Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Борисовой Л.В. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению потребительского кооператива "Автостоянка Юг-2" (далее - Кооператив) о признании не действующим в части постановления Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 г. N 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 г. N 275 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 г." по апелляционной жалобе Правительства Удмуртской Республики на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 23 января 2014 г. об удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 г. N 275 утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 г. согласно приложению 1. Под пунктом 51203 в приложении 1 значится земельный участок с кадастровым номером 18:26:050958:0026, кадастровая стоимость которого составляет 3 730 716,15 руб.
В названный документ постановлением Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 г. N 211 (далее - Постановление) внесены изменения, и в указанном пункте приложения 1 цифры "3 730 716,15" заменены цифрами "10 088 758,87". При этом действие постановления распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.
Текст данного нормативного правового акта опубликован в Собрании законодательства Удмуртской Республики, 2012 г., 31 июля, N 41.
Кооператив, являющийся арендатором земельного участка площадью 5543 кв. м, кадастровый (условный) номер 18:26:050958:0026, находящегося по адресу: г. Ижевск, ул. Удмуртская, 202а, в Первомайском районе (вид разрешенного использования земельного участка "обслуживание временного сооружения - автостоянки"), обратился в суд с заявлением о признании не действующим пп. 10 п. 1 в части изменения цифр "3 730 716,15" на цифры "10 088 758,87" в п. 51203 раздела "Город Ижевск" приложения 1 к Постановлению со дня его принятия. По мнению Кооператива, Постановление является незаконным, принято с нарушением установленной законом процедуры проведения кадастровой оценки при отсутствии оснований для пересмотра ранее утвержденной Правительством Удмуртской Республики кадастровой стоимости земельного участка.
Верховным Судом Удмуртской Республики постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе Правительство Удмуртской Республики.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
Согласно пп. "в" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с ч. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 28 указанного Закона ошибкой в государственном кадастре недвижимости является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 этого Закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном ч. 4 указанной статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (ч. 5 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ).
Как усматривается из Постановления, оно принято в соответствии с ч. ч. 4 и 5 ст. 28 названного Закона. Между тем орган кадастрового учета соответствующего решения не принял, заинтересованным лицам его не направил.
Разрешая заявление, суд установил, что основанием для внесения изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 г. N 275 явилась пояснительная записка, в которой отсутствуют обоснование выявленной ошибки, квалификация сведений как ошибочных, указание, в чем состоит необходимость исправления ошибки, в связи с чем пришел к правильному выводу о том, что пояснительную записку как документ, не отвечающий требованиям ч. 5 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ, нельзя рассматривать в качестве решения об устранении кадастровой ошибки.
Поскольку иных, кроме пояснительной записки, доказательств того, что при определении кадастровой стоимости арендованного заявителем земельного участка допущена ошибка, не представлено и новые расчеты кадастровой стоимости земельного участка не производились, следует согласиться с выводом суда о произвольном изменении результатов государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью проведена соответствующая проверка и принято решение о соответствии методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Выводы суда, явившиеся основанием для удовлетворения заявления, доводами апелляционной жалобы Правительства Удмуртской Республики не опровергаются, поэтому по доводам жалобы решение суда отмене не подлежит.
В силу изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 23 января 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Удмуртской Республики - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 09.04.2014 N 43-АПГ14-2
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 апреля 2014 г. N 43-АПГ14-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Борисовой Л.В. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению потребительского кооператива "Автостоянка Юг-2" (далее - Кооператив) о признании не действующим в части постановления Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 г. N 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 г. N 275 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 г." по апелляционной жалобе Правительства Удмуртской Республики на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 23 января 2014 г. об удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 г. N 275 утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 г. согласно приложению 1. Под пунктом 51203 в приложении 1 значится земельный участок с кадастровым номером 18:26:050958:0026, кадастровая стоимость которого составляет 3 730 716,15 руб.
В названный документ постановлением Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 г. N 211 (далее - Постановление) внесены изменения, и в указанном пункте приложения 1 цифры "3 730 716,15" заменены цифрами "10 088 758,87". При этом действие постановления распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.
Текст данного нормативного правового акта опубликован в Собрании законодательства Удмуртской Республики, 2012 г., 31 июля, N 41.
Кооператив, являющийся арендатором земельного участка площадью 5543 кв. м, кадастровый (условный) номер 18:26:050958:0026, находящегося по адресу: г. Ижевск, ул. Удмуртская, 202а, в Первомайском районе (вид разрешенного использования земельного участка "обслуживание временного сооружения - автостоянки"), обратился в суд с заявлением о признании не действующим пп. 10 п. 1 в части изменения цифр "3 730 716,15" на цифры "10 088 758,87" в п. 51203 раздела "Город Ижевск" приложения 1 к Постановлению со дня его принятия. По мнению Кооператива, Постановление является незаконным, принято с нарушением установленной законом процедуры проведения кадастровой оценки при отсутствии оснований для пересмотра ранее утвержденной Правительством Удмуртской Республики кадастровой стоимости земельного участка.
Верховным Судом Удмуртской Республики постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе Правительство Удмуртской Республики.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
Согласно пп. "в" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с ч. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 28 указанного Закона ошибкой в государственном кадастре недвижимости является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 этого Закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном ч. 4 указанной статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (ч. 5 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ).
Как усматривается из Постановления, оно принято в соответствии с ч. ч. 4 и 5 ст. 28 названного Закона. Между тем орган кадастрового учета соответствующего решения не принял, заинтересованным лицам его не направил.
Разрешая заявление, суд установил, что основанием для внесения изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 г. N 275 явилась пояснительная записка, в которой отсутствуют обоснование выявленной ошибки, квалификация сведений как ошибочных, указание, в чем состоит необходимость исправления ошибки, в связи с чем пришел к правильному выводу о том, что пояснительную записку как документ, не отвечающий требованиям ч. 5 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ, нельзя рассматривать в качестве решения об устранении кадастровой ошибки.
Поскольку иных, кроме пояснительной записки, доказательств того, что при определении кадастровой стоимости арендованного заявителем земельного участка допущена ошибка, не представлено и новые расчеты кадастровой стоимости земельного участка не производились, следует согласиться с выводом суда о произвольном изменении результатов государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью проведена соответствующая проверка и принято решение о соответствии методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Выводы суда, явившиеся основанием для удовлетворения заявления, доводами апелляционной жалобы Правительства Удмуртской Республики не опровергаются, поэтому по доводам жалобы решение суда отмене не подлежит.
В силу изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 23 января 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Удмуртской Республики - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)