Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 23.09.2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 сентября 2014 года


Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Полынцева С.Н.
при секретаре судебного заседания Полежаевой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в силу в части положений Закона Красноярского края N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае",

установил

Прокурор обратился в суд с заявлением, в котором просил суд признать противоречащими федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в силу абзац третий в части слов "либо в аренду (без права передачи в субаренду) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в границах закрытого административно-территориального образования, для одной из целей, определенных в настоящем пункте, без торгов и предварительного согласования места размещения объектов"; абзац шестой в части слов "или в аренду" и абзац восьмой пункта 2 статьи 14 Закона Красноярского края N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" (далее - Закон края).
Требование прокурор мотивировал тем, что, по его мнению, Красноярский край, как субъект Российской Федерации, принимая оспариваемые положения Закона края, вышел за пределы своей компетенции и урегулировал вопросы, относящиеся к компетенции Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор Щелкунова О.М. поддержала заявленные требования, представители Законодательного Собрания Менделеев О.Г. и Губернатора Куренев Д.С. требования прокурора не признали.
Суд, выслушав представителей сторон, проанализировав положения федерального законодательства и нормы Закона края, приходит к следующему.
Часть 1 статьи 251 ГПК РФ предоставляет прокурору право, в пределах его компетенции, на обращение в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
Закон края был принят в установленном порядке и первоначально был опубликован в изданиях "Наш Красноярский край" N 50 от 23.12.2008 года и "Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края" N 69 (290) от 24.12.2008 года. Он является нормативным правовым актом, поскольку обладает его признаками: содержит в себе правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц; рассчитан на неоднократное применение; направлен на урегулирование общественных отношений.
Проверяя соответствие оспариваемого прокурором пункта 2 статьи 14 Закона края нормам федерального законодательства, следует исходить из того, что он, в соответствии его с частью 1 статьи 1, регулирует отношения по использованию и охране земель в Красноярском крае.
Согласно пункту "в" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Обосновывая доводы о нарушении Законом края пределов ведения субъектов Российской Федерации, прокурор указывает, что ни Земельный кодекс РФ и иные федеральные законы не содержат положений, в силу которых для многодетных семей предусмотрены льготные условия предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объектов. Поэтому, по мнению прокурора, у субъектов Российской Федерации отсутствует компетенция по установлению исключительных случаев предоставления права на заключение договоров аренды земельных участков. Прокурор также указывает на то, что нормы земельного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу РФ, как это следует из пункта 1 статьи 2 и пункта 1 статьи 3 ЗК РФ.
Суд полагает, что утверждения прокурора о противоречии оспариваемых им норм Закона края федеральному законодательству ошибочны и основаны на неверном понимании смысла и содержания действующих федеральных законов.
Статья 14 Закона края регулирует порядок предоставления в собственность граждан и юридических лиц земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пункт 2 статьи 14 Закона края содержит в себе нормы, которые предусматривают право многодетных граждан на однократное бесплатное получение в собственность земельных участков без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.
Помимо этого, в пункте 2 статьи 14 Закона края также предусмотрено право таких граждан, проживающих в закрытых административно-территориальных образованиях Красноярского края (далее - ЗАТО), на льготное предоставление им земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду для цели индивидуального жилищного строительства в границах ЗАТО, без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объектов.
Одним из основных принципов земельного законодательства, состоящего из Земельного кодекса Российской Федерации и изданных в соответствии с ним иных федеральных и региональных актов земельного законодательства, является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пункт 1 статьи 28 ЗК РФ устанавливает общее правило о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование.
Абзац первый пункта 2 статьи 28 ЗК РФ также содержит общее правило о предоставлении земельных участков в собственность за плату, предусматривая также, что предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Абзац второй пункта 2 статьи 28 ЗК РФ содержит норму, указывающую на то, что граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Суд полагает, что определяя смысл и содержание данных положений федерального закона, следует обратить внимание на то, что абзац второй пункта 2 статьи 28 ЗК РФ не конкретизирует формы приобретения данной категорией граждан права на земельные участки. Поэтому, для раскрытия понимания термина "приобретения" многодетными гражданами права на земельные участки, следует обратиться к общей норме в пункте 1 статьи 28 ЗК РФ, где указано, что земельные участки предоставляются гражданам в собственность или в аренду.
Федеральный законодатель в абзаце втором пункта 2 статьи 28 ЗК РФ предусмотрел право граждан, имеющих трех и более детей, приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок бесплатно, а также без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, в том числе для индивидуального жилищного строительства, в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Введен в действие абзац второй пункта 2 статьи 28 ЗК РФ Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 138-ФЗ.
Иного правового регулирования вопроса предоставления земельного участка многодетным семьям бесплатно на федеральном уровне не предусмотрено, то есть федеральный законодатель, внеся изменения в пункт 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставил полномочия по определению оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли законодателю субъекта Российской Федерации.
