерству с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка за плату в размере 2,5% от его кадастровой стоимости до 01.07.2012 г.
Испрашиваемый заявителем земельный участок на момент обращения не был сформирован и поставлен на кадастровый учет, в связи с чем к заявлению не был приложен его кадастровый паспорт.
После проведения всех необходимых работ земельный участок поставлен на кадастровый учет 08.07.2013 г., а 12.07.2013 г. выдан кадастровый паспорт земельного участка N 63-00-102/13-333690 (т. 1 л.д. 55-57).
Между тем 10.07.2013 г. Министерством принято решение об отказе в предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, общество было лишено возможности представления кадастрового паспорта земельного участка до принятия Министерством оспариваемого отказа.
Как следует из материалов дела, действия по постановке на кадастровый учет земельного участка были совершены обществом в рамках процедуры по рассмотрению Министерством заявления от 01.11.2011 г., предусмотренной ст. 36 Земельного кодекса РФ, а доказательств обратного суду не представлено.
Как установлено судом объект недвижимости, расположенный на испрашиваемом заявителем земельном участке, был передан в качестве вклада в уставный капитал ОАО "Российские железные дороги".
Согласно п. 3.4 договора N 317 о создании ОАО "Железнодорожная торговая компания" от 15.05.2007 г., ОАО "Российские железные дороги" оплачивает приобретаемые акции денежными средствам и имуществом согласно Приложению N 1 к настоящему договору (т. 2 л.д. 84).
В соответствии с п. 3.13 Приложения N 1 к договору о создании ОАО "Железнодорожная торговая компания" в качестве основного средства, подлежащего внесению в уставной капитал заявителя со стороны ОАО "Российские железные дороги", указано здание стройгруппы, Литера А, А1, А2, Б, Б1, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Арцыбушевская, д. 34 (т. 2 л.д. 88).
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявитель имеет право выкупить данный земельный участок по льготной цене.
При этом подобные требования в данной ситуации не являются гражданско-правовыми, так как цена земельного участка определяется посредством нормативного регулирования и установлена Федеральным законом N 137-ФЗ, в связи с чем ее определение вытекает из публичных полномочий административного органа.
Установленные судом по рассматриваемому спору обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что заявителем выполнены все требования законодательства, представлены в Министерство все необходимые и достаточные документы, а заинтересованное лицо в порядке, установленном ст. 36 ЗК РФ, не приняло соответствующего решения.
В рассматриваемой ситуации оспариваемый отказ противоречит требованиям ст. 36 Земельного кодекса РФ, ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что согласно ст. 201 АПК РФ является основанием для признания его незаконным.
На момент рассмотрения судом заявления общества ст. ст. 28 - 36 Земельного кодекса РФ в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ с 01.03.2015 г. утратили силу.

Следовательно, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату принятия соответствующим государственным или муниципальным органом решения о предоставлении земельного участка (применительно к положениям ранее действующих ст. ст. 29, 36 ЗК РФ) не требуется, поскольку основанием предоставления земельного участка в данном случае является договор купли-продажи.
Принимая во внимание Закон Самарской области от 29.12.2014 г. N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов РФ, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в ст. 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" и принятый Самарской Губернской Думой 24.02.2015 г. Закон Самарской области 26.02.2015 г. N 11-ГД о внесении в указанный нормативный правовой акт изменений, а также Постановление Администрации городского округа Самара от 01.04.2015 г. N 287 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" (вступающего в силу с 01.04.2015 г. и распространяющего свое действие на правоотношения, возникшие с 01.03.2015 г.), суд с учетом имеющего место между сторонами спора - оспаривания заявителем конкретного ненормативного правового акта, принятого заинтересованным лицом - Министерством, а не допущенного последним незаконного бездействия по не рассмотрению заявления общества от 01.11.2011 г. N 12-4/1363/11-с, пришел к правильному выводу, что в качестве способа устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности необходимо обязать Министерство в установленном Законом порядке передать в Администрацию заявление общества от 01.11.2011 N 12-4/1363/11-с с приложениями к нему, и обязать Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем направления обществу проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 527+/-8 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0512002:580, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Арцыбушевская, д. 34, на условиях, установленных действующим законодательством РФ, а именно по цене, исчисляемой в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка - 80 092 руб. 14 коп.
Данный вывод согласуется с правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", но, с учетом того, что в данном конкретном случае суд не подменяет уполномоченный орган и не предрешает существо решения по спорному вопросу - о предоставлении заявителю в собственность испрашиваемого им земельного участка, так как данный вопрос уже был разрешен уполномоченным органом - Министерством, которым и было уже принято решение по результатам рассмотрения заявления общества, содержащееся в уведомлении от 10.07.2013 г. исх. N 12-4/1363/11-с "Об отказе в предоставлении земельного участка", признанное судом не соответствующим положениям Закона.
С учетом установленных юридически значимых обстоятельств суд правильно сделал вывод, что действующим законодательством РФ не предусмотрена обязанность повторного обращения соответствующего лица в уполномоченный орган по вопросу предоставления в собственность земельного участка при исполнении им предписаний Закона при первоначальном обращении по данному вопросу именно в уполномоченный на момент обращения орган.
Кроме того, суд обоснованно отметил, что последующее принятие Самарской Губернской Думой 25.12.2014 г. Закона Самарской области от 29.12.2014 г. N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов РФ, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в ст. 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" и Закона Самарской области 26.02.2015 г. N 11-ГД о внесении в указанный нормативный правовой акт изменений, не должно повлечь наступление для заявителя негативных последствий, в виде повторного рассмотрения его заявления, либо искусственной пролонгации срока рассмотрения данного заявления, так как в рамках настоящего дела Администрация, как полноправный участник данного процесса, имела реальную процессуальную возможность при наличии заявить против требований общества свои возражения, однако этого сделано не было.
При этом наличие договора купли-продажи земельного участка N 443-2014/к от 04.08.2014 г. (т. 2 л.д. 101-111) в данном случае не имеет правового значения, так как данный договор заключен на основании решения суда от 24.01.2014 г. по делу N А55-21337/2013, которое отменено постановлением кассационной инстанции, а поэтому данный договор купли-продажи не создает правовых последствий для сторон договора.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд первой инстанции сделал правильный вывод об удовлетворении заявленных требований.
Ссылка Министерства на судебные акты по другим делам является несостоятельной, поскольку не может рассматриваться как разъясняющая вопросы применения той или иной нормы права применительно к данному делу.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 июня 2015 года по делу N А55-21337/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
П.В.БАЖАН

Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
А.Б.КОРНИЛОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)