Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Ш.Г.К.
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Лавровой С.Е.,
судей областного суда Сорокиной О.А., Хаировой Д.Р.,
при секретаре Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е.
дело по апелляционной жалобе представителя заявителя Д. - С.Р.
на решение Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ
по гражданскому делу по заявлению Д. о признании незаконным отказа администрации г. Астрахани в выдаче разрешения на строительство,
установила:
Д. обратился в суд с заявлением, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка площадью кв. м по адресу: <адрес> категория земель- земли населенных пунктов - для строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в управление по строительству, архитектуре и градостроительству администрации города Астрахани с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, собственником которого он является. К заявлению от ДД.ММ.ГГГГ им были приложены следующие документы: свидетельство о праве собственности на земельный участок N от ДД.ММ.ГГГГ, градостроительный план земельного участка. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N ему было отказано в выдаче разрешения на строительство в связи с отсутствием схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, а также в связи с нахождением земельного участка в границах санитарно-защитной зоны от производственных предприятий. Каких именно предприятий и каков их класс опасности, и каков размер санитарно-защитной зоны, в ответе не указано. Им подан запрос в адрес управления Роспотребнадзора по Астраханской области о наличии утвержденных в соответствии с действующим законодательством границ санитарно-защитной зоны относительно земельного участка. Согласно полученному ответу от ДД.ММ.ГГГГ N границы санитарно-защитной зоны не установлены в соответствии с действующим нормативным регулированием.
ДД.ММ.ГГГГ Д. в адрес управления подал повторное заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому в соответствии с исчерпывающим перечнем приложены следующие документы: свидетельство о праве собственности на земельный участок <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением мест размещения объекта индивидуального жилищного строительства, разработанная ООО "М.".
ДД.ММ.ГГГГ ему направлен ответ, согласно которому управление отказывает в выдаче разрешения на строительство в связи с несоответствием схемы планировочной организации земельного участка требованиям п. 2.1 градостроительного плана земельного участка. Согласно представленной схеме планировочной организации земельного участка планируется строительство индивидуального жилого дома, которое согласно п. 2.1 градостроительного плана земельного участка по пер. Горский,14, утвержденного приказом от ДД.ММ.ГГГГ N, является запрещенным видом использования для данной зоны, в связи с нахождением участка в санитарно-защитной зоне от действующих промышленных предприятий. Заявитель считает указанный отказ незаконным ввиду его несоответствия действующему законодательству. Земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит ему на праве собственности, отнесен к категории земель - земли населенных пунктов - для строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома. Администрацией города Астрахани в лице управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации города Астрахани ограничены его права на использование земельного участка по назначению и разрешенному использованию и возможности строительства индивидуального жилого дома. Ограничения прав в отношении земельного участка, ограничивающие его использование, отсутствуют. Государственная регистрация ограничений не произведена по той причине, что границы санитарно-защитной зоны промышленных предприятий не установлены в соответствии с действующим законодательством. Вместе с тем, исходя из заключения Управления Роспотребнадзора Астраханской области принадлежащий ему земельный участок в границы санитарно-защитной зоны предприятий не подпадает. Им представлены необходимые документы в рамках получения муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на строительство".
Заявитель просит по указанным основаниям признать отказ администрации незаконным и обязать выдать ему разрешение на строительство индивидуального жилого дома по <адрес> в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании заявитель и его представитель С.Р. доводы заявления поддержали.
Представитель администрации г. Астрахани Ш. с доводами заявления не согласилась.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления Д. отказано.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. Заявитель считает, что судом не учтены требования законодательства в части установления ограничений в отношении земельных участков, доводы заявителя не исследованы должным образом.
Заявитель Д., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представил заявление о рассмотрение дела в его отсутствие, в судебное заседание не явился. Учитывая надлежащее извещение стороны и в соответствии с требованиями статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия определила, рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Заслушав докладчика, представителя заявителя С.Р., поддержавшего доводы жалобы, представителя администрации г. Астрахани и Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г. Астрахани Ш., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по указанным в ней доводам.
