Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя: Приходько И.А., доверенность от 30.12.2013, Никитина М.А., доверенность от 14.01.2014,
от ответчика: не явились, извещены,
- от третьих лиц: не явились, извещены;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации Красногорского муниципального района Московской области в лице Главы Красногорского муниципального района Московской области, Министерства культуры Российской Федерации, общества с ограниченной ответственностью "Рилиант Администрейшн энд Менеджмент" на решение Арбитражного суда Московской области от 29.12.2011 по делу N А41-6629/11, принятое судьей Федуловой Л.В. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рилиант Администрейшн энд Менеджмент" (ООО "РАМ" ОГРН:1057748113092, ИНН:7727552180) к Главе Красногорского муниципального района Московской области, при участии третьих лиц - Министерство культуры Московской области, Правительство Московской области, Главное Управление архитектуры и градостроительства Московской области, Министерство культуры Российской Федерации, об оспаривании отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Рилиант Администрейшн энд Менеджмент" (далее - заявитель, ООО "РАМ") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главе Красногорского муниципального района Московской области со следующими требованиями:
- - признать незаконным оформленный письмом от 22.11.2010 N 1-26-88/2348 отказ Главы Красногорского муниципального района Московской области в изменении вида разрешенного использования земельного участка по адресу: Московская область, Красногорский район, д. Воронки, дача 21, площадью 24 420 кв. м с кадастровым номером 50:11:0050601:0018 на вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства;
- - обязать Главу Красногорского муниципального района Московской области издать акт об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050601:0018, установив для этого участка вид разрешенного пользования - для индивидуального жилищного строительства.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство культуры Московской области, Правительство Московской области, Главное Управление архитектуры и градостроительства Московской области, Министерство культуры Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.12.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с названным судебным актом, администрация Красногорского муниципального района Московской области в лице Главы Красногорского муниципального района Московской области, Министерство культуры Российской Федерации, ООО "РАМ" обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Определениями Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2012 и 15.11.2012 производство по апелляционным жалобам настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А41-14641/2012 Арбитражного суда Московской области. Предметом заявленных требований в рамках данного дела являлось признание незаконными действий отдела по Красногорскому району Управления Роснедвижимости по Московской области, Красногорского отдела ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области по внесению в кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050601:18 сведений о частях земельного участка 2 и 3 с учетными номерами 3 и 4 площадью 17445 кв. м и 6975 кв. м соответственно и об обременениях: "Особый режим использования земли. Территория памятника истории и культуры - ансамбля усадьбы "Архангельское", "Особый режим использования земли. Зона регулирования застройки памятника истории и культуры - ансамбля усадьбы "Архангельское"; действий филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области по внесению в кадастровую выписку о земельном участке с кадастровым номером 50:11:0050601:18 и кадастровый паспорт вышеуказанных сведений.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.11.2013 по делу N А41-14641/12 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Определением от 28.08.2014 суд возобновил производство по апелляционным жалобам и назначил дело к рассмотрению в этом же судебном заседании.
В судебное заседание не явились представители администрации и третьих лиц, в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного заседания. Информация о времени и месте судебного заседания имеется на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представитель ООО "РАМ" в судебном заседании заявил письменное заявление об отказе от апелляционной жалобы, подписанное генеральным директором общества Рыжковым К.В.
Названный отказ мотивирован тем, что подавая жалобу и ходатайствуя о ее приостановлении до вступления в силу решения суда по делу N А41-14641/2012, ООО "РАМ" исходило из того, что решением суда от 06.03.2012 по делу N А41-30054/11 фактически было установлено отсутствие в Государственном кадастре недвижимости записей о зонах, на основании которых можно было бы судить об обременении земельных участков.
Однако, Постановлением Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 N 17867/12 указанное решение суда было отменено и в удовлетворении требований заявителю было отказано.
При этом, в Постановлении Президиума было указано, что "...права общества.... не могут нарушаться оспариваемыми действиями Кадастровой палаты, поскольку эти действия не оказывали влияния на объективный факт нахождения спорного земельного участка в указанных зонах".
Вместе с тем, указанные выше выводы суда первой инстанции, касающиеся неправомерности записей ГКН, не были отклонены надзорной инстанцией.
