Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: По мнению заявителя, вид разрешенного использования земельного участка подлежит изменению на основании акта органа местного самоуправления.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Тарасова О.С.
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Ильичевой Е.В.,
судей Бакуменко Т.Н., Стаховой Т.М.
при секретаре У.Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 июня 2015 года апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 04 марта 2015 года по гражданскому делу N 2-830/2015 по заявлению З.Е.А. о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области о приостановлении кадастрового учета,
заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В., выслушав объяснения представителя заявителя З.Е.А. - Л.И.А., представителя филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата" - П.Д.А., судебная коллегия
установила:
З.Е.А. обратилась в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просила признать незаконным решение N <...> от <дата> о приостановлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости, принятое Федеральным государственным бюджетным учреждением Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права просила обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области устранить допущенное нарушение.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> требования З.Е.А. удовлетворены.
Постановленным решением признано незаконным решение от <дата> о приостановлении осуществления кадастрового учета изменения вида разрешенного использования земельного участка, N <...>, расположенного по адресу Ленинградская область, МО Ропшинское сельское поселение, на межселенной территории, вид разрешенного использования согласно свидетельству - ведение крестьянского хозяйства.
На заинтересованное лицо возложена обязанность повторно рассмотреть заявление с принятием соответствующего решения.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит отменить решение, как постановленное при неправильном применении норм материального права и процессуального законодательства.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, З.Е.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N <...>, расположенный по адресу <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для ведения крестьянского хозяйства, площадью <...> кв. м, со статусом кадастровых сведений "ранее учтенный".
Согласно справке от <дата> N <...>, выданной З.Е.А. и.о. главы администрации, генеральным планом МО Ропшинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области указанный земельный участок входит в состав функциональной зоны размещения дачных и садоводческих объединений и для него установлен вид использования под дачное строительство. Кроме того, согласно указанной справке спорный земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения.
З.Е.А. <дата> обратилась к заинтересованному лицу с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, просила изменить вид разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка. К заявлению была приложена доверенность, а также указанная справка от <дата>.
<дата> ФГБУ вынесено решение N <...> о приостановлении осуществления кадастрового учета на основании пункта 5 части 2 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в связи с тем, что заявителем представлены документы, которые по форме и содержанию не соответствуют требованиям вышеуказанного Федерального закона, а также что смена вида разрешенного использования земельного участка возможна только в соответствии с градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки, и статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявителем заинтересованному лицу был представлен комплект документов достаточный для осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с чем, оснований для принятия обжалуемого решения от <дата> у Федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области не имелось.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда, поскольку он не основан на представленных при разрешении дела доказательствах, что привело к неправильному применению к рассматриваемым правоотношениям положений действующего законодательства.
Так, согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом и представляет систематизированный свод сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно пунктам 1, 3 части 1 и пунктам 13, 14 части 2 статьи 7 названного Закона в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:
1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
3) описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;
13) категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок;
14) разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
Абзацем 2 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 21 июля 2014 года) на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, возложена обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пунктам 1, 2 части 1, части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения определены в статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации.
Разрешенное использование земельных участков может также определяться и градостроительным регламентом, содержащимся в Правилах землепользования и застройки населенного пункта (пункт 9 статьи 1, пункты 2, 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, в силу пунктов 6, 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков не устанавливаются для отдельных категорий земель, в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральным органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимается в соответствии с федеральными законами.
В настоящее время федеральным законодательством не определен порядок принятия решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительного регламента не распространяется или для которые градостроительные регламенты не устанавливаются, поэтому для разрешения этого вопроса надлежит руководствоваться положениями Земельного кодекса Российской Федерации и законами регулирующими указанные правоотношения.
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются "сельскохозяйственные угодья".
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения их целевого использования, что соответствует статье 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Из системного толкования положений статей 77, 83, 85 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что законодатель разделил по целевому использованию (видам разрешенного использования) земли сельскохозяйственного назначения:
- - находящиеся за границами населенного пункта;
- - земель сельскохозяйственного использования, входящие в соответствии с градостроительными регламентами в территориальные зоны населенных пунктов.