Согласно статье 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, выдача разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Одним из принципов градостроительной деятельности в Российской Федерации является осуществление строительства на основе документов территориального, планирования и правил землепользования и застройки (пункт 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с Постановлением мэра города Астрахани от 17.10.2013 N 9288-м "Об утверждении Положений об управлении по строительству, архитектуре и градостроительству администрации города Астрахани" управление осуществляет деятельность по предоставлению гражданам, физическим и юридическим лицам муниципальных услуг, согласно действующему законодательству, в порядке, установленном соответствующими административными регламентами исполнения муниципальных функций и предоставления муниципальных услуг, в том числе и таких как выдача разрешений на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства.
Согласно части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Судом установлено, что Д. является собственником земельного участка площадью кв. м по адресу: <адрес> (категория земель - земли населенных пунктов - для строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома).
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию г. Астрахани с заявлением о выдаче разрешения на строительство на данном земельном участке, приложив свидетельство о праве собственности на земельный участок <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, градостроительный план земельного участка.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N администрацией г. Астрахани отказано Д. в выдаче разрешения на строительство в связи с отсутствием схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, а также в связи с нахождением земельного участка в границах санитарно-защитной зоны от производственных предприятий.
Заявителем подан запрос в адрес управления Роспотребнадзора по Астраханской области о наличии утвержденных в соответствии с действующим законодательством границ санитарно-защитной зоны относительно земельного участка. Согласно полученному ответу от ДД.ММ.ГГГГ N границы санитарно-защитной зоны не установлены в соответствии с действующим нормативным регулированием.
ДД.ММ.ГГГГ Д. подано повторное заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому приложены следующие документы: свидетельство о праве собственности на земельный участок <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением мест размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ заявителю направлен ответ, в котором администрация г. Астрахани отказала в выдаче разрешения на строительство в связи с несоответствием схемы планировочной организации земельного участка требованиям п. 2.1 градостроительного плана земельного участка. Согласно представленной схеме планировочной организации земельного участка планируется строительство индивидуального жилого дома, которое согласно п. 2.1 градостроительного плана земельного участка по <адрес>, утвержденного приказом от ДД.ММ.ГГГГ N является запрещенным видом использования для данной зоны, в связи с нахождением участка в санитарно-защитной зоне от действующих промышленных предприятий.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи (в том числе земли населенных пунктов), используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого и устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации законом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде установления особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах (СЗЗ).
В соответствии с положениями ст. 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться санитарные правила.
В соответствии с п. 2.1 СанПиН 2.2.1 /2.1.1.1200-03 вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона).
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к данным санитарным правилам.
Пунктом 4 статьи 21 Правил землепользования и застройки города Астрахани, утвержденных Решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 30.09.2011 N 144, с изменениями, внесенными решением Городской Думы МО "Город Астрахань" от 28.08.2013 N 128, установлено, что для земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в санитарно-защитных зонах производственных и транспортных предприятий, объектов коммунальной и инженерно-транспортной инфраструктуры, коммунально-складских объектов, очистных сооружений, иных объектов (включая шумовую зону аэропорта), устанавливаются виды запрещенного использования в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств производится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровня физического воздействия на атмосферный воздух, выполненный в соответствии с программой наблюдений, предоставляемой в составе проекта.
В случае обоснования санитарно-защитной зоны предприятия, которая выполняется собственниками производственного предприятия, он может изменяться как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. При отсутствии обоснования размера санитарно- защитной зоны учитываются нормативные размеры санитарно-защитной зоны.
В генеральном плане г. Астрахани и правилах землепользования и застройки г. Астрахани нормативные размеры санитарно-защитных зон промышленных и производственных объектов и коммунально-складских зданий и сооружений установлены в соответствии с главой 7 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74, с изменениями от 09.09.2010 N 122.
К видам запрещенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах санитарно-защитных зон относятся, в том числе, объекты для проживания людей.