Президиум ВАС РФ пришел к выводу о том, что действия кадастровой палаты не могут повлиять на режимы, установленные постановлением Правительства Московской области от 30.05.2001 N 156/18.
Полномочия лица, подписавшего отказ от апелляционной жалобы проверены судом.
Отказ заявителя от апелляционной жалобы не противоречит закону и не нарушает права других лиц (статья 49 АПК РФ).
В соответствии со статьей 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции прекращает производство по апелляционной жалобе, если от лица, ее подавшего, после принятия апелляционной жалобы к производству арбитражного суда поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы и отказ был принят арбитражным судом в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Данный отказ принимается арбитражным апелляционным судом, в связи с чем производство по апелляционной жалобе ООО "РАМ" подлежит прекращению.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб администрации Красногорского муниципального района Московской области в лице Главы Красногорского муниципального района Московской области, Министерства культуры Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом ООО "РАМ" является собственником следующих трех смежных земельных участков:
- 1. Земельный участок с кадастровым номером 50:11:005 06 01:0018, расположен по адресу: Московская область, Красногорский район, деревня Воронки, дача 21, площадью 24 420 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для ведения дачного хозяйства", свидетельство о государственной регистрации права от 23.06.2006 НА N 0803878 (далее - спорный земельный участок);
- 2. Земельный участок с кадастровым номером 50:11:005 06 01:0064, расположен по адресу: Московская область, Красногорский район, вблизи деревни Воронки, площадью 5 620 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для индивидуального жилищного строительства", свидетельство о государственной регистрации права от 22.11.2005 НА N 0396410;
- 3. Земельный участок с кадастровым номером 50:11:005 06 01:0063, расположен по адресу: Московская область, Красногорский район, вблизи деревни Воронки, площадью 12 430 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для индивидуального жилищного строительства", свидетельство о государственной регистрации права от 22.11.2005 НА N 0396409.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 17.04.2009 N 5011/201/09-2785 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:11:005 06 01:0018 установлено обременение: "Особый режим использования земли. Территория памятника истории и культуры - ансамбля усадьбы "Архангельское".
На участке с кадастровым номером 50:11:005 06 01:0018 расположена дача, принадлежащая на праве собственности заявителю, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.06.2006 НА0803893.
Согласно техническому паспорту от 10.02.2006 на земельном участке по адресу: Московская область, Красногорский район, деревня Воронки, дача 21, расположено жилое строение (дачный дом).
В целях последующего объединения принадлежащих заявителю указанных участков и учитывая, что на данном участке расположено жилое строение, заявитель 10.11.2009 обратился с письмом N 1.2.6-88/5878 в Администрацию Красногорского муниципального района Московской области, в котором просил издать акт об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:11:005 06 01:0018, установив для этого участка вид разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства".
Письмом N 1.2.6-88/5878 от 20.11.2009 администрация уведомила заявителя о том, что не возражает против изменения вида разрешенного использования данного земельного участка, однако ввиду отсутствия утвержденной градостроительной документации на территорию, на которой расположен данный участок, указала, что соответствующее решение может быть принято с учетом результатов публичных слушаний по изменению вида разрешенного использования, в связи с чем предложила направить в администрацию заявление с просьбой о проведении таких слушаний.
16.12.2009 заявителем в администрацию было подано соответствующее заявление N 1.2.6/27/6549.
В ответ на это заявление письмом N 1.2.6-27/6549 от 25.12.2009 администрация указала, что земельный участок расположен в границах территории памятника истории и культуры федерального значения - ансамбля усадьбы "Архангельское" в зоне регулирования застройки, для того, чтобы начать процедуру по изменению вида разрешенного использования необходимо получить согласование по данному вопросу Министерства культуры Московской области и Управления Росохранкультуры по Центральному федеральному округу.
Письмом от 22.01.2010 N 1.2.6-88/154 администрация в ответ на письмо заявителя от 14.01.2010 предложила в целях установления градостроительных регламентов территории принять долевое участие в разработке генерального плана сельского поселения Ильинское и правил землепользования и застройки сельского поселения для установления границ населенного пункта Воронки с изменением вида разрешенного использования земельных участков, находящихся в собственности ООО "РАМ".