Этот вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24.12.2013 года N 2134-О, согласно которой Конституция Российской Федерации не гарантирует бесплатное предоставление земельных участков (определения от 15 января 2009 года N 105-О-О, от 24 февраля 2011 года N 163-О-О и др.). В силу статей 10 и 72 (пункты "в", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, а также пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации определение оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли относится к компетенции федерального законодателя и законодателя субъекта Российской Федерации, которые располагают достаточно широкой свободой усмотрения при разрешении указанного вопроса (определения от 22 марта 2012 года N 523-О-О и от 25 февраля 2013 года N 193-О).
Таким образом, в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 28 ЗК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право законодательного установления порядка предоставления земельных участков в аренду многодетным гражданам.
Помимо вышеприведенного, разрешая требования прокурора, необходимо обратить внимание на то, что принят и опубликован Федеральный закон от 23.06.2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому Земельный кодекс дополнен главой VI, которая вводится в действие с 01.03.2015 года.
В статье 39.6 главы VI ЗК РФ приведены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Подпункт 18 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусматривает, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка лицу, которое в соответствии с настоящим Кодексом имеет право на приобретение в собственность такого земельного участка, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте.
Необоснованны ссылки прокурора на положения статьи 27 ЗК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Положения пункта 2 статьи 27 ЗК РФ о недопустимости предоставления в частную собственность земельных участков, отнесенных к землям, изъятым из оборота, относит к таковым не все земли ЗАТО, а исключительно земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами, перечисленными в пункте 4 указанной статьи.
Доводы прокурора о недопустимости введения в статье 14 Закона края запрета субаренды земельных участков, полученных многодетными гражданами в аренду, суд считает несостоятельными.
Установление субъектом РФ в Законе края условий получения многодетными гражданами в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в границах закрытого административно-территориального образования, является реализацией законодателем субъекта РФ предоставленного Земельным кодексом РФ полномочия по установления порядка и случаев предоставления в аренду земельных участков указанной категории лиц.
При этом субъект РФ, регулируя порядок реализации права многодетными гражданами на получение земельного участка в аренду, установленного статьей 28 Земельного кодекса, в целях социальной поддержки многодетных семей вправе, исходя из сложившейся социально-экономической и демографической ситуации, для предупреждения злоупотребления правом, предусмотреть определенные условия, в частности запрет передачи земельного участка в субаренду.
В абзаце восьмом пункта 2 статьи 14 Закона края, соответствие которого федеральному закону также оспаривается прокурором, указано на то, что порядок бесплатного предоставления в аренду многодетным гражданам земельных участков в границах закрытого административно-территориального образования из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, правом распоряжения которыми обладает соответствующий орган местного самоуправления, устанавливается представительным органом местного самоуправления закрытого административно-территориального образования.
Прокурором не приведены в заявлении правовые основания, по которым он просит признать абзац восьмой пункта 2 статьи 14 Закона края противоречащим федеральному закону.
Суд, проверяя соответствие абзаца восьмого пункта 2 статьи 14 Закона края федеральному законодательству, исходит из следующего.
Пункт 1 статьи 11 ЗК РФ относит к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно абзацу второму пункта 10 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Расположенные на территории Красноярского края ЗАТО г. Железногорск, ЗАТО г. Зеленогорск и ЗАТО п. Солнечный обладают статусом городского округа. Это следует из пункта 2 статьи 1 Устава ЗАТО г. Железногорск, пункта 1 статьи 1 Устава ЗАТО г. Зеленогорск и статьи 1 Устава ЗАТО п. Солнечный.
Согласно пункту 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 80 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления" особенности осуществления местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях устанавливаются федеральными законами.
Как следует из части 4 статьи 1 Закона РФ N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании", федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют в отношении закрытого административно-территориального образования с учетом особенностей, устанавливаемых настоящим Законом.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона РФ N 3297-1 структура, порядок формирования, полномочия и ответственность органов местного самоуправления городского округа закрытого административно-территориального образования определяются в соответствии с законодательством по вопросам местного самоуправления с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Согласно абзаца четвертого пункта 1 статьи 6 N 131-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как следует из подпункта 3 пункта 1 статьи 16 N 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Пункт 1 статьи 51 N 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Подпунктом 5 пункта 10 статьи 35 N 131-ФЗ предусмотрено, что определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Закон РФ N 3297-1 не устанавливает особенности в полномочиях представительных органов местного самоуправления ЗАТО по управлению и распоряжению муниципальным имуществом.
Следовательно, требования прокурора в отношении абзаца восьмого пункта 2 статьи 14 Закона края необоснованны.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Прокурору в удовлетворении требования о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению абзаца третьего, в части слов "либо в аренду (без права передачи в субаренду) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в границах закрытого административно-территориального образования, для одной из целей, определенных в настоящем пункте, без торгов и предварительного согласования места размещения объектов"; абзаца шестого, в части слов "или в аренду" и абзаца восьмого пункта 2 статьи 14 Закона Красноярского края N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца.

Председательствующий судья
С.Н.ПОЛЫНЦЕВ

Судья
Красноярского краевого суда
С.Н.ПОЛЫНЦЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)