Разрешенное использование земельных участков, расположенных за пределами населенного пункта, регламентировано пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом в соответствии со статьей 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственными угодьями признаются пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Возможность дачного, либо иного строительства противоречащего целям предоставления земельного участка на таких участках законом не предусмотрена.
Такому выводу корреспондируют положения статьи 7 Федерального закона от <дата> N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", содержащей закрытый перечень оснований для перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Более того, действующее законодательство не позволяет муниципальным органам власти под видом изменения разрешенного использования земель фактически изменять категорию земель.
Таким образом, системное толкование вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что изменение вида разрешенного использования земельных участков, в том числе отнесенных к категории "земли сельскохозяйственного назначения", не допускается без изменения категории земельного участка. Следовательно, внесение изменений в государственный кадастр недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельных участков, отнесенных к категории "земли сельскохозяйственного назначения", недопустимо без изменения категории земельного участка.
Аналогичная по своему содержанию правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата>.
Согласно части 10 статьи 35 и статье 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны сельскохозяйственного использования (в том числе, зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
С учетом названных положений и пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - "земли населенных пунктов".
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке части 1 и части 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок не переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенного пункта. В связи с этим оспариваемое решение Федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области от <дата> о приостановлении осуществления кадастрового учета является законным и обоснованным.
Таким образом, постановленное судом решение не может быть признано отвечающим требованиям части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, решение суда подлежит отмене.
С учетом установленных обстоятельств, судебная коллегия в силу требований пункта 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления З.Е.А. о признании незаконным решения N <...> от <дата> о приостановлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости, принятое Федеральным государственным бюджетным учреждением Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга 04 марта 2015 года отменить.
Отказать З.Е.А. в признании незаконным решения N <...> от <дата> о приостановлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости, принятого Федеральным государственным бюджетным учреждением Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 29.06.2015 N 33-9670/2015 ПО ДЕЛУ N 2-830/2015
Требование: Об оспаривании решения о приостановлении кадастрового учета изменений земельного участка.Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: По мнению заявителя, вид разрешенного использования земельного участка подлежит изменению на основании акта органа местного самоуправления.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 июня 2015 г. N 33-9670/2015
Судья: Тарасова О.С.
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Ильичевой Е.В.,
судей Бакуменко Т.Н., Стаховой Т.М.
при секретаре У.Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 июня 2015 года апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 04 марта 2015 года по гражданскому делу N 2-830/2015 по заявлению З.Е.А. о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области о приостановлении кадастрового учета,
заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В., выслушав объяснения представителя заявителя З.Е.А. - Л.И.А., представителя филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата" - П.Д.А., судебная коллегия
установила:
З.Е.А. обратилась в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просила признать незаконным решение N <...> от <дата> о приостановлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости, принятое Федеральным государственным бюджетным учреждением Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права просила обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области устранить допущенное нарушение.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> требования З.Е.А. удовлетворены.
Постановленным решением признано незаконным решение от <дата> о приостановлении осуществления кадастрового учета изменения вида разрешенного использования земельного участка, N <...>, расположенного по адресу Ленинградская область, МО Ропшинское сельское поселение, на межселенной территории, вид разрешенного использования согласно свидетельству - ведение крестьянского хозяйства.
На заинтересованное лицо возложена обязанность повторно рассмотреть заявление с принятием соответствующего решения.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит отменить решение, как постановленное при неправильном применении норм материального права и процессуального законодательства.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, З.Е.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N <...>, расположенный по адресу <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для ведения крестьянского хозяйства, площадью <...> кв. м, со статусом кадастровых сведений "ранее учтенный".
Согласно справке от <дата> N <...>, выданной З.Е.А. и.о. главы администрации, генеральным планом МО Ропшинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области указанный земельный участок входит в состав функциональной зоны размещения дачных и садоводческих объединений и для него установлен вид использования под дачное строительство. Кроме того, согласно указанной справке спорный земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения.