Письмом от 17.02.2010 заявитель вновь просил администрацию провести процедуру публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:11:005 06 01:0018, письмом N 1.2.6-88/154 от 10.03.2010 в ответ на указанное письмо заявителя администрация указала, что для начала указанной процедуры заявителю необходимо согласовать данный вопрос с Управлением Росохранкультуры по Центральному федеральному округу.
Письмом от 26.03.2010 N 1.2.6-88/1310 заявитель вновь обратился в администрацию, в котором указал на отсутствие правовых оснований согласовывать процедуру изменения вида разрешенного использования с органами охраны памятников.
Распоряжением главы Красногорского муниципального района от 13.04.2010 N 179 было определено провести публичные слушания по изменению вида разрешенного использования данного земельного участка, но постановлением главы Красногорского муниципального района от 31.05.2010 N 973/5 определено не утверждать материалы указанных слушаний, проведенных 18.05.2010.
Письмом от 22.11.2010 N 1.2.6-88/2348 администрация отказала в изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 24 420 кв. м с кадастровым номером 50:11:005 06 01:0018 по адресу: Московская область, Красногорский район, деревня Воронки, дача N 21 со ссылкой на то, что в отношении данного земельного участка в государственном кадастре недвижимости зарегистрированы обременения по особому режиму его использования, а также на то, что на территории объектов культурного наследия запрещается всякая хозяйственная деятельность, за исключением деятельности по их сохранению, в связи с чем до утверждения новых режимов использования территории в границах территории и зон охраны данного памятника изменение вида разрешенного использования не допускается.
Посчитав данный отказ не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы, ООО "РАМ" обратилось с соответствующим с заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Московской области сделал вывод о том, что администрация Красногорского муниципального района не сослалась на нормы действующего законодательства, обосновывающие принятие решения об отказе в изменении вида разрешенного использования с "для ведения дачного хозяйства" на "для индивидуального жилищного строительства".
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим обстоятельствам.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок проведения работ по сохранению объектов культурного наследия установлен Федеральным законом N 73-ФЗ от 25.06.2002 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - ***).
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 указанного Закона, объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно материалам дела, администрация Красногорского муниципального района Московской области в изменении вида разрешенного использования отказала на основании письма Росохранкультуры по ЦФО.
Письмом от 11.05.2010 N 690 Росохранкультура по ЦФО предостерегала Главу администрации Красногорского муниципального района Московской области от действий, в результате которых может быть допущено грубое нарушение законодательств.
Земельный участок с кадастровым номером 50:11:005 06 01:0018, расположен по адресу: Московская область, Красногорский район, деревня Воронки, дача 21, площадью 24 420 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для ведения дачного хозяйства".
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 19.07.2014 N МО-14/ЗВ-1114022 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:11:005 06 01:18 земельный участок полностью входит в зону "Территория памятника истории и культуры - ансамбля усадьбы "Архангельское" и частично в зону "Зона регулирования застройки памятника истории и культуры - ансамбля усадьбы "Архангельское", сведения о частях, входящих в конкретную зону отсутствуют.
Ансамбль усадьбы "Архангельское" является объектом культурного наследия федерального значения и состоит на государственной охране в соответствии с Постановлением Совета министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР и Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения".
Границы территории и зон охраны ансамбля усадьбы "Архангельское" и режимы их содержания утверждены постановлением Правительства Московской области от 30.05.2001 N 156/18 "Об утверждении границ территории и зон охраны памятника истории и культуры - Ансамбля усадьбы "Архангельское" Красногорского района" (в редакции постановления Правительства Московской области от 20.05.2013 N 331/19, в соответствии с которым добавлен Перечень координат характерных (поворотных) точек границ территории объекта культурного наследия федерального значения - ансамбля усадьбы "Архангельское").
Сведения о границах территории и зон охраны Ансамбля усадьбы "Архангельское", а также о режимах их использования в установленном порядке были внесены в документы Государственного кадастра недвижимости в объеме сведений, содержащихся в указанных постановлениях Правительства Московской области.
Согласно пункту 2 статьи 35 ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
В пункте 1 статьи 40 Федерального закона приведен закрытый перечень работ по сохранению объекта культурного наследия: "Сохранение объекта культурного наследия в целях настоящего Федерального закона - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор".
