Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 10.06.2015 ПО ДЕЛУ N 3-322/15, М-662/2014

Требование: Об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей; Земельный налог
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что кадастровая стоимость земельных участков повлекла неправомерное увеличение земельного налога.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 июня 2015 г. по делу N 3-322/15


Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Найденовой Л.А.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-322/15 по заявлению С. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

установил:

С. обратился в Московский областной суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности двух земельных участков: земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенных по адресу: <данные изъяты>.
Заявитель просил суд принять решение об определении кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной в Отчетах, подготовленных по заказу заявителя и получивших положительные экспертные заключения.
В обоснование требований заявитель ссылался на то, что кадастровая стоимость указанных земельных участков, которая была утверждена Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 года N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области" (далее - Распоряжение N 566-РМ), повлекла неправомерное увеличение земельного налога.
Представитель заявителя в судебном заседании полностью поддержала заявленные требования.
Представители заинтересованного лица: Министерства имущественных отношений - возражали против удовлетворения заявленных требований, в удовлетворении заявления просили отказать.
Иные заинтересованные лица, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания, не обеспечили явку в суд своих представителей.
Суд, выслушав пояснения представителя заявителя, представителей Министерства имущественных отношений <данные изъяты>, допросив в качестве свидетеля О. <данные изъяты> исследовав материалы дела, полагает в удовлетворении заявленных требований отказать. При этом суд исходит из следующего.
Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1 и ч. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
В соответствии с п. 1 ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Налоговая база - в соответствии с п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ - определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Понятие кадастровой стоимости определено в п. 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)" (утв. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года N 508). Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков - в силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ - проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи, когда в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка как в результате проведения государственной кадастровой оценки, так и путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135).
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, - в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абз. 2).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4).
Судом исследованы представленные заявителем свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 8, 9) и кадастровые выписки о земельных участках (л.д. 10 - 16, 17 - 24), из которых установлено, что С. на праве собственности принадлежат:
- земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 20538 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, адрес объекта: <данные изъяты>
- земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 87452 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, адрес объекта: <данные изъяты>
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 года N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков указанной категории, а также средние значения удельных показателей кадастровой стоимости данных земель по муниципальным районам, городским округам Московской области - по состоянию на 01 января 2013 года.
Распоряжением N 566-РМ кадастровая стоимость принадлежащих заявителю земельных участков установлена по состоянию на 01 января 2013 года:
- - с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 20 538 кв. м - в размере 298 608759,54 рублей;
- - с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 87452 кв. м - в размере 362667322,36 рублей.
Обращаясь с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости принадлежащих ему указанных земельных участков С. ссылался на то, что рыночная стоимость этих земельных участков значительно ниже их кадастровой стоимости и составляет, соответственно, 41190 000 рублей и 157666000 рублей.
Заявитель просил принять решение об определении кадастровой стоимости земельных участков в размере указанной рыночной стоимости.
В подтверждение действительной рыночной стоимости принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> заявитель представил Отчет N 17 от 05 ноября 2014 года, в подтверждение действительной рыночной стоимости принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> - Отчет N 18 от 05 ноября 2014 года. Оба отчета подготовлены оценщиком <данные изъяты> Заявителем представлены также положительные экспертные заключения на указанные отчеты: N 174 от 05 февраля 2015 года на отчет об оценке N 17 и N 172 от 05 февраля 2015 года на отчет об оценке N 18, выполненные экспертом <данные изъяты>.
Оценив доводы заявителя и представленные в их обоснование доказательства, доводы представителей заинтересованного лица суд полагает, что законных оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, при этом исходит из следующего.
Исследовав Отчет N 17 от 05 ноября 2014 года и Отчет N 18 от 05 ноября 2014 года суд приходит к выводу, что указанные отчеты не соответствуют требованиям нормативных правовых актов, регулирующих оценочную деятельность.
Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки установлены Федеральным стандартом оценки, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 256 (далее - ФСО N 1).
В соответствии с п. 18 ФСО N 1 оценщик осуществляет сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки объекта оценки, изучает количественные и качественные характеристики объекта оценки, собирает информацию, существенную для определения стоимости объекта оценки теми подходами и методами, которые на основании суждения оценщика должны быть применены при проведении оценки. Пункт 19 ФСО N 1 устанавливает, что информация, используемая при проведении оценки, должна удовлетворять требованиям достаточности и достоверности.
В соответствии с требованиями п. 20 ФСО N 1 оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода.
Требования к отчету об оценке устанавливает Федеральный стандарт оценки N 3, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 254 (далее - ФСО N 3). Согласно п. 2 ФСО N 3 настоящий федеральный стандарт является обязательным к применению при осуществлении оценочной деятельности.
В соответствии с п. 4 ФСО N 3 при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться принципов существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости, достаточности. Установлено, что в отчете должна быть изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки (принцип существенности); информация, приведенная в отчете об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена (принцип обоснованности); содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также допускать неоднозначного толкования (принцип однозначности); состав и последовательность представленных в отчете об оценке материалов и описание процесса оценки должны позволить полностью воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам (принцип проверяемости); отчет об оценке не должен содержать информацию, не использующуюся при проведении оценки при определении промежуточных и итоговых результатов, если она не является обязательной согласно требованиям федеральных стандартов оценки и стандартов и правил оценочной деятельности, установленных саморегулируемой организацией, членом которой является оценщик, подготовивший отчет (принцип достаточности).




















































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)