З.Е.А. <дата> обратилась к заинтересованному лицу с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, просила изменить вид разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка. К заявлению была приложена доверенность, а также указанная справка от <дата>.
<дата> ФГБУ вынесено решение N <...> о приостановлении осуществления кадастрового учета на основании пункта 5 части 2 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в связи с тем, что заявителем представлены документы, которые по форме и содержанию не соответствуют требованиям вышеуказанного Федерального закона, а также что смена вида разрешенного использования земельного участка возможна только в соответствии с градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки, и статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявителем заинтересованному лицу был представлен комплект документов достаточный для осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с чем, оснований для принятия обжалуемого решения от <дата> у Федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области не имелось.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда, поскольку он не основан на представленных при разрешении дела доказательствах, что привело к неправильному применению к рассматриваемым правоотношениям положений действующего законодательства.
Так, согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом и представляет систематизированный свод сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно пунктам 1, 3 части 1 и пунктам 13, 14 части 2 статьи 7 названного Закона в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:
1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
3) описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;
13) категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок;
14) разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
Абзацем 2 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 21 июля 2014 года) на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, возложена обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пунктам 1, 2 части 1, части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения определены в статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации.
Разрешенное использование земельных участков может также определяться и градостроительным регламентом, содержащимся в Правилах землепользования и застройки населенного пункта (пункт 9 статьи 1, пункты 2, 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, в силу пунктов 6, 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков не устанавливаются для отдельных категорий земель, в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральным органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимается в соответствии с федеральными законами.
В настоящее время федеральным законодательством не определен порядок принятия решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительного регламента не распространяется или для которые градостроительные регламенты не устанавливаются, поэтому для разрешения этого вопроса надлежит руководствоваться положениями Земельного кодекса Российской Федерации и законами регулирующими указанные правоотношения.
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются "сельскохозяйственные угодья".
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения их целевого использования, что соответствует статье 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Из системного толкования положений статей 77, 83, 85 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что законодатель разделил по целевому использованию (видам разрешенного использования) земли сельскохозяйственного назначения:
- - находящиеся за границами населенного пункта;
- - земель сельскохозяйственного использования, входящие в соответствии с градостроительными регламентами в территориальные зоны населенных пунктов.
Разрешенное использование земельных участков, расположенных за пределами населенного пункта, регламентировано пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом в соответствии со статьей 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственными угодьями признаются пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Возможность дачного, либо иного строительства противоречащего целям предоставления земельного участка на таких участках законом не предусмотрена.
Такому выводу корреспондируют положения статьи 7 Федерального закона от <дата> N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", содержащей закрытый перечень оснований для перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Более того, действующее законодательство не позволяет муниципальным органам власти под видом изменения разрешенного использования земель фактически изменять категорию земель.
Таким образом, системное толкование вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что изменение вида разрешенного использования земельных участков, в том числе отнесенных к категории "земли сельскохозяйственного назначения", не допускается без изменения категории земельного участка. Следовательно, внесение изменений в государственный кадастр недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельных участков, отнесенных к категории "земли сельскохозяйственного назначения", недопустимо без изменения категории земельного участка.
Аналогичная по своему содержанию правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата>.
Согласно части 10 статьи 35 и статье 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны сельскохозяйственного использования (в том числе, зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
С учетом названных положений и пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - "земли населенных пунктов".
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке части 1 и части 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок не переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенного пункта. В связи с этим оспариваемое решение Федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области от <дата> о приостановлении осуществления кадастрового учета является законным и обоснованным.
Таким образом, постановленное судом решение не может быть признано отвечающим требованиям части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, решение суда подлежит отмене.
С учетом установленных обстоятельств, судебная коллегия в силу требований пункта 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления З.Е.А. о признании незаконным решения N <...> от <дата> о приостановлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости, принятое Федеральным государственным бюджетным учреждением Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга 04 марта 2015 года отменить.
Отказать З.Е.А. в признании незаконным решения N <...> от <дата> о приостановлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости, принятого Федеральным государственным бюджетным учреждением Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)