В соответствии с пунктом 4 статьи 35 Федерального закона проектирование и проведение работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий осуществляются в отношении объектов культурного наследия федерального значения - по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия либо в порядке, определяемом соглашением о передаче полномочий между федеральным органом охраны объектов культурного наследия и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка, входящего в территорию объекта культурного наследия федерального значения, на вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", предполагает проведение строительных работ, следовательно, противоречит вышеуказанным требованиям законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия.
Индивидуальное жилищное строительство также не может быть отнесено к мерам по сохранению объекта культурного наследия.
Кроме того, специальный режим содержания территории Ансамбля усадьбы "Архангельское", утвержденный указанным выше постановлением Правительства Московской области от 30.05.2001 N 156/18, также не предусматривает возможность осуществления строительства каких-либо новых объектов на территории ансамбля.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Согласно пункту 2 статьи 34 Федерального закона зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Таким образом, закон не допускает наложения территории объекта культурного наследия и его зон охраны, указывая, что зоны охраны устанавливаются на сопряженной с объектом культурного наследия территории.
Из текста раздела 5 приложения к постановлению Правительства Московской области от 30.05.2001 N 156/18, следует, что отдельные участки земли внутри общей внешней границы территории ансамбля и его охранной зоны с учетом исторически сложившейся застройки и в целях обеспечения сохранения общей композиционной роли памятника в ландшафте и характерной панорамы из усадьбы выделены в зону регулирования застройки.
Однако рассматриваемый участок, согласно кадастровой выписке полностью входит в зону "территория памятника истории и культуры".
Доводы общества относительно ошибочного отнесения спорного земельного участка к зоне "территория памятника истории и культуры" не могут быть приняты во внимание.
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ, Закон), исходя из статей 5, 7 которого сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Законом недвижимом имуществе, федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (часть 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (статья 3 Закона).
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
С учетом изложенного у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
принять отказ "ООО РАМ" от апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Московской области от 29.12.2011 по делу N А41-6629/11, производство по апелляционной жалобе прекратить.
Решение Арбитражного суда Московской области от 29.12.2011 по делу N А41-6629/11 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий
Е.А.МИЩЕНКО
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
М.А.НЕМЧИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.09.2014 ПО ДЕЛУ N А41-6629/11
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2014 г. по делу N А41-6629/11
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя: Приходько И.А., доверенность от 30.12.2013, Никитина М.А., доверенность от 14.01.2014,
от ответчика: не явились, извещены,
- от третьих лиц: не явились, извещены;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации Красногорского муниципального района Московской области в лице Главы Красногорского муниципального района Московской области, Министерства культуры Российской Федерации, общества с ограниченной ответственностью "Рилиант Администрейшн энд Менеджмент" на решение Арбитражного суда Московской области от 29.12.2011 по делу N А41-6629/11, принятое судьей Федуловой Л.В. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рилиант Администрейшн энд Менеджмент" (ООО "РАМ" ОГРН:1057748113092, ИНН:7727552180) к Главе Красногорского муниципального района Московской области, при участии третьих лиц - Министерство культуры Московской области, Правительство Московской области, Главное Управление архитектуры и градостроительства Московской области, Министерство культуры Российской Федерации, об оспаривании отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Рилиант Администрейшн энд Менеджмент" (далее - заявитель, ООО "РАМ") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главе Красногорского муниципального района Московской области со следующими требованиями:
- - признать незаконным оформленный письмом от 22.11.2010 N 1-26-88/2348 отказ Главы Красногорского муниципального района Московской области в изменении вида разрешенного использования земельного участка по адресу: Московская область, Красногорский район, д. Воронки, дача 21, площадью 24 420 кв. м с кадастровым номером 50:11:0050601:0018 на вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства;
- - обязать Главу Красногорского муниципального района Московской области издать акт об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050601:0018, установив для этого участка вид разрешенного пользования - для индивидуального жилищного строительства.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство культуры Московской области, Правительство Московской области, Главное Управление архитектуры и градостроительства Московской области, Министерство культуры Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.12.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с названным судебным актом, администрация Красногорского муниципального района Московской области в лице Главы Красногорского муниципального района Московской области, Министерство культуры Российской Федерации, ООО "РАМ" обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Определениями Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2012 и 15.11.2012 производство по апелляционным жалобам настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А41-14641/2012 Арбитражного суда Московской области. Предметом заявленных требований в рамках данного дела являлось признание незаконными действий отдела по Красногорскому району Управления Роснедвижимости по Московской области, Красногорского отдела ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области по внесению в кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050601:18 сведений о частях земельного участка 2 и 3 с учетными номерами 3 и 4 площадью 17445 кв. м и 6975 кв. м соответственно и об обременениях: "Особый режим использования земли. Территория памятника истории и культуры - ансамбля усадьбы "Архангельское", "Особый режим использования земли. Зона регулирования застройки памятника истории и культуры - ансамбля усадьбы "Архангельское"; действий филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области по внесению в кадастровую выписку о земельном участке с кадастровым номером 50:11:0050601:18 и кадастровый паспорт вышеуказанных сведений.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.11.2013 по делу N А41-14641/12 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Определением от 28.08.2014 суд возобновил производство по апелляционным жалобам и назначил дело к рассмотрению в этом же судебном заседании.