Пунктами 3, 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, может осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Согласно пункту 2 части 7 статьи 51 и пункту 2 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из обязательных документов, прилагаемых к заявлению о получении разрешения на строительство и к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, является градостроительный план земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
Судом первой инстанции верно указано, что из содержания указанной статьи следует, что градостроительный план представляет собой план конкретного земельного участка с указанием границ зон публичных сервитутов, минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, сооружений, строений, за пределами которых запрещено строительство зданий, сооружений, строений, информации о градостроительном регламенте (если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента), о разрешенном использовании земельного участка, требований к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия, о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Основанием для формирования или корректировки задания на проектирование служит градостроительный план, в составе которого в соответствии с пунктом 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации указываются, в том числе разрешенное использование земельного участка, требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства.
Из градостроительного плана земельного участка, расположенного по пер. Горскому 14, следует, что земельный участок расположен в границах санитарно-защитной зоны от производственных предприятий с указанием вида запрещенного использования, в том числе - объекты для проживания людей.
Согласно представленной схеме планировочной организации земельного участка заявителем планируется строительство индивидуального жилого дома, которое согласно п. 2.1 градостроительного плана земельного участка по пер. Горский, 14, утвержденного приказом от 27.03.2013 N 59, является запрещенным видом использования для данной зоны.
Установив указанные обстоятельства, управление по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г. Астрахани, в соответствии с требованиями приведенных норм права в установленные законом сроки обоснованно отказало Д. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома <адрес> в Трусовском районе г. Астрахани.
Судом первой инстанции верно указано, что иные доводы не свидетельствуют о незаконности действий органа местного самоуправления и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к правильному выводу, что отказ администрации г. Астрахани соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с оценкой суда установленных по делу обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены вынесенного решения, они по существу аналогичны приведенным в ходе судебного разбирательства доводам, которые учитывались и оценивались судом, выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмены обжалуемого судебного решения.
Таким образом, проверив судебное решение в пределах доводов жалоб, оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя заявителя Д. - С.Р. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АСТРАХАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 07.05.2014 N 33-1289/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 мая 2014 г. N 33-1289/2014
Судья: Ш.Г.К.
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Лавровой С.Е.,
судей областного суда Сорокиной О.А., Хаировой Д.Р.,
при секретаре Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е.
дело по апелляционной жалобе представителя заявителя Д. - С.Р.
на решение Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ
по гражданскому делу по заявлению Д. о признании незаконным отказа администрации г. Астрахани в выдаче разрешения на строительство,
установила:
Д. обратился в суд с заявлением, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка площадью кв. м по адресу: <адрес> категория земель- земли населенных пунктов - для строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в управление по строительству, архитектуре и градостроительству администрации города Астрахани с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, собственником которого он является. К заявлению от ДД.ММ.ГГГГ им были приложены следующие документы: свидетельство о праве собственности на земельный участок N от ДД.ММ.ГГГГ, градостроительный план земельного участка. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N ему было отказано в выдаче разрешения на строительство в связи с отсутствием схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, а также в связи с нахождением земельного участка в границах санитарно-защитной зоны от производственных предприятий. Каких именно предприятий и каков их класс опасности, и каков размер санитарно-защитной зоны, в ответе не указано. Им подан запрос в адрес управления Роспотребнадзора по Астраханской области о наличии утвержденных в соответствии с действующим законодательством границ санитарно-защитной зоны относительно земельного участка. Согласно полученному ответу от ДД.ММ.ГГГГ N границы санитарно-защитной зоны не установлены в соответствии с действующим нормативным регулированием.
ДД.ММ.ГГГГ Д. в адрес управления подал повторное заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому в соответствии с исчерпывающим перечнем приложены следующие документы: свидетельство о праве собственности на земельный участок <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением мест размещения объекта индивидуального жилищного строительства, разработанная ООО "М.".