В судебное заседание не явились представители администрации и третьих лиц, в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного заседания. Информация о времени и месте судебного заседания имеется на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представитель ООО "РАМ" в судебном заседании заявил письменное заявление об отказе от апелляционной жалобы, подписанное генеральным директором общества Рыжковым К.В.
Названный отказ мотивирован тем, что подавая жалобу и ходатайствуя о ее приостановлении до вступления в силу решения суда по делу N А41-14641/2012, ООО "РАМ" исходило из того, что решением суда от 06.03.2012 по делу N А41-30054/11 фактически было установлено отсутствие в Государственном кадастре недвижимости записей о зонах, на основании которых можно было бы судить об обременении земельных участков.
Однако, Постановлением Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 N 17867/12 указанное решение суда было отменено и в удовлетворении требований заявителю было отказано.
При этом, в Постановлении Президиума было указано, что "...права общества.... не могут нарушаться оспариваемыми действиями Кадастровой палаты, поскольку эти действия не оказывали влияния на объективный факт нахождения спорного земельного участка в указанных зонах".
Вместе с тем, указанные выше выводы суда первой инстанции, касающиеся неправомерности записей ГКН, не были отклонены надзорной инстанцией.
Президиум ВАС РФ пришел к выводу о том, что действия кадастровой палаты не могут повлиять на режимы, установленные постановлением Правительства Московской области от 30.05.2001 N 156/18.
Полномочия лица, подписавшего отказ от апелляционной жалобы проверены судом.
Отказ заявителя от апелляционной жалобы не противоречит закону и не нарушает права других лиц (статья 49 АПК РФ).
В соответствии со статьей 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции прекращает производство по апелляционной жалобе, если от лица, ее подавшего, после принятия апелляционной жалобы к производству арбитражного суда поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы и отказ был принят арбитражным судом в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Данный отказ принимается арбитражным апелляционным судом, в связи с чем производство по апелляционной жалобе ООО "РАМ" подлежит прекращению.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб администрации Красногорского муниципального района Московской области в лице Главы Красногорского муниципального района Московской области, Министерства культуры Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом ООО "РАМ" является собственником следующих трех смежных земельных участков:
- 1. Земельный участок с кадастровым номером 50:11:005 06 01:0018, расположен по адресу: Московская область, Красногорский район, деревня Воронки, дача 21, площадью 24 420 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для ведения дачного хозяйства", свидетельство о государственной регистрации права от 23.06.2006 НА N 0803878 (далее - спорный земельный участок);
- 2. Земельный участок с кадастровым номером 50:11:005 06 01:0064, расположен по адресу: Московская область, Красногорский район, вблизи деревни Воронки, площадью 5 620 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для индивидуального жилищного строительства", свидетельство о государственной регистрации права от 22.11.2005 НА N 0396410;
- 3. Земельный участок с кадастровым номером 50:11:005 06 01:0063, расположен по адресу: Московская область, Красногорский район, вблизи деревни Воронки, площадью 12 430 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для индивидуального жилищного строительства", свидетельство о государственной регистрации права от 22.11.2005 НА N 0396409.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 17.04.2009 N 5011/201/09-2785 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:11:005 06 01:0018 установлено обременение: "Особый режим использования земли. Территория памятника истории и культуры - ансамбля усадьбы "Архангельское".