ДД.ММ.ГГГГ ему направлен ответ, согласно которому управление отказывает в выдаче разрешения на строительство в связи с несоответствием схемы планировочной организации земельного участка требованиям п. 2.1 градостроительного плана земельного участка. Согласно представленной схеме планировочной организации земельного участка планируется строительство индивидуального жилого дома, которое согласно п. 2.1 градостроительного плана земельного участка по пер. Горский,14, утвержденного приказом от ДД.ММ.ГГГГ N, является запрещенным видом использования для данной зоны, в связи с нахождением участка в санитарно-защитной зоне от действующих промышленных предприятий. Заявитель считает указанный отказ незаконным ввиду его несоответствия действующему законодательству. Земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит ему на праве собственности, отнесен к категории земель - земли населенных пунктов - для строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома. Администрацией города Астрахани в лице управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации города Астрахани ограничены его права на использование земельного участка по назначению и разрешенному использованию и возможности строительства индивидуального жилого дома. Ограничения прав в отношении земельного участка, ограничивающие его использование, отсутствуют. Государственная регистрация ограничений не произведена по той причине, что границы санитарно-защитной зоны промышленных предприятий не установлены в соответствии с действующим законодательством. Вместе с тем, исходя из заключения Управления Роспотребнадзора Астраханской области принадлежащий ему земельный участок в границы санитарно-защитной зоны предприятий не подпадает. Им представлены необходимые документы в рамках получения муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на строительство".
Заявитель просит по указанным основаниям признать отказ администрации незаконным и обязать выдать ему разрешение на строительство индивидуального жилого дома по <адрес> в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании заявитель и его представитель С.Р. доводы заявления поддержали.
Представитель администрации г. Астрахани Ш. с доводами заявления не согласилась.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления Д. отказано.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. Заявитель считает, что судом не учтены требования законодательства в части установления ограничений в отношении земельных участков, доводы заявителя не исследованы должным образом.
Заявитель Д., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представил заявление о рассмотрение дела в его отсутствие, в судебное заседание не явился. Учитывая надлежащее извещение стороны и в соответствии с требованиями статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия определила, рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Заслушав докладчика, представителя заявителя С.Р., поддержавшего доводы жалобы, представителя администрации г. Астрахани и Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г. Астрахани Ш., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по указанным в ней доводам.
Согласно статье 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, выдача разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Одним из принципов градостроительной деятельности в Российской Федерации является осуществление строительства на основе документов территориального, планирования и правил землепользования и застройки (пункт 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с Постановлением мэра города Астрахани от 17.10.2013 N 9288-м "Об утверждении Положений об управлении по строительству, архитектуре и градостроительству администрации города Астрахани" управление осуществляет деятельность по предоставлению гражданам, физическим и юридическим лицам муниципальных услуг, согласно действующему законодательству, в порядке, установленном соответствующими административными регламентами исполнения муниципальных функций и предоставления муниципальных услуг, в том числе и таких как выдача разрешений на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства.
Согласно части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Судом установлено, что Д. является собственником земельного участка площадью кв. м по адресу: <адрес> (категория земель - земли населенных пунктов - для строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома).
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию г. Астрахани с заявлением о выдаче разрешения на строительство на данном земельном участке, приложив свидетельство о праве собственности на земельный участок <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, градостроительный план земельного участка.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N администрацией г. Астрахани отказано Д. в выдаче разрешения на строительство в связи с отсутствием схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, а также в связи с нахождением земельного участка в границах санитарно-защитной зоны от производственных предприятий.
Заявителем подан запрос в адрес управления Роспотребнадзора по Астраханской области о наличии утвержденных в соответствии с действующим законодательством границ санитарно-защитной зоны относительно земельного участка. Согласно полученному ответу от ДД.ММ.ГГГГ N границы санитарно-защитной зоны не установлены в соответствии с действующим нормативным регулированием.