На участке с кадастровым номером 50:11:005 06 01:0018 расположена дача, принадлежащая на праве собственности заявителю, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.06.2006 НА0803893.
Согласно техническому паспорту от 10.02.2006 на земельном участке по адресу: Московская область, Красногорский район, деревня Воронки, дача 21, расположено жилое строение (дачный дом).
В целях последующего объединения принадлежащих заявителю указанных участков и учитывая, что на данном участке расположено жилое строение, заявитель 10.11.2009 обратился с письмом N 1.2.6-88/5878 в Администрацию Красногорского муниципального района Московской области, в котором просил издать акт об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:11:005 06 01:0018, установив для этого участка вид разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства".
Письмом N 1.2.6-88/5878 от 20.11.2009 администрация уведомила заявителя о том, что не возражает против изменения вида разрешенного использования данного земельного участка, однако ввиду отсутствия утвержденной градостроительной документации на территорию, на которой расположен данный участок, указала, что соответствующее решение может быть принято с учетом результатов публичных слушаний по изменению вида разрешенного использования, в связи с чем предложила направить в администрацию заявление с просьбой о проведении таких слушаний.
16.12.2009 заявителем в администрацию было подано соответствующее заявление N 1.2.6/27/6549.
В ответ на это заявление письмом N 1.2.6-27/6549 от 25.12.2009 администрация указала, что земельный участок расположен в границах территории памятника истории и культуры федерального значения - ансамбля усадьбы "Архангельское" в зоне регулирования застройки, для того, чтобы начать процедуру по изменению вида разрешенного использования необходимо получить согласование по данному вопросу Министерства культуры Московской области и Управления Росохранкультуры по Центральному федеральному округу.
Письмом от 22.01.2010 N 1.2.6-88/154 администрация в ответ на письмо заявителя от 14.01.2010 предложила в целях установления градостроительных регламентов территории принять долевое участие в разработке генерального плана сельского поселения Ильинское и правил землепользования и застройки сельского поселения для установления границ населенного пункта Воронки с изменением вида разрешенного использования земельных участков, находящихся в собственности ООО "РАМ".
Письмом от 17.02.2010 заявитель вновь просил администрацию провести процедуру публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:11:005 06 01:0018, письмом N 1.2.6-88/154 от 10.03.2010 в ответ на указанное письмо заявителя администрация указала, что для начала указанной процедуры заявителю необходимо согласовать данный вопрос с Управлением Росохранкультуры по Центральному федеральному округу.
Письмом от 26.03.2010 N 1.2.6-88/1310 заявитель вновь обратился в администрацию, в котором указал на отсутствие правовых оснований согласовывать процедуру изменения вида разрешенного использования с органами охраны памятников.
Распоряжением главы Красногорского муниципального района от 13.04.2010 N 179 было определено провести публичные слушания по изменению вида разрешенного использования данного земельного участка, но постановлением главы Красногорского муниципального района от 31.05.2010 N 973/5 определено не утверждать материалы указанных слушаний, проведенных 18.05.2010.
Письмом от 22.11.2010 N 1.2.6-88/2348 администрация отказала в изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 24 420 кв. м с кадастровым номером 50:11:005 06 01:0018 по адресу: Московская область, Красногорский район, деревня Воронки, дача N 21 со ссылкой на то, что в отношении данного земельного участка в государственном кадастре недвижимости зарегистрированы обременения по особому режиму его использования, а также на то, что на территории объектов культурного наследия запрещается всякая хозяйственная деятельность, за исключением деятельности по их сохранению, в связи с чем до утверждения новых режимов использования территории в границах территории и зон охраны данного памятника изменение вида разрешенного использования не допускается.
Посчитав данный отказ не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы, ООО "РАМ" обратилось с соответствующим с заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Московской области сделал вывод о том, что администрация Красногорского муниципального района не сослалась на нормы действующего законодательства, обосновывающие принятие решения об отказе в изменении вида разрешенного использования с "для ведения дачного хозяйства" на "для индивидуального жилищного строительства".
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим обстоятельствам.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок проведения работ по сохранению объектов культурного наследия установлен Федеральным законом N 73-ФЗ от 25.06.2002 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - ***).
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 указанного Закона, объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно материалам дела, администрация Красногорского муниципального района Московской области в изменении вида разрешенного использования отказала на основании письма Росохранкультуры по ЦФО.