ДД.ММ.ГГГГ Д. подано повторное заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому приложены следующие документы: свидетельство о праве собственности на земельный участок <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением мест размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ заявителю направлен ответ, в котором администрация г. Астрахани отказала в выдаче разрешения на строительство в связи с несоответствием схемы планировочной организации земельного участка требованиям п. 2.1 градостроительного плана земельного участка. Согласно представленной схеме планировочной организации земельного участка планируется строительство индивидуального жилого дома, которое согласно п. 2.1 градостроительного плана земельного участка по <адрес>, утвержденного приказом от ДД.ММ.ГГГГ N является запрещенным видом использования для данной зоны, в связи с нахождением участка в санитарно-защитной зоне от действующих промышленных предприятий.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи (в том числе земли населенных пунктов), используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого и устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации законом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде установления особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах (СЗЗ).
В соответствии с положениями ст. 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться санитарные правила.
В соответствии с п. 2.1 СанПиН 2.2.1 /2.1.1.1200-03 вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона).
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к данным санитарным правилам.
Пунктом 4 статьи 21 Правил землепользования и застройки города Астрахани, утвержденных Решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 30.09.2011 N 144, с изменениями, внесенными решением Городской Думы МО "Город Астрахань" от 28.08.2013 N 128, установлено, что для земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в санитарно-защитных зонах производственных и транспортных предприятий, объектов коммунальной и инженерно-транспортной инфраструктуры, коммунально-складских объектов, очистных сооружений, иных объектов (включая шумовую зону аэропорта), устанавливаются виды запрещенного использования в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств производится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровня физического воздействия на атмосферный воздух, выполненный в соответствии с программой наблюдений, предоставляемой в составе проекта.
В случае обоснования санитарно-защитной зоны предприятия, которая выполняется собственниками производственного предприятия, он может изменяться как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. При отсутствии обоснования размера санитарно- защитной зоны учитываются нормативные размеры санитарно-защитной зоны.
В генеральном плане г. Астрахани и правилах землепользования и застройки г. Астрахани нормативные размеры санитарно-защитных зон промышленных и производственных объектов и коммунально-складских зданий и сооружений установлены в соответствии с главой 7 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74, с изменениями от 09.09.2010 N 122.
К видам запрещенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах санитарно-защитных зон относятся, в том числе, объекты для проживания людей.
Пунктами 3, 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, может осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Согласно пункту 2 части 7 статьи 51 и пункту 2 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из обязательных документов, прилагаемых к заявлению о получении разрешения на строительство и к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, является градостроительный план земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
Судом первой инстанции верно указано, что из содержания указанной статьи следует, что градостроительный план представляет собой план конкретного земельного участка с указанием границ зон публичных сервитутов, минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, сооружений, строений, за пределами которых запрещено строительство зданий, сооружений, строений, информации о градостроительном регламенте (если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента), о разрешенном использовании земельного участка, требований к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия, о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Основанием для формирования или корректировки задания на проектирование служит градостроительный план, в составе которого в соответствии с пунктом 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации указываются, в том числе разрешенное использование земельного участка, требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства.
Из градостроительного плана земельного участка, расположенного по пер. Горскому 14, следует, что земельный участок расположен в границах санитарно-защитной зоны от производственных предприятий с указанием вида запрещенного использования, в том числе - объекты для проживания людей.
Согласно представленной схеме планировочной организации земельного участка заявителем планируется строительство индивидуального жилого дома, которое согласно п. 2.1 градостроительного плана земельного участка по пер. Горский, 14, утвержденного приказом от 27.03.2013 N 59, является запрещенным видом использования для данной зоны.
Установив указанные обстоятельства, управление по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г. Астрахани, в соответствии с требованиями приведенных норм права в установленные законом сроки обоснованно отказало Д. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома <адрес> в Трусовском районе г. Астрахани.
Судом первой инстанции верно указано, что иные доводы не свидетельствуют о незаконности действий органа местного самоуправления и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к правильному выводу, что отказ администрации г. Астрахани соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с оценкой суда установленных по делу обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены вынесенного решения, они по существу аналогичны приведенным в ходе судебного разбирательства доводам, которые учитывались и оценивались судом, выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмены обжалуемого судебного решения.
Таким образом, проверив судебное решение в пределах доводов жалоб, оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя заявителя Д. - С.Р. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)