Письмом от 11.05.2010 N 690 Росохранкультура по ЦФО предостерегала Главу администрации Красногорского муниципального района Московской области от действий, в результате которых может быть допущено грубое нарушение законодательств.
Земельный участок с кадастровым номером 50:11:005 06 01:0018, расположен по адресу: Московская область, Красногорский район, деревня Воронки, дача 21, площадью 24 420 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для ведения дачного хозяйства".
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 19.07.2014 N МО-14/ЗВ-1114022 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:11:005 06 01:18 земельный участок полностью входит в зону "Территория памятника истории и культуры - ансамбля усадьбы "Архангельское" и частично в зону "Зона регулирования застройки памятника истории и культуры - ансамбля усадьбы "Архангельское", сведения о частях, входящих в конкретную зону отсутствуют.
Ансамбль усадьбы "Архангельское" является объектом культурного наследия федерального значения и состоит на государственной охране в соответствии с Постановлением Совета министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР и Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения".
Границы территории и зон охраны ансамбля усадьбы "Архангельское" и режимы их содержания утверждены постановлением Правительства Московской области от 30.05.2001 N 156/18 "Об утверждении границ территории и зон охраны памятника истории и культуры - Ансамбля усадьбы "Архангельское" Красногорского района" (в редакции постановления Правительства Московской области от 20.05.2013 N 331/19, в соответствии с которым добавлен Перечень координат характерных (поворотных) точек границ территории объекта культурного наследия федерального значения - ансамбля усадьбы "Архангельское").
Сведения о границах территории и зон охраны Ансамбля усадьбы "Архангельское", а также о режимах их использования в установленном порядке были внесены в документы Государственного кадастра недвижимости в объеме сведений, содержащихся в указанных постановлениях Правительства Московской области.
Согласно пункту 2 статьи 35 ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
В пункте 1 статьи 40 Федерального закона приведен закрытый перечень работ по сохранению объекта культурного наследия: "Сохранение объекта культурного наследия в целях настоящего Федерального закона - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор".
В соответствии с пунктом 4 статьи 35 Федерального закона проектирование и проведение работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий осуществляются в отношении объектов культурного наследия федерального значения - по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия либо в порядке, определяемом соглашением о передаче полномочий между федеральным органом охраны объектов культурного наследия и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка, входящего в территорию объекта культурного наследия федерального значения, на вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", предполагает проведение строительных работ, следовательно, противоречит вышеуказанным требованиям законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия.
Индивидуальное жилищное строительство также не может быть отнесено к мерам по сохранению объекта культурного наследия.
Кроме того, специальный режим содержания территории Ансамбля усадьбы "Архангельское", утвержденный указанным выше постановлением Правительства Московской области от 30.05.2001 N 156/18, также не предусматривает возможность осуществления строительства каких-либо новых объектов на территории ансамбля.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Согласно пункту 2 статьи 34 Федерального закона зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Таким образом, закон не допускает наложения территории объекта культурного наследия и его зон охраны, указывая, что зоны охраны устанавливаются на сопряженной с объектом культурного наследия территории.
Из текста раздела 5 приложения к постановлению Правительства Московской области от 30.05.2001 N 156/18, следует, что отдельные участки земли внутри общей внешней границы территории ансамбля и его охранной зоны с учетом исторически сложившейся застройки и в целях обеспечения сохранения общей композиционной роли памятника в ландшафте и характерной панорамы из усадьбы выделены в зону регулирования застройки.
Однако рассматриваемый участок, согласно кадастровой выписке полностью входит в зону "территория памятника истории и культуры".
Доводы общества относительно ошибочного отнесения спорного земельного участка к зоне "территория памятника истории и культуры" не могут быть приняты во внимание.
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ, Закон), исходя из статей 5, 7 которого сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Законом недвижимом имуществе, федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (часть 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (статья 3 Закона).
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
С учетом изложенного у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
принять отказ "ООО РАМ" от апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Московской области от 29.12.2011 по делу N А41-6629/11, производство по апелляционной жалобе прекратить.
Решение Арбитражного суда Московской области от 29.12.2011 по делу N А41-6629/11 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий
Е.А.МИЩЕНКО
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
М.А.НЕМЧИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)